Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЕБ-КВЕСТ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КУРСАНТЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зоткина Татьяна Анатольевна

Введение. Специфика работы сотрудников уголовно-исполнительной системы обусловливает основные направления организации учебного процесса в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России. Эффективное формирование профессиональных компетенций курсантов в области исполнения наказаний непосредственно связано с развитием их познавательного интереса. Цель статьи - сущностный и структурный анализ понятия «познавательный интерес курсантов», а также описание педагогических приемов, направленных на повышение познавательного интереса курсантов в контексте изучения иностранного языка. Методология. Изучение понятия «познавательный интерес курсантов» осуществляется посредством анализа и обобщения научных исследований, передового опыта по данной проблеме. Вместе с тем рассматриваются ключевые структурные элементы познавательного интереса курсантов, уровни его сформированности, а также приемы его развития в ходе изучения иностранного языка курсантами. В качестве методологической основы исследования выступает совокупность личностно ориентированного, средового и системного подходов. Результаты. Конкретизировано понятие «познавательный интерес курсантов», описаны его структурные элементы, определены показатели сформированности данного компонента профессиональной компетентности. Раскрыта сущность понятия «контекстное обучение». Предложены методы контекстного обучения, практическое применение которых направлено на повышение уровня сформированности познавательного интереса. Двумя главными элементами данного комплекса являются: создание учебного языкового контекста в ходе аудиторной контактной работы с курсантами по дисциплине «Иностранный язык»; разработка и внедрение курса English for Penal Students по внеаудиторному чтению. Заключение. Описанный комплекс педагогических приемов активизирует процесс развития познавательного интереса курсантов в контексте изучения дисциплины «Иностранный язык», а также способствует повышению качества языковых и профессиональных знаний курсантов, умения применять эти знания в различных ситуациях, а также развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности за счет профессиональной ориентированности содержания обучения и его методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITIVE INTEREST THROUGH CONTEXTUAL LEARNING

Introduction. The specifics of the work of employees of the penal enforcement system determine the main directions of the organization of the educational process in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. Effective formation of professional competencies of cadets in the field of execution of sentences is directly related to the development of their cognitive interest. The article is aimed at the complete examination of the notion structure of the «cognitive interest of cadets» as well as a description of pedagogical techniques aimed at developing cadets’ cognitive interest in the context of learning a foreign language. Methodology. The concept study of «cognitive interest of cadets» is carried out through the analysis, generalization of scientific research, and advanced experience related to problem. At the same time, the key structural elements of the cognitive interest of cadets, the levels of its formation, as well as methods of its development during the study of a foreign language by cadets are considered. The study’s methodological basis is represented by the combination of personality-oriented, environmental and systemic approaches. Results. The concept of «cognitive interest of cadets» is specified, its structural elements are described, formation indicators are determined. The essence of the concept of “contextual learning” is disclosed. Methods of contextual learning are proposed, practical application of which is aimed at increasing level of cognitive interest formation. The two main elements of this complex are: the creation of an educational language context in foreign language teaching; development and implementation of the extracurricular reading course “English for Penal Students”. Conclusion. The described complex of pedagogical techniques activates the process of developing the cadets’ cognitive interest in the scope of studying the discipline «Foreign language» and heightens the quality of language and professional knowledge of cadets, the ability to apply this knowledge in various situations, as well as the evolvement of independent cognitive activity skills through professional orientation of the educational content and its methods.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК/UDC 378 EDN TMTQAI

Зоткина Татьяна Анатольевна

старший преподаватель кафедры иностранных языков, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань

0ЙЙЕ0

Zotkina Tatyana A.

