УДК 370.18 Петьков Валерий Анатольевич
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и социального права
Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета
Бессарабова Юлиана Владимировна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физического воспитания
Кубанского государственного университета
ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ
Аннотация:
В статье представлена характеристика авторской технологии обучения студентов с ОВЗ и инвалидов компенсаторного типа, включающая в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные средства, психолого-педагогическое и медицинское сопровождение, обеспечивающее освоение студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами образовательных программ в полном объеме, независимо от места их нахождения. Апробация авторской технологии осуществлена в процессе преподавания дисциплин «Физическая культура» и «Профессионально-прикладная физическая культура» и спецкурса «Проектирование рекреационной среды вуза для студентов с ограниченными возможностями здоровья».
Ключевые слова:
студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, электронное обучение, педагогическая технология, педагогическое взаимодействие, рекреационная среда вуза, подготовка студентов к жизнедеятельности, рекреационная деятельность, профессиональная подготовка.
Petkov Valery Anatolyevich
D.Phil. in Education Science, Professor, Social Work and Social Law Department, Armavir Institute of Social Education (branch) of Russian State Social University
Bessarabova Yuliana Vladimirovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Physical Education Department, Kuban State University
THE TECHNOLOGY OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES
Summary:
The authors present an original technology of teaching students with disabilities, which includes electronic and educational resources, information and telecommunication facilities, psychological, pedagogical and medical support, helping students with disabilities to learn comprehensively regardless of their location. Approbation of the authors' technology has been implemented during teaching subjects "Physical education", "Profession-applied physical education" and special course "Designing of recreational environment for students with disabilities at higher schools".
Keywords:
students with disabilities, e-learning, educational technology, pedagogical interaction, recreational environment of higher schools, preparing students for life activity, recreational activities, vocational training.
На современном этапе развития российского общества значительно возросли требования к уровню подготовки будущих специалистов. Они должны обладать не только совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций, но и иметь богатый внутренний опыт, способствующий успешной самореализации и самообразованию. Внедрение новых стандартов профессионального образования послужило основанием для пересмотра содержания программ по физической культуре и отразилось на переориентации целевой направленности физического воспитания с развития двигательных качеств и физической подготовленности на развитие физической культуры личности студента. В связи с этим исследовательский интерес представляют работы В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, П.И. Виноградова, Л.И. Лубышевой, В.А. Петькова, К.Д. Чермита и т. д., в которых научно обоснованы направления реализации культурологического и информационного подходов в сфере физкультурного образования студенческой молодежи, показаны технологические способы их воплощения в образовательном пространстве вуза.
В рамках реализации национальных проектов по доступности образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в России активно развиваются технические средства обучения и информационные технологии, являющиеся элементами электронной информационно-образовательной среды вуза. Для полноценного функционирования такой среды должны быть созданы технологии, включающие в себя электронные информационные и
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 5)
образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные средства, психолого-педагогическое и медицинское сопровождение, обеспечивающее освоение студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами образовательных программ в полном объеме, независимо от места их нахождения [1].
Произведенный анализ специальной литературы и практического опыта показал, что наибольшее количество технологий обучения направлено на установление продуктивного педагогического взаимодействия студентов с проблемами здоровья и преподавателей с применением средств информационных и телекоммуникационных технологий. Использование этих технологий в учебном процессе вуза способствует повышению уровня профессиональной подготовки студентов [2].
Установлено, что основными проблемами обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются ограничения в коммуникации и трудности получения учебной информации. В связи с этим основополагающим при работе с таким контингентом становится компенсаторно-функциональный подход [3].
В ходе пилотажного исследования было определено, что эффективность обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов может быть значительно улучшена при использовании информационно-дидактической технологии, включающей в себя следующие компоненты:
- организационно-целевой, раскрывающий механизмы целеполагания и способы организации электронного обучения, в том числе систему управления качеством обучения;
- учебно-методический, содержащий программное обеспечение образовательного процесса: электронные учебники, методические пособия и рекомендации, технологии дистанционного обучения, перечень специфических образовательных услуг;
- коммуникативный, разъясняющий специфику организации продуктивного педагогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса;
- психолого-педагогического и медицинского сопровождения, определяющий индивидуальные траектории занятий физической культурой, паралимпийскими видами спорта; выбор способов и средств рекреации и т. д.;
- оценочно-рефлексивный, включающий средства диагностики, оценки преподавателем и самооценки студентом результатов образовательной деятельности, рефлексии студентами и коррекции содержания программ физического воспитания и самовоспитания.
