book on training to game, publishing house “Terra-sport: Olympia Press”, Moscow, Russian Federation.
4. Stech M. (2010), “Volleyball players jumping abilities indices in connection with their individual somatic characteristics”, Physical education of students, No. 1, pp. 102-105.
Контактная информация: dmitrenko.la@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 15.03.2013.
УДК 796 (076)
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье отражены социальные условия обучения, которые могут оказывать существенное влияние на познавательную активность учащихся и, соответственно, на качество учебной деятельности. Учитывая, что факторы познавательной активности у студентов вузов физической культуры не изучались (хотя потребность в этом очевидна), в статье приводится социальные факторы познавательной активности школьников и студентов других вузов, а затем делается перенос информации на учебную деятельность студентов физкультурных вузов. Факторы познавательной активности у этих студентов отражены в гипотетическом ракурсе. По сути, осуществляется постановка вопроса, для эмпирического исследования.
Ключевые слова: познавательная активность, неполные и многодетные семьи, семьи групп риска, закрытые учреждения, широта общения, взаимоотношения, отношение к образованию, балльно-рейтинговая система, условия обучения, активность занятий спортом, спортивные цели.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p62-67
FEATURES OF SOCIAL FACTORS OF INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE
Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article reflected the social conditions of the education, which can have an essential effect on the cognitive activity of students and, respectively to the quality of training activity. Taking into account that the factors of cognitive activity among the students of IHE (Institute of Higher Education) of physical culture have not been studied (although the need for it was obvious), the article sheds light on the social factors of cognitive activity of schoolboys and students of other IHE, and then the transfer of information to the training activity of the students of physical culture IHE has been done. The factors of cognitive activity among these students are reflected in the hypothetical perspective. In the essence, the posing of the question is achieved for an empirical study.
Keywords: cognitive activity, incomplete and large families, family of risk groups, closed establishments, breadth of contacts, interrelation, relation to education, scale-number-rating system, training conditions, activity of occupations by sport, sport purposes.
Как известно, социальные факторы являются значимыми детерминантами развития личности. Однако вопрос о социальной обусловленности познавательной активности студентов не решен в современной педагогической науке. Отсутствуют данные эмпирических исследований, в которых раскрывалась бы роль этих факторов в развитии личности студентов.
В вузах физической культуры проблема низкой познавательной активности студентов имеет свои особенности [3,4]. Поскольку в этих вузах учатся бывшие и действующие спортсмены, у студентов выстроена организационная система занятий спортом, позволяющая трансформировать имеющиеся реальные социальные условия к спортивной жизни. Это не может не накладывать определенный отпечаток как на желание учиться, на познавательную учебную активность, так и на успешность обучения. Именно поэтому студенты вузов физической культуры часто не демонстрируют высокой познавательной активности. Из-за отсутствия информации о влиянии социальных условий на познавательную активность студентов, необходимо обратится к подобным данным в отношении школьников.
В отдельных работах проанализированы лишь некоторые влияния социального характера на познавательную активность детей и подростков. Так, например, воспитание в неполной семье, неблагополучие семейных отношений, повторные браки родителей неблагоприятно влияют на формирование познавательной активности в дошкольном детстве и младшем школьном возрасте [8]. Есть основание предположить, что и в студенческом возрасте характер влияния перечисленных факторов сохраняется. Однако такое предположение нуждается в эмпирической проверке.
Трудности в формировании познавательной активности детей могут наблюдаться в многодетной семье. С одной стороны, такая семья является источником воспитания коллективизма и взаимопомощи, с другой стороны - родители зачастую не могут уделить достаточно внимания развитию детей, их познавательный интерес угасает или становится узко прагматическим. Дети из многодетных семей, особенно старшие, находятся в ситуации гиперответственности и эмоциональной депривации, что также снижает их познавательную активность. В отношении студентов фактор многодетной семьи вряд ли может оказать существенное влияние на их познавательную активность.
Неблагоприятным фактором, существенно тормозящим развитие познавательной активности у детей и подростков, является воспитание в закрытых учреждениях интернатного типа. Бедность стимуляции, ограничение круга общения, дефицит эмоционального принятия искажают систему познавательных мотивов, отрицательно влияют на самооценку детей, снижают возможности проявления творческой продуктивной активности в познании и межличностном взаимодействии [10].
