Научная статья на тему 'Рекреационная среда вуза как фактор профессионально-личностного развития студентов'

Рекреационная среда вуза как фактор профессионально-личностного развития студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА / РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Наталья Юрьевна, Кудина Яна Николаевна, Петьков Валерий Анатольевич, Бессарабова Юлиана Владимировна, Джаубаев Юруслан Ахметович

В статье раскрывается сущность и потенциальные возможности рекреационной среды вуза как фактора профессионально-личностного развития студента. В структуре рекреационной среды вуза выделены категория субъектов (преподаватели, студенты) и её компоненты: научно-методический, материальный (пространственно-предметный), адаптационно-оздоровительный, содержательно-технологический и социально-коммуникативный, использование потенциала которых является важным ресурсом повышения эффективности образовательного процесса вуза и предметом проектной рекреационной деятельности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко Наталья Юрьевна, Кудина Яна Николаевна, Петьков Валерий Анатольевич, Бессарабова Юлиана Владимировна, Джаубаев Юруслан Ахметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recreational environment of the university - factor of professional and personal development of students

The article reveals the essence and potential of recreational environment of the University as a factor of professional and personal development of the student. The category of subjects (teachers, students) and its components are identified in the structure of the recreational environment of the University: scientific and methodological, material (spatial and subject), adaptation and health, content-technological and social and communicative, the use of the potential of which is an important resource for improving the educational process of the University and the subject of project recreational activities of teachers.

Текст научной работы на тему «Рекреационная среда вуза как фактор профессионально-личностного развития студентов»

REFERENCES

1. Kucheryuk, V.I., Umanskaya, O.L. and Krivchun, N.A. (2015), "Optimal planning of the work of the university teacher", Modern problems of science and education, No. 1-1, pp. 131.

2. Balandina, I.V. (2011), "Problems of applying traditional visibility and computer visualization technologies in the professional activity of teacher", Problems and prospects of the development of education in Russia, No. 10, pp. 85-89.

3. STO KubTU 2.5.10-2015 "Quality Management System Independent self-study work of students", available at: https://kubstu.ru/data/struct/0621/qms-std-2.5.10-2015-2.pdf.

4. Privalova, N.M., Dvadnenko, M.V. and Burlaka, S.D. (2016), "Modern pedagogical technologies of the learning process", International journal of experimental education, No. 5-3, pp. 361-362.

5. Privalova, N.M., Dvadnenko, M.V. and Burlaka, S.D. (2016), "New technologies in the modern educational space", International journal of experimental education, No. 5-3, pp. 370-371.

6. Yamaletdinova A.M. and Medvedeva A.S. (2016), "Modern information and communication technologies in the educational process", Bulletin of the Bashkir University, Vol. 21, No. 4, pp. 1134-1141.

Контактная информация: meriru@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2018

УДК 378.1

РЕКРЕАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Наталья Юрьевна Демченко, кандидат психологических наук, доцент, Яна Николаевна Кудина, преподаватель, Невинномысский государственный гуманитарно-технического институт(НГГТИ), г. Невинномысск; Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Юлиана Владимировна Бессарабова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет (Куб ГУ), г. Краснодар; Юруслан Ахметович Джаубаев, кандидат педагогических наук, доцент,

Карачаево-Черкесский государственный университет (КЧГУ), г. Карачаевск

Аннотация

В статье раскрывается сущность и потенциальные возможности рекреационной среды вуза как фактора профессионально-личностного развития студента. В структуре рекреационной среды вуза выделены категория субъектов (преподаватели, студенты) и её компоненты: научно-методический, материальный (пространственно-предметный), адаптационно-оздоровительный, содержательно-технологический и социально-коммуникативный, использование потенциала которых является важным ресурсом повышения эффективности образовательного процесса вуза и предметом проектной рекреационной деятельности педагогов.

Ключевые слова: рекреационная среда вуза, рекреационная деятельность педагога, образовательный потенциал среды, профессионально-личностное развитие студента.

RECREATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY - FACTOR OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

Natalya Yurievna Demchenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Yana Nikolaevna Kudina, the teacher, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk; Valery Anatolyevich Petkov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yu-liana Vladimirovna Bessarabova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban state University, Krasnodar; Ruslan Akhmetovich Jaubaev, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University, Karachaevsk

Annotation

The article reveals the essence and potential of recreational environment of the University as a factor of professional and personal development of the student. The category of subjects (teachers, students) and its components are identified in the structure of the recreational environment of the University: scientific

and methodological, material (spatial and subject), adaptation and health, content-technological and social and communicative, the use of the potential of which is an important resource for improving the educational process of the University and the subject of project recreational activities of teachers.

Keywords: recreational environment of higher education institution, recreational activity of the teacher, educational potential of the environment, professional and personal development of the student.

ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Профессиональная подготовка студента в вузе сопряжена с определёнными проблемами субъективного и объективного характера, такими как низкий уровень физического развития студентов; отсутствие навыков самостоятельной работы по физической культуре; отсутствием должного внимания у студентов к дисциплинам общекультурной направленности и низкая мотивация к их изучению; слабая материально-техническая база учебного процесса; отсутствие мотивационных установок к развитию профессионального потенциала у студентов средствами физической культуры [1, 3, 5]. Одним из путей решения этой проблемы является использование ресурсов рекреационной среды вуза и основных положений концепции личностно-ориентированного профессионального образования (О.А. Абдуллина, Э.Ф. Зеер, К.М. Левитан, Л.М. Митина, И. С. Якиманская и др.).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследования. Определить взаимосвязь, направленность и потенциальные возможности рекреационной среды вуза в развитии личности студента. Оценить влияние рекреационной среды вуза на формирование профессиональных и личностных качеств обучающихся.

Применялись методики диагностики психофизического и личностного развития студентов: способность к самопознанию по Маралову; тест САН; проба Бондаревского, Руффье, Штанге, тест «линейка», индекс грации и комплекс тестов определения уровня развития физических качеств.

В ходе пилотажного исследования определено, что рекреационная среда вуза проектируется на основе учёта закономерностей организации образовательного процесса, характера межличностных отношений, социокультурных традиций, предметно-пространственного окружения. Рекреационной среде присуще динамичность, взаимообусловленная реакция на влияние внешних факторов.

В структуре рекреационной среды вуза, следуя идеям социально- психологического подхода В. А. Ясвина [4], мы выделяем категорию субъектов (преподаватели, студенты и др.) и структурные компоненты: научно-методический, материальный (пространственно-предметный), адаптационно-оздоровительный, содержательно-технологический и социально-коммуникативный.

В ходе эмпирического исследования нами определены показатели положительного влияния рекреационной среды вуза на формирование личностных качеств студентов:

- признание студентом значимости рекреационной среды как части пространства, с её функциональными и эстетическими характеристиками, возможностями профессионального и личностного взаимодействия, эмоциональным комфортом присутствия, привязанности, присущность к профессиональному сообществу;

- желание студента использовать возможности рекреационной среды, для самопознания и самореализации в учебной, спортивно-рекреационной, профессиональных сферах, а также в сфере межличностных отношений- от соучастия до дружбы;

- обеспечение стабильной сферы общения - академические занятия, занятив в секциях спортивного клуба, занятия физической рекреацией, поддерживающей открытое, творческое, познавательное и неофициальное общение;

- понимание значимости рекреационной среды вуза как ресурса развития профессионального и личностного опыта, который в конечном итоге формирует

профессиональную компетентность специалиста [2].

