Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/113PVN415.pdf DOI: 10.15862/113PVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/113PVN415)
УДК 37.013.46
Ушаков Алексей Антонидович1
ГБОУ СПО «Белореченский медицинский колледж» министерства здравоохранения
Краснодарского края Россия, Белореченск2 Старший методист
Преподаватель химии и биологии, генетики человека с основами медицинской генетики
Кандидат педагогических наук Заслуженный учитель Кубани Профессор Российской Академии Естествознания E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/ author_items.asp?authorid=534035
Ресурсный потенциал интегративной образовательной
среды педагога
1 http://www.famous-scientists.ru/12622/ http://учителя.1сентября.рф/100-869-291
2 352630, Краснодарский край, г. Белореченск, ул. 40 лет ВЛКСМ, 129-а
Аннотация. В стратегических целях образования непрерывное саморазвитие педагога как личности и профессионала рассматривается в качестве приоритетного направления.
Личностно-профессиональное саморазвитие педагога осуществляется в современных информационных образовательных средах, которые интегрируются в единую многоуровневую среду. В изменяющихся условиях интегративной образовательной среды требуется поиск новых подходов к решению проблемы личностно-профессионального саморазвития педагога.
В проведенном исследовании подчеркивается основополагающее влияние ресурсов интегративной образовательной среды на процесс личностно-профессионального саморазвития педагога. В статье рассматривается понятие ресурсного потенциала как философской, междисциплинарной и педагогической категории. Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды обосновывается как совокупность всех профессионально-развивающих возможностей, средств и источников, позволяющих педагогу осуществлять процесс личностно-профессионального саморазвития и достигать высокого уровня профессионального мастерства. Структура ресурсного потенциала интегративной образовательной среды включает не только актуальные, но и потенциальные ресурсы саморазвития. В данном исследовании разработана классификация профессионально-развивающих ресурсов интегративной образовательной среды на основе функционального признака.
Результаты исследования позволяют педагогам проектировать индивидуальные траектории саморазвития на основе использования вариативных профессионально-развивающих ресурсов.
Совокупность представленных в статье результатов исследования расширяет возможности личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды.
Ключевые слова: личностно-профессиональное саморазвитие педагога; интегративная образовательная среда; уровни интеграции образовательной среды; ресурсный подход; ресурсный потенциал; структура ресурсного потенциала; классификация профессионально-развивающих ресурсов.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Ушаков А.А. Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды педагога // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/113PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/113PVN415
Современный этап развития образования характеризуется стремительным развитием информационных технологий. Глобальные процессы технологизации и информатизации определяют формирование образовательных сред, для которых характерна тенденция к их интеграции - объединению и взаимопроникновению. В данном случае под интеграцией понимается формирование единой, качественно иной, образовательной среды. Такая среда оказывает основополагающее влияние на процессы саморазвития личности. В новых условиях актуализируется приоритетная задача обеспечения условий для самосовершенствования человека.
В связи с ведущими социальными тенденциями изменяются требования к педагогу, обеспечивающего формирование личности обучающихся и качество образования в целом. Педагог должен непрерывно повышать свой потенциал, уровень квалификации и профессионального мастерства, развивать творческие способности. Достижение обозначенной цели в значительной степени определяется процессом саморазвития. В настоящее время личностно-профессиональное саморазвитие педагога в формирующейся интегративной образовательной среде продолжает оставаться дискуссионным вопросом. Это обусловливает разработку новых теоретических концепций и моделей, позволяющих педагогу эффективно организовать целостный процесс саморазвития. В проведенном исследовании рассматривается ресурсный потенциал интегративной образовательной среды, объединяющий вариативные профессионально-развивающие ресурсы для проектирования индивидуальных траекторий саморазвития педагога.
Интегративная образовательная среда педагога - это самоорганизуемая открытая система, образованная в результате синтеза образовательных сред различной уровневой и функциональной принадлежности. Нами разработана концепция личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде. Данная концепция включает концептуальную модель интегративной профессионально-развивающей образовательной среды, которая содержит уровни интеграции, компоненты и свойства среды, ее функции в личностно-профессиональном саморазвитии [9]. Отличительной особенностью концептуальной модели интегративной профессионально-развивающей образовательной среды является идея ее уровневой интеграции на методологическом, структурно-функциональном и содержательном уровнях (таблица).
Таблица
Уровни интеграции образовательной среды
Уровни интеграции Характеристика уровня
Методологический уровень Методологическую основу интеграции образовательной среды составляет синтез системного, синергетического, средового, личностно-деятельностного, эколого-психологического, компетентностного подходов. Под синтезом методологических подходов понимается обобщение и сведение в единое целое принципов обозначенных подходов в соответствии с логикой проводимого исследования.
