Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабанов Никита Алексеевич, Левченкова Татьяна Викторовна

В статье рассмотрены результаты анкетирования студентов Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма на предмет их мотивации к учебной деятельности. Была определена значимость различных видов деятельностей (спортивной, профессиональной и учебной) для студентов всех курсов бакалавриата; выявлены ведущие мотивы учебной деятельности и направленность познавательного интереса студентов. На основании полученных данных были предложены возможные пути повышения мотивации и расширения сферы познавательной активности студентов вузов физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барабанов Никита Алексеевич, Левченкова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF MOTIVATIONAL SPHERE OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF SPORT’S UNIVERSITIES

The article considers the results of the survey of students of SCOLIPE for their motivation to educational activities. The following indicators were identified in the survey: the importance of different types of activities (sports, professional and educational) for students of all undergraduate courses; their leading motives for the educational activity; orientation of cognitive interest of students. On the basis of the obtained data, suggestions for increasing the motivation and expanding the scope of cognitive activity of students of sports universities were formulated.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

2. Реализация в период освоения дисциплины (модуля) (проведение лекций и практических занятий с использованием сквозных цифровых технологий).

3. Анализ (текущий и промежуточный) использования сквозных цифровых технологий при освоении учебной дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации : Паспорт национального проекта (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // Правительство России : [сайт] -URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 06.07.2022).

2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Президент России : [сайт] - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения 06.07.2022).

REFERENCES

1. Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (2019), National program "Digital Economy of the Russian Federation, Protocol dated 06/04/2019 No. 7, available at: http:/ /government.ru/info/35568/ (date of access: 07/06/2022).

2. President of Russian Federation (2020), "On individual development goals of the Russian Federation for the period up to 2030", Decree of July 21, 2020 No. 474, available at: http://www.kremlin.ru/events/president /news/63728 (accessed 07/06/2022).

Контактная информация: bagautdinova1987@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.07.2022

УДК 796.011.3

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Никита Алексеевич Барабанов, магистрант, Татьяна Викторовна Левченкова, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва

Аннотация

В статье рассмотрены результаты анкетирования студентов Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма на предмет их мотивации к учебной деятельности. Была определена значимость различных видов деятельностей (спортивной, профессиональной и учебной) для студентов всех курсов бакалавриата; выявлены ведущие мотивы учебной деятельности и направленность познавательного интереса студентов. На основании полученных данных были предложены возможные пути повышения мотивации и расширения сферы познавательной активности студентов вузов физической культуры.

Ключевые слова: учебная деятельность, учебная мотивация, познавательный интерес, вузы физической культуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p34-38

RESEARCH OF MOTIVATIONAL SPHERE OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF SPORT'S UNIVERSITIES

Nikita Alekseevich Barabanov, the master student, Tatiana Viktorovna Levchenkova, the doctor ofpedagogical sciences, docent, Russian State University of Physical Education, Sports,

Youth and Tourism, Moscow

Abstract

The article considers the results of the survey of students of SCOLIPE for their motivation to educational activities. The following indicators were identified in the survey: the importance of different types of activities (sports, professional and educational) for students of all undergraduate courses; their leading motives for the educational activity; orientation of cognitive interest of students. On the basis of the obtained data, suggestions for increasing the motivation and expanding the scope of cognitive activity of students of sports universities were formulated.

Keywords: educational activity, educational motivation, cognitive interest, universities of physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно деятельностной теории учения знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Качество знаний определяется содержанием и характеристиками той познавательной деятельности, в состав которой они вошли [2].

Отсюда ясно, что все средства и методы обучения и воспитания носят исключительно опосредованный характер. Так, любой метод сам по себе не в силах повысить эффективность учебной деятельности человека, он лишь создает для этого благоприятные условия. Таким образом, эффективность и направленность учебной деятельности студентов в конечном счете определяется системой их мотивационных установок на эту деятельность [1, 4], и задача педагога должна в первую очередь сводиться к управлению данной системой.

Очевидно, что для управления любой системой необходимо первоначально определить ее текущее состояние. Ошибкой было бы полагать, что поступление студента в вуз есть акт подтверждающий его желание учиться и развиваться по избранной специальности, а цель педагога высшей школы - лишь предоставить учащемуся данную возможность. Учебная деятельность (в любом возрасте) характеризуется беспрерывной борьбой самых разнообразных мотивов, а основная цель педагога - не просто сообщить учебный материал, а укрепить «положительные» мотивы учебы, нивелировать «отрицательные», помочь студенту отличать одни от других и как бы «спроектировать» столкновение этих мотивов, определив тем самым направленность учебной деятельность [2, 3].