Сказанное имеет самое прямое отношение к студентам-спортсменам, «населяющим» физкультурные вузы, поскольку значительная часть из них являются выпускниками спортивных интернатов. Важно и другое: спортивные сборы, проводимые в подготовительном и соревновательном периодах, моделируют условия закрытых учреждений. Таким образом, выделенные С.Н. Сатышевой [10] факторы, не способствующие, а иногда и мешающие развитию познавательной активности подростков, можно считать отрицательными факторами и в отношении учебной деятельности студентов, и особенно - студентов вузов физической культуры.
Психологическое неблагополучие, различного рода отклонения в поведении, в том числе хроническая учебная неуспеваемость, отсутствие интереса к учебе и пассивность в процессе приобретения знаний, присущи детям из так называемых семей групп риска. К ним относятся семьи с крайне низким уровнем материальной обеспеченности, семьи, в которых родители больны алкоголизмом или наркоманией, асоциальные семьи, а также конфликтные семьи.
Можно предположить, что число студентов-спортсменов, прошедших воспитание в таких семьях относительно невелико. В пользу такого утверждения говорит тот факт, что вероятность привода детей в спортивную секцию или спортивную школу, членами семей риска, небольшая. Правда, наблюдаются отдельные случаи, когда ребенок, вопреки своему семейному неблагополучию, по собственной инициативе занимается спортом. Тем не менее, в эмпирическом исследовании социальным фактором неблагополучия се-
мьи можно пренебречь.
Влияние на умственное развитие, формирование и проявление познавательной активности оказывают и такие «семейные» факторы, как число детей в семье, и даже порядок их рождения. Однако как по вопросу количества детей, так и по вопросу порядка их рождения мнения ученых существенно расходятся [1].
В целом, данных о социальных факторах познавательной активности студентов в педагогической литературе очень мало. По Суховой Л.В. [11], базовыми социальноорганизационными факторами, определяющими познавательную активность студентов, выступают: взаимоотношения с педагогом и сверстниками, отношение семьи и друзей к процессу получения образования и учебе в целом; общественное мнение и социальные ориентации относительно выбранной профессии. Там же [11] выявлено влияние типа учебного заведения (государственный - негосударственный вуз) на познавательную активность студентов. Так, в негосударственном вузе менее жесткие критерии отбора, что может негативно сказаться на мотивации познавательной деятельности. В структуре мотивов и стремлений таких студентов часто преобладают внешние социальные мотивы, мотивы престижа, а не познавательные. У студентов негосударственного вуза часто не сформированы умения и навыки учебной деятельности, что снижает их познавательную активность. В вузах физической культуры значение этих факторов может проявиться в еще большей степени.
Социальным фактором познавательной активности студентов выступает специфика их адаптации к условиям обучения. В процессе получения образования студент включается в новые виды деятельности и общения, приспосабливается к ним, что оказывает влияние на характер его познавательной активности. Адаптация к обучению длится фактически весь период студенчества и проходит ряд этапов, на каждом из которых различным образом проявляется познавательная активность. Первый этап приходится на первый год обучения в вузе. В данный период закладываются основы адаптации в области учебы и межличностных отношений. Затруднения в проявлениях познавательной активности на данном этапе могут быть обусловлены несовпадением способов преподавания в средней школе и в вузе: недостаточное понимание лекций, излагаемых в иной манере, чем в школе, отсутствие ежедневного контроля и т.п. При этом у первокурсников может ухудшаться самочувствие, наблюдаться разочарование в выбранной специальности и потеря уверенности в своих силах. Некоторые первокурсники, столкнувшись с неожиданными трудностями обучения, начинают сомневаться в правильности сделанного профессионального выбора. В это время формируются межличностные контакты, устанавливаются доверительные отношения в группе, формируются учебные умения, которые в дальнейшем служат основой для развития умений добывать новые знания, необходимые в профессиональной деятельности. Успешность обучения на данном этапе зачастую достигается за счет высокого напряжения в связи с переходом от жестко детерминированной системы школьного обучения к более вариативной и гибкой, требующей высокого самоконтроля и самостоятельности мышления, системе образования в вузе.
Второй этап начинается в начале 2-го курса обучения в вузе. Основная его черта -преобладание познавательной активности, ориентированной на приобретение профессиональных знаний и умений. Именно в данный период студент овладевает новой социальной ролью и статусом, формирует эффективные стратегии учебной деятельности, начинает овладевать определенной системой профессиональных ценностей, направленности личности, сопоставлять собственные качества и способности с реальными требованиями и идеалами будущей профессии и образа специалиста-профессионала, соотносить оценку своих возможностей с ожиданиями и целями.