Senior Lecturer at the Department of Foreign Languages, The Academy of Law Management of the Federal Penal Service of Russia, Ryazan

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITIVE INTEREST THROUGH CONTEXTUAL LEARNING

Введение. Специфика работы сотрудников уголовно-исполнительной системы обусловливает основные направления организации учебного процесса в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России. Эффективное формирование профессиональных компетенций курсантов в области исполнения наказаний непосредственно связано с развитием их познавательного интереса. Цель статьи - сущностный и структурный анализ понятия «познавательный интерес курсантов», а также описание педагогических приемов, направленных на повышение познавательного интереса курсантов в контексте изучения иностранного языка.

Методология. Изучение понятия «познавательный интерес курсантов» осуществляется посредством анализа и обобщения научных исследований, передового опыта по данной проблеме. Вместе с тем рассматриваются ключевые структурные элементы познавательного интереса курсантов, уровни его сформи-рованности, а также приемы его развития в ходе изучения иностранного языка курсантами.

В качестве методологической основы исследования выступает совокупность личностно ориентированного, средового и системного подходов.

Результаты. Конкретизировано понятие «познавательный интерес курсантов», описаны его структурные элементы, определены показатели сформирован-ности данного компонента профессиональной компетентности. Раскрыта сущность понятия «контекстное обучение». Предложены методы контекстного обучения, практическое применение которых направлено на повышение уровня сформированности познавательного интереса. Двумя главными элементами данного комплекса являются: создание учебного языко-

вого контекста в ходе аудиторной контактной работы с курсантами по дисциплине «Иностранный язык»; разработка и внедрение курса English for Penal Students по внеаудиторному чтению.

Заключение. Описанный комплекс педагогических приемов активизирует процесс развития познавательного интереса курсантов в контексте изучения дисциплины «Иностранный язык», а также способствует повышению качества языковых и профессиональных знаний курсантов, умения применять эти знания в различных ситуациях, а также развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности за счет профессиональной ориентированности содержания обучения и его методов.

Introduction. The specifics of the work of employees of the penal enforcement system determine the main directions of the organization of the educational process in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. Effective formation of professional competencies of cadets in the field of execution of sentences is directly related to the development of their cognitive interest. The article is aimed at the complete examination of the notion structure of the «cognitive interest of cadets» as well as a description of pedagogical techniques aimed at developing cadets' cognitive interest in the context of learning a foreign language.

Methodology. The concept study of «cognitive interest of cadets» is carried out through the analysis, generalization of scientific research, and advanced experience related to problem. At the same time, the key structural elements of the cognitive interest of cadets, the levels of its formation, as well as methods of its development during the study of a foreign language by cadets are considered.

The study's methodological basis is represented by the combination of personality-oriented, environmental and systemic approaches.

Results. The concept of «cognitive interest of cadets» is specified, its structural elements are described, formation indicators are determined. The essence of the concept of "contextual learning" is disclosed. Methods of contextual learning are proposed, practical application of which is aimed at increasing level of cognitive interest formation. The two main elements of this complex are: the creation of an educational language context in foreign language teaching; development and implementation of the extracurricular reading course "English for Penal Students".

Conclusion. The described complex of pedagogical techniques activates the process of developing the cadets' cognitive interest in the scope of studying the discipline «Foreign language» and heightens the quality of language and professional knowledge of cadets, the ability to apply this knowledge in various situations, as well as the evolvement of independent cognitive activity skills through professional orientation of the educational content and its methods.

Ключевые слова: познавательный интерес, контекстное обучение, веб-квест, деловая игра, иностранный язык, курсанты, уголовно-исполнительная система.

Keywords: cognitive interest, contextual learning, web quest, business game, foreign language, cadets, penal enforcement system.

Введение

Современные социально-экономические условия, научно-технический прогресс, в целом цифрови-зация общества, оказывают сильное влияние на становление современной образовательной парадигмы, в которой на первый план выходит подготовка кадров, способных свободно ориентироваться в цифровом и информационном пространстве, владеющих не только системой профессиональных знаний, но и умением применять данные знания в различных ситуациях, навыками познавательной самостоятельности. Поэтому вопросы развития познавательного интереса курсантов являются одними из актуальных на сегодня.