Разработанная авторами технология обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов компенсаторного типа была поэтапно реализована в 2011-2014 гг. на базе Кубанского государственного университета и Армавирского института социального образования в процессе преподавания дисциплин «Физическая культура» и «Профессионально-прикладная физическая культура» и спецкурса «Проектирование рекреационной среды вуза для студентов с ограниченными возможностями здоровья».
В ходе практической деятельности установлено, что проектирование технологии целесообразно осуществлять на четырех уровнях:
- стратегическом - определение общих целей физкультурного образования в соответствии с ГОС ВПО и требованиями к уровню подготовки обучаемого;
- предметном - формулирование целей и задач физкультурного образования студентов в соответствии с требованиями будущей профессии;
- модульном - выбор целей и задач физкультурного образования на уровне учебного модуля дисциплины;
- учебного занятия - определение дидактических целей и задач изучения темы или для решения учебной проблемы.
Технология рассчитана на реализацию образовательных и информационно-технических ресурсов среды модульного динамического обучения студентов, созданной в Кубанском государственном университете. Ее базовым ресурсом является дидактический комплекс информационного обеспечения изучения дисциплины, представляющий собой систему, в которую интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных и знаний в области физической культуры, спорта и рекреации, а также совокупность дидактических средств и методических материалов.
Проектирование дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины осуществлялось в соответствии с требованиями ФГОС. В его состав входят: электронная программа учебной дисциплины, компьютеризированный учебник, типовой комплект средств информационно-дидактической поддержки учебной дисциплины, автоматизированная балльно-рейтинговая система контроля и оценки уровня знаний, умений и навыков и соответствующих компетенций обучающихся.
Разработка печатных и электронных образовательных ресурсов производилась с учетом степени ограничений студентов с ОВЗ и инвалидов и реализовывалась в формах, адаптированных к этим ограничениям. Содержание учебно-методических пособий и материалов по физической культуре было ориентировано на изучение студентами специфики средств физического воспитания и рекреации.
Коммуникативная составляющая образовательного процесса достигалась обеспечением обратной связи между его участниками с использованием ресурсов информационных и телекоммуникационных технологий. При этом педагогическое взаимодействие между преподавателем и обучающимся осуществлялось на расстоянии и было опосредовано информационными и коммуникационными технологиями.
Особое значение приобретает психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с применением инновационных физкультурных, оздоровительных и лечебных методик, переориентация содержания деятельности психологической и медицинской служб на оказание помощи ее специалистам в организации оздоровительной работы со студентами (переход на новый режим деятельности, адекватный потребностям студентов в восстановлении, отдыхе и лечении в течение учебного года, оказание консультативной помощи в организации рационального, сбалансированного с потребностями питания, витаминизация, включение комплексных оздоровительных процедур в систему врачебного контроля и гигиенического обеспечения). Критериями эффективности технологии являются:
1) уровень мотивации к физкультурно-спортивной и рекреационной деятельности;
2) уровень овладения методами организации самостоятельной оздоровительной деятельности;
3) адекватность самооценки уровня сформированности основ здорового образа жизни. При разработке критериев готовности преподавателей к физическому воспитанию студентов
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов были определены следующие показатели:
- сформированность профессионально-педагогической направленности на работу со студентами с ОВЗ и инвалидами;
- способность к творческой реализации профессионального потенциала преподавателя. Внедрение в практику работы преподавателей физического воспитания разработанной
технологии существенно расширило возможности инновационной деятельности в сфере физической культуры, спорта и рекреации студентов с ОВЗ и инвалидов, обеспечило достижение положительной динамики результатов в их оздоровлении, способствовало успешной социальной интеграции этой категории студентов в образовательное пространство вуза.
Ссылки:
1. Романенкова Д.Ф. Педагогическое сопровождение дистанционного обучения // Инновационные информационные технологии : материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2012. С. 142-144.
2. Чермит К.Д., Мхце Б.А. Факторы дифференциации воспитательного воздействия в области физической культуры в условиях личностно-ориентированного образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2006. № 4. С. 186-190.
3. Петьков В.А., Чувилова Н.А. Педагогическое сопровождение самоопределения студентов в физкультурно-спортив-ной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 9. С. 31-36.