Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ МАЛИ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТА ЛИТЕРАТУРЫ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК БАМАКО)'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ МАЛИ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТА ЛИТЕРАТУРЫ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК БАМАКО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1379
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ В МАЛИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коне Рауль Порна

Автором статьи представлены результаты практической исследовательской работы, направленной на выявление степени сформированности познавательного интереса у обучающихся университета литературы и гуманитарных наук Бамако в Мали и определение эффективных педагогических условий для его развития. Актуальность исследования обусловлена социальными и личностными факторами, которые создают необходимость поиска квалифицированных педагогических кадров и создания условий для мотивации к обучению и профессиональному саморазвитию у обучающихся в вузах Республики Мали. Также в процессе проведения диагностических мероприятий были выявлены основные причины, которые, по мнению студентов, становятся препятствием для развития познавательного интереса. В соответствии с полученными результатами исследования сделан вывод о том, что для эффективного развития познавательного интереса у обучающихся необходимо создать такие педагогические условия, как организация процесса обучения, способствующего качественному освоению знаний и умений; наличие целенаправленности, системности и контроля процесса формирования познавательного интереса с помощью различных методов диагностики; планирование и построение образовательного процесса таким образом, чтобы обучающиеся были включены в практическую деятельность на основе полученных теоретических знаний; активное участие всех субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENT COGNITIVE INTEREST IN EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF MALI

This article present the results of practical research aimed at identifying the degree of formation of student cognitive interest in the University of Literature and Humanities of Bamako in Mali and determining effective pedagogical conditions for its development. The relevance of the study is due to social and personal factors that create the need to search for qualified pedagogical personnel and create conditions for motivation for training and professional self-development among students in universities of the Republic of Mali. Also, in the process of carrying out diagnostic measures, the main reasons were identified, which, in the opinion of students, become an obstacle to their cognitive interest development. In accordance with the results of the study, it was concluded that for the effective development of student cognitive interest, it is necessary to create such pedagogical conditions as: the correctness of the organization of the learning process, contributing to the qualitative development of knowledge and skills; purposefulness, consistency and control of the process of cognitive interest formation using various diagnostic methods; planning and construction of the educational process in such a way that students are included in practical activities on the basis of the theoretical knowledge gained; active participation of all subjects of the educational process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ МАЛИ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТА ЛИТЕРАТУРЫ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК БАМАКО)»

УДК 378 ББК 74.48

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-143-154

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ МАЛИ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТА ЛИТЕРАТУРЫ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК БАМАКО)

Р. П. Коне

Аннотация. Автором статьи представлены результаты практической исследовательской работы, направленной на выявление степени сформированности познавательного интереса у обучающихся университета литературы и гуманитарных наук Бамако в Мали и определение эффективных педагогических условий для его развития. Актуальность исследования обусловлена социальными и личностными факторами, которые создают необходимость поиска квалифицированных педагогических кадров и создания условий для мотивации к обучению и профессиональному саморазвитию у обучающихся в вузах Республики Мали. Также в процессе проведения диагностических мероприятий были выявлены основные причины, которые, по мнению студентов, становятся препятствием для развития познавательного интереса. В соответствии с полученными результатами исследования сделан вывод о том, что для эффективного развития познавательного интереса у обучающихся необходимо создать такие педагогические условия, как организация процесса обучения, способствующего качественному освоению знаний и умений; наличие целенаправленности, системности и контроля процесса формирования познавательного интереса с помощью различных методов диагностики; планирование и построение образовательного процесса таким образом, чтобы обучающиеся были включены в практическую деятельность на основе полученных теоретических знаний; активное участие всех субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: обучающиеся в Мали, познавательный интерес, педагогика, профессиональное развитие, образовательный процесс, самообразование, педагогические условия.

Для цитирования: Коне Р. П. Развитие познавательного интереса студентов к учебной деятельности в высших учебных заведениях Республики Мали (на примере Университета

© Коне Р. П., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

литературы и гуманитарных наук Бамако) // Наука и школа. 2023. № 1. С. 143-154. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-143-154.

