Научная статья на тему 'МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ В СПОРТИВНОМ КЛУБЕ'

МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ В СПОРТИВНОМ КЛУБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты не физкультурного вуза / спортивный клуб / легкая атлетика / спринтерские дистанции / скоростно-силовая подготовка / students of non-physical education university / sports club / athletics / sprint distances / speed and strength training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Иванова Светлана Сергеевна, Бухалов Максим Александрович

В статье рассматриваются вопросы подготовки студентов, занимающихся в спортивном клубе вуза легкой атлетикой и специализирующиеся в спринтерском беге. Проблема исследования заключается в отсутствии исследований, учитывающих особенности и специфику подготовки молодежи в рамках тренировочного процесса легкоатлетических команд в студенческом клубе вуза. Целью исследования явилось разработка методики, основанной на средствах скоростно-силовой подготовки для студентов нефизкультурного вуза, занимающихся легкой атлетикой в спортивном клубе вуза и обосновании с помощью проведения педагогического эксперимента ее эффективности. Для достижения поставленной цели проведен анализ научной и методической литературы по вопросам рационального построения эффективных средств скоростно-силовой подготовки в спринтерском беге. Проведен контрольный и формирующий педагогический эксперимента с целью оценки эффективности предлагаемых средств в течение годичного этапа подготовки студентов к соревнованиям. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности содержание тренировочных средств для подготовки спортсменов к выступлению на спринтерских дистанциях и успешной его адаптации к учебному процессу в вузе, которое и позволяет студентам совмещать обучение и тренировочный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Иванова Светлана Сергеевна, Бухалов Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of training students involved in athletics at the university sports club and specializing in sprint running. The problem of the study lies in the lack of studies that take into account the peculiarities and specifics of the training of young people within the training process of athletics teams in the student club of the university. The purpose of the study was to develop a methodology based on the means of speed and strength training for students of a non-physical education university engaged in athletics in the sports club of the university and substantiating its effectiveness by conducting a pedagogical experiment. To achieve this goal, the analysis of scientific and methodological literature on the rational construction of effective means of speed and strength training in sprinting has been carried out. A control and formative pedagogical experiment was conducted in order to evaluate the effectiveness of the proposed funds during the one-year stage of preparing students for competitions. The results obtained indicate the effectiveness of the content of training tools for preparing athletes to perform at sprint distances and its successful adaptation to the educational process at the university, which allows students to combine training and the training process.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ В СПОРТИВНОМ КЛУБЕ»

8. Павлов, С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Павлов Сергей Николаевич. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. 24.06.2023) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. - URL:http//www.concultant.ru (дата обращения: 25.06.2023)

Педагогика

УДК 378.18

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Светлана Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); ассистент Бухалов Максим Александрович Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (НГИЭУ) (Княгининский университет) (г. Княгинино)

МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ В СПОРТИВНОМ КЛУБЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки студентов, занимающихся в спортивном клубе вуза легкой атлетикой и специализирующиеся в спринтерском беге. Проблема исследования заключается в отсутствии исследований, учитывающих особенности и специфику подготовки молодежи в рамках тренировочного процесса легкоатлетических команд в студенческом клубе вуза. Целью исследования явилось разработка методики, основанной на средствах скоростно-силовой подготовки для студентов нефизкультурного вуза, занимающихся легкой атлетикой в спортивном клубе вуза и обосновании с помощью проведения педагогического эксперимента ее эффективности. Для достижения поставленной цели проведен анализ научной и методической литературы по вопросам рационального построения эффективных средств скоростно-силовой подготовки в спринтерском беге. Проведен контрольный и формирующий педагогический эксперимента с целью оценки эффективности предлагаемых средств в течение годичного этапа подготовки студентов к соревнованиям. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности содержание тренировочных средств для подготовки спортсменов к выступлению на спринтерских дистанциях и успешной его адаптации к учебному процессу в вузе, которое и позволяет студентам совмещать обучение и тренировочный процесс.

Ключевые слова: студенты не физкультурного вуза, спортивный клуб, легкая атлетика, спринтерские дистанции, скоростно-силовая подготовка.

