Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-НОВИЧКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕКЦИИ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА'

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-НОВИЧКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕКЦИИ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЛЕГКОАТЛЕТЫ-НОВИЧКИ / СЕКЦИЯ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА / НЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ВУЗ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЛАНИРОВАНИЕ / STUDENTS / ATHLETES / BEGINNERS / SPRINTING SECTION / NON-PHYSICAL HIGH SCHOOL / TRAINING PREPARATION / PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непомнящих Татьяна Адамовна, Горская Инесса Юрьевна, Баймакова Лариса Григорьевна

Цель исследования заключается в разработке содержания тренировочной подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега, с учетом специфики контингента занимающихся. Предварительные исследования позволили определить последовательность этапов подготовки для реализации задач, поставленных в процессе тренировочной подготовки студентов, занимающихся в вузовской секции легкой атлетики. Предложен примерный план тренировочной нагрузки для подготовки легкоатлетов-новичков, рассчитанный на 3 года занятий в студенческой секции спринтерского бега. В ходе исследования был организован и проведен педагогический эксперимент, длительность которого составила 3 года. Результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанного плана тренировочных занятий, содержания физической и технической подготовки, последовательность применения предложенных сочетаний средств разной направленности в процессе реализации секционной работы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Непомнящих Татьяна Адамовна, Горская Инесса Юрьевна, Баймакова Лариса Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING PLANNING FOR BEGINNER ATHLETES IN THE STUDENT SPRINTER'S SECTION

The purpose of the research is to develop the content of training for novice athletes involved in the student sprint section, taking into account the specifics of the contingent involved. Preliminary researches made it possible to determine the sequence of stages of preparation for the implementation of the tasks set in the process of training preparation of students involved in the university section of athletics. An approximate plan of training load for the preparation of novice athletes, designed for 3 years of training in the student sprint section, is proposed. In the course of the research, a pedagogical experiment was organized and conducted, the duration of which was 3 years. The results of the experiment confirmed the effectiveness of the developed plan of training sessions, the content of physical and technical training, the sequence of using the proposed combinations of means of different directions in the process of implementing sectional work at the university.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-НОВИЧКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕКЦИИ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА»

имеющих ни одного такого вида (21,9 и 25,4%), причём различия этих долей между сравниваемыми группами недостоверны. Это позволяет считать, что переход из группы субэлиты в группу элиты не связан с изменением числа "сильных" видов, при этом большинство многоборок обеих групп имеет один такой вид. Результаты исследования могут быть востребованы при планировании тренировочного процесса спортсменок, выходящих на элитный уровень в легкоатлетическом семиборье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мехрикадзе, В.В. Структура соревновательного результата в женском легкоатлетическом семиборье / В.В. Мехрикадзе, Б.В. Ермолаев, Е.В. Славкина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 4. - С. 86-88.

2. Временные тренды структуры соревновательного результата в женском легкоатлетическом семиборье / О.Б. Немцев, Н.А. Немцева, А.М. Доронин, М.Н. Скидан // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 197-202.

3. Немцева, Н.А. Специальная силовая подготовка в женском легкоатлетическом семиборье : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Немцева Наталья Алексеевна. - Москва, 1991. - 23 с.

4. Славкина, Е.А. Связь количества "сильных" дисциплин у высококвалифицированных семиборок с итоговой суммой очков / Е.А. Славкина, Ж. Хоу, В.В. Мехрикадзе // Спортивно-педагогическое образование. - 2019. - № 4. - С. 19-25.

5. Cohen, J. Statistical power analysis for the behavioral sciences / J. Cohen. - Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. - 567 p.

6. Gassmann, F. Structural Analysis of Women's Heptathlon / F. Gassmann, M. Frohlich, E. Emrich // Sports (Basel). - 2016. - V. 4(1). - P. 1-11.

REFERENCES

1. Mekhrikadze, V.V., Ermolaev, B.V. and Slavkina, E.V. (2019), "Competitive result structure in women's heptathlon", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 86-88.

2. Nemtsev, O.B., Nemtseva, N.A., Doronin, A.M., Skidan M.N. (2018), "Time trends of competitive result structure in the female heptathlon", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7(161), pp.197-202.

