УДК 378 ББК 74.580 Б 553
Ю.В. Бессарабова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Кубанского государственного университета; e-mail: yulianab@mail.ru В.А. Петьков
Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы Армавирского института социального образования (филиал) Российского государственного социального университета; e-mail: valerype@mail.ru
РЕКРЕАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
( Рецензирована )
Аннотация. Статья посвящена исследованию процесса формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности в условиях рекреационной среды вуза. В её содержании раскрыта структура и потенциальные возможности рекреационной среды вуза в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья, определены основы построения этого процесса, обоснованы направления проектирования рекреационной среды вуза. В статье приведены данные многолетней экспериментальной работы, подтверждающие эффективность авторской концепции.
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья, рекреационная среда вуза, готовность студентов к жизнедеятельности, рекреационная деятельность, профессиональная подготовка.
Yu.V. Bessarabova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Physical Training Department, Kuban State University; e-mail: yulianab@mail.ru V.A. Petkov
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Social Work Department, Armavir Institute of Social Education (Affiliate) of the Russian State Social University; E-mail: valerype@mail.ru
THE RECREATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS MEANS OF FORMATION OF READINESS TO ACTIVITY IN STUDENTS WITH DISABILITIES
Abstract. The present research focuses upon the formation of readiness to activity in students with disabilities in the recreational environment of higher education institution. We try to disclose the structure and potential opportunities of the recreational environment of higher education institution in vocational training of students with disabilities, to define the bases of creation of this process, and to substitute the directions of design of the recreational environment of higher education institution. The data on long-term experimental work confirming efficiency of our concept are provided in the paper.
Keywords: students with disabilities, the recreational environment of higher education institution, readiness of students for activity, recreational activity, vocational training.
— 22 —
Гуманизация и модернизация российской системы высшего образования актуализировали поиски новых направлений работы с такой категорией молодёжи, как студенты с ограниченными возможностями здоровья. Студенческие годы — это пора интенсивного взросления, когда развитию самосознания личности сопутствует формирование целого ряда качеств, таких, как социальная ответственность, независимость в выборе пути развития, критичность мышления, что органично должно сочетаться с профессиональным становлением личности студента. Особую актуальность это приобретает в настоящее время, когда произошло неоправданное сужение направленности высшего образования до целевой профессиональной подготовки без учета необходимости комплексного развития здоровой личности вообще и дифференцированного подхода к подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в частности. В контексте нашего исследования понятие «студент с ограниченными возможностями здоровья» используется как синоним слова «инвалид», а также применимо в отношении студентов, имеющих временное освобождение от тяжелых физических нагрузок, и студентов с хроническими заболеваниями. Нами уточнено понятие «ограниченные возможности здоровья» как наличие заболеваний, обусловленных нарушением функций организма, последствиями травм и дефектов.
В результате анализа специальной литературы было установлено, что готовность студента с ОВЗ к жизнедеятельности является сложным психофизиологическим образованием и включает в устойчивом единстве следующие компоненты:
— мотивационный (отношение к своему здоровью как ценности, интерес к двигательной деятельности и другие мотивы);
— теоретический (теоретические и методико-практические знания, знания побуждения студентов с ОВЗ к взаимодействию в группе и др.);
— практический (умения и навыки в развитии функциональных возмож-
ностей, способность к взаимодействию с окружающими людьми и т.д.).
Статус студентов с ОВЗ опирается на общепринятые федеральные, региональные документы, раскрывающие социально-правовой и морально-нравственный аспекты социального положения такой категории молодежи. Следует отметить имеющее место в практике высшего образования явное недооценивание значимости подготовки студентов с ОВЗ к жизнедеятельности в условиях рекреационной среды вуза и способности их конкурировать на рынке труда.
Под рекреационной средой вуза нами понимается совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на структуризацию компонентов, содержание которых направлено на восстановление сил, затраченных в процессе учебной деятельности.