Annotation. The article deals with the issues of training students involved in athletics at the university sports club and specializing in sprint running. The problem of the study lies in the lack of studies that take into account the peculiarities and specifics of the training of young people within the training process of athletics teams in the student club of the university. The purpose of the study was to develop a methodology based on the means of speed and strength training for students of a non-physical education university engaged in athletics in the sports club of the university and substantiating its effectiveness by conducting a pedagogical experiment. To achieve this goal, the analysis of scientific and methodological literature on the rational construction of effective means of speed and strength training in sprinting has been carried out. A control and formative pedagogical experiment was conducted in order to evaluate the effectiveness of the proposed funds during the one-year stage of preparing students for competitions. The results obtained indicate the effectiveness of the content of training tools for preparing athletes to perform at sprint distances and its successful adaptation to the educational process at the university, which allows students to combine training and the training process.

Key words: students of non-physical education university, sports club, athletics, sprint distances, speed and strength training.

Введение. В настоящее время спорт становится популярным не только среди молодежи, но среди представителей более старших поколений. Спорт как явление - это не только элемент физической культуры, это еще и социальное явление, неразрывно связанное с обществом и жизнью в нем. Другими словами, спорт является социальным институтом, от которого зависит формирование личностных качеств людей. А.В. Щепотьев и Е.Д. Лукьянова обращают внимание на то, что в русский язык слово «спорт» пришло из английского («sport»). Английский же вариант, дошедший до нас, это в свою очередь сокращение от первоначального («disport»), что в переводе на русский развлечение или игра [1]. Что касается зарубежной литературы (И.В. Блауберг, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо,Г. Спенсер Г. Фит и И. Гутс-Мутси, Ф. Ян и Э. Айзелен т.д.), то там понятие «спорт» объединено с понятием «физическая культура», аспекты по которым данные термины сопоставлены - оздоровительный и реакционный (восстановительный).

Если же изучать отечественную популярную литературу (Т.М. Абсалямов, С.М. Вайцеховский, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, Н.И. Пономарев, Н.Н. Яковлев, Э.Т. Юдин) то стоит отметить, что в ней понятия «спорт» и «физическая культура» не уравниваются, они трактуются отдельно и имеют разницу. Есть,конечно, и российские исследователи, которые придерживаются точки зрения зарубежных авторов. М.Ю. Федоровская, рассматривая понятие спорта, говорит о следующем [1]:

- спорт - в узком понимании - это соревновательная деятельность, которая отличается спецификой формы соревновательной системы (специальная сфера сравнения человеческих возможностей по определенным правилам);

- спорт - в широком смысле - деятельность людей, которая организована посредством определенных правил, основанная на сравнении (сопоставлении) как физических, так и интеллектуальных способностей человека, в том числе включающая деятельность подготовки и сферу межличностных отношений, которые возникают в данных процессах.

Спорт - это не только соревнования, у этого явления существует и более глубокий смысл, который основывается на социальной значимости и его значения для общества в целом. Каждый человек, который стремится достичь результатов в спорте должен быть физически подготовлен, это относится в том числе и к легкоатлетам.

Легкая атлетика - это один из комплексных видов спорта, который включает в себя дисциплины бега, ходьбы, метания и прыжков. Легкая атлетика признается «королевой спорта». Именно спортсмены-легкоатлеты придумали девиз: «Быстрее, выше, сильнее». Физическая подготовка легкоатлетов должна быть направлена на развитие необходимых качеств спортсменов. В легкой атлетике высокие результаты доступны только те, кто всесторонне физически развит. Более того, легкая атлетика содержит в себе большое количество видов, большинство из которых, занимают беговые дистанции. Из

беговых дистанций, отдельное место занимает спринтерский бег. Именно, спринт, на соревнованиях по легкой атлетике всегда притягивал к себе наибольшее внимание зрителей и специалистов в различных направлениях области физической культуры.

Подготовка к спринтерским дистанциям процесс сложный, так как требует от спортсменов сбалансированного и оптимального уровня развития необходимых физических качеств: силы, скоростной выносливости, быстроты и т.д. Именно по этим причинам выстраивание рационального тренировочного процесса приобретает особую значимость и актуальность. Практика показывает, что большинство тренеров и спортсменов считают, что для того, чтобы рационально выстроить тренировочный процесс доя спринтеров, необходимо совмещать даже не две, а несколько тренировочных программ разной направленности, что достаточно неудобно. Поэтому, необходимо озаботиться вопросами создания оптимальной тренировочной программы для спортсменов-спринтеров.