Познавательный интерес - уникальный педагогический феномен, развитие которого способствует не только формированию системы знаний, умений и навыков в одной или нескольких предметных областях, но и повышению учебной мотивации обучающихся, развитию критического мышления, формированию навыков анализа, синтеза информации.

Нельзя не отметить, что для педагогов образовательных организаций ФСИН России развитие познавательной сферы обучающихся - это одно из важнейших направлений деятельности, которое отражено в Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2030 г. Согласно разработанной концепции, сотрудники уголовно-исполнительной системы должны обладать знаниями в области обеспечения режима и надзора, осуществления оперативно-розыскной деятельности, морально-психологической поддержки, экономической безопасности и тылового обеспечения УИС, организации воспитательной работы с заключенными; владеть навыками работы с современными цифровыми средствами, совершенствовать свои знания в области исполнения наказаний, изучать зарубежный опыт, соблюдать законодательство и др. [6].

Прежде чем приступить к анализу структуры и сущности понятия «познавательный интерес курсантов», необходимо рассмотреть характеристики понятия «познавательный интерес». В научной литературе данное понятие рассматривается с различных позиций:

- «избирательная направленность личности, направленная на конкретную область познания» (Г. И. Щукина) [12];

- «эмоционально окрашенная потребность, прошедшая стадию мотивации и придающая деятельности увлекательный характер» (И. Ф. Харламов) [10];

- «потребность в знании» (В. М. Мясищев) [8];

- «психологическая потребность личности в определенных видах деятельности» (Б. И. Додонов) [5];

- «эмоционально-познавательное отношение к предмету или деятельности, переходящее в направленность личности» (Н. Г. Морозова) [7].

На основе из данных определений можно прийти к выводу: среди основных показателей познавательного интереса можно выделить: наличие внутренних мотивов и потребностей в осуществлении познавательной деятельности; ориентацию на предметы познания; наличие положительных эмоций в процессе познания; проявление самостоятельности при возникновении затруднений; поиск новых способов решения познавательных задач.

Анализ существующих сегодня в педагогической науке определений понятия «познавательный интерес» позволил нам конкретизировать понятие «познавательный интерес курсантов».

Познавательный интерес курсантов - качество личности, представленное совокупностью потребностей и мотивов в приобретении новых знаний, изучении новых способов и технологий работы с инфор-

мацией, наличием эмоционального удовлетворения от процесса познания, стремлением к решению трудностей, появляющихся в учебном процессе, применению своих знаний в различных ситуациях профессионального характера [9].

Структура познавательного интереса курсантов представлена следующими элементами: мотиваци-онный (потребности и мотивы обучения), интеллектуальный (знания способов поисковой и познавательной деятельности), деятельностный (самостоятельное осуществление познавательной деятельности), эмоционально-волевой (готовность к решению сложных познавательных задач, положительное отношение к познавательному процессу) [12]. В педагогической науке сегодня принято выделять «три уровня развития познавательного интереса курсантов: высокий, средний, низкий» [4; 9].

Изучение дисциплин как базового, так и профессионального блока непосредственно действует на процесс развития познавательной сферы курсантов в процессе профессиональной подготовки.

Дисциплина «Иностранный язык» относится к базовому блоку. В процессе изучения данной дисциплины выделяют три вида познавательного интереса курсантов: «прямой познавательный интерес, косвенный познавательный интерес и устойчивый познавательный интерес» [4]. Прямой познавательный интерес оказывает влияние на внимание курсантов и их мотивацию. Косвенный познавательный интерес обладает большей устойчивостью и в большей степени способствует активному обучению курсантов. Устойчивый познавательный интерес представляет собой внутреннюю мотивацию обучения, часть развития личности курсантов [4].