В научной литературе рассматриваются следующие структурные компоненты рекреационной среды вуза:
— биологический, разъясняющий влияние средств рекреационной среды на оптимизацию состояния организма человека;
— социокультурный, определяющий средства рекреационной среды, способствующие адаптации в социум и усвоению норм культурного поведения;
— профессиональный, раскрывающий степень влияния на процесс профессионального становления;
— мотивационно-ценностный и психологический, демонстрирующий специфику мотивационно-ценностных отношений в условиях рекреационной среды;
— образовательный, раскрывающий особенности использования средств рекреационной среды в формировании познавательной направленности личности;
— экономический, регламентирующий деятельностные финансовые затраты на функционирование рекреационной среды;
— материальный, включающий материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в условиях рекреационной среды [1; 2; 3].
Таким образом, структура рекреационной среды представляет собой интегративно-модульную систему, позволяющую осуществлять активную подготовку к жизнедеятельности с учетом влияния внешних и внутренних факторов [4].
Системообразующим компонентом структуры являются профессиональный, в котором задаются целевые установки, определяемые через социальный заказ и ориентирующие содержание процесса подготовки студентов с ОВЗ на интегративный результат.
Установлено, что рекреационная среда вуза имеет зачительные потенциальные возможности в формировании готовности студентов к жизнедеятельности и воспитания у них культуры здорового образа жизни [5]. Они реализуются в двух видах рекреации: двигательной (физической), которая связана с выполнением широкого комплекса двигательных действий и специальных физических упражнений, и интеллектуальной, предусматривающей развитие познавательной активности по-средствам умственных заданий, игр и развлечений.
В работах В.М. Выдрина были определены основные функции рекреации: 1) удовлетворение биологических потребностей человека в двигательной активности; 2) удовлетворение потребности в развлечении, получении удовольствия, наслаждения; 3) переключение с одного вида деятельности на другой; 4) активизация деятельности организма с помощью физических упражнений; 5) профилактика неблагоприятных воздействий; 6) восстановление сниженных или временно утраченных функций организма [6].
Вышеизложенное позолило определить рекреационную деятельность вуза как педагогически организованный вид деятельности, направленный на восстановление сниженной физической и умственной работоспособности студентов с использованием технологий двигательной и интеллектуальной активности.
К основным средствам двигательной (физической) рекреации относятся:
— упражнения вводной рекреации (утренняя гигиеническая гимнастика, разновидности бега, ходьбы, плавание) обеспечивающие активизацию работоспособности в начале дня;
— рекреационные упражнения в режиме учебного дня студента (физкультминутки, физкультпаузы, микропаузы и др.);
— упражнения на предупреждение утомления во внеучебное время (рекреационные процедуры, занятия в группах здоровья, походы выходного дня и др.);
— активизация восстановления и обменных процессов после учебных нагрузок;
— психофизические упражнения, направленные на снижение уровня возбуждения центральной нервной системы;
— специальные физические упражнения коррекционной направленности для студентов различных групп здоровья;
— спортивные мероприятия, подвижные игры, народные праздники, туристические походы и экскурсии [6].
К основным средствам интеллектуальной рекреации относятся:
— упражнения, игры, обеспечивающие психологическую нагрузку и психологический комфорт;
— интеллектуально-развивающие игры и развлечения.
К дополнительным средствам двигательной рекреации относятся психогигиенические и эколого-природные факторы (естественные силы природы); режимные моменты, определяющие требования к построению оптимального режима учебного труда и отдыха [7].
Установлено, что типология физической рекреации основывается на разграничении уровней утомления:
— оперативная — профилактика утомления, восстановление оперативно-эпизодически сниженной работоспособности,
— кумулятивная — восстановление хронической сниженной работоспособности,
— компенсаторная — содействие восстановлению патологически сниженной работоспособности.
Таким образом, рекреационная среда вуза обладает достаточно широким спектром воздействия на психосоциальную и психофункциональную сферу студентов, а результ в рекреационной деятельности достигается занятиями, приносящими положительные эмоции, проявляющиеся в получении удовольствия и чувстве «мышечной радости».