Уровни интеграции Характеристика уровня
Структурно- функциональный уровень Интегративная образовательная среда педагога представлена следующими подсистемами: • микросреды отдельных образовательных организаций и их структурных подразделений; • мезосреды общего, профессионального и дополнительного образования; • интегративная макросреда как глобальная система, подсистемы которой взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией и ресурсами, трансформируются под влиянием изменяющихся парадигм. Выделенные подсистемы действуют в рамках своего функционального назначения. Существующие внутренние связи соединяют подсистемы интегративной образовательной среды в единое целое.
Содержательный уровень Организован как объединение профессионально-развивающих ресурсов, связи и отношения между которыми имеют кооперирующий характер.
Интегративная образовательная среда включает материально-технический, содержательно-методический и социально-коммуникативный взаимосвязанные компоненты. Таким образом, интегративная образовательная среда является многоуровневой и многокомпонентной системой, содержащей профессионально-развивающие ресурсы.
Личностно-профессиональное саморазвитие педагога - целостный процесс деятельности, проектируемый самим педагогом и осуществляемый поэтапно в соответствии с циклом: формирование внутренней мотивации - постановка цели как желаемого результата (проектирование) - исполнительские действия - оценка достижений (рефлексия) -корректировочные действия [10]. Интегративная образовательная среда обеспечивает преемственность как между уровнями образования, так и в непрерывном процессе личностно-профессионального саморазвития педагога по концентрическому принципу (от низкого к высокому уровню). Интегративная образовательная среда создает доминанту личностно-профессионального саморазвития педагога, определяет его вариативные модели и результативность. Такая среда является профессионально-развивающей системой по своей сущности.
Основу содержательного уровня интегративной образовательной среды составляет кооперация профессионально-развивающих ресурсов, обладающих свойством вариативности. В чем заключается специфика данных ресурсов, каким образом они могут быть использованы в процессе личностно-профессионального саморазвития педагога? Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо раскрыть содержание понятий «ресурсный подход», «ресурсный потенциал», «ресурсы».
Ресурсный подход является междисциплинарным подходом и применяется в экономике, менеджменте, образовании, психологии. Ресурсный подход рассматривает организацию в качестве набора ресурсов. С помощью ресурсного подхода осуществляется стратегическое планирование деятельности организации на основе анализа специфических ресурсов и конкурентного окружения. С точки зрения Т.П. Зинченко, ресурсный подход «дает возможность описать как требования, налагаемые внешней средой на систему, так и
внутренние возможности системы удовлетворять данным требованиям» [2]. Ресурсная методология - основа проектирования образовательного процесса [8]. Ресурсный подход имеет личностно-ориентированные и гуманистические основания, что позволяет использовать его в процессе личностно-профессионального саморазвития педагога.
В основе определения терминов «ресурсный потенциал» и «ресурсы» находится соотношение понятий «актуальное» и «потенциальное». В учении Аристотеля бытие делится на потенциальное (возможность) и актуальное (определяемое как действительность). Категория «возможность» имеет вероятностный характер и выступает как предстоящее. Действительность, в отличие от возможности, трактуется как осуществленная реальность. Все возможное может стать действительным.
Под ресурсами в широком значении понимаются запасы, источники или средства чего-либо, которые имеются в наличии и используются при необходимости, обеспечивая изменение объекта. Ресурсы как мера возможности выполнения какой-либо деятельности позволяют с помощью преобразований получить желаемый результат. Ресурсы существуют как в актуальном состоянии (ресурс - средство достижения цели), так и в качестве резервов, для использования которых необходима их актуализация, или приведение в состояние развития [11]. Ресурс является реальным, если обладает признаками сформированности, качества, доступности и ограничения [4]. В отличие от ресурса, потенциал - это совокупность всех имеющихся возможностей, которые могут быть мобилизованы и использованы для достижения поставленных целей. Потенциал - это то, благодаря чему возможность переходит в действительность. Потенциал превращается в ресурс при определенных условиях, а именно при инициировании его использования.