Третий этап охватывает старшие курсы. Основная его задача - оптимальный выбор области будущей деятельности, подготовка к избранной сфере в сочетании с развитием индивидуальности, культуры и профессиональных умений. Основной проблемой на
данном этапе является профессиональная идентификация и подготовка к трудовой деятельности [2, 5, 6].
В вузах физической культуры проблема социальной адаптации стоит еще острее. Все перечисленные социальные факторы могут оказать существенное значение на познавательную активность студентов. Однако в силу специфики этих вузов появляется один и очень существенный фактор, связанный с социальной адаптацией студентов и, особенно на первом ее этапе. Речь идет о столкновении интересов, мотивов, доминирующих потребностей, а также всего социального окружения в учебной и спортивной деятельности. Более того, иногда факторы отношения к процессу собственного обучения, сознательно навязываются извне. Преподаватели, да вся балльно-рейтинговая система требует проявления учебной активности. И, в то же время, некоторые из тренеров «уводят» своих учеников от активного обучения.
Значимыми факторами познавательной активности являются такие факторы, как материальные и жилищно-бытовые условия, смена места жительства. По этим факторам в группе риска зачастую оказываются иногородние студенты. Они нередко испытывают материальные затруднения, проживают в недостаточно комфортных условиях общежития, не всегда имеют возможность уделять учебе необходимое количество времени или не имеют внешних условий для учебы (например, уединения и тишины). Многие вынуждены совмещать учебу и работу, что негативно сказывается на проявлениях познавательной активности. По результатам исследования, проведенного коллективом авторов [9], наиболее актуальными проблемами иногородних студентов являются: поиск жилья (40%); нехватка денежных средств (38%); сложности привыкания к новому городу (6,6%); трудные взаимоотношения (4,4%); совмещение учебы и работы (4,4%); принятие самостоятельных решений (4,4%); здоровье (2,2%). В то же время, в отличие от местных студентов, иногородние обладают более высоким потенциалом адаптации, более выраженной мотивацией обучения, что стимулирует их познавательную активность [12].
Действие этих факторов на познавательную активность студентов вузов физической культуры двояко. С одной стороны, они более адаптированы к «спартанским» условиям, а с другой, - проявление познавательной активности затруднено физиологически: под влиянием тяжелых физических нагрузок они просто засыпают над книжкой или перед экраном компьютера. Определение значения всех этих факторов для познавательной активности студентов-спортсменов эмпирическим путем имеет не только большое теоретическое значение, но и практическое.
Итак, социальная адаптация студентов в таких областях, как социально-бытовые условия, учебная деятельность, межличностные отношения и профессиональное становление, оказывает влияние на познавательную активность. Она протекает успешно и способствует развитию познавательной активности, если у студентов включаются внутренние ресурсы, характеристики самосознания и ценностно-мотивационной сферы личности, определяющие постановку целей и задач, соотнесение реальных достижений и планов на будущее, определение возможного уровня сложности решения жизненных, учебных и профессиональных задач.
Сказанное позволяет сделать вывод о составе социальных условий у студентов вузов физической культуры, которые могут оказывать существенное влияние на их познавательную активность, то есть, являться социальными факторами этой активности. Сюда можно отнести: воспитание в закрытых учреждениях интернатного типа; широта круга общения; взаимоотношения с педагогами; взаимоотношения со сверстниками; отношение членов семьи к процессу получения образования; отношение друзей к процессу получения образования; представление о престижности выбранной профессии; характер оплаты обучения (госбюджетная или самостоятельная); материальное положение; совмещение учебы и работы для заработка; жилищно-бытовые условия; внешние условия для учебы; несовпадение способов преподавания в средней школе и в вузе; число меж-
личностных контактов со студентами группы; обучение по балльно-рейтинговой системе; активность занятий спортом; наличие спортивных целей; объем и интенсивность тренировочных нагрузок; отношение тренера к учебной деятельности учеников.
Информация о выраженности и характере влияния на развитие и проявление познавательной активности перечисленных здесь 19-ти социальных условий, в которых обучаются студенты вузов физической культуры, позволит разработать практические рекомендации, способствующие развитию и проявлению этой активности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей из многодетной семьи : монография / Т. Н. Андреева. - Чебоксары : Изд-во Чувашского гос. пед. ун-та, 2009. - 289 с.
2. Белохвостова, О.И. К динамике стилей учебной деятельности студентов / О.И. Белохвостова // Ежегодник Российского Психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. - СПб. : [б. и.], 2003. - Т. 1. - С. 416-419.
3. Жуков, Ю.Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры в учебной деятельности / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 30-35.
4. Жуков, Ю.Ю. Особенности взаимосвязей показателей личностной и учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 61-66.
