Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / обучение / познавательная активность / когнитивные усилия / деятельность / вуз / потребность / самостоятельность / социальная ответственность / student / learning / cognitive activity / cognitive effort / activity / university / need / independence / social responsibility

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна

В статье рассматривается деятельность по развитию познавательной активности обучающихся Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова». В ней представлена динамика данной активности обучающихся из двух институтов вуза: естественных наук и педагогического. Значимость темы определена требованиями Программы развития университета на 2021-2030 годы. Автор, в результате анализа работ по исследуемой проблеме, представил три основные уровня активности обучающихся, четко распределенных по конструктивным признакам. А также описал их основные характеристики. В статье даны рекомендации для более эффективного развития активности обучающихся через: учет существующих уровней познавательной активности студентов; включенность когнитивного аспекта в проводимых занятиях; разработку заданий для самостоятельной работы студентов. Кратко перечислены принципы обучения, на которые, необходимо опираться в учебно-воспитательном процессе. Представлена значимость мотивации и его качество, в соответствии с пирамидой потребностей А. Маслоу. Сделан упор на подход к осуществлению направлений деятельности с более четким пониманием дидактической цели и социальных ориентиров, в соответствии с современными требованиями. Приведены примеры результативности педагогического воздействия на развитие познавательной активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the development of cognitive activity of students of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "North-Eastern University named after M.K. Ammosov. The significance of the topic is determined by the requirements of the University Development Program for 2021-2030. The dynamics of this activity of students of two institutes of the university is presented: natural sciences and pedagogical. The author, as a result of the analysis of works on the problem under study, presented the main three levels of this activity of university students, clearly distributed according to constructive features. And also described their main characteristics. The article gives recommendations for more effective development of students' activity through: taking into account the existing levels of students' cognitive activity; the inclusion of the cognitive aspect in the classes; development of assignments for independent work of students. Briefly listed are the principles of learning, which must be based on the study. The significance of motivation and its quality are presented, in accordance with A. Maslow's pyramid of needs. Emphasis is placed on the approach to the implementation of activities with a clearer understanding of the didactic purpose and social guidelines, in accordance with modern requirements. Examples of the effectiveness of pedagogical influence on the development of students' cognitive activity are given.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

расслаблять те группы мышц, которые не задействуются при беге, иначе техника бега нарушается. Главная задача - обучить бегать свободно, легко, и не напрягаться излишне. Бег на короткие дистанции заставляет бегунов концентрироваться, координироваться, прилагать все силы и возможности. Тренеры должны уметь определять возможности скоростно-силовых качеств спринтеров, производить контрольные замеры в течении подготовительного этапа. Если же эти физические качества недостаточны, то у тренера есть возможность провести коррекцию всех допущенных ошибок.

Предлагаемое в исследовании содержание тренировочных средств для подготовки спортсменов к выступлению на спринтерских дистанциях адаптировано к учебному процессу в вузе и позволяет студентам совмещать обучение и тренировочный процесс. В процессе формирующего эксперимента были получены достоверные различия в исследуемых показателях скоростно-силовых способностей студентов, занимающихся легкой атлетикой и специализирующихся в спринтерских дистанциях от начала к его концу. Практическая значимость исследования заключается в том, что правильно подобранная сбалансированная методика тренировочного этапа подготовки спортсменов, специализирующихся в спринтерских дистанциях, может быть предложена доя внедрения в практику, как профессиональным спортсменам, так и тренерам, осуществляющим деятельность в спортивных школах.

Литература:

1. Михальчи, Е.В. Изучение взаимосвязей адаптивности к физическим условиям среды с другими психологическими качествами личности / Е.В. Михальчи // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2 (22). - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1283 (дата обращения 10.09.23)

2 .Мирзоев, О.М. Тренажер для совершенствования специальной физической подготовленности и технического мастерства в беге на короткие дистанции / О.М. Мирзоев, O.A. Мухин // Теория и практика физической культуры. - 2017. -№ 9. - С. 66-69

3. Стафеева, A.B. Технология подготовки кадров и пути ее реализации в системе профессионального физкультурного образования молодежи Нижегородской области / A.B. Стафеева, С.С. Иванова // Современные наукоемкие технологии. -2015.-№12-1.-С. 152-155

4. Рыбакова, Е.О. Особенности физической подготовки легкоатлетов-спринтеров / Е.О. Рыбакова, O.A. Хорошева, В.В. Созинов // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. -2018. - С. 148-149

5. Сергеева, H.A. Техническая подготовка легкоатлетов-спринтеров группы спортивного совершенствования / H.A. Сергеева, Е.А. Симонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12(15). - С. 248-251