3. Nemtseva, N.A. (1990), Special strength training in the women's track and field heptathlon, dissertation, Moscow.

4. Slavkina, E.V., Hou, Zh. and Mekhrikadze, V.V. (2019), "Relationship between the number of "strong" disciplines in highly qualified heptathlon women with the total points", Sports and pedagogical education, No. 4, pp. 19-25.

5. Cohen, J. (1988), Statistical power analysis for the behavioral sciences, L. Erlbaum Associates, Hillsdale, N.J.

6. Gassmann, F., Frohlich M. and Emrich, E. (2016), "Structural analysis of women's heptathlon", Sports (Basel), No. 4 (1). pp. 1-11.

Контактная информация: oleg.nemtsev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.07.2020

УДК796.42

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-НОВИЧКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕКЦИИ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА

Татьяна Адамовна Непомнящих, кандидат педагогических наук, доцент Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск; Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Лариса Григорьевна Баймакова, кандидат биологических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической

культуры и спорта, Омск

Аннотация

Цель исследования заключается в разработке содержания тренировочной подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега, с учетом специфики контингента занимающихся. Предварительные исследования позволили определить последовательность этапов подготовки для реализации задач, поставленных в процессе тренировочной подготовки студентов, занимающихся в вузовской секции легкой атлетики. Предложен примерный план тренировочной нагрузки для подготовки легкоатлетов-новичков, рассчитанный на 3 года занятий в студенческой секции спринтерского бега. В ходе исследования был организован и проведен педагогический эксперимент, длительность которого составила 3 года. Результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанного плана тренировочных занятий, содержания физической и технической подготовки, последовательность применения предложенных сочетаний средств разной направленности в процессе реализации секционной работы в вузе.

Ключевые слова: студенты, легкоатлеты-новички, секция спринтерского бега, не физкультурный вуз, тренировочная подготовка, планирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p273-277

TRAINING PLANNING FOR BEGINNER ATHLETES IN THE STUDENT

SPRINTER'S SECTION

Tatyana Adamovna Nepomnyashchikh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State Automobile and Highway University, Omsk; Inessa Yuryevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Larisa Grigoryevna Baimakova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Culture and Sport,

Omsk

Abstract

The purpose of the research is to develop the content of training for novice athletes involved in the student sprint section, taking into account the specifics of the contingent involved. Preliminary researches made it possible to determine the sequence of stages of preparation for the implementation of the tasks set in the process of training preparation of students involved in the university section of athletics. An approximate plan of training load for the preparation of novice athletes, designed for 3 years of training in the student sprint section, is proposed. In the course of the research, a pedagogical experiment was organized and conducted, the duration of which was 3 years. The results of the experiment confirmed the effectiveness of the developed plan of training sessions, the content of physical and technical training, the sequence of using the proposed combinations of means of different directions in the process of implementing sectional work at the university.

Keywords: students, athletes, beginners, sprinting section, non-physical high school, training preparation, planning.

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей физического воспитания в учреждениях высшего образования является сохранение здоровья и повышение уровня физической подготовленности студентов, подготовка специалиста, обладающего достаточным уровнем психофизической готовности для будущей профессиональной деятельности. Однако, как показывает практика, у студентов нефизкультурного вуза недостаточно высокий уровень знаний о цели и задачах физического образования, спорта, двигательной реабилитации и возможностях их применения в жизнедеятельности. По мнению авторов, существует необходимость научить студентов постоянно заботиться о своем здоровье, повысить уровень их заинтересованности и потребности в регулярном физическом самосовершенствовании, применяя формы и методы физического воспитания в повседневной жизни.

Стоит отметить, что очень важной формой двигательной активности в физическом воспитании студенческой молодежи являются соревнования. Специфические соревновательные требования направлены на выявление физических и психических возможностей человека, вплоть до предельной мобилизации функциональных резервов организма с це-

лью стимуляции их развития [2, 3]. В этой связи, эффективным средством повышения физической подготовленности студенческой молодежи является реализация работы студенческих секций по видам спорта. Организация работы студенческой секции по легкой атлетике является доступным средством вовлечения молодежи в студенческий спорт, ввиду многообразия видов легкой атлетики, возможности занятий в условиях вузовской материально-технической базы.

