Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / КУРСАНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / КЕЙС-МЕТОД / ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зоткина Татьяна Анатольевна

Проблема формирования познавательной активности обучающихся не является новой, но не теряет свой актуальности в настоящее время. Особенно важно рассмотрение данной проблемы в контексте высшего образования. Поскольку здесь познавательная активность выступает не только как свойство личности обучающихся, но и как составляющая профессиональной подготовки. Процесс формирования познавательной активности в высшей школе обусловлен рядом таких факторов, как: специфика образовательной организации (наличие ведомственной принадлежности), статус обучающихся (студенты, курсанты, слушатели). В образовательных организациях ФСИН России учебно-воспитательный процесс построен с учетом не только государственных образовательных стандартов высшего образования, но и нормативно-правовой базы. То есть учебная деятельность курсантов сочетается с выполнением служебных обязанностей. В соответствии с этим, процесс формирования познавательной активности курсантов должен в рамках специфики образовательной организации, и, при этом, был направлен не только на развитие личности курсантов, но и освоение профессии. Поэтому основной задачей преподавателей является поиск педагогических методов и технологий, способствующих формированию познавательной активности курсантов, в соответствии со всеми требованиями к подготовке специалистов уголовно-исполнительной системы. В педагогической науке существует целый комплекс педагогических методов и технологий, которые оказывают влияние на развитие познавательной сферы обучающихся, способствуют приобретению профессиональных знаний, обладают воспитательным потенциалом. Но, в тоже время, наблюдается приверженность преподавателей к применению традиционных методов обучения, которые не в полной мере обеспечивают процесс формирования познавательной активности. В связи с этим возникает потребность в поиске и исследовании педагогических методов и технологий, с помощью которых можно оказать воздействие на ведущие компоненты познавательной активности курсантов и, тем самым, повысить общий уровень познавательной активности. В статье рассмотрены кейс-метод и технология портфолио как педагогические средства, направленные на формирования познавательной активности курсантов в процессе изучения иностранного языка. Эффективность применения данных педагогических средств доказано экспериментально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зоткина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL METHODS AND TECHNOLOGIES CONTRIBUTING TO THE COGNITIVE ACTIVITY FORMATION OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

The problem of the formation of students' cognitive activity is not new, but it does not lose its relevance at the present time. It is especially important to consider this problem in the context of higher education. Since here cognitive activity defines personality development of students, but also it is regarded as a component of professional training. The process of the formation of cognitive activity in higher education is determined by a number of factors such as: the specificity of the educational organization (the presence of departmental affiliation), the status of students (students, cadets, correspondence students). In educational establishments of the Federal Penal Service of Russia, the educational process is built on the basis of the state educational standards of higher education and the regulatory framework. That is, the educational activity of the cadets is combined with the performance of official duties. In accordance with this, the process of cognitive activity formation of cadets should be within the framework of the specifics of the educational organization, and, at the same time, was aimed not only at developing the cadets’ personality, but also mastering the profession. Therefore, the main task of teachers is to search for pedagogical methods and technologies that contribute to the cognitive activity formation of cadets, in accordance with all the requirements for the training of penal staff. In pedagogical science, there is a whole complex of pedagogical methods and technologies that influence the development of the cognitive sphere of students, contribute to the acquisition of professional knowledge, and have educational potential. But, at the same time, there is a commitment of teachers to the use of traditional teaching methods, which do not fully ensure the process of the formation of cognitive activity. In this regard, there is a need for the search and study of pedagogical methods and technologies, with the help of which it is possible to influence the leading components of the cognitive activity of cadets and, thereby, to increase the general level of cognitive activity. The article examines the case-method and portfolio technology as pedagogical means aimed at the formation of the cognitive activity of cadets in the process of foreign language learning. The effectiveness of these pedagogical means has been proven experimentally.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №2, Том 9 / 2021, No 2, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-2-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN221.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Зоткина Т.А. Педагогические методы и технологии, способствующие формированию познавательной активности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №2, https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zotkina T.A. (2021). Pedagogical methods and technologies contributing to the cognitive activity formation of cadets of educational organizations of the Federal Penal Service of Russia. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN221.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.07.01

Зоткина Татьяна Анатольевна

ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», Рязань, Россия

Старший преподаватель кафедры «Иностранных языков»

E-mail: e.bennet2016@ynadex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=771652

Педагогические методы и технологии, способствующие формированию познавательной активности курсантов образовательных организаций ФСИН России

Аннотация. Проблема формирования познавательной активности обучающихся не является новой, но не теряет свой актуальности в настоящее время. Особенно важно рассмотрение данной проблемы в контексте высшего образования. Поскольку здесь познавательная активность выступает не только как свойство личности обучающихся, но и как составляющая профессиональной подготовки. Процесс формирования познавательной активности в высшей школе обусловлен рядом таких факторов, как: специфика образовательной организации (наличие ведомственной принадлежности), статус обучающихся (студенты, курсанты, слушатели).