Е.П Врублевский отмечает, что именно легкая атлетика составила на первых олимпийских играх, всю основу спортивной программы. И на современном этапе легкая атлетика представляет достаточно большой пласт главных международных соревнований [3]. По мнению А.И. Жилкина, легкая атлетика завоевала свои лидерские позиции, в первую очередь из-за того, что дисциплины, которые в нее включены, достаточно просты и доступны, практически для любого человека. Поэтому она и является массовым видом спорта [4].

Э.С. Озолин, обращает внимание на то, что добиться успеха в спринте, может спортсмен любого телосложения и роста. Но, чаще это люди одаренные, хорошо развитые физически, обладающие силой и быстротой. Только при условии постоянного совершенствования своих физических качеств, атлеты добиваются высоких результатов [5]. И.П. Дегтярев отмечает зрелищность бега на спринтерских дистанциях, и это, несмотря на то, что все происходит достаточно быстро. Для того, чтобы добиваться весомых результатов спринтеры должны не только иметь хорошую физическую форму и подготовку, чтобы набирать скорость за короткое время, но и обладать теоретическими знаниями об эффективной технике [2]. М.В. Рудин обращает внимание на то, что тренерам, работающим с атлетами-спринтерами, необходимо сначала работать над техникой бега. Необходимо научить спортсменов правильно расслаблять те группы мышц, которые не задействуются при беге, иначе техника бега нарушается. Главная задача - обучить бегать свободно, легко, и не напрягаться излишне.

Проблема нашего исследования предопределяется тем, что большинство исследований в области тренировочного этапа подготовки легкоатлетов-спринтеров, имеют направленность на подготовку спортсменов- профессионалов и не учитывают особенности и специфику подготовки молодежи в рамках тренировочного процесса легкоатлетических команд в студенческом клубе вуза.

В спортивной, педагогической, медицинской, психологической литературе имеется достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам здоровья и физического развития легкоатлетов, в том числе и спринтеров. Наиболее известные исследования в этой области проводились И.Е. Анпилоговым, Т.Ю. Беловой, Е.П. Врублевским, Е.Д. Гагуа, A.C. Горловым, Ю.И Евсеевым, А.И. Жилкиным, В.В. Захаровой, С.С. Коневым, B.C. Кузьминым, Л.П. Матвеевым, Д.Л. Мироновым, Т.В. Маленюком, Е.В. Сидорчуком, А.И. Стафеевым, П.А. Савенковым и другими [4]. Однако, исследования, связанные с подготовкой студентов, занимающихся легкой атлетикой в спортивном клубе недостаточно, и является весьма актуальным для изучения.

Гипотеза исследования заключается в нашем предположении о том, что методика, основанная на средствах скоростно-силовой подготовки студентов спортивного клуба вуза, которые занимаются легкой атлетикой и специализируются в спринтерских дистанциях, позволит развить и повысить уровень специальной подготовленности, и будут способствовать высокому результату на соревнованиях.

Изложение основного материала статьи. Целью исследования явилось разработка методики, основанной на средствах скоростно-силовой подготовки для студентов нефизкультурного вуза, занимающихся легкой атлетикой в спортивном клубе вуза и обосновании с помощью проведения педагогического эксперимента ее эффективности.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования.

1. Изучить теоретические аспекты и специфические особенности подготовки студентов-легкоатлетов в условиях спортивного клуба.

2. Проанализировать основы построения учебно-тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров.

3. Разработать методику, основанную на средствах скоростно-силовой подготовки для студентов нефизкультурного вуза, специализирующихся в спринтерских дистанциях.

4. Проверить с помощью педагогического эксперимента эффективность разработанной методики.

Анализ научно-методической литературы позволил выявить, что в спортивной, педагогической, медицинской, психологической литературе имеется достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам здоровья и физического развития легкоатлетов, в том числе и спринтеров. Большинство авторов, которые занимаются исследованием в области тренировочного этапа подготовки легкоатлетов-спринтеров, имеют разные точки зрения по многим вопросам. Если одни исследователи придают особую значимость прыжковым и беговым упражнениям, то другие авторы, считают, что тренировочный процесс должен выстраиваться на процессе объемной работы на тренажерах. Вопрос о приоритетах преимущественного использования тех или иных средств до сих пор не решен, дискуссионных вопросов много.

