Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ НА ЛЫЖЕРОЛЛЕРАХ'

КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ НА ЛЫЖЕРОЛЛЕРАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫЖЕРОЛЛЕРЫ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕХНИКА ЛЫЖНОГО ХОДА / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белёва Анна Николаевна, Новикова Наталья Борисовна

Целью исследования было оценить и проанализировать уровень технической и физической подготовленности лыжников-двоеборцев 13-15 лет. Педагогическое тестирование проходило на лыжероллерах и состояло из 3 контрольных упражнений: челночного бега, передвижения на 100 м с максимальной скоростью одновременным бесшажным ходом и коньковым ходом без отталкивания палками. Оценивались кинематические параметры техники лыжного хода и регистрировались недочеты в технике передвижения на лыжероллерах. В результате педагогического контроля установлена низкая техническая и физическая готовность юных спортсменов. Для исправления технических недочетов и повышения физических кондиций были разработаны и рекомендованы для включения в тренировочный процесс подвижные игры на лыжероллерах и специализированные упражнения сопряженного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белёва Анна Николаевна, Новикова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF TECHNICAL AND PHYSICAL FITNESS OF NORDIC COMBINED ATHLETES WHEN MOVING ON SKI-ROLLERS

The purpose of the study was to evaluate and to analyze the level of technical and physical fitness of the Nordic combined athletes aged 13-15 years old. Methodology and organization of the study. The pedagogical testing was done on ski-rollers and consisted of 3 control exercises: shuttle run, moving on 100 m with the maximum speed by double poling and skating without pushing off the poles. Kinematic parameters of skiing technique were evaluated and deficiencies in the technique of ski roller skis were recorded. Research results and discussion. As a result of pedagogical control, the low technical and physical readiness of young athletes was established. Conclusions. To correct technical deficiencies and improve physical conditions we developed and recommended for inclusion in the training process the moving games on ski-rollers and specialized exercises of conjugated nature.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ НА ЛЫЖЕРОЛЛЕРАХ»

но-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры : XXIII региональная научно-методическая конференция с международным участием, Челябинск, 24 мая 2013. -Челябинск : Уральский государственный университет физической культуры, 2013. - С. 96-98.

5. Попова Е.Е. Формирование мотивации к учебе у студентов вуза физической культуры / Е.Е. Попова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры : XXIX региональная научно-методическая конференция, Челябинск, 17 мая 2019 года. - Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2019. - С. 177-178.

6. Kone R.P. Pedagogy conditions for the formation of student's cognitive interest / R.P. Kone // Modem Pedagogical Education. - 2022. - No. 5. - P. 37-41.

REFERENCES

1. Barabanov, N. A. and Levchenkova, T. V. (2022), "Leading motives of students of physical education universities", Young Science: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation of students and young scientists, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow, pp. 62-65.

2. Davydov, V. V. (1996), Theory of developing learning, Intor, Moscow.

3. Ilyuhina, K.A. and Levchenkova T.V. (2021), "Readiness of students of the university of physical culture and sports to design individual educational routes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 150-155.

4. Kirillova, YA. V. (2013), "The role of pedagogical support in the formation of motivation of educational activity of students of the university of physical education", Optimization of the educational process in educational institutions of physical culture, XXIII regional scientific and methodical conference with international participation, Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk: pp. 96-98.

5. Popova, E.E. (2019), "Formation of motivation to study at the university of physical education", Optimization of the educational process in educational organizations of physical culture, XXIX regional scientific and methodical conference, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk, pp. 177-178.

6. Kone, R. P. (2022), "Pedagogy conditions for the formation of student's cognitive interest", Modern Pedagogical Education, pp. 37-41.

Контактная информация: barabanov.n99@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.07.2022

УДК 796.922.093.612

КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ НА ЛЫЖЕРОЛЛЕРАХ

Анна Николаевна Белёва, аспирант, Наталья Борисовна Новикова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической

культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

Целью исследования было оценить и проанализировать уровень технической и физической подготовленности лыжников-двоеборцев 13-15 лет. Педагогическое тестирование проходило на лыжероллерах и состояло из 3 контрольных упражнений: челночного бега, передвижения на 100 м с максимальной скоростью одновременным бесшажным ходом и коньковым ходом без отталкивания палками. Оценивались кинематические параметры техники лыжного хода и регистрировались недочеты в технике передвижения на лыжероллерах. В результате педагогического контроля установлена низкая техническая и физическая готовность юных спортсменов. Для исправления технических недочетов и повышения физических кондиций были разработаны и рекомендованы для включения в тренировочный процесс подвижные игры на лыжероллерах и специализированные упражнения сопряженного характера.