Контекстное обучение представляет собой одну из широко применяемых концепций обучения в практике преподавания иностранного языка, которая способствует развитию познавательного интереса обучающихся, их профессиональных компетенций. В настоящее время в педагогике существует следующее определение понятия «контекстное обучение». Это «имитационная модель обучения, в процессе которой профессиональные задачи могут быть решены в учебных или учебно-игровых ситуациях, в которых отражены реальные условия профессиональной деятельности» [3].

Методология

Основу исследования составляет совокупность педагогических подходов: личностно ориентированного (Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин и др.), средо-

вого (Дж. Гибсон, Ю. С. Мануйлов и др.) и системного (Ю. К. Бабанский М. А. Данилов и др.).

Личностно ориентированный подход предполагает, что процесс развития познавательного интереса курсантов будет построен с учетом их интересов, мотивов и потребностей, а также будет способствовать их самостоятельности, самопознанию.

Средовой подход подразумевает использование всех элементов образовательной среды (виды деятельности, материально-техническое обеспечение, образовательные ресурсы) с целью развития познавательного интереса курсантов.

Использование системного подхода подразумевает применение средств, методов, приемов и способов, стимулирующих процесс развития познавательного интереса курсантов в процессе освоения иностранного языка.

С целью решения существующих проблем, возникающих в процессе развития познавательного интереса курсантов, осуществлен метод анализа соответствующей литературы, изучен практический опыт в области развития познавательного интереса курсантов посредством дисциплины «Иностранный язык», определены ключевые направления и задачи исследования, реализация которых будет способствовать более эффективному осуществлению данного процесса.

Результаты

С целью повышения качества профессиональной подготовки курсантов был предложен комплекс педагогических приемов, направленных на формирование знаний, умений и навыков в сфере исполнения наказаний, а также навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Рассмотрим предложенный нами комплекс педагогических приемов, используемых при обучении иностранному языку, направленных на активизацию познавательного интереса. Данный комплекс был реализован в ходе опытно-экспериментальной работы с курсантами второго курса экономического и юридического факультетов Академии ФСИН России.

Первый прием - создание «живого языкового контекста», то есть создание коммуникативных ситуаций, отражающих реальную жизнь или профессиональную деятельность. Изучение дисциплины «Иностранный язык» в специализированных образовательных организациях направлено на развитие у курсантов межъязыковой коммуникативной компетенции, способности применять иностранный язык в профессиональном и деловом общении. Поэтому любой вид деятельности (аудирование, монологическое высказывание,

чтение, письмо) на занятии по иностранному языку должен иметь практическую и профессиональную направленность.

Первый прием подразумевает использование различных учебных контекстов на основе содержания обучения и вовлечение в них курсантов, чтобы максимально пробудить их мотивацию и интерес к обучению [3].

Среди учебных методов, позволяющих создать учебные контексты, можно выделить такие, как: веб-квест, деловые игры, трехэтапное интервью.

Веб-квест - метод обучения, который подразумевает осуществление обучающимися исследовательской деятельности, в которой часть или вся информация, с которой работают обучающиеся, поступает из ресурсов Интернета [13]. Применение данного метода позволяет ориентировать учебный процесс на курсантов, повысить их учебную мотивацию за счет интерактивности, способствовать их самостоятельной учебно-познавательной деятельности. В процессе работы с курсантами мы использовали следующие мультимедийные платформы для создания и прохождения веб-квестов: QuizWhizzer, Genially. Курсантам было предложено пройти такие квесты, как: «Причины преступлений», «Типы тюрем», «УИС зарубежных стран» и др. Также курсанты создавали свои собственные веб-квесты различной тематики. Организация работы курсантов с веб-квестами профессиональной направленности способствует развитию их познавательного интереса за счет наглядности, новизны подачи учебного материала, поисковой деятельности.