DEVELOPMENT OF STUDENT COGNITIVE INTEREST IN EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF MALI

R. P. Kone

Abstract. This article present the results of practical research aimed at identifying the degree of formation of student cognitive interest in the University of Literature and Humanities of Bamako in Mali and determining effective pedagogical conditions for its development. The relevance of the study is due to social and personal factors that create the need to search for qualified pedagogical personnel and create conditions for motivation for training and professional self-development among students in universities of the Republic of Mali. Also, in the process of carrying out diagnostic measures, the main reasons were identified, which, in the opinion of students, become an obstacle to their cognitive interest development. In accordance with the results of the study, it was concluded that for the effective development of student cognitive interest, it is necessary to create such pedagogical conditions as: the correctness of the organization of the learning process, contributing to the qualitative development of knowledge and skills; purposefulness, consistency and control of the process of cognitive interest formation using various diagnostic methods; planning and construction of the educational process in such a way that students are included in practical activities on the basis of the theoretical knowledge gained; active participation of all subjects of the educational process.

Keywords: students in Mali, cognitive interest, pedagogy, professional development, educational process, self-education, pedagogical conditions.

Cite as: Kone R. P. Development of student cognitive interest in educational activities in the higher educational establishments of Mali. Nauka i shkola. 2023, No. 1, pp. 143-154. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-143-154.

Введение. Современная образовательная система Республики Мали предусматривает реализацию права граждан на обучение и подразумевает освоение трех ступеней: фундаментальное образование, полное среднее образование, высшее образование. Исторически сложилось так, что высшее образование в Мали обучающиеся могут получить после окончания лицея, сдачи выпускного экзамена и получения диплома о присвоении степени бакалавра. Помимо этого абитуриенты в Мали

имеют право выбора программы обучения на высшей ступени и формы получения образования, поскольку многие учащиеся владеют сразу несколькими языками. Однако в представленной образовательной системе существует ряд проблем, которые связаны с различиями в лексике разных районов республики, финансовой невозможностью доступа к образованию, дискриминацией по тендерному и экономическому признаку. Причинами этих проблем выступают -географическое положение, питание и

болезни, степень финансового благосостояния семьи, исторические стереотипы, которые противоречат современным представлениям. Все это привело к тому, что возникли проблемы в поисках квалифицированных педагогических кадров, и снижению качества образования. Для того чтобы решить возникшую проблему, необходимо развивать у студентов интерес к познавательной деятельности, стремление повышать свой профессиональный уровень и желание качественно передавать свои знания другим обучающимся в Мали.

На сегодняшний день большое распространение получает обучение студентов Мали в других странах, в том числе в Российской Федерации. Система образования здесь направлена на то, чтобы подготовить обучающихся к выполнению тех или иных трудовых функций, сформировать у учащихся вузов профессиональные знания, умения и навыки, ценностные ориентиры, опыт деятельности, профессиональный и личностный рост, удовлетворение образовательных потребностей и интересов личности.

В данной статье, помимо уже указанных ориентиров, также будет рассмотрено понятие «познавательный интерес» и подходы к его определению, отражены результаты исследования степени сфор-мированности познавательного интереса у студентов Мали и возможные пути его развития.

Основная часть. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для решения задачи мотивации обучающихся к познавательной деятельности необходимо разобраться в теоретических основах понятия «познавательный интерес», развитие которого будет способствовать формированию у студентов готовности к приобретению и развитию профессиональных знаний и навыков, качественному выполнению своих функциональных обязанностей, желанию самореализовываться и самосовершен-стоваться [1].

Существует множество мнений, связанных с определением данного понятия в научных исследованиях. Наиболее подробно в своих трудах его рассмотрели следующие авторы: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Е. П. Ильин, В. Н. Максимова, В. Н. Мясищев, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина и др. Российский ученый Г. И. Щукина привела классификацию и возможности диагностирования уровня сформированности познавательного интереса. Также различные аспекты развития познавательного интереса были представлены в работах Д. К. Гилеева, Л. И. Божович, В. Г. Денисовой, Н. Ф. Добрынина, Н. Г. Морозовой и др.

Определение учеными «познавательного интереса» осуществляется с точки зрения различных подходов, поэтому оно имеет множество значений. Однако все ученые в своих исследованиях говорят о том, что данное понятие многогранно и отражает процесс изучения человеком окружающей действительности [2; 3]. Таким образом, в основе нашего исследования мы понимаем «познавательный интерес» как направленность личности на изучение предмета или явления, характеризующуюся устойчивым стремлением к познанию, расширению и углублению собственных знаний.