Ключевые слова: лыжероллеры, техническая подготовленность, физическая подготовленность, техника лыжного хода, подвижные игры, специализированные упражнения, педагогический

контроль.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p38-45

CONTROL OF TECHNICAL AND PHYSICAL FITNESS OF NORDIC COMBINED ATHLETES WHEN MOVING ON SKI-ROLLERS

Anna Nikolaevna Belyova, the post-graduate student, Natalya Borisovna Novikova, the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg scientific-research institute for physical culture, St.

Petersburg

Abstract

The purpose of the study was to evaluate and to analyze the level of technical and physical fitness of the Nordic combined athletes aged 13-15 years old. Methodology and organization of the study. The pedagogical testing was done on ski-rollers and consisted of 3 control exercises: shuttle run, moving on 100 m with the maximum speed by double poling and skating without pushing off the poles. Kinematic parameters of skiing technique were evaluated and deficiencies in the technique of ski roller skis were recorded. Research results and discussion. As a result of pedagogical control, the low technical and physical readiness of young athletes was established. Conclusions. To correct technical deficiencies and improve physical conditions we developed and recommended for inclusion in the training process the moving games on ski-rollers and specialized exercises of conjugated nature.

Keywords: ski-rollers, technical fitness, physical fitness, skiing technique, movement games, specialized exercises, pedagogical control.

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее распространенным средством подготовки лыжников-двоеборцев в подготовительном периоде для гоночной части дисциплины является передвижение на лыжероллерах. Лыжероллеры служат отличным средством для совершенствования техники передвижения различными лыжными ходами. При передвижении на лыжероллерах спортсмены работают над развитием координационных, скоростно-силовых способностей и выносливости, учатся устойчивому положению на равнине, спусках и поворотах.

Во время подготовительного периода важно следить за уровнем технической подготовленности спортсменов. Нами была предпринята попытка внедрить в практику лыжного двоеборья педагогическое тестирование по оценке технической подготовленности в условиях передвижения на лыжероллерах.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняло участи 9 лыжников-двоеборцев в возрасте 13-15 лет, проходящих подготовку на тренировочном этапе. В рамках подготовительного периода для определения уровня технической и физической подготовленности было проведено педагогическое тестирование, которое включало следующие контрольные упражнения (КУ) на лыжероллерах:

- № 1 - челночный бег для оценки составляющих координационных способностей (способность к перестроению двигательных действий, согласованность движений);

- № 2 - передвижение на 100 метров с максимальной интенсивностью одновременным бесшажным ходом (ОБХ) для оценки реализации скоростно-силовых возможностей мышц рук и плечевого пояса в специальном упражнении;

- № 3 - передвижение на 100 метров с максимальной интенсивностью коньковым ходом без отталкивания палками (руки за спиной) для оценки реализации скоростно-силовых возможностей мышц ног в специальном упражнении.

Испытания сопровождались видеосъемкой на камеры «Sony HDR550E» с частотой 50 кадров в секунду с дальнейшим видеоанализом и расчетом биомеханических параметров с применением специализированного программного обеспечения («Dartfish Pro Suite

10») и методов математической обработки результатов исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе педагогического тестирования спортсменам было предложено выполнить «челночный бег на лыжероллерах», а также максимальные ускорения ОБХ и коньковым ходом без отталкивания палками. На каждое контрольное упражнение (КУ) спортсменам предоставлялось по три попытки.

Важно значение при передвижении на лыжах имеет способность спортсменов проходить повороты, перестраивать свои действия в зависимости от меняющихся условий и контактной борьбы. Наиболее распространенными способами прохождения поворотов считаются шаговое и маховое переступание, а также повороты упором и на параллельных лыжероллерах (таблица 1).

Таблица 1 - Способы выполнения поворотов на лыжероллерах [3]

Вид поворота Методические указания

Шаговым пере-ступанием (применяется на равнинных участках) Для входа в поворот спортсмен, немного согнув колени, должен перенести вес тела на внешний лыжероллер и наклонить туловище внутрь поворота. Далее, поднимая внутренний лыжероллер, отвести носок в сторону поворота, перенести на него вес тела и оттолкнуться внешним лыжероллером. Одновременно с переносом веса произвести отталкивание палкой, расположенной с внешней стороны поворота. Для продолжения поворота к внутреннему лыжероллеру приставить внешний, выпрямиться и вновь повторить цикл переступания.