Особенность построения учебно-тренировочного процесса в том или ином виде спорта имеет большое значение для разработки новых подходов к его совершенствованию с целью достижения спортсменами наиболее оптимальных спортивных результатов. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса спортсменов различного возраста, специализации и квалификации является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в области физической культуры и спорта. Достижение спортивных результатов невозможно без разработки комплекса соответствующих мероприятий, направленных на повышение физической, технической и тактической подготовленности спортсменов на различных этапах их тренировочной и соревновательной деятельности. Спортивная подготовка является многофакторным процессом, совокупность которого позволяет рационально планировать и эффективно его реализовывать [1, 5]. Однако, необходимо научное обоснование программно-содержательных аспектов реализации студенческой секции по легкой атлетике, так как студенческий контингент имеет выраженную специфичность, связанную с неоднородным исходным уровнем подготовленности, занятостью в учебной деятельности, возрастными особенностями.

Цель исследования - разработать подходы к планированию тренировочной подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега, с учетом специфики контингента занимающихся.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании использованы методы: анализ и обобщение научно-методической литературы; тестирование общей и специальной физической подготовленности студентов; антропометрические измерения; методика оценки типа мышечных волокон и типа адаптации человека к мышечным нагрузкам; компьютерное психомоторное тестирование; методы оценки функционального состояния; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Исследование проводилось на базе кафедры естественнонаучных дисциплин СибГУФК и на базе кафедры «Физическая культура и спорт» СибАДИ, а также на базе легкоатлетического манежа БУ ОО «СШОР» (г. Омск). В исследовании приняли участие 59 студентов, занимающихся в секции легкой атлетики. Для проверки эффективности разработанного подхода проведен педагогический эксперимент, длительность его составила 3 года [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При разработке подходов к планированию тренировочной подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега, учитывались специфические особенности студенческого контингента, чаще всего не имеющего предшествующего опыта занятий спортом. На этапе отбора в секцию мы использовали контрольные нормативы (общепринятые для всех студентов основной группы здоровья), учитывали индивидуально-типологические и психомоторные способности при выборе специализации. При планировании тренировочной нагрузки использовалась поэтапная подготовка, рассчитанная на трехлетний период. Средства и параметры нагрузки использовали в соотношении 20:80% общей и специальной физической подготовленности в среднем на три года.

В подготовке легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега, нами было уделено большое внимание разделу совершенствования и кор-

рекции техники бега. Был использован повторный метод, а также подробный анализ техники при помощи технических средств контроля, самоконтроля (программа видеоанализа движений, видеопросмотр собственного выполнения с ориентацией на «модельное» выполнение, просмотр техники бега высококвалифицированных спортсменов). Делался упор на постановку длины шага, так как частоту шагов в данном возрасте повысить достаточно сложно. Проводилась экспертная оценка техники - старты, пробегания, финиш.

В процессе тренировочной подготовки легкоатлетов-новичков студенческой секции мы выделили контролирующий этап, который включал в себя разработанные в ходе исследования наиболее перспективные показатели критериев оценки физической подготовленности студентов, включающие наиболее информативные тесты. Использовали построение индивидуального профиля для определения отстающих показателей.

Соревновательная подготовка использовалась в качестве базового средства подготовки, применялось поэтапное увеличение количества участий в соревнованиях в зависимости от года занятий в секции.

Также в ходе педагогического эксперимента большое внимание уделялось функциональному состоянию занимающихся в секции. Легкоатлетам-новичкам необходимо было пройти плановый медосмотр от вуза, 2-х разовый медосмотр для получения допуска к занятиям в секции и участия в соревнованиях, осуществлялся текущий контроль функционального состояния в течение тренировочного процесса (проведение гипоксических и нагрузочных проб), контроль ЧСС, ведение дневника самоконтроля. В таблице 1 представлен разработанный примерный план тренировочной нагрузки для подготовки легкоатлетов-новичков, рассчитанный на 3 года занятий в студенческой секции спринтерского бега.