Формирование познавательного интереса походит несколько стадий: любопытство, любознательность, готовность к познавательной деятельности, творческий интерес [4]. Каждая из предложенных стадий свойственна тому или иному возрастному периоду, однако его процесс становления и уровень развития носит индивидуальный характер. Поэтому задача развития познавательного интереса ставится на всех ступенях обучения. В младшем школьном возрасте познавательный интерес развивается наряду со всеми психическими функциями и имеет яркую эмоциональную окраску. В данном периоде важно формирование потребности в познании, обучение элементарным навыкам исследования,

которые будут основой для будущего развития.

Формирование познавательного интереса у подростков тесно связано с таким новообразованием, как стремление к взрослению и самостоятельности, что говорит о важности его развития как условия освоения не самого результата знания, а понимания причинно-следственных связей.

У обучающихся в старших классах познавательный интерес направлен на изучение социально значимых взаимосвязей со сверстниками, взрослыми, между людьми противоположного пола и т. д. Тем самым можно сделать вывод, что формирование познавательного интереса в школе оказывает благоприятное влияние на целостное становление личности и готовности ее к освоению будущей профессии [4-6].

В зависимости от того, с каким уровнем развития познавательного интереса абитуриент приходит в вуз, будет проявляться его интерес к процессу обучения и мотивация к познавательной активности. Поэтому перед педагогами возникает вопрос, заключающийся в поиске возможных путей развития этого интереса у обучающихся на высшей ступени образования. Развитие познавательной активности будет способствовать освоению обучающимися различных способов организации познавательной деятельности и приобретению самостоятельного опыта их применения, поэтапного осуществления умственных и трудовых операций, восстановления физических и психоэмоциональных сил. Сотрудничество с преподавательским составом развивает у студентов интерес к самостоятельному познанию изучаемых объектов или явлений через работу с различными источниками информации, которая необходима для достижения поставленной цели, что увеличивает эффективность познавательной деятельности и рациональной организации умственного труда [6].

На основе изученных теоретических аспектов развития познавательного интереса нами была проведена исследовательская работа. Цель исследовательской работы: изучить и определить уровень познавательного интереса у студентов Университета литературы и гуманитарных наук Бамако, выявить эффективные педагогические условия, при создании которых у обучающихся будет совершенствоваться познавательный интерес. Исследовательская работа предполагала два этапа. На первом этапе -констатирующем - было выявлено состояние познавательного интереса студентов, на втором этапе - контрольном - были определены условия, эффективно влияющие на формирование у обучающихся интереса к обучению.

Процесс оценки развития познавательного интереса студентов к обучению включал в себя три этапа:

I этап заключался в поиске метода диагностики, отборе и подготовке диагностического инструментария, а также планировании проведения диагностических мероприятий;

II этап организация и проведение диагностических мероприятий, взаимодействие и непосредственное общение со студентами;

III этап предполагал количественную оценку и качественный анализ результатов исследования.

Для проведения исследования были выбраны 120 студентов, из них 35 обучались на первом курсе, 43 - на втором и 42 - на третьем. Для оценки уровня развития познавательного интереса были определены компоненты, критерии и показатели, выделенные на основе исследований Н. Г. Морозовой [5], которые представлены в табл. 1.

Данные критерии были отобраны в соответствии с характеристиками познавательного интереса как личностного качества человека: мотивационно-воле-вой (мотивирующий к процессу познания и непосредственное участие в нем),

Таблица 1

Показатели и критерии оценки уровня развития познавательного интереса

у студентов-гуманитариев

№ Компоненты Критерии Показатели

1 Когнитивный Понимание сущности профессиональной деятельности • глубина и полнота представлений; • выделение значимых для своей профессии понятий; • осознанное представление о получаемой профессии

Представления о профессионально-личностном саморазвитии • понимание значимости и наличие желания профессионального и личностного саморазвития; • наличие представлений о возможностях, методах и средствах саморазвития

2 Эмоционально-ценностный Эмоционально-ценностное отношение к себе • позитивное отношение к себе, осознанное стремление к саморазвитию

Эмоционально-ценностное отношение к профессии • осознанное желание применять полученные знания и навыки на практике, передавать их другим людям (следующим поколениям, сверстникам)

3 Деятельно-практический Навыки профессионально-личностного саморазвития • проявление рефлексии; • владение на достаточном уровне навыками профессионально-личностного саморазвития

содержательно-операционной (зависит от того насколько человек готов применять знания и умения, которые уже усвоены в практической деятельности), рефлексивной (желание анализировать собственную деятельность и ее результат, вносить корректировки, совершенствовать его) [7].