Маховым пере-ступанием (применяется на подъемах и равнинных участках) Перед входом в поворот спортсмену необходимо слегка наклонить туловище вперед и перенести вес тела на передний внешний лыжероллер. В этот же момент плечо, находящееся с внешней стороны поворота, выносится вперед и производится одновременное отталкивание палками, при этом давление на пятку переднего лыжероллера усиливается. Для входа в поворот спортсмен должен совершить маховое движение - сильный плавный навал всем телом на палки к центру поворота, направляя внутреннее плечо к центру и немного назад; сделать «захлест» задним лыжероллером и вынести его броском вперед в направлении поворота. Продолжая поворот, спортсмену необходимо выставить вперед внешний лыжероллер, продвигая вперед разгруженный внутренний лыжероллер и повторить маховое переступание.

На параллельных лыжероллерах (применяется на спусках) При входе в поворот спортсмену нужно выдвинуть одну ногу вперед, равномерно загрузить оба лыжероллера, выдвигает плечо, расположенное с внешней стороны поворота вперед и наклонить туловище в центр поворота.

Упором (применяется на крутых спусках с резкими поворотами) Перед входом в поворот спортсмен должен загрузить ближний к повороту лыжероллер, а другой, не отрывая от поверхности, отвести в сторону. Туловище наклонить в сторону поворота и сделать небольшой уклон на внешний лыжероллер, немного законтовав его на внутреннее ребро. Чем круче поворот, тем шире стойка лыжника.

Практический опыт показывает, что из-за потери равновесия при переступании ногами на поворотах происходит большое количество падений. Поэтому для оценки способности юных лыжников-двоеборцев к перестроению двигательных действий было проведено КУ №1 - челночный бег на лыжероллерах, временные результаты которого представлены на рисунке 1.

Спортсмены

1 попытка 2 попытка ^^^^ 3 попытка

Рисунок 1 - Время передвижения в КУ «челночный бег на лыжероллерах»

На равнинной местности было установлено 4 конуса на расстоянии 5 м друг от друга. Перед спортсменом стояла задача оббежать конусы с удобной для них стороны. Видеосъемка трех попыток проводилась с различных ракурсов: 1 - с боку, 2 - сзади, 3 -спереди. Все спортсмены (п=9) предпочли входить в поворот с левой стороны шаговым переступанием. Большинство спортсменов лучший результат продемонстрировали в третьей попытке (п=5). Среднее время лучших попыток составило 20,92±0,94 с. Видеосъемка с трех контрольных позиций позволила выявить ряд технических недочетов совершаемые лыжниками-двоеборцами при прохождении поворотов (таблица 2).

Таблица 2 - Ошибки, совершаемые лыжниками-двоеборцами при прохождении поворотов в КУ №1

Ошибки Спортсмены

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 ♦ ▲ ♦ ♦ ▲

2 •

3 • • ▲

4 ▲

5 • •

6 •

7 •

8 ♦

9 ▲

Примечание: 1 - Недостаточный перенос центра тяжести; 2 - Излишние колебания туловищем вверх/вниз с «подпрыжкой»; 3 - Заход в поворот по большому радиусу; 4 - Переступание на прямых ногах; 5 - Медленная

перестановка лыжероллеров (слабы толчок ногой); 6 - Недостаточный наклон туловища в сторону поворота; 7

- Излишнее подседание с отклонением туловища назад при прохождении поворота; 8 - Резкая резка угла (близ-

кое положение к фишке в начале поворота); 9 - Высокий замах палками; • - 1 попытка; ♦ - 2 попытка. ▲ - 3

попытка.

В таблице 2 наглядно видно, что достаточно много технических ошибок юные лыжники-двоеборцы совершают в первой и третьей попытках. Причинами этих ошибок предположительно является то, что спортсмены мало времени в тренировочном процессе уделяют технике прохождения поворотов и координационной подготовке на лыжероллерах. Целенаправленное развитие координационных способностей во время выполнения специализированных технических упражнений на лыжах и лыжероллерах может стать дополнительным резервом для совершенствования технической подготовленности в лы-жегоночном компоненте лыжного двоеборья.