Деятельность педагогов вуза по конструированию и формированию рекреационной среды как средства профессионально-личностного развития студентов и их самореализации в профессиональном сообществе включает следующие направления:

- формирование у студентов сопричастности к профессиональному сообществу

вуза;

- становление собственной профессионально-этической позиции, сформирован-ность профессиональных ценностей и выработка оптимальных для каждого студента образцов спортивно-рекреационной деятельности;

- формирование разнообразных структур и сфер рекреационной деятельности (спортивных клубов для студентов, клубов по интересам и др.), предоставляющих студентам познать свои двигательные возможности;

- возможности неформального общения преподавателей и студентов;

- создание самостоятельной образовательной траектории обучающимися с последующей её реализацией;

- формирование атмосферы терпимости к разным отклонениям в развитии двигательных возможностей обучающихся с проблемами здоровья, оказание педагогической и психологической поддержки со стороны преподавателя.

Для организации мониторинга эффективности использования потенциала рекреационной среды вуза в профессионально-личностном развитии студента нами разработан ряд критериев, показателей (таблица).

Таблица - Мониторинг эффективности использования потенциала рекреационной среды вуза в профессионально-личностном развитии студента__

Структурные компоненты среды вуза Показатели мониторинга Показатели влияния среды на профессионально-личностное развитие студента Диагностические методики

Информационно-аналитический блок

Научно-методический Результат научного поиска, научно-исследовательская и методическая работа студентов Построение студентами индивидуальной образовательной траектории, самостоятельные задания Анализ полученных результатов и их внедрение в практику

Материальный (про- странственно-пред- метный) Материально-техническое обеспечение, наполненность среды, наличие и использование в учебном процессе спортивного оборудования и инвентаря. Восприятие студентом среды как «своей», стремление преобразовать её - подготовить проекты, оформить с использованием информационных технологий Наблюдение, анкетирование студентов и преподавателей

Адаптационно-оздоровительный Наличие физкультурно-оздоровительных комплексов, санаторий-профилакторий, студенческий спортивный клуб, комбинат студенческого питания. Наличие мотивационной установки на ведение ЗОЖ, ответственности за своё здоровье. Студент ведёт здоровый образ жизни, активно участвует в спортивно-рекреационной деятельности вуза Экспертная оценка уровня здоровья (экспресс-здоровья) Оценка мотивационной сферы, самооценка студентом уровня здоровья. Паспорт здоровья

Содержательно-технологический Содержание учебного занятия (систематичность, актуализация, проблематизация). Формы обучения (контактная работа). Особенности методики обучения студентов с проблемами здоровья. Педагогические принципы (адекватность, комплексность, толерантность, визуализация). Наличие методики опережающего образования студентов с проблемами здоровья на основе использования новых информационных технологий Экспертная оценка уровня физической подготовленности

Структурные компоненты среды вуза Показатели мониторинга Показатели влияния среды на профессионально-личностное развитие студента Диагностические методики

Социально-коммуникативный Психологический климат среды вуза. Стиль преподавания. Социокультурные традиции вуза Внешние проявления, характеризующие демократичность жизни. Внеучебная контактная работа со студентами Анкетирование студентов и преподавателей.

Мониторинг рекреационной среды вуза и эффективности её воздействия на профессионально-личностное развитие студентов проводится преподавателями вуза, владеющим методиками диагностики. вуза.

Результаты экспериментальной работы, проведённой в 2012-2017 годах на базе Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, Кубанского и Карачаево-Черкесского государственных университетов показали, что процесс реализации потенциала рекреационной среды вуза, направленный на профессионально-личностное развитие студента, характеризуется следующими объективными данными:

Готовность студента к профессиональной самореализации изменялась с 46,1% до эксперимента до 62,5% после эксперимента. Результаты функциональной и общефизической и готовности изменились с 51,2% до эксперимента до 65,9% после эксперимента. Динамика готовности к саморазвитию изменилась с 36,2% до эксперимента до 60,7% после эксперимента. В ходе эксперимента были зафиксированы позитивные изменения всех показателях профессионально-личностное развития студента: профессионального самосознания, отношение к профессии, профессиональной познавательной активности, самоопределения профессионально-прикладной физической культуре и физической рекреации.

ВЫВОДЫ

Под рекреационной средой вуза нами понимается совокупность различных факторов и условий и потенциальных возможностей физического и духовного развития личности студента, содержащихся в её социальном и пространственно-предметном окружении.