Поскольку процесс развития познавательного интереса характеризуется постепенностью, то ученые выделяют, как правило, несколько уровней его сфор-мированности [2], поэтому диагностика данного процесса осуществляется с применением таких диагностических методов исследования, как анкетирование, беседа, наблюдение [8]. Выбор данных методов был обусловлен тем, что они позволяют комплексно подходить к изучению предмета исследования через взаимодополняемость и взаимопроверяемость полученной информации, что говорит об объективности и достоверности исследования. Еще одним преимуществом данных методов является оперативность, поскольку их применение не требует больших временных затрат в условиях участия большого количества обучающихся.

Анализ данных, полученных в процессе беседы, позволил выявить у обучающихся понимание значимости получения образования в вузе. Студенты отвечали на вопросы, содержание которых показывает осознанное понимание того, что необходимо развивать познавательный интерес, и его роли в профессиональном становлении личности. В результате проведения данного метода диагностики было отмечено, что 75% участников исследования при ответе на вопросы: «Необходимо ли развивать у обучающихся в вузе познавательный интерес? Почему?» давали односложные ответы, такие как «да», «возможно», «познавательный интерес нужно развивать», что говорит о неполноте сформированности представлений о познавательном интересе и интересе к учению и самосовершенствованию как профессионала. Однако 15% обучающихся смогли ответить более емко, обозначив свою позицию по данному вопросу: «Формирование познавательного интереса необходимо для эффективного освоения профессии»; «Познавательный интерес - качество личности, которое мотивирует человека

познавательного интереса. Основной из них является отсутствие или снижение интереса к самому процессу обучения, при этом многие говорят о том, что если материал будет преподаваться в более удобном и интересном формате, то интерес к обучению будет выше. При этом отмечено, что у студентов третьего курса большие трудности вызывает загруженность по учебным дисциплинам, что снижает мотивацию к познавательному интересу и проявлению познавательной активности.

Также в процессе поисково-исследовательской деятельности нами было изучено отношение обучающихся к выбранной профессии, которое непосредственно способствует их мотивации к обучению, заинтересованности в получении профессиональных знаний и навыков, а также к самообразованию. Результаты изучения внутренних и внешних мотивов у учащихся к обучению в вузе представлены в табл. 3.

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство учащихся

Таблица 2

Анализ причин затруднений в формировании познавательного интереса

у обучаются в вузе

№ Причины Количество ответов

I курс II курс III курс

1 Низкая способность к самоорганизации 5 (14,2%) 4 (9,3%) 7 (16,7%)

2 Низкая способность и мотивация к самостоятельной работе, выполнению домашних заданий 6 (17,1%) 5 (11,6%) 4 (9,5%)

3 Отсутствие интереса к процессу обучения 7 (20%) 8 (18,6%) 5 (12%)

4 Неподходящие бытовые условия 2 (5,7%) 3 (7%) 4 (9,5%)

5 Недостаточный уровень знаний по специальности 4 (11,4%) 4 (9,3%) 3 (7,1%)

6 Высокая загруженность по учебным дисциплинам 2 (5,7%) 6 (14%) 8 (19%)

7 Наличие отрицательного отношения к обучению 1 (2,9%) 2 (4,6%) 0

8 Отсутствие интереса к выбранной профессии 3 (8,6%) 3 (7%) 5 (12%)

9 Недостаточное представление у обучающихся о познавательном интересе, как как неотъемлемого качества будущего высококвалифицированного специалиста 5 (14,2%) 8 (18,6%) 6 (14,2%)

Итого 35 (100%) 43 (100%) 42 (100%)

на углубление уже полученных знаний, также к процессу самосовершенствования». Кроме того, ответы 10% студентов отразили не только необходимость развития познавательного интереса, но и условия, которые могут эффективно повлиять на его развитие: «Мне как будущему высококвалифицированному специалисту важно получение качественного образования, для этого я должен учиться, чтобы уметь приспосабливаться к условиям образовательной системы в Мали, быть готовым к принятию значимых решений, поэтому формирование познавательного интереса считаю важным условием для этого».

В процессе исследовательской деятельности нам удалось выявить основные причины, создающие затруднения в развитии познавательного интереса, количественные результаты представлены в табл. 2.