В образовательных организациях ФСИН России учебно-воспитательный процесс построен с учетом не только государственных образовательных стандартов высшего образования, но и нормативно-правовой базы. То есть учебная деятельность курсантов сочетается с выполнением служебных обязанностей. В соответствии с этим, процесс формирования познавательной активности курсантов должен в рамках специфики образовательной организации, и, при этом, был направлен не только на развитие личности курсантов, но и освоение профессии. Поэтому основной задачей преподавателей является поиск педагогических методов и технологий, способствующих формированию познавательной активности курсантов, в соответствии со всеми требованиями к подготовке специалистов уголовно-исполнительной системы.

В педагогической науке существует целый комплекс педагогических методов и технологий, которые оказывают влияние на развитие познавательной сферы обучающихся, способствуют приобретению профессиональных знаний, обладают воспитательным потенциалом. Но, в тоже время, наблюдается приверженность преподавателей к применению

https:// mir-nauki. com

традиционных методов обучения, которые не в полной мере обеспечивают процесс формирования познавательной активности. В связи с этим возникает потребность в поиске и исследовании педагогических методов и технологий, с помощью которых можно оказать воздействие на ведущие компоненты познавательной активности курсантов и, тем самым, повысить общий уровень познавательной активности.

В статье рассмотрены кейс-метод и технология портфолио как педагогические средства, направленные на формирования познавательной активности курсантов в процессе изучения иностранного языка. Эффективность применения данных педагогических средств доказано экспериментально.

Ключевые слова: познавательная активность; курсанты; педагогические методы и технологии; учебный процесс; практические занятия; кейс-метод; портфолио

Подготовка кадров уголовно-исполнительной системы - приоритетная задача образовательных организаций ФСИН России. Среди требований, предъявляемым к профессиональной подготовке будущих офицеров уголовно-исполнительной системы, можно отметить следующие: высокий уровень профессиональных знаний и умений, который сочетается со знаниями нормативно-правовой базы; соблюдение внутреннего устава; осуществление правовой и консультативной функций; владение общекультурными и профессиональными компетенциями; знание различных способ и приемов работы с информацией и др. В связи с этим, проблема формирования познавательной активности курсантов образовательных организаций ФСИН России является важной и актуальной.

Познавательная активность представляет собой неотъемлемую часть процесса обучения в высшей школе. Она способствует развитию таких качеств личности обучающихся, как: внутренняя мотивация обучения, стремление к самостоятельной познавательной деятельности, ответственное отношение к учебному процессу, а также к освоению профессиональных знаний и умений. В настоящее время уже существует целый ряд методов и средств, направленных на формирование познавательной активности, но, как показывает практика, их несистемное применение, не полной мере способствует эффективности данного процесса.

Учитывая особенности организации учебного процесса в ведомственной образовательной организации автором рассмотрены педагогические методы и технологии, направленные на формирование познавательной активности курсантов Академии ФСИН России, и частности, ее ведущих компонентов. В статье отражены результаты опытно-экспериментальной работы автора.

Целью проведенного опытно-экспериментального исследования является формирование познавательной активности курсантов посредством таких педагогических методов и технологий, как: кейс-метод, портфолио. Основные методы исследования: анализ научной литературы, тестирование, статистическая обработка данных.

Исследование было проведено на базе Академии ФСИН России. В нем приняли участие курсанты 1-2 курсов экономического и юридического факультетов. Исследование включало в себя два основных этапа: теоретический и экспериментальный.

Введение

Цель и методы исследования

https:// mir-nauki. com

Теоретический этап был посвящен анализу научной литературы, посвященной проблемам формирования познавательной активности, выбору педагогических методов и технологий, выбору диагностических методик.