Для совершенствования техники преодоления поворотов и развития координационных способностей в подготовительном периоде лыжникам-двоеборцам было рекомендовано включить в тренировочный процесс специализированные упражнения и подвижные игры на лыжероллерах. Руководствуясь тем, что в игровых условиях совершенствование техники лыжного хода происходит комплексно, нами были подобрали игры таким образом, чтобы спортсмены одновременно работали над устранением технических ошибок, продемонстрированных в таблице 2 и повышали уровень координационных способностей. Часть рекомендованных игр представлена в таблице 3.

Далее спортсмены выполняли на скорость КУ 2 и 3. Спортсменам предлагалось на равнинном участке протяженностью 100 м продемонстрировать не только максимальную скорость передвижения на лыжероллерах, но и выполнить задания максимально технично. Результат лучших попыток в передвижении ОБХ в среднем составил 18,42±1,91 с, а при передвижении коньковым ходом без отталкивания палками на этом же отрезке -20,10±1,67 с.

Обращая внимание на время преодоления дистанции и анализ кинематических параметров техники передвижения на лыжероллерах, представленных в таблицах 4 и 5, можно предположить, что у лыжников-двоеборцев, участвующих в тестировании, ско-ростно-силовой потенциал мышц верхних конечностей выше показателей мышц ног. Це-

ленаправленная работа тренеров над повышением уровня силовых возможностей мышц нижних конечностей также может стать дополнительным резервом в совершенствовании технической и физической подготовки юных спортсменов.

Таблица 3 - Примеры игр на лыжероллерах для совершенствования техники прохождения поворотов и повышения уровня координационных способностей_

Название игры и краткое описание Развиваемый вид КС

«Спуск и поворот в шеренге» [2] На вершине подъема команды по очереди выстраивается шеренгу по 4-5 человек. Взявшись за руки, по сигналу тренера начинают движение вниз. Задача спортсменов скатиться вниз и преодолеть поворот до указанной отметки, не расцепив руки. Развитие способности сохранять динамическое равновесие, развитие ловкости

«Прокатись между воротами» [1] На повороте на расстоянии друг от друга 15-20 см устанавливаются две фишки (ворота). Задача спортсменов по очереди, начав движение с вершины подъема, выполнить поворот упором, так чтобы лыжероллер с внешней стороны поворота проходил между фишками, не сбив их. Побеждают спортсмены команды, которая в сумме выполнила задание с меньшим временем. Задание можно усложнять, меняя угол поворота и число ворот. Развитие пространственной ориентации, кинестетической дифференциации, динамического равновесия.

«Вакантное место» [1] На равнинном участке команды выстраиваются в два круга. Расстояние между участниками 2 м, а между кругами 10 м. В каждом из кругов выбирается водящий. По команде водящие начинают объезд своего круга снаружи и, выбрав одного из стоящих в нем игроков, касаются его рукой, а сами продолжают движение. Осаленные лыжники тут же поворачиваются и бегут в противоположную сторону, стараясь как можно быстрее объехать круг и занять свое прежнее (вакантное) место. То же пытается сделать и водящий, двигающийся в своем прежнем направлении. Игрок, не успевший занять место, становится водящим. Развитие простой двигательной реакции, ловкости(способности быстро менять направление движения).

«Гонка взаимного преследования» [1] Участники делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги напротив друг друга на расстоянии 50-100 м. Слева около каждого участника устанавливается разворотная фишка. По команде спортсмены начинают движение на лыжероллерах к фишке спортсмена из противоположной команды, и оббегая фишку справа, поворачивают в обратную сторону стараясь догнать соперника и задеть его рукой. Выигрывает команда, догнавшая большее количество спортсменов за указанное тренером время. Развитие кинестетической дифференциации, сложной двигательной реакции, ловкости, равновесия.

Таблица 4 - Передвижение на лыжероллерах на 100 метров с максимальной интенсивностью ОБХ и коньковым ходом без отталкивания (руки за спиной) (Х±а). п=9_

Ход Скорость, м/с Время цикла, с Длина шага, м Частота движений, циклов/ мин

ОБХ 6,26±0,76 0,67±0,06 4,19±0,5 90±8

Коньковый ход 5,23±0,56 1,18±0,11 6,17±0,74 51±5

Таблица 5 - Передвижение на лыжероллерах на 100 метров с максимальной интенсивностью ОБХ и коньковым ходом без отталкивания (руки за спиной) (Х±о), п=9_

Ход Время подседания (отталкивания палками), с Ритмовый коэффициент Коэффициент эффективности

ОБХ 0,27±0,04 2,54±0,34 0,18±0,03

Коньковый ход 0,32±0,05 3,73±0,53 0,39±0,08

Относительно конькового хода без отталкивания палками одновременный бесшажный ход юных лыжников-двоеборцев характеризовался высокой частотой движений, меньшим временем цикла и непродолжительной длиной шага. Кроме стационарно установленной видеокамеры также, как и в КУ №1, была проведена видеосъемка с проводкой с трех ракурсов (с боку, сзади, спереди) для выявления ошибок в технике передвижения.