В исследовании приняли участие студенты 1-3-х курсов, нефизкультурных профилей подготовки, обучающиеся в Нижегородский государственном педагогическом университете (Мининский университет) и занимающихся легкой атлетикой в спортивном клубе вуза. Методической основой проведения тренировочного процесса со студентами являлись:

- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика.

- «Примерная программа спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства» Ю.Д. Железняк, A.B. Чачин и др.

Полугодовой объем нагрузки в группе студентов, принявших участие в эксперименте, составлял 312 часов. Занятия в группах испытуемых проводились 4 раза в неделю, недельный объем нагрузки составлял 12 часов.

В результате проведения констатирующего исследования был определен и проанализирован уровень специальной физической подготовленности студентов, занимающихся легкой атлетикой и обоснована необходимость разработки экспериментальной методики тренировочного процесса, основанной на средствах скоростно-силовой подготовки.

По результатам констатирующего исследования необходимо отметить, что в исследуемой группе студентов, занимающихся легкой атлетикой высокий уровень скоростно-силовых качеств показали - 19%, средний уровень составили - 33% студентов, низкий выявлен у 48% испытуемых. Более высокие показатели наблюдаются в беге на 30 м, а также прыжке с места. Более низкими являются показатели, характеризующие не только уровень развития скоростно-силовых качеств, а также уровень сформированности умения в тройном прыжке. Общее количество тренировочных занятий составило 156 занятий за полгода. Ведущие специалисты рекомендуют следующее соотношение нагрузок в годичном цикле

спринтерского бега с предельной, около предельной, средней и умеренной интенсивностью: для бегунов 18-21 года - 16%, 30%, 40%, 14%.

В процессе тренировок необходимо дозировать нагрузку спортсменов, а так же давать время для полного восстановления отдыха. Многие исследования утверждают, что мышцам нужно приблизительно 48 часов для полного восстановления после физических упражнений, однако это не означает, что нужно обязательно отдыхать двое суток. Каждый тренировочный план должен включать в себя дни легкого восстановительного бега или перекрестных тренировок. Количество таких дней также подбирается индивидуально, однако не реже раза в неделю.

В процессе проведения тренировок так же осуществлялся контроль за субъективными симптомами утомления каждого легкоатлета персонально. В случае выявления явных признаков утомления, предоставлялось дополнительное время для отдыха. В таблице 1 представлен пример содержания плана тренировочных нагрузок для студентов на подготовительном

Таблица 1

Перспективный план тренерской работы на подготовительном этапе формирующего эксперимента

Месяц Планируемая нагрузка

ОКТЯБРЬ (1 недели) Медленный бег 2 км. Обще развивающие упражнения (ОРУ). Беговые и прыжковые упражнения 500 м. Переменный бег 8-10x100 м через 100 м трусцы. Упражнения для мышц брюшного пресса. Баскетбол 30-40 мин.

ОКТЯБРЬ (2 неделя) Бег трусцой 2-Зкм. ОРУ. Беговые и прыжковые упражнения в гору (4-5 град.) 500-700 м. Бег в гору 5-6x120-150 м. Упражнения с набивными мячами или камнями 120-150 бросков. Подскоки вверх с подниманием бедер до 90 град. - 3-4x25-30 раз. Футбол 30-40 мин.

ОКТЯБРЬ (3 неделя) Разминка. Беговые упражнения 300-400 м. Силовой комплекс (на заднее и переднее бедро ) с отягощением. Бег 5-6x80-100 м (свободно). Медленный бег 10-12мин. ОРУ .Круговая тренировка - упражнения силовой направленности в сочетании с беговыми и прыжковыми - 20-30 упражнений. Баскетбол 30-40 мин.

ОКТЯБРЬ (4 неделя) Разминка. Беговые, прыжковые упражнения 800 м. Броски набивного мяча 100 р (разными способами). Кросс 30 мин Медленный бег 8-10 мин. ОРУ. Беговые упражнения 400-500 м, много скоки 4x50 м. Бег на отрезках: 5-7x200-250 м (интенсивность 70-80%). Интервалы отдыха 4-6 мин. Медленный бег 10 мин. Упражнения на гибкость и подвижность суставов. Футбол 30-40 мин.