«Деловаяигра - это игровая учебная форма, в которой моделируется содержание профессиональной деятельности в различных ситуациях» [14]. Базовыми элементами деловой игры являются: моделирование различных аспектов профессиональной деятельности; каждому участнику отведена своя роль; наличие регламента; наличие пространственно-временных характеристик моделируемой деятельности; анализ и итоговое оценивание действий ее участников.

Среди преимуществ данного метода следует отметить следующие: создание реальных коммуникативных ситуаций; совершенствование навыков профессиональной деятельности; установление интеллектуальных особенностей личности участников, развитие навыков делового общения [15].

В ходе применения деловой игры на практических занятиях курсанты учатся правильно формулировать свои идеи, излагать свою точку зрения, выбирать ту или иную позицию, а также формируют целост-

ное представление о профессиональной деятельности, социальном опыте и т. д.

Сущность метода «Трехэтапное интервью» заключается в том, что обучающиеся по очереди отвечают на вопросы друг друга и фиксируют ответы [15]. Проводя интервью, обучающиеся не только получают возможность практиковаться в разговорной речи, но и общаться со своими одногруппниками. Данный метод предоставляет обучающимся возможность работать совместно в парах и группах, при этом выполняя определенные роли, а именно: репортер и респондент. Подобная деятельность может мотивировать и активизировать деятельность обучающихся на занятиях, способствует межличностному взаимодействию, создает положительные эмоции, развивает творческие способности.

Вторым элементом предложенного нами комплекса является создание курса по внеаудиторному чтению "English for Penal Students".

Внеаудиторное чтение как один из видов самостоятельной работы курсантов представляет собой важную часть дисциплины «Иностранный язык». Среди основных целей внеаудиторного чтения можно назвать такие, как: формирование навыков самостоятельной работы, анализа и переработки полученной информации, развитие учебной мотивации, развитие личности курсантов.

В качестве основных материалов внеаудиторного чтения были использованы аутентичные тексты профессионально ориентированного характера, уровень сложности которых был соизмерим с уровнем языковой подготовки курсантов. Помимо этого, среди требований, предъявляемых к текстам для внеаудиторного чтения, необходимо отметить их актуальность, новизну, разнообразие содержания, проблемный характер. Чтение и письменный перевод текстов профессиональной направленности позволяет курсантам не только совершенствовать свои языковые навыки, но и изучить зарубежный опыт в сфере исполнения наказаний, познакомиться с современными тенденциями в сфере уголовно-исполнительного права, тылового обеспечения, экономической безопасности, существующими в разных странах.

Заключение

Разработка и применение педагогических приемов, основу которых составляет контекстное обучение, являются одними из основных способов, цель которых состоит в повышении уровня познавательного интереса курсантов. Анализ результатов проведенного нами исследования позволил установить,

что применение в учебном процессе предложенного комплекса положительно влияет на развитие внутренней мотивации, способствует развитию устойчивого познавательного интереса курсантов, формированию их профессиональных и коммуникативных умений и навыков. Следовательно, данный комплекс может быть рассмотрен как одно из эффективных средств повышения уровня развития познавательного интереса курсантов.

Литература

1. Беляева Е. Б. Диагностика уровней развития познавательного интереса к иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1109-1110.

2. Богоявленская А. Е. Развитие познавательной самостоятельности студентов. Тверь, 2004.160 с.

3. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999. 75 с.

4. Волкова С. Л. Формирование познавательного интереса студентов при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2007. № 36. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-studentov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 22.01.2022).

5. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978. 272 с.

6. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-rasporiazhenie-n1138-r-ot29042021-h5159398/kontseptsiia (дата обращения: 01.02.2022).

7. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. 47 с.

8. Мясищев В. Н. Способности и потребности // Ученые записки ЛГУ 1960. Вып. 19, № 287.

9. Зоткина Т. А. Модель развития познавательного интереса курсантов // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в неязыковых вузах : сб. материалов III межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. Л. Н. Федосеевой. Рязань, 2019. С. 326-331.