Юные лыжники-двоеборцы при передвижении ОБХ совершают следующие ошибки: не контролируют постановку палок в момент отталкивания (в некоторых случаях спортсмены выполняют постановку палок у задних колес лыжероллеров, либо, наоборот, перед передними колесами роллеров); таз смещен назад (соответственно и проекция ОЦТ); палки ставят чрезмерно широко, а затем делают ими «загребающее» движение; много раскачивающихся движений туловища; не отталкиваются палками до конца; низкий подсед и наклон туловища; прямые руки в момент выноса и постановки палок на

опору (рисунок 2).

Рисунок 2 - Примеры технических ошибок в ОБХ

Во время передвижения коньковым ходом без отталкивания палками у юных спортсменов проявились такие ошибки, как: низкий наклон туловища и излишнее подсе-дание во время подготовки к отталкиванию; резкое выпрямление туловища после отталкивания (почти до вертикали); раскачивание плечами из стороны в сторону; прокат на выпрямленной опорной ноге; долгое стояние на опорной ноге (при этом маховая чрезмерно сгибается); в момент подседания, одноопорного скольжения и выхода на опорную ногу как и в предыдущем КУ, таз смещен назад (нужно подать таз немного вперед).

На фоне усталости в третьей попытке спортсмены «втыкаются» носком лыжероллера в асфальт. Большинство юных двоеборцев на лыжероллерах не совершали акцентированного и мощного отталкивания ногой, что значительно сократило длину их проката. Некоторые спортсмены при постановке лыжероллеров на опору, первый контакт совершали задним колесом (при этом тянули носок стопы на себя), затем происходил перенос и постановка всего лыжероллера. Отмечался также долгий период двухопорного скольжения, дальняя постановка ноги на опору (чрезмерно широкий выпад), что снижает эффективность хода.

Рисунок 3 - Примеры технических ошибок в коньковом ходе без отталкивания палками (руки за спиной)

Видеоанализ техники юных спортсменов позволил выявить такую ошибку: как «волна» - т. е. при постановке роллера на опору, спортсмен резко тянет носок стопы на себя, и лишь потом возвращается к постановке лыжероллера на асфальт (это не только снижает длину проката, но и может быть травмоопасным для спортсмена).

Ошибки в коньковых ходах были следствием низкого уровня технической и специальной физической подготовленности. Для совершенствования техники и одновременного развития требуемых физических способностей, было рекомендовано включить в тренировочный процесс специализированные упражнения технической и физической направленности. Примеры некоторых упражнений представлены в таблице 4.

Рисунок 4 - Ошибка «волна»

Таблица 4 - Пример специальных упражнений на лыжах/лыжероллерах

Средство Техническая направленность Физическая направленность Методика развития

Коньковый ход без палок, хлопок в ладоши вытянутыми руками перед собой на одном шаге, за спиной -на втором шаге Совершенствуется длина проката на лыже при одно-опорном скольжении; помогает более полно загрузить каждую из лыж Способствует увеличению подвижности суставов, устранению мышечных зажимов, тем самым улучшается согласованность движений На равнинной местности, протяженностью 200-300 метров. Повторный метод тренировки. 3-4 серии

Передвижение на лыжероллерах, роликовых коньках, лыжах без палок ООКХ, ОДКХ (руками имитируя отталкивание) Совершенствуется длина скользящего шага, улучшается эффективность отталкивания ногой Развивает скоростно-силовые возможности мышц сгибателей бедра и разгибателей голени На пологом подъеме, 5x30-50 метров. Повторный метод тренировки. IV зона интенсивности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Передвижение ОДКХ на лыжах (лыжероллерах, роликовых коньках): перенос веса тела с лыжи на лыжу с палкой на плечах. Контроль положения центра тяжести над опорой Совершенствуется навык постановки лыжи на опору и переноса массы тела с ноги на ногу, позволяет удлинить свободный прокат. Освоение положения туловища Способствует развитию устойчивости на скользящей лыже в сложных условиях; развитию силовых способностей мышц ног, туловища На склоне средней крутизны, 3-4 подъема за тренировку по 150-200 метров. Повторный метод. II-III зона интенсивности