5. Зенкова, Н.А. Психологическая модель готовности студентов первого курса к обучению в вузе : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Зенкова Н.А. - Тамбов, 2003. - 21 с.
6. Коврова, М. В. Исследование коммуникативного стресса у студентов в условиях образовательного процесса высшей школы / М. В. Коврова // Психологическая поддержка инновационных процессов в транзитивном обществе : материалы Всероссийского симпозиума. - М. : [б. и.], 2001. - С. 36-37.
7. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие / под ред. М. А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М. : Академия, 2002. - 192 с.
8. Неделина, Е.В. Формирование личности ребенка в неполной семье : дис. ... канд. пед. наук / Неделина Е.В. - Липецк, 2002. - 167 с.
9. Проблемы иногородних студентов: социологический аспект / И.В. Булыкина, Т.В. Вагнер, Е.И. Сергеева, Л.В. Самсонов // Вестник Вестник Казахстанско-Американского свободного университета. - 2006. - № 3. - С. 28-32.
10. Сатышева, С.Н. Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей : автореф. дис. . канд. психол. наук / Сатышева С.Н. -Новосибирск, 2003. - 22 с.
11. Сухова, Л.В. Развитие познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов : дис. . канд. пед. наук / Сухова Л. В. - Саратов, 2000. -163 с.
12. Юркина, М. С. Исследование особенностей адаптированности местных и иногородних студентов первого курса к вузу / М. С. Юркина // Психологические науки: теория и практика : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). -М. : Буки-Веди, 2012. - С. 68-71.
REFERENCES
1. Andreeva, T.N. (2009), Cognitive and personal characteristics of children from a large family: monograph, publishing house Chuvash state pedagogical University, Cheboksary, Russian Federation.
2. Belokhvostova, O.I. (2003), “To dynamics of styles of educational activity of students”, Yearbook of the Russian Psychological society. Materials of the 3rd All-Russian congress of psychologists on June 25-28, 2003, St.-Petersburg, Vol. 1, pp. 416-419.
3. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Indicators and factors of cognitive activity of students of higher education institutions of physical culture in educational activity”, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1, pp. 30-35.
4. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Features of correlations of indicators of personal and educational cognitive activity of students of higher education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 61-66.
5. Zenkova, N.A. (2003), Psychological model of readiness of first-year students to training in higher education institution, dissertation, Tambov, Russian Federation.
6. Kovrov, M.B. (2001), “Research of a communicative stress at students in the conditions of educational process of the higher school”, Psychological support of innovative processes in transitive society: materials of the All-Russian symposium, Moscow, pp. 36-37.
7. Ed. Galaguzova, M.A. and Mardakhayev L.V. (2002), Technique and technology of work of the social teacher, publishing house “Academy”, Moscow, Russian Federation.
8. Nedelina, E.V. (2002), Formation of the identity of the child in an incomplete family, dissertation, Lipetsk, Russian Federation.
9. Bulykin, I.V., Wagner T.V., Sergeyeva, E.I. and Samsonov L.V. (2006), “Problems of nonresident students: sociological aspect”, Messenger of KAFU, No. 3, pp. 28-32.
10. Satysheva, C.H. (2003), Psychological features of communication of pupils of orphanages and large families, dissertation, Novosibirsk, Russian Federation.
11. Sukhova, L.V. (2000), Development of informative activity in vocational training of future experts, dissertation, Russian Federation.
12. Yurkin, M.C. (2012), “Research of features of adaptedness of local and nonresident first-year students to higher education institution”, Psychological sciences: theory and practice: materials International conference (Moscow, February 2012), publishing house “Buki-Vedi”, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: zhukleena@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.03.2013.
УДК 371.016:796
СООТНОШЕНИЕ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИИ И ГОТОВНОСТИ К СОБЛЮДЕНИЮ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель,
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Аннотация
Проблема ориентации современных студентов на здоровый образ жизни является довольно актуальной и популярной в современной педагогической науке. Это вполне оправдано, поскольку проводимая в целом современная социальная политика в сфере здоровья ориентирована, в основном, на поиск путей улучшения качества медицинского обслуживания, а не на формирование здорового образа жизни как основного способа сохранения и развития здоровья человека. Исследование показало наличие весьма существенного «конфликта» между потребностью соблюдения многих принципов здорового образа жизни и готовности к их фактической реализации. Особенно сильно это проявляется в невозможности упорядочить свою жизнь посредством режима, восстановить затраченные в процессе деятельности силы и заниматься физической культурой.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, мотивация, готовность.