Основываясь на позициях личност-но-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Чер-мит К.Д. и др.), готовность студентов с ОВЗ к жизнедеятельности понимается нами как сложное профессионально значимое качество личности, которое обеспечивает его успешность в профессиональной деятельности. Это позволяет рассматривать процесс её формирования как единство лич-ностно-субъективных проявлений показателей-признаков , характеризующих отдельные качества, свойства и индивидуальные проявления личности, выражающие культурные, функциональные и профессиональные особенности студентов с ОВЗ.
Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности студентов с ОВЗ к жизнедеятельности проводилась с 2000 г. по 2014 г. на базе Кубанского государственного университета и состояла из трех этапов: организационного, где отбирались экспериментальная и контрольные группы, проводился констатирующий эксперимент; формирующего, связанного с реализацией разработанной программы; заключительного — этапа итогового анализа и рефлексии. Перед проведением констатирующего эксперимента были определены средства и методы диагностики, позволяющие реализовать процедуру оценки качества подготовки студентов с ОВЗ к жизнедеятельности в условиях рекреационной среды вуза, позволяющую выявить степень сформированности профессиональной аксиосферы студента с ОВЗ в соответствии с выделенными критериями и основными признаками.
На первом этапе констатирующего эксперимента решались задачи отбора экспериментальной и контрольной
групп, проводился констатирующий эксперимент с целью уточнения исследуемого контингента и дифференцирования студентов с ОВЗ. Согласно результатам проводимых медицинских осмотров КубГу в период с 20002013 г., соотношение групп: основная 67%; специальная 26%; ОВЗ 7%. В связи с особенностью студентов с ОВЗ в выборке представлены 80 студентов с ОВЗ 17 факультетов, которые обучались на 1, 2, 3, 4 курсах Кубанского государственного университета. Контрольная группа (КГ) — 40 чел., экспериментальная группа (ЭГ) — 43 чел. Возраст испытуемых составлял от 17 до 23 лет. Признаки дифференцирования: справка ВКК, рекомендации врача на период обследования или ремиссии, справка о состоянии здоровья.
Состояние здоровья устанавливалось на ежегодно проводимых медицинских осмотрах, в которых принимают участие студенты всех факультетов. Использовались тесты, экспресс-оценка уровня здоровья, анкеты. Опытно-экспериментальная работа проводилась комплексно на академических занятиях по рекреационной деятельности и во внеучебной работе вуза.
Особенностями формирования готовности студентов с ОВЗ к жизнедеятельности является опора на положения личностно ориентированного подхода, в котором организация индивидуальных двигательных маршрутов и направленность интересов, жизненных планов (получение профессии), ценностных ориентаций (сохранение здоровья) выступают в качестве приоритетных [8]. В ходе экспериментальной работы было проведен опрос экспертов с целью установления уровня значимости основных видов деятельности, определяющих готовность студентов с ОВЗ к жизнедеятельности, результаты которого отражены на рис. 1.
Рисунок демонстрирует, что наибольшей значимостью обладает пове-денческо-волевой компонент деятельности студентов с ОВЗ и составляет 67,8%. Такой результат объясняется необходимостью развития операциональной сферы поведения и его волевой
70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -
67,8
55,6
45,1
□ когниктивный □эмоциональный
□ ПОВЕДеНЧЕСКО-ВОЛЕЕОЙ
компоненты
Рис.1. Оценка уровня значимости основных видов деятельности, определяющих готовность студентов с ОВЗ к жизнедеятельности.
регуляции для обеспечения полноценной жизнедеятельности. Высокая значимость развития когнитивного компонента (55,6%) объясняется необходимостью познания возможностей своего организма и способов оценки состояния здоровья как условия эффективной жизнедеятельности студентов ОВЗ, реализуемые через самопознание.
Показатель уровня значимости эмоционального компонента (45,1%) свидетельствует о необходимости организации активной работы по управлению психофизическим состоянием при стрессовых ситуациях (например, в период сессии). В основе подготовки к жизнедеятельности в процессе адаптации студентов с ОВЗ лежит развитие устойчивости нервной системы студентов, что ориентирует преподавателей на разработку специальных программ,
направленных на сохранение здоровья студентов. Процесс подготовки в экспериментальных группах осуществлялся по авторской программе «Рекреация студентов с ОВЗ», в контрольных группах — на основе использования традиционных технологий обучения.