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается деятельность по развитию познавательной активности обучающихся Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова». В ней представлена динамика данной активности обучающихся из двух институтов вуза: естественных наук и педагогического. Значимость темы определена требованиями Программы развития университета на 2021-2030 годы. Автор, в результате анализа работ по исследуемой проблеме, представил три основные уровня активности обучающихся, четко распределенных по конструктивным признакам. А также описал их основные характеристики. В статье даны рекомендации для более эффективного развития активности обучающихся через: учет существующих уровней познавательной активности студентов; включенность когнитивного аспекта в проводимых занятиях; разработку заданий для самостоятельной работы студентов. Кратко перечислены принципы обучения, на которые, необходимо опираться в учебно-воспитательном процессе. Представлена значимость мотивации и его качество, в соответствии с пирамидой потребностей А. Маслоу. Сделан упор на подход к осуществлению направлений деятельности с более четким пониманием дидактической цели и социальных ориентиров, в соответствии с современными требованиями. Приведены примеры результативности педагогического воздействия на развитие познавательной активности студентов.

Ключевые слова: студент, обучение, познавательная активность, когнитивные усилия, деятельность, вуз, потребность, самостоятельность, социальная ответственность.

Annotation. The article deals with the development of cognitive activity of students of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "North-Eastern University named after M.K. Ammosov. The significance of the topic is determined by the requirements of the University Development Program for 2021-2030. The dynamics of this activity of students of two institutes of the university is presented: natural sciences and pedagogical. The author, as a result of the analysis of works on the problem under study, presented the main three levels of this activity of university students, clearly distributed according to constructive features. And also described their main characteristics. The article gives recommendations for more effective development of students' activity through: taking into account the existing levels of students' cognitive activity; the inclusion of the cognitive aspect in the classes; development of assignments for independent work of students. Briefly listed are the principles of learning, which must be based on the study. The significance of motivation and its quality are presented, in accordance with A. Maslow's pyramid of needs. Emphasis is placed on the approach to the implementation of activities with a clearer understanding of the didactic purpose and social guidelines, in accordance with modern requirements. Examples of the effectiveness of pedagogical influence on the development of students' cognitive activity are given.

Key words: student, learning, cognitive activity, cognitive effort, activity, university, need, independence, social responsibility.

Введение. В настоящее время для обучающегося вуза имеет важное значение умение работать с информацией и ставить приоритеты во всех видах жизнедеятельности. В особенности, для тех, кто хочет достичь определенных результатов, не просто в учебной, трудовой или общественной деятельности, а именно, в том, что позволит им выполнить собственные задачи и цели, для саморазвития и самореализации.

Эффективность этого процесса соизмерима с уровнем их познавательной активности. Анализ трудов исследователей по данной проблеме, показал, что в целом определены три уровня познавательной активности обучающихся вуза, которые четко распределяются по конструктивным признакам. Прежде всего, для каждого руководителя, педагога или наставника деятельность по повышению данной активности студентов вуза должна опираться на определенный, уже существующий

потенциальный уровень его активности. Для этого наставник или куратор с помощью педагогического наблюдения и общения, корректного педагогического воздействия и взаимодействия, может определить интересы, намерения и запросы отдельного студента. На этом этапе в зависимости от профессионального мастерства педагога проводится определенный диагностический период для выбора подготовительной базы: направление и вид деятельности, целевая установка, область знания, интересующая тематика, форма участия выполнения работы. На этом этапе важен человеческий фактор наставника, его деловой настрой на паритетную основу, доверие, уважение интересов студентов [4, 5].

Наряду с потенциальным уровнем рассматривается реальный уровень познавательной активности, как показатель социальной активности личности обучающегося. А также третий уровень - реализованный, который представляет собой активность в какой-либо интересующей деятельности и предполагающий желаемый и ожидаемый результат или уже имеющий определенный итог [5, 6].

Студенческая жизнь переплетает в себе серьезную профессиональную подготовку и важные адаптационные периоды, касающиеся эволюционирования мыследеятельности - важного элемента становления и развития активности человека. Каждое подразделение университета имеет свои образовательные программы обучения, а также предоставляет уникальные практики формирования опыта профессиональных умений и навыков обучающихся. Предоставляет возможности изучения факультативов по выбору, дополнительной профессиональной переподготовки, ярким примером которого служит Институт развития профессиональных компетенций и квалификаций «Ореп».

Кроме этого, важным шагом было введение дистанционного обучения, онлайн курсов; индивидуальных образовательных траекторий (НОТ) у обучающихся первых курсов с сентября 2021 года. На традиционной встрече актива университета, проректор по образовательной деятельности ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» А.И. Голиков, справедливо отмечал, что целью внедрения НОТ является повышение качества образования за счет выбора персонального пути и реализации личностного потенциала каждого студента [1,2].