Педагогический потенциал рекреационной среды вуза - это интегративное понятие, которое определяется образовательными, оздоровительными, физкультурно-спортив-ными, профессиональными и личностными ценностями и возможностями для профессионального развития личности студента.

Разработанная система мониторинга эффективности рекреационной среды вуза и степени её воздействия на профессионально-личностное развитие студентов включает в себя диагностический инструментарий оценки уровня профессионально-личностного развития студентов. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что при реализация развивающего потенциала рекреационной среды вуза происходит успешное формирование профессионально-личностных качеств студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артюхина, А.И. Образовательная среда медицинского вуза как фактор личностно-про-фессионального развития специалиста / А.И. Артюхина // Инновации в профессиональном образовании. - 2007. - № 3. - С. 29.

2. Бессарабова, Ю.В. Рекреационная среда как средство формирования готовности студентов с ОВЗ к жизнедеятельности / Ю.В. Бессарабова, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2014. - № 4 (146). - С. 22-27.

3. Петьков, В. А. Проектирование саморазвития физического потенциала студентов вузов / В.А. Петьков, Н.А. Чувилова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 8. - С. 8-11.

4. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. -М. : Смысл, 2001. - 365 с.

5. Leathers, D. Successful Nonverbal communication: Principles and Applications / D. Leathers. - Athens : University of Georgia, 1997. - 152 p.

REFERENCES

1. Artyukhina, A.I. (2007), "Educational environment of medical school as a factor of personal and professional development of a specialist", Innovations in professional education, No. 3, р. 29.

2. Bessarabova, Yu.V. Petkov V.A. (2014), "Recreation environment as a means of formation of readiness of students with disabilities for life", Bulletin of Adyghe state University, Vol. 146, No. 4, рр. 22-27.

3. Petkov, V.A. and Chuvilova, N.A. (2008), "Design of self-development of students' physical potential", Pedagogical education and science, No. 8, рр. 8-11.

4. Yasvin, V.A. (1997), Educational environment from modeling to design, Meaning, Moscow.

5. Leathers, D. (1997), Successful Nonverbal communication: Principles and Applications, University of Georgia, Athens.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2018

УДК 796.035

ОЦЕНКА СПОРТСМЕНАМИ-ЭКСТРЕМАЛАМИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА В МЕГАПОЛИСЕ

Игорь Борисович Еремин, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Владимирович Грук, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается условия организации занятий экстремальными видами спорта в Санкт-Петербурге. Приведены социально-педагогические характеристики респондентов. Проанализированы оценки, которые дали спортсмены-экстремалы условиям для занятий экстремальными видами спорта. Установлена неудовлетворенность условиями для занятий ЭВС.

Ключевые слова: спортсмены-экстремалы, экстремальные виды спорта, мегаполис, оценка условий занятий, спортивная инфраструктура.

EXTREME SPORTSMEN EVALUATION OF CONDITIONS FOR EXTREME SPORTS ACTIVITIES IN MEGAPOLIS

Igor Borisovich Eremin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Vladimirovich Gruk, the competitor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article deals with the conditions for organizing extreme sports in St. Petersburg. Socio-peda-gogical characteristics of the respondents are given. The evaluations, which the extreme sportsmen gave to the conditions for practicing extreme sports, were analyzed. The dissatisfaction with the conditions for the organization of ES is established.

Keywords: extreme sportsmen, extreme sports, metropolis, assessment of the conditions of employment, sports infrastructure.

ВВЕДЕНИЕ

Растущая популярность у молодежи экстремальных видов спорта (ЭВС) требует внимательного отношения к их развитию со стороны государственных органов управления физической культурой и спортом, федераций по ЭВС. Это предполагает, в первую очередь, создание необходимых условий для их функционирования в крупных городах. Такой подход, например, можно увидеть в государственной программе Санкт-Петербурга по развитию физической культуры и спорта в городе на период до 2020 года [4]. Одной из целей этого документа является создание условий, обеспечивающих возможность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.