Экспериментальный этап был направлен на исследование уровня сформированности познавательной активности курсантов, экспериментальную проверку эффективности выбранных педагогических методов и средств, направленных на формирование познавательной активности курсантов, контрольную диагностику и сравнение результатов эксперимента.

Анализ работ С.А. Куценко [1], А.А. Рожкова [2], С.В. Недбайло [3] и др. [4] по проблеме формирования и развития познавательной активности и деятельности курсантов показал, что в настоящее время в педагогической литературе существуют различные подходы к трактовке понятия «познавательная активность курсантов», а также к определению ее основных компонентов. Важно также отметить, что в определении данного понятия должны быть отражены особенности профессиональной деятельности курсантов той или иной ведомственной организации.

Среди основных требований, предъявляемым к подготовке будущих офицеров уголовно-исполнительной системы, можно выделить следующие: знания в области правоохранительной деятельности; соблюдение устава внутренней службы, а также норм профессиональной этики; умения интерпретировать и совершать правовые действия в соответствии с действующим законодательством; владеть знаниями в области предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений; взаимодействовать с иными правоохранительными органами и др. В связи с этим можно прийти к следующему выводу: познавательная активность курсантов образовательных организаций ФСИН России представляет собой деятельность, целью которой является приобретение знаний, умений и навыков, для осуществления правоохранительной и правоприменительной деятельности в УИС. Познавательная активность курсантов представляет собой сложную систему, состоящую из интеллектуального, мотивационного, деятельностного, эмоционального компонентов. Поэтому для ее формирования необходимо примените таких педагогических методов и технологий, которые бы стимулировали формирование вышеназванных компонентов.

На наш взгляд, эффективными педагогическими методами и технологиями, способствующими формированию познавательной активности курсантов и ее основных компонентов, являются кейс-метод и портфолио. Рассмотрим подробно потенциал данных методов и технологий, а также их применение при изучении дисциплины «Иностранный язык».

Кейс-метод основан на философии профессионального образования, которая напрямую связывает знание с действием [5; 6]. Эта философия отвергает доктрину, согласно которой обучающиеся должны сначала учиться пассивно, а затем, усвоив, применять знания. Кейс-метод основан принципе, который заключается в том, что реальное образование состоит из кумулятивного и бесконечного приобретения, комбинирования и изменения порядка обучения.

В основе метода кейса лежат два фундаментальных принципа: во-первых, лучше всего усваиваются те знания, которые обучающиеся приобрели сами, преодолевая трудности; во-вторых, пониманию и суждению нельзя научить, они должны быть усвоены на практическом опыте.

Когда преподаватели дают задания по самостоятельной работе или контрольные работы по курсу, они руководствуются схожими целями: работая над поставленной задачей самостоятельно, обучающиеся достигают более глубокого понимания концепций и идей, чем если бы они только читали текст или пассивно слушали лекции.

https:// mir-nauki. com

Обучение методом кейсов расширяет этот принцип, чтобы сделать подготовку к занятию и само занятие активным учебным опытом для обучающихся. Используя комплексные проблемы реального мира в качестве основных, он побуждает обучающихся приобретать навыки, которые будут подходящими для решения практических проблем, с которыми они столкнутся в своей профессиональной деятельности. Обучение через кейс-метод позволяет преподавателям решать конкретные педагогические проблемы и формировать у обучающихся качественно новые знания и навыки.

Использование кейс-метода направлено на формирование мотивационного, интеллектуального и деятельностного компонентов познавательной активности. Поскольку в методе кейса проблема, которую предстоит решить обучающимся, занимает центральное место. Они осознают, что у них нет необходимых «инструментов» для ее решения, поэтому они начинают изучать теорию, работать с информацией, стремятся найти способы и пути решения учебной проблемы, опираясь на уже имеющиеся у них знания и умения. Применение данного педагогического метода на практических занятиях при обучении иностранному языку дает множество преимуществ. Учебные кейсы помогают: развить критическое мышление курсантов; улучшать их организаторские способности; улучшить коммуникативные навыки; развивать навыки коллективной работы; умение работать в команде; соединить теорию и практику; повысить учебно-познавательную активность курсантов.

На практических занятиях по иностранному языку в ходе опытно-экспериментальной работы с курсантами нами были использован кейс-метод при изучении таких тем, как: «Право. Отрасли права», «Экономика как наука», «Преступление и наказание», «Типы экономических систем».