Прыжковая имитация лыжных ходов (ООКХ и ОДКХ) Оптимизируются отдельные кинематические показатели (длина шага, время отталкивания, положения углов и др.) лыжного хода. Также отрабатываются согласованность движений рук, ног и туловища Способствует развитию силы мышц рук, ног и плечевого пояса. Повышается общая и силовая выносливость На подъемах различной крутизны, протяженностью 30-50 метров. Повторный метод тренировки. II-III зона интенсивности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе педагогического тестирования при передвижении на лыжероллерах у юных лыжников-двоеборцев было выявлено большое количество технических ошибок, которые являются следствием низкого уровня технической и физической подготовленности. На основе проведенного исследования кинематических параметров техники лыжного хода тренерам было рекомендовано включить в тренировочный процесс специальные упражнения, одновременно совершенствующие технику лыжного хода и развивающие физические способности. Примерами заданий сопряженного воздействия являются упражнения на равновесие, имитационные упражнения, упражнения силовой направленности, а также усложнение условий их выполнения.

Регулярный контроль технической и физической подготовленности спортсменов, отслеживание динамики кинематических параметров техники лыжного хода и оценка

специальных двигательных способностей необходимы для повышения эффективности и своевременной коррекции тренировочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баянкина Д.Е. Подвижные игры и игровые задания как средства повышения интереса учащихся к занятиям лыжной подготовкой : учебно-методическое пособие / Д.Е. Баянкина, О.В. Баянкин. - Барнаул : АлтГПУ, 2019. - 180 с.

2. Применение игрового метода на занятиях со студентами вуза по лыжной подготовке / Р.Б Канапина, Ф.И Собянин, В.С. Аванесов, А.С. Леонтьев, Д.С. Гасюк, А.А. Покотилова // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 6-1. - С. 153-159.

3. Меликов А.В. Способы выполнения поворотов при передвижении на лыжероллерах / А.В. Меликов, С.В. Корсаков, Е.Г. Андреева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 104-110.

REFERENCES

1. Bayankina, D.E. and Bayankin, O.V. (2019), Moving games and game tasks as a means of increasing the interest of students in ski training classes, Altai State Pedagogical University, Barnaul.

2. Kanapina, R.B., Sobyanin, F.I., Avanesov, V.S., Leontiev, A.S., Gasyuk, D.S. and Pokotilova, A.A. (2021), "Applying gamification techniques to ski lessons For university students", Modern high technologies, No 6-1, pp. 153-159.

3. Melikov, A.V., Korsakov, S.V. and Andreeva, E.G. (2016), "Methods of turnings when moving on roller skis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 6 (136), pp. 104-110.

Контактная информация: belyova.anka@gmail.com

Статья поступила в редакцию 13.07.2022

УДК 378.4

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММНЫХ

СРЕДСТВ

Наталья Анатольевна Белоусова, доктор биологических наук, доцент, Антон Александрович Семченко, кандидат биологических наук, Наталья Владимировна Мамыли-

на, доктор биологических наук, доцент, Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Константин Алексеевич Звягин, кандидат педагогических наук, доцент,

Надежда Евгеньевна Пермякова, кандидат педагогических наук, доцент, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Современные условия требуют внедрения информационных технологий во все аспекты образовательного процесса, в том числе, в учебно--тренировочный процесс по физической культуре. Цель исследования - на основе анализа функционального состояния студентов с использованием программного продукта выявить индивидуально-типологические особенности и дать рекомендации для выбора занятия распространенными в студенческой среде видами спорта - баскетболом и спортивным туризмом. Было проведено исследование группы добровольцев, регулярно занимающихся баскетболом или спортивным туризмов. Выявлены показатели, значимые для определения предрасположенности студентов к занятиям данными видами спорта. На основании данных показателей создан программный продукт «Оценка склонности к профессиональной специализации на занятиях физической культурой», который позволит дать рекомендации студентам по выбору вида спорта с учётом индивидуальной предрасположенности.

Ключевые слова: функциональное состояние, кардиореспираторная система, баскетбол, спортивный туризм, индивидуальная предрасположенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.