Таблица 1 - Примерный план тренировочной нагрузки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега_

№ п/п Разделы спортивной подготовки 1 год занятий 2 год занятий 3 год занятий

1. Количество тренировочных недель 39 недель 41 неделя 43 недели

2. Количество тренировочных дней 117 дней 164 дня 172 дня

3. Количество тренировочных часов 176 часов 246 часов 344 часа

4. Общая физическая подготовка 43 часа 21 час 15 часов

-бег; 17 часов 9 часов 6 часов

-упражнения с барьерами; 6 часов 3 часа 2 часа

-упражнения с ядрами; 5 часов 2 часа 2 часа

-прыжковые упражнения; 6 часов 3 часа 2 часа

-силовые упражнения 9 часов 4 часа 3 часа

5. Специальная физическая подготовка: 56 часов 102 часа 157 часов

-специальные беговые упражнения; 6 часов 10 часов 16 часов

-специальные прыжковые упражнения; 6 часов 10 часов 16 часов

-специально-подготовительные упражнения; 14 часов 26 часов 39 часов

-повторный бег; 10 часов 20 часов 31 час

- бег с ходу; 14 часов 26 часов 39 часов

- бег с низкого старта 6 часов 10 часов 16 часов

6. Технико-тактическая подготовка: 43 часа 61 час 86 часов

- бег со старта; 11 часов 16 часов 22 часа

- бег по дистанции; 17 часов 24 часа 34 часа

- бег по виражу; 9 часов 12 часов 17 часов

- эстафетный бег 6 часов 9 часов 13 часов

7. Теоретическая подготовка 17 часов 25 часов 17 часов

8. Соревновательная подготовка 17 часов 37 часов 69 часов

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что целенаправленные и систематические педагогические воздействия на студентов, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега, способны существенно изменить показатели уровня их физического состояния, усовершенствовать технику спринтерского бега, улучшить спортивный результат, при этом улучшить также психофизиологические показатели и уровень функционального состояния.

ВЫВОД

Процесс подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега, значительно отличается от процесса многолетней спортивной подготовки. Подготовка легкоатлетов-новичков планируется на трехлетний период с обязательным участием в соревнованиях уже с первого года занятий с учетом календаря студенческих соревнований. Выявлено, что соблюдение последовательности этапов подготовки, способствует благополучной реализации поставленных задач перед тренировочной подготовкой студентов. Таким образом, предложенное нами содержание планирования тренировочной подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега нефизкультурного вуза позволяет эффективно решать основные задачи студенческого спорта (обеспечение конкурентоспособности вуза на студенческих соревнованиях, совершенствование физического состояния, обеспечение психофизической готовности к будущей трудовой деятельности), построенная с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей, режима жизнедеятельности студенческого контингента, исходного уровня физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Востриков, В. А. Спортивный отбор в системе подготовки спортсменов / В.А. Востри-ков // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. - 2013. - Т. 1, № 1. - С. 249-260.

2. Вяткин, А. А. Особенности внеурочных форм проведения занятий по физической культуре / А.А. Вяткин, А.М. Оруджев, Ю.М. Мясников // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVIII Международный научно-практическая конференция. В 2 т.- Иркутск, 2016. - Том II. - С. 177-180.

3. Организация и методика проведения занятий по физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России : учебное пособие / В.А. Кононов, А.И. Ушенин, С.В. Науменко, Р.Б. Хыбыртов. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014. - 185 с.

4. Непомнящих, Т.А. Специфика подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега : автореф. дис. .. .канд. пед. наук / Непомнящих Татьяна Адамовна. - Омск, 2018. - 24 с.

5. Ситникова, Н.С. Особенности построения учебно-тренировочного процесса в системе многолетней спортивной подготовки юных легкоатлетов / Н.С. Ситникова // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 6. - С. 60-63.

REFERENCES

1. Vostrikov, V.A. (2013), "Sports selection in the training system of athletes", Issues of functional training in sports of the highest achievements, Vol. 1, No. 1, pp. 249-260.

2. Vyatkin, A.A., Orudzhev, A.M. and Myasnikov, Yu.M. (2016), "Features of extracurricular forms of conducting classes in physical education", Improving the professional and physical training of cadets of students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: materials XVIII Int. scientific and practical conf. In 2 vols. Volume II, Irkutsk, pp. 177-180.

3. Kononov, V.A., Ushenin, A.I., Naumenko, S.V., Khybyrtov, R.B. (2014), "Organization and methods of conducting physical training classes in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: a training manual", St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg.

4. Nepomnyashchikh, T.A. (2018), Specificity of training novice athletes involved in the student section of the sprint race, dissertation, Omsk.

5. Sitnikova, N.S. (2010), "Features of the construction of the educational process in the system of long-term sports training of young athletes", Physical Education of Students, No. 6, pp. 60-63.

Контактная информация: kardash23-07@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.