В результате углубленного медицинского обследования, проводимого в период 2000-2013 гг., в котором принимали участие более 500 человек, группа студентов с ОВЗ здоровья составляла 4,3% из числа выявленных в обследуемом контингенте студентов 1-х курсов.
Данные таблицы 1 позволяют заключить, что уровень готовности к жизнедеятельности студентов с ОВЗ на завершающем этапе значительно вырос по сравнению с начальным, в то время как в контрольной группе эти изменения оказались менее значительными.
Таблица 1.
Характеристика сформированности готовности студентов с ОВЗ к жизнедеятельности в условиях рекреационной среды вуза
Компоненты готовности к жизнедеятельности Срезы до и после эксперимента Уровни сформированности в%
низкий средний высокий
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Мотивационный До 27,0 25,6 41,2 43,5 31,8 30,9
После 10,2 23,0 36,2 43,9 53,6 33,2
Теоретический До 39,4 38,5 47,8 49,6 12,8 11,9
После 18,8 35,1 66,3 47,3 47,5 17,6
Практический До 48,6 49,3 38,9 39,2 12,5 12,0
После 13,2 46,2 32,4 60,5 54,4 14,3
Условные обозначения: ЭГ— экспериме
Анализ результатов экспериментальной работы свидетельствует о том, что рекреационная среда вуза обладает значительными потенциальными возможностями в подготовке студентов с ОВЗ, а разработанная на ее основе программа и система диагностики стимулируют процессы физического и профессионального совершенствования, развития самопознания, повышают социальную актив-
альная группа; КГ— контрольная группа.
ность студентов и способность к продуктивной жизнедеятельности.
Перспективы дальнейшего исследования в этом направлении связаны с гуманизацией процесса обучения студентов с ОВЗ на основе использования современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий, новых методов компьютерной диагностики.
Примечания:
1. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. 298 с.
2. Виноградов Г.П. Теоретические и методические основы физической рекреации: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998. 350 с.
3. Conen D. The development of play. L.; N. Y.: Routletge, 1993. 185 p.
4. Петьков B.A. Организация саморазвития физического потенциала у студентов вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 2 (97). С. 66-71.
5. Петьков В.А. Педагогическое сопровождение самоопределения студентов в физкультурно-спортивной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. №9. С. 31-36.
6. Выдрин В.М. Физическая рекреация — вид физической культуры // Теория и практика физкультуры. 1989. №3. С. 2-4.
7. Факторы дифференциации воспитательного воздействия в области физической культуры в условиях личностно-ориентированного образования / К.Д. Чермит [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. Вып. 4. С. 186-190.
8. Синицын Ю.Н., Сажина Н.М. Педагогическая технология мотивирования учащихся к обеспечению здоровья // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2011. Вып. 3. С. 100-106.
References:
1. Chernoushek М. Psychology of the vital environment. M., 1989. 298 pp.
2. Vinogradov G.P. Theoretical and methodological foundations of physical recreation: Diss, for the Dr. of Pedagogy degree. SPb., 1998. 350 pp.
3. Conen D. The development of play. L.; N.Y.: Routletge, 1993. 185 pp.
4. Petkov V.A. Organization of self-development of physical potential of students of higher schools // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2012. Iss. 2 (97). P. 66-71.
5. Petkov V.A. Pedagogical support of self-determination of students in sports and sports activity // Pedagogical education and science. 2012. No. 9. P. 31-36.
6. Vydrin V.M. Physical recreation as a type of physical culture // Theory and practice of physical culture. 1989. No. 3. P. 2-4.
7. Factors of differentiation of educational influence in the field of physical culture in the conditions of the personality-oriented education / K.D. Chermit [etc.] // Bulletin of the Adyghe State University. Maikop: ASU publishing house, 2006. Iss. 4. P. 186-190.
8. Sinitsyn Yu.N., Sazhina N.M. Pedagogical technology for motivating pupils to preserve health // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house. 2011. Iss. 3. P. 100-106.