Таким образом, было выявлено, что обучающиеся определяют внешние и внутренние причины низкого уровня

Таблица 3

Изучение мотивов студентов к обучению в вузе, %

№ Мотивы учащихся I курс II курс III курс

1 Интерес к получаемой профессии 63 58 76

2 Получение образования в высшем учебном заведении 80 72 79

3 Продолжение обучения в магистратуре/аспирантуре 42 14 7

4 Будущее самоопределение, профориентация 29 37 29

5 Социальная значимость профессии 23 43 26

6 Самосовершенствование, саморазвитие 11 21 28

7 Призвание, мечта 3 5 2

8 Продолжение семейной традиции 0 2 7

9 Обучение по настоянию родителей 11 14 12

понимают важность получения образования и стремятся получить его в высшем учебном заведении, тем не менее большую роль также играет интерес к получаемой профессии. Это говорит о том, что большое значение для них представляет интерес к изучению специальных дисциплин, а не только получение высшего образования. Следует отметить, что мало кто из обучающихся, особенно на первом курсе, признает значимость самосовершенствования в процессе обучения в вузе и заинтересованность в качественном освоении содержания курса. Что говорит о их отношении к образованию как к средству для получения благ, а не средству интеллектуального развития становления личности. К тому же были определены студенты, которые получают образование по настоянию родителей, что характерно для образовательной системы в Республике Мали.

Оценка уровня развития познавательного интереса осуществлялась на основе опросника Ч. Д. Спилбергера, где познавательная активность рассматривается как одно из качеств личности [9]. Данная методика была интерпретирована, дополнена вопросами, касающимися познавательного интереса, а также нами был определен диапазон баллов,

соответствующий тому или иному уровню сформированности познавательного интереса. Интерпретация полученных результатов осуществлялась в соответствии с пятибалльной шкалой и средним показателям по всем ответам на вопросы. Таким образом. если средний балл у обучающегося составлял 4-5 баллов, то уровень развития познавательной активности считается высоким, если 3-3,9 -средним, 2,5-2,9 баллов - низким.

Качественная оценка результатов происходила в соответствии с определенными нами в ходе исследования показателями познавательной активности:

• высокий уровень - обучающийся проявляет интерес и стремление к более глубокому изучению представленных предметов, ставит перед собой цель и находит новый способ для ее достижения.

• средний уровень - обучающийся стремится к пониманию смысла содержания изучаемого материала, пониманию взаимосвязей между явлениями и процессами, овладению умением применять уже полученные знания на практике и в непривычных условиях. При этом студент проявляет волевые качества, старается довести дело до логического завершения с помощью уже известных путей решения поставленной задачи.

• низкий уровень - обучающийся не проявляет стремления к получению новых знаний и умений, обучение происходит в процессе понимания, запоминания и воспроизведения содержания представленного материала по образцу, наблюдается отсутствие желания углубления и расширения собственных знаний.

Данная методика проводилась фронтально с каждой группой обучающихся. Опрос состоит из 19 вопросов, при этом студенты самостоятельно читали инструкцию и отвечали на вопросы, заполняя таблицу с выбором варианта ответа. Время на выполнение задания - 15-20 минут. В процессе обработки результатов все баллы подсчитывались и был выведен средний балл для каждого участника исследования. Затем был определен средний балл по каждой группе студентов. Таким образом были получены результаты, представленные в диаграмме на рис. 1.

Все полученные результаты были занесены в протокол. Средний балл оценки уровня развития познавательного интереса у студентов первого, второго и третьего курсов составил - 3,2. Также отмечено, что во всех группах

преобладают обучающиеся со средним уровнем развития познавательного интереса, наименьшее количество составляют учащиеся с высоким уровнем.

Результаты проведения диагностики уровня развития познавательного интереса у обучающихся в университете показали, что только 19 человек (16%) из 120 испытывают непрерывную потребность в получении новых знаний, в том числе из различных источников, в то же время 62 человека (52%) проявляют интерес к получению новых знаний и умений периодически, остальные 49 человек (32%) не стремятся к получению или обогащению уже имеющихся знаний, не испытывают интереса к получению их из внеаудиторной деятельности.

