УДК 37;13.00.01
Новопольцева Ксения Анатольевна
воспитатель д/с № 85 [email protected] Ksenia A. Novopoltseva kindergarten teacher No. 85 [email protected]
ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
INTEGRATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR TO IMPROVE THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION
Аннотация. Cтатъя раскрывает понятия: «среда», «образовательная среда», «интегративная образовательная среда». В работе рассматриваются модели образовательной среды, обосновывается важность создания интегративной образовательной среды в системе дошкольное отделение -начальные классы гимназии. Уделено внимание особенностям ее использования с целью повышения качества дошкольного образования.
Ключевые слова: образовательная среда, интеграция, интегративная образовательная среда, дошкольное отделение.
Annotation. The article reveals the concept of «environment», «educational environment», «integrative educational environment». In this paper we consider the model of the educational environment, justified the importance of creating an integrative educational environment in the preschool department - elementary school gymnasium. It paid attention to the peculiarities of its use to improve the quality of preschool education.
Keywords: educational environment, integration, integrative educational environment, preschool department.
Современное дошкольное образование, в связи с переходом на новый стандарт качества образования, требует совершенствования образовательного процесса, проектирование новых технологий, повышение квалификации педагогов и реализации интегративного подхода.
Вопросы качества дошкольного образования и связанные с этим проблемы его стандартизации обсуждаются на самых разных уровнях управления. При этом состояние практики в процессе реализации разных программ в системе дошкольного образования требует решения ряда задач, в том числе организации целостности педагогического процесса и преемственность между образовательными ступенями. Образование должно быть направлено на развитие способностей каждого ребёнка, на поддержку его
самостоятельной деятельности, инициативности, интересов и потребностей в познании окружающей среды на этапе раннего, дошкольного и школьного детства.
Однако понятие среды не имеет однозначной трактовки и прежде, чем приступить к характеристике непосредственно образовательной среды, рассмотрим его подробнее. Среда рассматривается как окружающее человека социальное пространство (в целом как макросреда, в конкретном смысле как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия
[5].
«Педагогику среды» в отечественной науке разрабатывал еще академик С.Т.Шацкий, «общественную среду ребенка» описывает в своих исследованиях П.П. Блонский, «окружающая среда» рассматривается в работах А.С. Макаренко [6]. Данные авторы в своих трудах доказывали, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, а условия, среда его существования - предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых в нашей стране и за рубежом. Образовательная среда в педагогическом терминологическом словаре рассматривается как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов [5].
В настоящее время разработаны различные модели образовательной среды, где рассматриваются следующие определения образовательной среды: В.А. Ясвин рассматривает образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении (эколого-личностная модель) [7]; В.И.Слободчиков подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды, ее изначальную незаданность (антрополого-психологическая модель) [4]; психолог В.И. Панов считает, что образовательная среда - это система педагогических и психологических условий и влияний, благодаря которым можно раскрыть еще не проявившиеся и развить уже проявившиеся интересы и способности учеников. При этом необходимо учитывать природные задатки. (экопсихологический подход).
В системе «Школа 2100» образовательная среда понимается в качестве целостной характеристики внутренней жизни учреждения, которую определяют конкретные задачи; выбор средств, которые помогают решать эти задачи; содержательно оценивается по эффекту в развитии личности, социальной жизни, интеллекта детей, которого она должна достичь [2].
В настоящее время стали появляться учреждения, которые являются комплексом, объединяющим социальные институты, у которых имеется средовый подход в конструировании образовательного пространства, то есть интеграция среды.
В педагогике под интеграцией понимается высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания [3]. Результатом их функционирования является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений. Авторы Т.С. Комарова и М.Б. Зацепина указывали на важность интеграции для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, интеграция является основополагающим принципом организации образовательного процесса в ДОУ, который ведет к:
- уменьшению учебной нагрузки на ребенка при одновременном сохранении качества образования;
-соблюдению норм длительности организованных видов детской деятельности при уплотнении их содержания;
- позволит избежать дублирования содержания образования.
Интеграция как целостное явление объединяет образовательные области,
разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему на основе планирования, вместе с тем, она выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становится совместная со взрослыми, а также самостоятельная деятельность детей. В последнее время наблюдается тенденция рассмотрения интеграции как принципа или средства организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. В работах исследователей указывается о необходимости синтеза образовательных областей, проникновения одной области (или нескольких) в другую.
В современной педагогической науке анализируются понятия интегрированной развивающей среды, интегративной образовательной системы, образовательной среды интегративного комплекса. В научных статьях, докладах конференций рассматривается структура, функции и особенности интеграции общего и дополнительного образования, интегративная среда профильного обучения, а также осуществляется анализ интеграционного процесса образовательной среды системы «начальные классы - средняя школа». Однако очень мало уделено внимания интегративной образовательной среде, как фактору повышения качества дошкольного образования в системе «дошкольное отделение - начальные классы гимназии», а также не рассмотрено само понятие «интегративная образовательная среда» в данной системе. Рассмотренные выше понятия «среда», «образовательная среда», «интеграция», позволяют нам выделить следующее определение: «интегративная образовательная среда» (в системе «дошкольное отделение - начальные классы гимназии») - это часть
социокультурного пространства, зона выражения единства целей и принципов, единства содержания организации процесса обучения и воспитания. Или «интегративная образовательная среда» (в системе «дошкольное отделение -начальные классы гимназии») - это взаимодействие образовательных систем начальной школы и дошкольного отделения, основанное на единстве целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания.