Изложение основного материала статьи. Опытная работа по развитию познавательной активности студентов проводилась на протяжении двух лет, основополагающим фактором для которого выступила Программа развития университета на 2021-2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Конкретнее - влияния вуза, строящегося на доминанте молодежной политики - вовлечения студентов в исполнение социально значимых проектов, связанных с идеями социальной ответственности [7, С. 13]. Именно, возможность со стороны преподавателей, в том числе, влиять на соблюдение этического принципа, при реализации общественного долга в обычной студенческой жизни. Сущность которой берет начало на заре профессиональной деятельности, с приобретением профессиональных качеств и развития мировоззрения. А также трансформация учебно-воспитательного процесса, которая проявляется в конструктивном характере коммуникаций, эмпатийного взаимодействия и сотрудничества студентов и преподавателей; участие самого студента в организации учебной работы [7, С. 26].

Деятельность педагога вуза разнообразна и имеет много направлений воздействия на развитие познавательной активности студентов, самыми популярными являются, конечно, учебная, воспитательная, организационная, методическая, исследовательская. Но подход к осуществлению данных направлений деятельности должен иметь более четкое понимание дидактической цели и социальных ориентиров, в соответствии с современными требованиями. Несмотря на создание условий для развития познавательной активности в университете силами многих его структур, студенты недостаточно в полной мере пользуются ими. Чаще пользуются для выполнения учебных задач или обязательных требований, а не по собственному желанию или с целью саморазвития.

Чтобы привлечь студентов к самостоятельному изучению, например, сайта университета, актуальных новостей, нормативной документации, методических материалов, более частому посещению научной библиотеки университета, нами с начала введен систематический контроль, проводились беседы и велась работа на занятиях в этом направлении. Для развития познавательной активности (с учетом приоритетности образовательной организации из программы развития университета) нами: четко ставились перед студентами цели и задачи читаемой дисциплины, информация доводилась до каждого обучающегося. На занятиях, учитывались основные принципы процесса обучения - научности и прочности знаний, природосообразности, последовательности, систематичности, активности, в особенности, обращалось внимание на связь теории с практикой. Например, дисциплина Педагогика должна подготовить студентов к успешному прохождению педагогической практики. Студент должен быть готов поэтапно освоить все виды педагогической подготовки, таких как адаптационная (пассивная) в начале обучения и активная перед преддипломной практикой.

Педагогическая практика в школе требует от студента многих компетенций, освоить которые возможно лишь будучи активным, участвуя в профессиональных мероприятиях с четким представлением конечной цели, пониманием того, какой опыт и пользу им это принесет. Для этого дисциплина Педагогика дает для освоения, не только основные дидактические единицы, но и как научная область знания, должна научить учиться самому и приобретаь необходимые компетенции. А также разработка грамотных заданий самостоятельной работы студентов, более углубленное изучение предмета, через методы проблемного обучения, способствовало более эффективному развитию познавательной активности обучающихся. Самостоятельную работу студентов рационально было сочетать с информационным поиском (поисковой работой), общественной нагрузкой, с трудовой деятельностью и творчеством.

Для студентов института естественных наук (группа Биология и Химия, 3 курс) и педагогического института (группа Информатика и вычислительная техника, 3 курс) были предложены в рамках рабочей программы дисциплины научная, учебная и общественная виды деятельности. Плотным потоком была информация о конкурсах, чтениях, конференциях, олимпиадах, организациях, структуре самого университета и его сетевых взаимосвязях, применении новейших российских информационно-коммуникационных технологий (например, образовательные конструкторы). Задания опирались на творчество и самостоятельный поиск новых знаний. Кроме того, важным было осознание студентами свободы выбора средств и технологий работы.

На примере деятельности студентов института естественных наук (50 человек) и педагогического института (50 человек) наблюдалась положительная динамика проявления их познавательной активности и ее мотивация. Качество мотивации, определенное в результате тестирования, показало, что у студентов прошло несколько ступеней - от социальных потребностей до потребностей признания и самовыражения. Социальные потребности в начале опытной работы преобладали у 50 процентов студентов. К концу опытной работы эти потребности наблюдались у 28 процентов. Потребности признания от 35 процентов выросли до 43 процентов. Потребности самовыражения от 15 до 29 процентов (см. таблицу 1). Данный процесс осуществлялся с учетом потребности в собственной долгосрочной интеллектуальной инвестиции, а также применением по личному желанию когнитивных усилий самих обучающихся [3].