Также было выявлено, что 6 человек (7%) стремятся применять полученные знания на практике и в процессе решения нестандартных задач, в том числе обобщать их, классифицировать, сохранить или передавать. При этом 14 человек (12%) стремятся, но не умеют или не понимают, как применить полученные знания, владеют методами классификации и обобщения на среднем уровне, 100 обучающихся (81%) не стремятся

Рис. 1. Результаты диагностики уровня развития познавательного интереса у студентов, %

применять полученные знания в практической деятельности, используют материал шаблонно.

Одним из показателей наличия познавательного интереса является умение критично относиться к процессу и результату своей деятельности. Данная диагностика показала, что этот критерий напрямую связан с возможностью становления и саморазвития. Таким образом, нам удалось определить, что 25 человек (21%) владеют способами саморазвития, применяют их на практике, могут находить стандартные и нестандартные пути решения проблемных ситуаций и профессиональных задач, 46 человек (38%) испытывают в этом затруднения, 71 человек (59%) не проявляют стремления к саморазвитию, в том числе профессиональному, овладению методами саморазвития.

Проведенные диагностические мероприятия показали низкие результаты по отдельным критериям познавательного интереса, однако по всем группам участников исследования уровень является средним. Все полученные данные свидетельствуют о том, что предположение о необходимости развития познавательного интереса у обучающихся в вузах Мали верно и требует создания специальных педагогических условий и специально организованной работы.

Формирование личностных качеств будущего специалиста - стратегическая цель преподавания в вузе. Для того чтобы развивать у обучающихся интерес к изучению профессии и получению необходимых знаний и навыков, необходимо учитывать личностные качества студента, его потребности, интересы, индивидуальные и возрастные особенности. Одним из таких средств может выступать метод проблемного обучения, который побуждает принимать участие в обсуждении вопросов различного характера и позволяет высказывать свою точку зрения.

Процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы были созданы

условия для развития познавательного интереса, поскольку он является одной из значимых личностных характеристик, лежащих в основе познавательной активности и мотивирующих обучающихся на получение новых знаний, применение их в практической деятельности.

Формирование познавательного интереса в образовательном процессе вуза будет эффективным, если будут организованы следующие условия:

• обеспечение единства содержания и методов образовательной деятельности, обеспечивающих включение обучающихся в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие познавательного интереса не только в процессе изучения содержания профессиональных дисциплин, но и в процессе применения различных современных форм и методов обучения;

• достижение оптимального сочетания в образовательном процессе теоретических и практических занятий и упражнений, при этом важно использовать теоретическую часть как инструмент для самостоятельной и совместной практической деятельности;

• для того чтобы формировался интерес к получению профессиональных знаний и навыков, содержание проблемных задач должно моделировать примерные проблемные ситуации и показывать различные пути решения одной и той же проблемы;

• эффективность развития познавательного интереса зависит от того, насколько комплексно методы и формы обучения позволяют решать взаимосвязанные задачи, связанные с повышением интереса к предметно-информационному содержанию учебных дисциплин.

Данные условия будут эффективны, если применяемые методы будут использоваться системно.

К основным эффективным педагогическим условиям развития познавательного интереса относятся: целевая направленность образовательной деятельности на

формирование мотивов к получению новых знаний; постоянный контроль и оценка уровня развития познавательных интересов, посредством диагностических мероприятий; моделирование учебно-познавательной деятельности студентов; непосредственное взаимодействие всех участников образовательной деятельности в вузе.

Заключение. Проведенная исследовательская работа показала, что проблема необходимости развития познавательного интереса у обучающихся в Мали стоит достаточно остро и обусловлена социальными и личностными факторами. Анализ психолого-педагогической литературы помог определить недостаточность теоретической и практической разработанности выявленной проблемы. Формирование познавательного интереса у обучающихся в вузе способствует формированию позитивного отношения к теоретическому знанию, к учебной и профессиональной деятельности, развитию и освоению профессиональных качеств и навыков, готовности к самосовершенствованию и самообразованию, обеспечивающим возможности

для профессионального совершенствования и мобильности.

Результаты проведенной исследовательской работы подтвердили необходимость целенаправленного создания педагогических условий для формирования у будущих педагогов познавательного интереса. Такие условия создаются за счет актуализации смысла получаемой профессии, применения современных педагогических форм и методов в организации образовательного процесса, участия обучающихся в непосредственной практической деятельности, основанной на теоретических профессиональных знаниях и навыках.