Образовательная среда учреждений рассматриваемой системы структурирована, и можно выделить 3 её уровня:
1) динамическая целостность, интегрирующая взаимодействие пространственных отношений следующих сред: архитектурной, материально-технической, социокультурной, педагогической, а также информационной;
2) совокупность встроенных компонентов, которые объединены по концентрическому типу: образовательная среда кабинетов, залов, групп, классов;
3) духовная общность, которая возникает между субъектами и способствует становлению личности.
Повышение качества современного образования влечет за собой необходимость планомерного конструирования единой интегрированной образовательной среды. В педагогическом словаре: «конструирование -создание новых дидактических материалов, новых форм, методов, организации педагогического процесса» [1].
Для процесса конструирования интегрированной образовательной среды в России важно не только наличие законодательных и финансовых механизмов, необходима работа по изменению общественного мнения, в том числе и профессионалов. Организация профессиональных контактов учителей общих, специальных и интегративных школ, проведение совместных конференций, тренингов и исследований могут принести огромную пользу в повышении качества образования.
В настоящее время рост интеграционной образовательной среды возможен и происходит изнутри, «снизу». В основе данного процесса -активность заинтересованных, творческих специалистов и просто неравнодушных людей. Интеграционное пространство, взаимодействуя со всеми существующими образовательными возможностями, стремится адекватно использовать их в интеграционных процессах. Организация интегративной образовательной среды ДОУ и начальных классов должна включать в себя три основных направления деятельности - работу с детьми, взаимодействие педагогов и сотрудничество с родителями.
К сожалению, в настоящее время создание интегративной образовательной среды между ДОУ и начальной школой затрудняет ряд факторов методически-организационного плана: плохая обеспеченность учебного процесса учебно-методическими материалами, недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования. Данные проблемы требуют организации централизованной
системы повышения квалификации для подготовки как педагогов, так и административного персонала.
Большую роль играет взаимодействие детского сада и школы. Ведь у учителей и воспитателей часто нет взаимосвязи, согласованности. В своей работе воспитатели выявляют готовность детей к школе, оценивают их умственную деятельность, речь и социальное развитие. Учитель, не владея этой информацией, не может эффективно педагогически воздействовать на ребенка. Поэтому, если педагоги будут работать совместно и целенаправленно, дети с разным уровнем развития будут ощущать комфорт в начальной школе, и у каждого ребенка будет возможность продвигаться своим темпом.
Очень важно учитывать то, что вся работа с дошкольниками и младшими школьниками должна основываться на принципе «не навреди», её нужно направить на то, чтобы сохранить здоровье, эмоциональное благополучие и индивидуальность ребенка. Исходя из этого, целесообразно налаживать плодотворное сотрудничество детского сада и школы, в процессе которого нужно решать следующие задачи:
• установить единство взглядов и стремлений в воспитательном процессе между детским дошкольным учреждением, семьей и школой;
• выработать общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов;
• создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса - воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• сформировать в семьях позитивное отношение к активности детей в социальной и общественной жизни.
При переходе в школу даже у самого успешного и развитого ребенка могут возникнуть трудности адаптации. Неизвестность всегда пугает не только детей, но и родителей. Какие условия будут в школе, к чему готовитсья заранее. Задача образовательного учреждения - показать детям, что в школе их ждут, там они узнают много нового, школа тоже может предложить детям интересный досуг.
Таким образом, система дошкольного отделения и начальных классов гимназии помогает реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного, начального школьного и основного общего образования, придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, создать методическую «копилку» для повышения качества образовательных услуг, обмен опытом и рост квалификации педагогов. В ходе проведенного анализа было установлено, что важную роль в повышении качества образования играет создание интегративной образовательной среды дошкольного и начального школьного образования, но это требует решения ряда указанных проблем, как объективного, так и субъективного характера.
Литература:
1. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
2. Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех: Сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2006. - 320 с.
3. Омельченко, С.В. Понятие интеграции в педагогическом процессе / С.В.Омельченко // Журнал научных публикаций. - 2007. - 17.01. - Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2007/ped1.html
4. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И.Слободчиков // Вторая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы докладов. М., 2000. - 12-14 апреля. - С. 172-176.
5. Черник, Б.П. Педагогический терминологический словарь. [Электронный ресурс] Б.П.Черник // Российская национальная библиотека. -2006. Режим доступа: http://pedagogical dictionary.academic.ru
6. Щербакова, Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений / Т. Н. Щербакова // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 545-548.
7. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А.Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
Literature:
1 . Kodzhaspirova, G.M., Kodzhaspirov, A.Yu. Pedagogichesky dictionary / G.M.Kodzhaspirova, A.Yu.Kodzhaspirov. - M.: Publishing center "Akademiya", 2000. -176 pages.
2 . Educational system "School 2100" - quality education for all: Сб. mat. / Under науч. edition of D. I. Feldstein. - M.: Баласс, 2006. - 320 pages.
3 . Omelchenko, S. V. Ponyatiye of integration in pedagogical process / S.V.Omelchenko//the Magazine of scientific publications. - 2007 . - 17.01 . - Access mode: http://jurnal.org/articles/2007/ped1.html
4 . Slobodchikov, V. I. incept of the educational environment of the concept developing education / V.I.Slobodchikov//the Second Russian conference on ecological psychology: Theses of reports. M, 2000. - April 12-14. - Page 172-176.
5 . Bilberries, B. P. Pedagogichesky terminological dictionary. [Electronic resource] B.P.Chernik//National Library of Russia. - 2006 . Access mode: http://pedagogical dictionary.academic.ru
6 . Scherbakova, T. N. To a question of structure of the educational environment of educational institutions / T. N. Scherbakova//Young scientist. - 2012 . - No. 5. - Page 545-548.
7 . Yasvin, VA. Educational environment: from modeling to design / V.A.Yasvin. - M.: Sense, 2001. - 365pages..