10. Харламов И. Ф. Педагогика. М., 2003. 519 с.

11. Шамова Т. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. 160 с.

12. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. 351 с.

13. Barkley E. F., Cross K. P., Major C. H. Collaborative Learning Techniques: A Handbook for College Faculty. New York : John Wiley & Sons, Inc., 2005. 448 p.

14. Jacobs G. M., Loh W. I. Using cooperative learning in large classes // Large classes / eds. M. Cherian, R. Mau. Singapore : McGrawHill, 2003. P. 142-157.

15. Nataatmadja I., Dyson L. E. The Role of Podcasts in Students' Learning [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate. net/publication/26521019 (дата обращения: 27.01.2022).

References

1. Belyaeva E. B. Diagnostika urovnej razvitiya poznavatel'nogo interesa k inostrannomu yazy'ku na osnove informacionno-kommunikacionny'x texnologij[Levels diagnosis of development of cognitive interest in foreign language on the basis of information and communication technologies]. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 1-1, pp. 1109-1110. (In Russian).

2. Bogoyavlenskaya A. E. Razvitie poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov [Development of cognitive independence of students]. Tver, 2004, 160 p. (In Russian).

3. Verbitsky, A. A. Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekst-noe obuchenie [The New Educational Paradigm and Contextual Learning]. Moscow, 1999, 75 p. (In Russian).

4. Volkova S. L. Formirovanie poznavatel'nogo interesa studentov pri obuchenii inostrannomu yazy'ku [Formation of students' cognitive interest in teaching a foreign language]. Scientific and Technical Journal of Information Technologies, Mechanics and Optics, 2007, no. 36. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 formirovanie-poznavatelnogo-interesa-studentov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (accessed 22.01.2022). (In Russian).

5. Dodonov B. I. Emociya kak cennost' [Emotion as a value]. Moscow, 1978, 272 p. (In Russian).

6. Koncepciya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2030 goda [Concept for the Development of the Penal and Correctional System of the Russian Federation until 2030]. Available at: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-raspori-azhenie-n1138-r-ot29042021 -h5159398/kontseptsiia (accessed 01.02.2022). (In Russian).

7. Morozova N. G. Uchitelyu o poznavatel'nom interese [To the teacher about cognitive interest]. Moscow, 1979, 47 p. (In Russian).

8. Myasishhev V. N. Sposobnosti i potrebnosti [Abilities and needs]. Scientific Notes of Leningrad State University, 1960, iss. 19, no. 287, 121 p. (In Russian).

9. Zotkina T. A. Model' razvitiya poznavatel'nogo interesa kur-santov [Model of development of cognitive interest of cadets]. Philological and Pedagogical Aspects of Humanities Education in Non-Linguistic Universities. Collection of Materials of the III Interregional Scientific and Practical Conference with International Participation. Ed. L. N. Fedoseev. Ryazan, 2019, pp. 326-331. (In Russian).

10. Xarlamov I. F. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 2003, 519 p. (In Russian).

11. Shamova T. I. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti uchash-hixsya v uchebnom processe [Activation of cognitive activity of students in the learning process]. Moscow, 1979, 160 p. (In Russian).

12. Shhukina G. I. Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike [The problem of cognitive interest in pedagogy]. Moscow, 1971, 351 p. (In Russian).

13. Barkley E. F., Cross K. P., Major C. H. Collaborative Learning Techniques: A Handbook for College Faculty. New York, John Wiley & Sons, Inc., 2005, 448 p. (In English).

14. Jacobs G. M., Loh W. I. Using cooperative learning in large classes. Large classes. Eds. M. Cherian, R. Mau. Singapore, McGrawHill, 2003, pp. 142-157. (In English).

15. Nataatmadja I., Dyson L. E. The Role of Podcasts in Students' Learning. Available at: https://www.researchgate.net/publica-tion/26521019 (accessed 27.01.2022). (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.