Рассмотрим структуру ресурсного потенциала образовательной организации. Как правило, ресурсы всех субъектов экономики подразделяются на материальные (технологии, оборудование и др.), трудовые (сотрудники), финансовые и нематериальные. Выделяют также организационные ресурсы (отчетность, планирование и контроль, неформальные связи). А.П. Долговым, М.В. Суховой определены следующие виды ресурсного потенциала образовательных организаций: учебно-методический (включая инновационный и информационный подвиды), кадровый, материально-технический, финансовый [1]. Инновационные ресурсы могут существовать и как самостоятельный вид ресурсов, которые способствуют повышению ресурсного потенциала организации и осуществлению ее развития. В этом аспекте отдельно выделяются организационно-правовые ресурсы как наличие стратегии развития образовательной организации, внедрение системы менеджмента качества. Структура ресурсного потенциала более сложная, чем сумма отдельных потенциалов, что определяется взаимодействием составляющих его элементов.
Ресурсный потенциал является педагогической категорией и определяется в различных значениях. Б.Г. Ананьев предложил понятие потенциалов индивидуально-психического развития, которые связаны с одаренностью, специальными способностями, работоспособностью. В.А. Митрахович трактует педагогический потенциал как «свойство иметь определенные возможности, способности, ресурсы, направленные на формирование и развитие личности в процессе ее образования» [5]. Ключевым моментом в этом определении является осуществление педагогических функций - образовывать и развивать, прямо или опосредованно влиять на процесс образования. П.И. Третьяков, Н.А. Шарай понимают под образовательными ресурсами «совокупность объективно существующих условий и средств, необходимых для эффективной реализации определенных образовательных процессов» [7]. Инновационный потенциал личности связан с творческим потенциалом и рассматривается как совокупность социально-антропологических и социально-психологических качеств, обеспечивающих успешность самореализации личности [6]. По мнению В.И. Слободчикова,
ресурсный потенциал (насыщенность) образовательной среды - один из ее основных параметров.
Под ресурсным потенциалом интегративной образовательной среды нами понимается совокупность всех профессионально-развивающих возможностей, средств и источников, позволяющих педагогу осуществлять процесс личностно-профессионального саморазвития и достигать высокого уровня профессионального мастерства.
Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды как системно организованный феномен обладает свойствами целостности, вариативности, открытости, концентрированности, неограниченности, непрерывного развития, эмерджентности. Эмерджентность (синоним «системный эффект») ресурсного потенциала интегративной образовательной среды определяется несводимостью свойств системы к сумме свойств ее компонентов, благодаря чему появляются новые свойства ресурсного потенциала, не присущие отдельным ресурсам. С развитием интегративной образовательной среды ее потенциал повышается, так как закономерно увеличивается объем профессионально-развивающих возможностей.
Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды включает не только сложившуюся систему ресурсов, но и альтернативные ресурсы, возможность применения которых обоснована в процессе личностно-профессионального саморазвития педагога. С этой позиции ресурсы интегративной образовательной среды бывают двух видов:
• актуальные ресурсы - реально используются в процессе личностно-профессионального саморазвития;
• потенциальные ресурсы - существуют номинально и могут быть использованы, к этой группе ресурсов относятся резервы и возможности по мобилизации данных ресурсов.
Нами разработана классификация профессионально-развивающих ресурсов интегративной образовательной среды, используемых педагогом в процессе личностно-профессионального саморазвития (рисунок).
«
Представлены совокупностью
технических и соответствующих
программных средств для поддержки образовательного процесса и его автоматизации в условиях непрерывного развития информационно-технической инфраструктуры интегративной
образовательной среды.
S
Объединяют поисковые и справочные системы, образовательные порталы, электронные библиотеки, тренажеры, обучающие интерактивные программы, мультимедийные средства и другие электронные ресурсы интегративной образовательной среды.
Z
3. Социально-коммуникативные ресурсы 4. Научно-методические ресурсы
«
Направлены на взаимодействие между участниками образовательного процесса, объединяют
телекоммуникационные средства и сетевые сообщества, создают образовательную сеть.
Обеспечивают возможности
реального и виртуального участия в научно-практических конференциях и семинарах, повышение квалификации в дистанционной форме, при этом научно-методическое сопровождение инициирует процесс личностно-профессионального саморазвития педагога.
Основанием предложенной
классификации профессионально-
развивающих ресурсов интегративной образовательной среды является функциональный признак, определяющий значение и место данных взаимосвязанных ресурсов в процессе личностно-профессионального саморазвития педагога.