В качестве еще одного педагогического средства формирования познавательной активности курсантов выступила технология портфолио.

Портфолио - это сборник академических работ и других форм образовательных данных, собранных с целью оценки качества работы обучающихся и их академической успеваемости. Портфолио позволяет определить соответствуют ли обучающиеся образовательным стандартам или другим академическим требованиям, также оно оказывает помощь обучающимся в осмыслении своих академических целей и успеваемости. Сторонники применения технологии портфолио утверждают, что составление, рассмотрение и оценка работы обучающихся с течением времени может дать более подробную, более глубокую и точную картину того, что обучающиеся усвоили и какие навыки они приобрели [7].

Портфолио, являясь эффективной формой оценки результатов учебной деятельности обучающихся, помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; поощрять их активность и самодостаточность, чтобы расширить возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивно-оценочной деятельности и др. Использование данной педагогической технологии позволяет представить индивидуальную направленность обучающихся, их учебных достижений, которые отвечают задачам их профессиональной подготовки.

В современных научных исследованиях были выделены два вида портфолио.

Первый вид портфолио представляет собой комплекс научно-исследовательских и творческих работ обучающихся, подразумевающий описание форм их деятельности, а также полученных ими дипломов участников или победителей. Оценка такого вида портфолио производится по следующим критериям: содержание работ, выбранная тематика, качество выполнения, научная и исследовательская составляющая работы. Цель применения первого вида портфолио - оценка динамики учебной, творческой и познавательной активности обучающихся.

Второй вид портфолио - это портфолио, в котором обучающиеся самостоятельно проводят анализ своих академических достижений, свое отношение к практическим занятиям, лекциям, семинарам. Как правило, основными формами данного вида портфолио являются эссе, резюме, письменный отчет и др. Применение данного вида портфолио позволяет обучающимся оценить самостоятельно свою деятельность, обнаружить сильные и слабые стороны их учебно-познавательной деятельности [8].

В ходе нашей опытно-экспериментальной работы нами был использован второй вид портфолио, а именно «портфолио отзывов». Курсантам было предложено составить и вести свое портфолио в электронной образовательной среде в течение каждого учебного семестра. Что позволило нам активизировать деятельностный и мотивационный компоненты познавательной активности, а также повысить уровень их самостоятельной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Применение таких педагогических методов и технологий, как кейс-метод и портфолио, способствует формированию познавательной активности курсантов. Для того, чтобы проверить эффективность применения кейс-метода и технологии портфолио, которые оказывают положительный эффект на процесс формирования познавательной активности курсантов, нами было проведено количественное исследование сформированности основных компонентов познавательной активности курсантов до и после эксперимента.

Для исследования основных компонентов познавательной активности курсантов нами были использованы следующие методики: методика исследования мотивации учения и эмоционального отношения к учению (Ч.Д. Спилбергер - А.Д. Андреева) [9], авторская анкета «Познавательная активность» [10].

Результаты проведения входного тестирования показали, что курсанты на момент начала эксперимента обладали низким уровнем познавательной активности, что было выражено в низком уровне сформированности мотивационного, деятельностного, интеллектуального и эмоционального компонентов. У курсантов наблюдалась слабо выраженная познавательная активность, которая носила ситуативный характер; они проявляли отрицательные эмоции при выполнении заданий повышенной сложности; самостоятельная деятельность требовала постоянного «побуждения» со стороны преподавателя.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы было проведено повторное тестирование курсантов. Нами были получены следующие результаты: по уровню сформированности всех компонентов познавательной активности курсанты достигли высокого уровня. Они обладали высоким уровнем мотивации, т. е. они были нацелены на процесс познания, ведущими мотивами учебной деятельности были: получение знаний, освоение профессии. Их учебно-познавательная деятельность носила творческий характер, они стремились решать учебные задачи самостоятельно, опираясь на уже полученные знания. Они испытывали положительные эмоции в процессе учебной и самостоятельной деятельности.

Заключение

В ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Академии ФСИН России, нами было выявлено, что познавательная активность курсантов образовательных организаций ФСИН России представляет собой деятельность, направленную на приобретение знаний, умений и навыков правоохранительной деятельности в УИС. Анализ научной литературы позволил выявить основные компоненты познавательной активности курсантов: мотивационный, деятельностный, интеллектуальный, эмоциональный.