На основном (специально-подготовительном) этапе, тренерами было принято решение проводить дополнительную тренировочную работу по развитию физических качеств, с уклоном на скоростно-силовые и волевые качества спортсменов, которые специализируются в спринтерских дистанциях и вошли в экспериментальную группу. В процессе работы со студентами-спринтерами, которые вошли в экспериментальную группу были проведены все запланированные в перспективных планах мероприятия. Тренеры-преподаватели использовали в педагогической работе активные методы обучения, так же методы эмоционального воздействия на студентов. В процессе проведения тренировок обращалось внимание на последовательное усложнение упражнений, начинали с более легких, затем постепенно происходило усложнение. Многие из упражнений были направлены на развитие не одного, а сразу нескольких физических качеств. В процессе тренировок строго следили за правильным положением тела спортсменов, а так же за правильностью выполнения предлагаемых упражнений.

В тренировки так же была так же включена и работа со спортинвентарем, таким как гантели, мячи, гимнастические палки, что также помогло внести разнообразие в занятия, и помогло решить дополнительные задачи.

В результате проведения формирующего эксперимента были выявлены следующие показатели в развитии скоростно-силовых способностей студентов. Высокий уровень показали - 50%, средний уровень - 40%, низкий уровень все еще присутствует у 10% студентов, что объясняется пропусками тренировочных занятий из за травм и перенесенных вирусных заболеваний. Экспериментальная проверка эффективности разработанной нами опытно-экспериментальной методики, основанной на средствах скоростно-силовой подготовки доя студентов, занимающихся легкой атлетикой и специализирующихся в спринтерских дистанциях, показал достоверный прирост всех показателей скоростно-силовой подготовки бегунов-спринтеров экспериментальной группы на формирующем этапе исследования. Как показал, проведенный нами педагогический эксперимент, в группе легкоатлетов-спринтеров, где были дополнительно введены упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств по разработанной нами методике, в сравнении с группой, где такие средства использовались в меньшем объеме мы имели более высокий прирост результатов во всех контрольных упражнениях. По итогам сезона, в летнем Чемпионате российского студенческого спортивного союза по легкой атлетике студенты из Мининского университета заняли призовые места в 3-х беговых спринтерских дистанциях (100 м, 400 м и эстафета 4x400 м), что подтверждает эффективность предлагаемых средств и рациональным построением тренировочного процесса, направленного на повышение скоростно-силовых качеств спортсменов.

Выводы. Сегодня к тренировочному процессу легкоатлетов-спринтеров подходят чаще с научной точки зрения. При беге на короткие дистанции ведущими физическими качествами являются скорость и сила, поэтому особый интерес ученых связан с изучением взаимосвязи между развиваемой скоростью и силой мышечных сокращений спортсменов. Скоростно-силовые способности (иногда называется «взрывной силой») - это такие способности, за счет которых человек проявляет предельно-возможные усилия за кратчайшие промежутки времени с оптимальной амплитудой движений. Тренерам, работающим с атлетами-спринтерами, необходимо работать над техникой бега необходимо научить спортсменов правильно

расслаблять те группы мышц, которые не задействуются при беге, иначе техника бега нарушается. Главная задача - обучить бегать свободно, легко, и не напрягаться излишне. Бег на короткие дистанции заставляет бегунов концентрироваться, координироваться, прилагать все силы и возможности. Тренеры должны уметь определять возможности скоростно-силовых качеств спринтеров, производить контрольные замеры в течении подготовительного этапа. Если же эти физические качества недостаточны, то у тренера есть возможность провести коррекцию всех допущенных ошибок.

Предлагаемое в исследовании содержание тренировочных средств для подготовки спортсменов к выступлению на спринтерских дистанциях адаптировано к учебному процессу в вузе и позволяет студентам совмещать обучение и тренировочный процесс. В процессе формирующего эксперимента были получены достоверные различия в исследуемых показателях скоростно-силовых способностей студентов, занимающихся легкой атлетикой и специализирующихся в спринтерских дистанциях от начала к его концу. Практическая значимость исследования заключается в том, что правильно подобранная сбалансированная методика тренировочного этапа подготовки спортсменов, специализирующихся в спринтерских дистанциях, может быть предложена доя внедрения в практику, как профессиональным спортсменам, так и тренерам, осуществляющим деятельность в спортивных школах.