Рис. Классификация профессионально-развивающих ресурсов интегративной
образовательной среды педагога
С позиции акмеологического подхода образовательная среда представляет собой потенциальную возможность для оптимизации процесса личностно-профессионального развития специалиста, уровень сформированности среды и личностно-профессиональное развитие ее субъектов взаимозависимы [3]. Интегративная образовательная среда является безбарьерной средой по своей сущности, позволяющей педагогу эффективно осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие. Повышение результативности саморазвития педагога зависит от ресурсного потенциала интегративной образовательной среды, а не от имеющихся в наличии на данный момент профессионально-развивающих ресурсов. Задача образовательной организации - выделение и активизация наиболее важных ключевых профессионально-развивающих ресурсов, которые будут являться источником саморазвития педагога. В процессе личностно-профессионального саморазвития необходимо мобилизовать ресурсный потенциал интегративной образовательной среды в актуальные профессионально-развивающие ресурсы. Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды преобразуется в профессионально-развивающие ресурсы при их актуализации и активном использовании.
Психолого-педагогическими условиями актуализации ресурсного потенциала являются:
• научно-методическое сопровождение на уровне образовательной организации, инициирующее использование профессионально-развивающих ресурсов;
• активизация потенциала самореализации педагога, мотивация и стимулирование процесса саморазвития педагога;
• обеспечение доступности профессионально-развивающих ресурсов;
• проектирование индивидуальной траектории личностно-профессионального саморазвития на основе анализа актуальных и потенциальных профессионально-развивающих ресурсов;
• рациональное использование профессионально-развивающих ресурсов.
Под перечисленными психолого-педагогическими условиями понимаются обстоятельства, от которых существенно зависит преобразование ресурсного потенциала интегративной образовательной среды в актуальные профессионально-развивающие ресурсы. Обозначенные психолого-педагогические условия управляемы и в значительной степени конструируемы на уровне образовательной организации, что обеспечивает наиболее эффективное протекание рассматриваемого преобразовательного процесса.
Вариативность ресурсного потенциала интегративной образовательной среды позволяет проектировать перспективные индивидуальные траектории саморазвития на основе вероятностных сценариев. В процессе исследования нами разработана следующая последовательность действий в проектировании и реализации индивидуальной траектории личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды.
1. Постановка цели и задач личностно-профессионального саморазвития в условиях интегративной образовательной среды.
2. Анализ актуальных и потенциальных профессионально-развивающих ресурсов.
3. Определение направлений саморазвития и профессионально-развивающих ресурсов данного процесса (программно-технических, информационно-образовательных, социально-коммуникативных, научно-методических ресурсов).
4. Осуществление практико-преобразующей деятельности на основе использования профессионально-развивающих ресурсов.
5. Проведение мониторинга качественных изменений в личностно-профессиональном саморазвитии (фиксирование достижений).
6. Рефлексия результатов личностно-профессионального саморазвития и корректировочные действия.
7. Переход педагога на качественно новые уровни личностно-профессионального саморазвития.
В конечном итоге ресурсный потенциал интегративной образовательной среды определяет эквифинальность саморазвития педагога как движение различными путями в одно и то же финальное состояние - высокий уровень профессионального мастерства и достижение «акме» - вершины саморазвития.
Таким образом, в результате проведенного исследования:
1) определена структура интегративной образовательной среды и уровни ее интеграции;
2) раскрыты сущностные характеристики понятий «ресурсный подход», «ресурсы», «ресурсный потенциал»;
3) проанализированы структура ресурсного потенциала и содержание данного понятия как педагогической категории;
4) дано определение понятия «ресурсный потенциал интегративной образовательной среды»;
5) разработана классификация профессионально-развивающих ресурсов интегративной образовательной среды;
6) определены психолого-педагогические условия актуализации ресурсного потенциала интегративной образовательной среды;
7) разработана последовательность действий в процессе проектирования и реализации индивидуальной траектории личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды.
Совокупность представленных в статье результатов исследования расширяет возможности актуализации ресурсного потенциала интегративной образовательной среды с целью осуществления личностно-профессионального саморазвития педагога. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности образовательных организаций, в системе повышения квалификации педагогических кадров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Долгов А.П., Сухова М.В. Проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров в вузах России // Проблемы современной экономики. 2004. №4. С. 227232.
2. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. М.: МОДЭК, 2000. 608 с.
3. Иванова В.И. Акмеологическая концепция формирования образовательной среды подготовки специалистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 2009. 63 с.
4. Клочкова Л.И. Реализация идей ресурсного подхода в развитии воспитания школьников: к вопросу о системе понятий // Современные проблемы науки и образования. 2014. №3. URL: www.science-education.ru/117-12821 (дата обращения: 18.08.2015).
5. Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. №9. С. 16-20.
6. Толстов С.Н., Шмелева Е.А. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. №79. C. 781-794. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/05/pdf/56.pdf.