Данное исследование не может полностью раскрыть все аспекты, связанные с проблемой развития познавательного интереса у обучающихся в вузе, но в перспективе дальнейших исследований будет лежать поиск альтернативных педагогических средств и методов, создающих новые возможности для того, чтобы мотивировать будущих педагогов на получение знаний и профессиональное самосовершенствование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Познавательный интерес - важнейший мотив обучения студентов в вузе / Л. П. Лежнева, З. Д. Хаджиева, А. А. Чахирова, А. М. Темирбулатова // Современный педагогический взгляд. 2019. № 3 (28). С. 60-64.

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие для слушателей фак. повышения квалификации директоров общеобразоват. школ и студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина, В. Н. Липник, А. С. Роботова [и др.]. М.: Просвещение, 1984. 176 с.

3. Феденкова Е. В. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Молодой ученый. 2018. № 16 (202). С. 317-319.

4. Кошенкова Н. В., Кузнецова К. В., Игейсинова Г. М. О сущности познавательного интереса и его роли в обучении // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 202-204.

5. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. 48 с.

6. Шонин М. Ю. О познавательном интересе в процессе обучения // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 1. С. 27-31.

7. Хозова Е. В. Критерии развития познавательного интереса у студентов // Управленческие, правовые и социальные аспекты экономического развития России и зарубежных стран: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 23.12.2015 / под общ. ред. В. Ф. Хозова. М.:

Негосударственное образоват. учреждение высш. проф. образования Московский социально-экономический ин-т, 2016. С. 5-17.

8. Иванова А. В., Скрябина А. Г., Степанова Л. В. Уровни и показатели сформированности самостоятельной познавательной деятельности учащихся-гуманитариев // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27743 (дата обращения: 11.07.2022).

9. Болотский А. А. Диагностика сформированности познавательной самостоятельности студентов // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 821-824.

10. Бова Э. Ю. Использование творческих способностей студентов для формирования познавательного интереса // Науч. тр. Калужского гос. ун-та им. К. Э. Циолковского. 15 января - 15 2016 г. Калуга, 2016. С. 12-14.

11. Волкова С. Л. Проблема познавательных интересов студентов высшей школы // Перспективы науки. 2021. № 5 (140). С. 180-183.

12. Володин В. В. Опыт внедрения концептуальной модели подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в образовательную практику вуза // Интеграция научных школ Дальнего Востока в образование региона: сб. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. Хабаровск, 23-24 ноября 2021 г. / ред. колл.: В. А. Давыденко (отв. ред.) [и др.]. Хабаровск: Тихоокеанский гос. ун-т, 2021. С. 86-91.

13. Гаджиева П. Д., Раджабова Р. В. Педагогическая практика как необходимое условие развития коммуникативной компетентности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 261-262.

14. Глотова А. С. Методы активного обучения как средство развития познавательного интереса студентов вузов // Аллея науки. 2018. Т. 4, № 5 (21). С. 839-843.

15. Зонова В. Е. Роль положительной мотивации и познавательных интересов студентов в процессе обучения // Интеграция современных научных исследований в развитие общества: Между-нар. науч.-практ. конф.: в 2 т., Кемерово, 28-29 декабря 2016 г. Кемерово: Западно-Сибирский научный центр, 2016. С. 211-213.

16. Овчинников М. В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Екатеринбург, 2008. 205 с.

17. Кетько С. М., Пакулина С. А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Психолого-педагогические исследования. 2010. Т. 2, № 1. URL: https://psyjournals. ru/journals/psyedu/archive/2010_n1/26655 (дата обращения: 10.07.2022).

REFERENCES

1. Lezhneva L. P., Khadzhieva Z. D., Chakhirova A. A., Temirbulatova A. M. Poznavatelnyy interes -vazhneyshiy motiv obucheniya studentov v vuze. Sovremennyy pedagogicheskiy vzglyad. 2019, No. 3 (28), pp. 60-64.

2. Shchukina G. I., Lipnik V. N., Robotova A. S. et al. Aktualnye voprosy formirovaniya interesa v obuchenii: ucheb. posobie dlya slushateley fak. povysheniya kvalifikatsii direktorov obshcheobrazovat. shkol i studentov ped. in-tov. Moscow: Prosveshchenie, 1984. 176 p.

3. Fedenkova E. V. Psikhologo-pedagogicheskaya sushchnost poznavatelnogo interesa. Molodoy uchenyy. 2018, No. 16 (202), pp. 317-319.