Литература:

1. Михальчи, Е.В. Изучение взаимосвязей адаптивности к физическим условиям среды с другими психологическими качествами личности / Е.В. Михальчи // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2 (22). - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1283 (дата обращения 10.09.23)

2 .Мирзоев, О.М. Тренажер для совершенствования специальной физической подготовленности и технического мастерства в беге на короткие дистанции / О.М. Мирзоев, O.A. Мухин // Теория и практика физической культуры. - 2017. -№ 9. - С. 66-69

3. Стафеева, A.B. Технология подготовки кадров и пути ее реализации в системе профессионального физкультурного образования молодежи Нижегородской области / A.B. Стафеева, С.С. Иванова // Современные наукоемкие технологии. -2015.-№12-1.-С. 152-155

4. Рыбакова, Е.О. Особенности физической подготовки легкоатлетов-спринтеров / Е.О. Рыбакова, O.A. Хорошева, В.В. Созинов // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. -2018. - С. 148-149

5. Сергеева, H.A. Техническая подготовка легкоатлетов-спринтеров группы спортивного совершенствования / H.A. Сергеева, Е.А. Симонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12(15). - С. 248-251

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается деятельность по развитию познавательной активности обучающихся Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова». В ней представлена динамика данной активности обучающихся из двух институтов вуза: естественных наук и педагогического. Значимость темы определена требованиями Программы развития университета на 2021-2030 годы. Автор, в результате анализа работ по исследуемой проблеме, представил три основные уровня активности обучающихся, четко распределенных по конструктивным признакам. А также описал их основные характеристики. В статье даны рекомендации для более эффективного развития активности обучающихся через: учет существующих уровней познавательной активности студентов; включенность когнитивного аспекта в проводимых занятиях; разработку заданий для самостоятельной работы студентов. Кратко перечислены принципы обучения, на которые, необходимо опираться в учебно-воспитательном процессе. Представлена значимость мотивации и его качество, в соответствии с пирамидой потребностей А. Маслоу. Сделан упор на подход к осуществлению направлений деятельности с более четким пониманием дидактической цели и социальных ориентиров, в соответствии с современными требованиями. Приведены примеры результативности педагогического воздействия на развитие познавательной активности студентов.

Ключевые слова: студент, обучение, познавательная активность, когнитивные усилия, деятельность, вуз, потребность, самостоятельность, социальная ответственность.

Annotation. The article deals with the development of cognitive activity of students of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "North-Eastern University named after M.K. Ammosov. The significance of the topic is determined by the requirements of the University Development Program for 2021-2030. The dynamics of this activity of students of two institutes of the university is presented: natural sciences and pedagogical. The author, as a result of the analysis of works on the problem under study, presented the main three levels of this activity of university students, clearly distributed according to constructive features. And also described their main characteristics. The article gives recommendations for more effective development of students' activity through: taking into account the existing levels of students' cognitive activity; the inclusion of the cognitive aspect in the classes; development of assignments for independent work of students. Briefly listed are the principles of learning, which must be based on the study. The significance of motivation and its quality are presented, in accordance with A. Maslow's pyramid of needs. Emphasis is placed on the approach to the implementation of activities with a clearer understanding of the didactic purpose and social guidelines, in accordance with modern requirements. Examples of the effectiveness of pedagogical influence on the development of students' cognitive activity are given.

Key words: student, learning, cognitive activity, cognitive effort, activity, university, need, independence, social responsibility.

Введение. В настоящее время для обучающегося вуза имеет важное значение умение работать с информацией и ставить приоритеты во всех видах жизнедеятельности. В особенности, для тех, кто хочет достичь определенных результатов, не просто в учебной, трудовой или общественной деятельности, а именно, в том, что позволит им выполнить собственные задачи и цели, для саморазвития и самореализации.

Эффективность этого процесса соизмерима с уровнем их познавательной активности. Анализ трудов исследователей по данной проблеме, показал, что в целом определены три уровня познавательной активности обучающихся вуза, которые четко распределяются по конструктивным признакам. Прежде всего, для каждого руководителя, педагога или наставника деятельность по повышению данной активности студентов вуза должна опираться на определенный, уже существующий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.