Эта сложная задача, стоящая перед педагогом, не может и не должна решаться им самостоятельно. Для ее решения помимо знаний индивидуальных особенностей своих воспитанников, педагог должен быть вооружен серьезными научными знаниями о характерных особенностях и направленности мотивационной сферы учащихся различных возрастов и различных специальностей. Если первая проблема проработана в педагогических и психологических исследованиях достаточно тщательно [2], то вторая представляет собой огромное невспаханное поле науки. Так, проблема определения структуры мотива-ционной сферы учебной деятельности студентов вузов физической культуры представлена достаточно скромным числом публикаций. Причем многие из них носят преимущественно не констатирующий, а процессуальный характер, то есть, направлены не на определение системы мотивов учебной деятельности студентов, а на описание условий управления данной системой [4, 5, 6]. Но, как уже было сказано, для управления любой системой необходимо точно знать ее текущее состояние. И мы считаем, что текущее состояние исследуемой системы окончательно не определено.

Цель исследования - выявить структуру и направленность мотивационной сферы учебной деятельности студентов вузов физической культуры.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения основных мотивов учебной деятельности и направленности познавательного интереса студентов вузов физической культуры было проведено анкетирование. В качестве исследуемого поля были выбраны бакалавры института СиФВ РГУФКСМиТ (-2100 студентов). Всего в ходе анкетирования удалось опросить 194 сту-

дента всех курсов и кафедр данного института.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе опроса выявлена значимость для студентов спортивной, профессиональной (работа по специальности) и учебной деятельности (рисунок 1). Среди студентов первого курса 32 учащихся (48%) ответили, что для них на первом месте стоит учебная деятельность, 31 студент (47%) - спортивная и 3 студента (5%) - профессиональная. На втором курсе ведущей деятельностью 22 студента (51%) считают учебную, 15 студентов (33%) -спортивную и 7 студентов (16%) - профессиональную. На третьем курсе: 20 студентов (45%) - учебную, 15 студентов (34%) - профессиональную и 9 студентов (21%) - спортивную. И на четвертом курсе: 18 студентов (45%) - профессиональную, 16 студентов (41%) - учебную и 5 студентов (14%) - спортивное. £ 60

I 50 4

и

£ 40

о О

к 30

V а я

" 20

-О Я

§ 10 &

0

12 I Спортивное самосовершенствование

3

I Работа по специальности

4 Курс I Учеба в вузе

Рисунок 1 - Значимость различных видов деятельности для студентов различных курсов ГЦОЛИФК

Как видно из приведенной диаграммы, для студентов первого курса наряду с учебной деятельностью не менее важной является спортивная деятельность. Это говорит о том, что значительная часть студентов физкультурных вузов поступают в институт не только для того, чтобы получить специальность, но и для удовлетворения собственных целей и амбиций в спорте.

В тоже время по сравнению с первокурсниками, студенты второго и третьего курса значимость спортивной деятельности оценивают ниже, а профессиональной - выше, что говорит об угасании их интереса к занятиям спортом и появлению интереса к работе по специальности. На четвертом же курсе профессиональная деятельность для большинства студентов является ведущей.

Знание о значимости того или иного вида деятельности для студентов различных курсов вузов физической культуры, с нашей точки зрения, может оказаться полезным для совершенствования физкультурного образования. Так, студентам первого курса важно показать связь между спортивной и учебной деятельностью, акцентировать внимание на том учебном материале, который студент может в ближайшей перспективе использовать в своей тренировочной и соревновательной деятельности. Студентам последующих курсов важно внушить, что не существует принципиального разрыва между учебной деятельностью и профессиональной, что работа по специальности, по сути, это продолжение учебы и совершенствования в избранной сфере.

Таким образом, благодаря демонстрации студентам взаимосвязи между спортивной, профессиональной и учебной деятельностями, возможно повысить уровень интереса учащихся к учебе в вузе.

В ходе анкетирования нам удалось выявить основные мотивы выбора студентами специальности. Условно данные мотивы можно разделить на следующие группы:

1. Познавательные (интерес к сфере физической культуры и спорта, желание узнать новое).

Предметным

Общекульту рным

Психолого-педагогичен ким

Медико-биологическ им

Теоретико-методологич еским

Рисунок 2 - Уровень познавательного интереса опрашиваемых студентов к дисциплинам различной направленности

2. Социальные (осознание общественно важности специальности, влияние знакомых).

3. Личностные (желание совмещать учебу с тренировками и/или работой, высокие шансы поступления в вуз).

Отметим, что ведущими оказались познавательные и социальные мотивы. Среди личностных мотивов самым сильным оказался мотив «желание совмещать учебу с тренировками и/или работой».

В одном из вопросов анкеты мы попросили студентов оценить по 5-бальной шкале уровень их интереса к тому или иному предмету. Просуммировав полученные баллы, мы получили следующие результаты (рисунок 2).