Проведение педагогического эксперимента, направленного на верификацию педагогических методов и технологий, способствующих формированию познавательной активности курсантов, подтвердило эффективность применения кейс-метода и технологии портфолио. С помощью диагностических методик была выявлена положительная динамика процесса формирования познавательной активности курсантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куценко С.А. Познавательная активность как средство обеспечения самостоятельной работы курсантов // Сибирский педагогический журнал. 2007. №11. URL: https://cyberleninka.m/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-kak-sredstvo-obespecheniya-samostoyatelnoy-raboty-kursantov (дата обращения: 01.03.2021).

2. Рожков А.А. Развитие познавательного интереса и познавательной активности у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. №4 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7razvitie-poznavatelnogo-interesa-i-poznavatelnoy-aktivnosti-u-kursantov-i-slushateley-obrazovatelnyh-organizatsiy-mvd-rossii (дата обращения: 01.03.2021).

3. Недбайло С.В. Закономерности и противоречия познавательной деятельности курсантов высших военно-учебных заведений // Власть. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-i-protivorechiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-kursantov-vysshih-voenno-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 01.03.2021).

4. Родин В.Ф. Педагогические условия развития познавательного интереса у курсантов (слушателей) вузов МВД России // Вестник экономической безопасности. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-kursantov-slushateley-vuzov-mvd-rossii (дата обращения: 06.03.2021).

5. Bonney K.M. Case study teaching method improves student performance and perceptions of learning gains // Journal of Microbiology & Biology Education 16 (1). -2015. P. 21 28.

6. Jendrych E. Case Studies in Business English Teaching. International Conference the Future of Education. Accessed 27 May 2017. URL: http://conference.pixelonline.net/edu_future/common/download/Paper_pdf/ITL3-Jendrych.pdf.

7. Qodirova G.T. Modern technologies and methods of teaching foreign language in higher educational institutes // Образовательный процесс. 2018. №3 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modern-technologies-and-methods-of-teaching-foreign-language-in-higher-educational-institutes (дата обращения: 06.03.2021).

8. Vonog V.V. European language portfolio as an effective tool of assessment used in teaching a foreign language // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. - №10. - 2018. -C.1711-1728.

9. Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. С. 75-80.

10. Зоткина Т.А. Диагностика познавательного интереса курсантов / Т.А. Зоткина // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 227-229.

https:// mir-nauki. com

Zotkina Tatyana Anatolyevna

Academy of law and management of the federal penal service, Ryazan, Russia

E-mail: e.bennet2016@ynadex.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=771652

Pedagogical methods and technologies contributing to the cognitive activity formation of cadets of educational organizations of the Federal Penal Service of Russia

Abstract. The problem of the formation of students' cognitive activity is not new, but it does not lose its relevance at the present time. It is especially important to consider this problem in the context of higher education. Since here cognitive activity defines personality development of students, but also it is regarded as a component of professional training. The process of the formation of cognitive activity in higher education is determined by a number of factors such as: the specificity of the educational organization (the presence of departmental affiliation), the status of students (students, cadets, correspondence students).

In educational establishments of the Federal Penal Service of Russia, the educational process is built on the basis of the state educational standards of higher education and the regulatory framework. That is, the educational activity of the cadets is combined with the performance of official duties. In accordance with this, the process of cognitive activity formation of cadets should be within the framework of the specifics of the educational organization, and, at the same time, was aimed not only at developing the cadets' personality, but also mastering the profession. Therefore, the main task of teachers is to search for pedagogical methods and technologies that contribute to the cognitive activity formation of cadets, in accordance with all the requirements for the training of penal staff.

In pedagogical science, there is a whole complex of pedagogical methods and technologies that influence the development of the cognitive sphere of students, contribute to the acquisition of professional knowledge, and have educational potential. But, at the same time, there is a commitment of teachers to the use of traditional teaching methods, which do not fully ensure the process of the formation of cognitive activity. In this regard, there is a need for the search and study of pedagogical methods and technologies, with the help of which it is possible to influence the leading components of the cognitive activity of cadets and, thereby, to increase the general level of cognitive activity.

The article examines the case-method and portfolio technology as pedagogical means aimed at the formation of the cognitive activity of cadets in the process of foreign language learning. The effectiveness of these pedagogical means has been proven experimentally.

Keywords: cognitive activity; cadets; pedagogical methods and technologies; educational process; tutorials; case method; portfolio

05PDMN221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.