Таблица 1

Динамика развития потребностей обучающихся

Уровень потребностей Начало опытной работы Конец опытной работы

Социальные 50 человек 28 человек

Признания 35 человек 43 человек

Самовыражения 15 человек 29 человек

Студенты стали активнее проявлять себя на занятиях. Была стопроцентная посещаемость на лекциях, ведение записей отличалось не только аккуратным ведением основных идей и содержания темы, но и все чаще включались творческие моменты, сноски, пометки по интересующим вопросам, конкретизирующие записи на полях и построение конспекта приобрело структурированность (тип технологической карты). Кроме того, некоторые студенты стали практиковать метод структурно-логических схем с комментариями, что требует особых навыков. Умение конспектировать приобрело более высокий уровень ценности.

У 80 процентов студентов появилась мотивация к углубленному изучению отдельных блоков дисциплины, особо заинтересовавших их. Например, формы воспитания, такие как патриотическое, экономическое, семейное. Появилось желание осветить собственные умозаключения по сравнительному анализу в этих сферах. Наблюдались аргументированные выступления, с утверждениями, центральной идеей или проектом, предположением. Стали предлагать формы контроля знаний по этим блокам, появилась потребность в осмысленном подходе к презентации своих наработок.

Педагогическое наблюдение выявило, что студенты стали более усердно работать над своими будущими профессиональными умениями - для некоторых, начиная с соблюдения режима и организации собственного времяпрепровождения; ораторским искусством, секретами диалога, умения проверить верификацию, опытом выступления перед зрительской аудиторией, аргументированным дискутированием, планированием деятельности. Кроме того, по инициативе самих студентов создана группа в социальном мессенджере для продолжения общения, предоставления возможности делиться опытом, быть субъектом отношений.

Выводы. Таким образом, учет существующих уровней познавательной активности студентов; включение ментального аспекта в проводимых занятиях; разработка целенаправленных заданий для самостоятельной работы студентов повысило уровень их познавательной активности.

В результате исследования выявлено: проявление добровольных волевых усилий (например, по выполнению приоритетных дел на текущие моменты; при решении поставленных конкурсных задач - целеполагание, детальный разбор материала и поставленных задач, изучение неизвестного, аналитическое и критическое мышление, расширение границ деятельности, профессиональный подход, желание усовершенствования изобретаемого конечного продукта, использование длительного личного времени на выполнение интересующего дела, борьба с элементарной ленью); применение когнитивных усилий для улучшения качества выполняемого дела или СРС (72% обучающихся доводили работу не просто до конца, а качественно); расширение границ взаимодействия (студенты чаще стали общаться с другими социальными слоями людей, их стало интересовать профессиональное мнение по каким-либо проблемным вопросам; показателем успешности развития данной активности явилось и то, что постепенно, деятельность студентов вышла за рамки дисциплины); яркое проявление личностных качеств и компетенций (плодотворное и успешное участие во всероссийских и международных олимпиадах по дисциплине и на открытых занятиях; апробация себя в роли многих специальностей и видов деятельности, таких как: воспитатель, вожатый, комментатор, диктор, сценарист, режиссер, критик, ведущий, автор научных статей, чтец, стилист, оператор, консультант монтажер и др.); активная жизненная позиция (вовлечение в свои идеи других людей, желание действовать - приносить личный вклад и пользу).

Литература:

1. Алтухова, М.А. Структурно-динамическая модель познавательной активности студента в контексте формирования информационных компетенций / М.А. Алтухова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. -С. 14-18

2. Барахсанова, Е.А. Использование цифровой среды в учебном процессе педагогических вузов / Е.А. Барахсанова, Е.В. Никитина, Т.А. Петрова // Образовательный вестник Сознание. - 2021. - Т. 23, № 7. - С. 4-10. - DOI 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-7-4-10. - EDN GIBUXW.

3. Гавриленко, Л.С. «Образовательные потребности»: теоретический анализ понятия / Л.С. Гавриленко, В.Б. Чупина, Т.Н. Тарасова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25480 (дата обращения: 01.07.2023)

4. Коверец, Е.С. Профессионально-познавательная активность у студентов педагогических и непедагогических специальностей / Е.С. Коверец // Научные труды Республиканского института высшей школы. - 2020. - № 20-3. -С. 128-136

5. Некрасова, ИИ Познавательная активность студентов: содержание и методы измерения / ИИ Некрасова, O.A. Чикова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2021. - № 3(48). - С. 63-68

6. Поштарева, Т.В. Структура познавательной активности личности / Т.В. Поштарева, Е.П. Грибова // Современные проблемы науки и образования. -2020. -№ 1.-С. 19-23

7. Программа развития университета на 2021-2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» (2021 год, Якутск). - https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/DSR/priority2030/Programm_Priority _Minobr.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.