Направленность познавательного интереса студентов различных курсов оказалась похожей - наибольший интерес у учащихся вызывали дисциплины предметно-практической направленности (ТиМ различных видов спорта, подвижные игры, специализация и т. д.), а наименьший интерес - общекультурные (история России, социология, философия и т. д.).

С нашей точки зрения несколько расширить сферу интересов студентов возможно за счет реализации метапред-метности обучения, которое должно помочь студентам увидеть связь между изучаемыми дисциплинами и тем самым перенести интерес с дисциплин предметно-практической направленности на медико-биологические, теоретико-методологические, психо лого-педагогические и общекультурные дисциплины.

ВЫВОДЫ

1. Учебная деятельность студентов вузов физической культуры на первых курсах должна иметь тесные связи со спортивной деятельностью, а на последних курсах - с профессиональной. Данная взаимосвязь позволит повысить интерес студентов к учебе.

2. Основными мотивами поступления студентов в вуз физической культуры являются познавательные и социальные мотивы.

3. Направленность познавательного интереса студентов вузов физической культуры носит преимущественно предметно-практический характер.

4. Изменение текущего вектора направленности познавательного интереса студентов возможно за счет реализации меж- и метапредметности в обучении и воспитании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанов Н.А. Ведущие мотивы учебной деятельности студентов вузов физической культуры / Н.А. Барабанов, Т.В. Левченкова // Молодые науке: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых, 13-14 апреля 2022 г. - Москва : РГУФКСМиТ, 2022, С. 62-65 с.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В.. - Москва : Интор, 1996. - 544 с.

3. Илюхина К.А. Готовность студентов вуза физической культуры и спорта к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов / К.А. Илюхина, Т.В. Левченкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 150-155.

4. Кириллова Я.В. Роль педагогического сопровождения в формировании мотивации учебной деятельности студентов вуза физической культуры / Я.В. Кириллова // Оптимизация учеб-

но-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры : XXIII региональная научно-методическая конференция с международным участием, Челябинск, 24 мая 2013. -Челябинск : Уральский государственный университет физической культуры, 2013. - С. 96-98.

5. Попова Е.Е. Формирование мотивации к учебе у студентов вуза физической культуры / Е.Е. Попова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры : XXIX региональная научно-методическая конференция, Челябинск, 17 мая 2019 года. - Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2019. - С. 177-178.

6. Kone R.P. Pedagogy conditions for the formation of student's cognitive interest / R.P. Kone // Modem Pedagogical Education. - 2022. - No. 5. - P. 37-41.

REFERENCES

1. Barabanov, N. A. and Levchenkova, T. V. (2022), "Leading motives of students of physical education universities", Young Science: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation of students and young scientists, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow, pp. 62-65.

2. Davydov, V. V. (1996), Theory of developing learning, Intor, Moscow.

3. Ilyuhina, K.A. and Levchenkova T.V. (2021), "Readiness of students of the university of physical culture and sports to design individual educational routes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 150-155.

4. Kirillova, YA. V. (2013), "The role of pedagogical support in the formation of motivation of educational activity of students of the university of physical education", Optimization of the educational process in educational institutions of physical culture, XXIII regional scientific and methodical conference with international participation, Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk: pp. 96-98.

5. Popova, E.E. (2019), "Formation of motivation to study at the university of physical education", Optimization of the educational process in educational organizations of physical culture, XXIX regional scientific and methodical conference, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk, pp. 177-178.

6. Kone, R. P. (2022), "Pedagogy conditions for the formation of student's cognitive interest", Modern Pedagogical Education, pp. 37-41.

Контактная информация: barabanov.n99@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.07.2022

УДК 796.922.093.612

КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ НА ЛЫЖЕРОЛЛЕРАХ

Анна Николаевна Белёва, аспирант, Наталья Борисовна Новикова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической

культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

Целью исследования было оценить и проанализировать уровень технической и физической подготовленности лыжников-двоеборцев 13-15 лет. Педагогическое тестирование проходило на лыжероллерах и состояло из 3 контрольных упражнений: челночного бега, передвижения на 100 м с максимальной скоростью одновременным бесшажным ходом и коньковым ходом без отталкивания палками. Оценивались кинематические параметры техники лыжного хода и регистрировались недочеты в технике передвижения на лыжероллерах. В результате педагогического контроля установлена низкая техническая и физическая готовность юных спортсменов. Для исправления технических недочетов и повышения физических кондиций были разработаны и рекомендованы для включения в тренировочный процесс подвижные игры на лыжероллерах и специализированные упражнения сопряженного характера.

Ключевые слова: лыжероллеры, техническая подготовленность, физическая подготовленность, техника лыжного хода, подвижные игры, специализированные упражнения, педагогический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.