4. Koshenkova N. V., Kuznetsova K. V., Igeysinova G. M. O sushchnosti poznavatelnogo interesa i ego roli v obuchenii. In: Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire. Proceedings of the VI International scientific conference (St. Petersburg, Dec. 2014). St. Petersburg: Zanevskaya ploshchad, 2014. Pp. 202-204.

5. Morozova N. G. Uchitelyu o poznavatelnom interese. Moscow: Znanie, 1979. 48 p.

6. Shonin M. Yu. O poznavatelnom interese v protsesse obucheniya. Gorizonty gumanitarnogo znaniya. 2017, No. 1, pp. 27-31.

7. Khozova E. V. Kriterii razvitiya poznavatelnogo interesa u studentov. In: Upravlencheskie, pravovye i sotsialnye aspekty ekonomicheskogo razvitiya Rossii i zarubezhnykh stran. Proceedings of the II International scientific-practical conference. Moscow, 23.12.2015. Ed. V. F. Khozov. Moscow: Negosudarstvennoe obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya Moskovskiy sotsialno-ekonomicheskiy in-t, 2016. Pp. 5-17.

8. Ivanova A. V., Skryabina A. G., Stepanova L. V. Urovni i pokazateli sformirovannosti samostoyatelnoy poznavatelnoy deyatelnosti uchashchikhsya-gumanitariev. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018, No. 4. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27743 (accessed: 11.07.2022).

9. Bolotskiy A. A. Diagnostika sformirovannosti poznavatelnoy samostoyatelnosti studentov. Molodoy uchenyy. 2016, No. 12 (116), pp. 821-824.

10. Bova E. Yu. Ispolzovanie tvorcheskikh sposobnostey studentov dlya formirovaniya poznavatelnogo interesa. In: Nauch. tr. Kaluzhskogo gos. un-ta im. K. E. Tsiolkovskogo, 15 Jan. 15 2016. Kaluga, 15.01.2016. Kaluga, 2016. Pp. 12-14.

11. Volkova S. L. Problema poznavatelnykh interesov studentov vysshey shkoly. Perspektivy nauki. 2021, No. 5 (140), pp. 180-183.

12. Volodin V. V. Opyt vnedreniya kontseptualnoy modeli podgotovki budushchikh uchiteley k proyavleniyu pedagogicheskoy zaboty v obrazovatelnuyu praktiku vuza. In: Integratsiya nauchnykh shkol Dalnego Vostoka v obrazovanie regiona. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference. Khabarovsk, 23-24 Nov. 2021. Ed. V. A. Davydenko et al. Khabarovsk: Tikhookeanskiy gos. un-t, 2021. Pp. 86-91.

13. Gadzhieva P. D., Radzhabova R. V. Pedagogicheskaya praktika kak neobkhodimoe uslovie razvitiya kommunikativnoy kompetentnosti studentov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018, No. 6 (73), pp. 261-262.

14. Glotova A. S. Metody aktivnogo obucheniya kak sredstvo razvitiya poznavatelnogo interesa studentov vuzov. Alleya nauki. 2018, Vol. 4, No. 5 (21), pp. 839-843.

15. Zonova V. E. Rol polozhitelnoy motivatsii i poznavatelnykh interesov studentov v protsesse obucheniya. In: Integratsiya sovremennykh nauchnykh issledovaniy v razvitie obshchestva. Proceedings of International scientific-practical conference. In 2 vols. Kemerovo, 28-29 Dec. 2016. Kemerovo: Zapadno-Sibirskiy nauchnyy tsentr, 2016. Pp. 211-213.

16. Ovchinnikov M. V. Dinamika motivatsii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza i ee formirovanie. PhD dissertation (Psychology). Ekaterinburg, 2008. 205 p.

17. Ketko S. M., Pakulina S. A. Metodika diagnostiki motivatsii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2010, Vol. 2, No. 1. Available at: https:// psyjournals.ru/joumals/psyedu/archive/2010_n1/26655 (accessed: 10.07.2022).

Коне Рауль Порна, аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов e-mail: koneraoulp@gmail.com

Kone Raoul Porna, PhD post-graduate Student, Social and Differential Psychology Department, Peoples' Friendship University of Russia e-mail: koneraoulp@gmail.com

Статья поступила в редакцию 20.07.2022 The article was received on 20.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.