7. Третьяков П.И., Шарай Н.А. Ресурсы развития культурно-образовательной среды школы в условиях социокультурного многообразия // Педагогическое образование и наука. 2011. №10. С. 4-8.
8. Тягунова Ю.В. Ресурсная методология проектирования образовательного процесса в университете // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. №41 (300). С. 18-21.
9. Ушаков А.А. Интегративный подход в организации профессионально-развивающей образовательной среды педагога // Фундаментальные исследования. 2015. №2-5. С. 1062-1066.
10. Ушаков А.А. Проектирование интегративной профессионально-развивающей образовательной среды // Фундаментальные исследования. 2013. №8-5. С. 12121216.
11. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2005. 384 с.
Рецензент: Сажина Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Технологии и предпринимательства», заместитель декана факультета «Педагогики, психологии и коммуникативистики», ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет».
Ushakov Alexey Antonidovich
Belorechensk Medical College Ministry of Health Service Krasnodar Territory
Russia, Belorechensk E-mail: [email protected]
The resource potential of integrative education environment of teacher
Abstract. For the strategic purposes of education the continuous self-development of teacher as a person and professional is considered as a priority area of activity.
The personal and professional self-development of teacher is carried out in the modern information educational environments that are integrated into a unified multilevel environment. Under the changing conditions of the integrative educational environment looking for new approaches is requested to solve the problem of personal and professional self-development of teacher.
The conducted study emphasizes the fundamental impact of the integrative educational environment resources on the process of personal and professional self-development of teacher. The article considers the concept of resource potential as a philosophical, multidisciplinary and educational category. The resource potential of the integrative educational environment is substantiated as a complex of all professionally-developing opportunities, funds and sources to enable the teacher to carry out the process of personal and professional self-development and to achieve a high level of professional skill. The structure of the resource potential of integrative educational environment includes not only actual but also potential resources of self-development. In this study a classification of professionally-developing resources of the integrative educational environment has been developed on the basis of functional feature.
The study results allow teachers to design individual paths of self-development through the use of variative professionally-developing resources.
The cumulative results of study presented in the article extend the opportunities of personal and professional self-development of teacher under conditions of integrative educational environment.
Keywords: personal and professional self-development of teacher; integrative educational environment; levels of the educational environment integration; resource-based approach; resource potential; structure of resource potential; classification of professionally developing resources.
REFERENCES
1. Dolgov A.P., Sukhova M.V. Problemy vosproizvodstva nauchno-pedagogicheskikh kadrov v vuzakh Rossii // Problemy sovremennoy ekonomiki. 2004. №4. S. 227-232.
2. Zinchenko T.P. Kognitivnaya i prikladnaya psikhologiya. M.: MODEK, 2000. 608 s.
3. Ivanova V.I. Akmeologicheskaya kontseptsiya formirovaniya obrazovatel'noy sredy podgotovki spetsialistov: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / Rossiyskaya akademiya gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii. M., 2009. 63 s.
4. Klochkova L.I. Realizatsiya idey resursnogo podkhoda v razvitii vospitaniya shkol'nikov: k voprosu o sisteme ponyatiy // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. №3. URL: www.science-education.ru/117-12821 (data obrashcheniya: 18.08.2015).
5. Mitrakhovich V.A. Potentsial kak pedagogicheskaya kategoriya // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008. №9. S. 1620.
6. Tolstov S.N., Shmeleva E.A. Innovatsionnyy potentsial i obrazovatel'naya sreda kak akmeologicheskie resursy razvitiya // Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2012. №79. C. 781-794. Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2012/05/pdf/56.pdf.
7. Tret'yakov P.I., Sharay N.A. Resursy razvitiya kul'turno-obrazovatel'noy sredy shkoly v usloviyakh sotsiokul'turnogo mnogoobraziya // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2011. №10. S. 4-8.
8. Tyagunova Yu.V. Resursnaya metodologiya proektirovaniya obrazovatel'nogo protsessa v universitete // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2012. №41 (300). S. 18-21.
9. Ushakov A.A. Integrativnyy podkhod v organizatsii professional'no-razvivayushchey obrazovatel'noy sredy pedagoga // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. №2-5. S. 1062-1066.
10. Ushakov A.A. Proektirovanie integrativnoy professional'no-razvivayushchey obrazovatel'noy sredy // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. №8-5. S. 1212-1216.
11. Shamova T.I., Davydenko T.M., Shibanova G.N. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami. M.: Akademiya, 2005. 384 s.