ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-1-125-133 УДК 378.1
Педагогическая технология как средство формирования образовательной самостоятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России
О. Б. ПАНОВА
Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, г. Вологда, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6096-2581, e-mail: [email protected]
Реферат
Введение: статья посвящена рассмотрению проблемы повышения роли самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России и формирования отношения к ней как значимому компоненту образовательного процесса. Цель: описание и научное обоснование педагогической технологии, направленной на формирование образовательной самостоятельности будущих сотрудников уголовно-исполнительной ситемы. Методы: теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогическое моделирование) и эмпирические методы (опрос, анализ результатов деятельности). Результаты: в ходе изучения вопроса был сформирован категориальный аппарат исследования, ключевым понятием при этом выступил теоретический конструкт «образовательная самостоятельность». Обращение к педагогическому моделированию позволило описать образовательную дистанционную технологию, основанную на интерактивном педагогическом взаимодействии на базе модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды (Moodle). В данной технологии акцент делается на развитии познавательной мотивации обучающихся, в качестве источника которого выступает профессионально ориентированная учебная дилемма. Учебная дилемма выполняет функцию информационно-смысловой единицы, охватывающей содержание определенной темы и соответствующей ей компетенции, заложенной в структуре учебной дисциплины. Проведенное эмпирическое исследование показало, что применение этой образовательной технологии реально мобилизует познавательную активность обучающихся и вызывает у них большой интерес к учебе и будущей профессии за пределами тем, предназначенных для аудиторного изучения. Выводы: установлено, что продуктивность самостоятельной внеаудиторной работы определяется такой организацией внешнего управления со стороны преподавателя, которая соотносится с внутренними потребностями обучающихся и позволяет актуализировать широкий спектр познавательных мотивов: непосредственно побуждающих, интеллектуально-побуждающих, перспективно побуждающих. Описанная образовательная технология, отвечая этим условиям, может быть предложена для использования в массовой практике.
Ключевые слова: образовательная самостоятельность; образовательный процесс; педагогическая технология; познавательные мотивы; учебная дилемма; электронная образовательная среда.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.
Для цитирования: Панова О. Б. Педагогическая технология как средство формирования образовательной самостоятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России. Пенитенциарная наука, 2021, т. 15, № 1 (53), с. 125-133. DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-1-125-133.
Pedagogical Technology as a Means to Develop Educational Self-Sufficiency in Students of Higher Education Organizations
of FSIN Russia
IOKSANA B. PANOVA
Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6096-2581, e-mail: [email protected]
Abstract. Introduction: the paper addresses the issue of enhancing the role of individual extramural studies for students of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia and searches for ways to form students' attitude towardindividual extramural studiesas a significant component of the educational process. Aim: description and scientific substantiation of a pedagogical technology aimed to develop educational self-sufficiency in future staff of the penal system. Methods: theoretical methods (studying and analyzing psychological and pedagogical literature on the subject, pedagogical simulation) and empirical methods (survey, performance results analysis). Results: in the course of our research we formed a set of definitions and terms, the key one among which is "educational self-sufficiency". Pedagogical simulation helped us describe distance educational technology based on interactive pedagogical communication using Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Moodle). This technology focuses on the development of cognitive motivation in students, and the motivation source is found in a professionally oriented educational dilemma. An educational dilemma serves as an informational and conceptual unit that covers the content of a certain topic and the corresponding competence laid down in the structure of an academic discipline. The empirical research we conducted has shown that the use of this educational technology actually mobilizes students' cognitive activity and fuels their interest in learning and future profession beyond the topics intended for classroom-based studies. Conclusions: we have found out that the performance efficiency of individual extramural studies depends on how the teacher organizes external supervision. It should correlate with the inner needs of students and bring to the fore a wide range of cognitive motives: motivating directly, motivating intellectually, motivating prospectively. Being in line with these conditions, the educational technology we describe can be used on a large-scale basis.
Keywords: educational self-sufficiency; educational process; pedagogical technology; cognitive motives; educational dilemma; electronic educational environment.
13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education.
For citation: Panova O.B. Pedagogical technology as a means to develop educational self-sufficiency in students of higher education organizations of FSIN Russia. Penitentiary Science, 2021, vol. 15, no. 1 (53), pp. 125-133. DOI 10.46741/2686-97642021-15-1-125-133.
Введение
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает образовательные организации высшего образования обеспечивать подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства (ст. 69). Данной нормой законодатель ориентирует вузы на реализацию стратегических образовательных задач. Содержательные аспекты определяются федеральными государственными образовательными стандартами, а отдельные требования
могут детализироваться работодателями выпускников. В качестве работодателя выпускников образовательных учреждений, готовящих специалистов для пенитенциарной сферы, выступает Федеральная служба исполнения наказаний, заинтересованная в достижении такого качества подготовки выпускников, при котором они овладевают способностью самостоятельно организовывать свое самообразование с учетом необходимости, соответствовать инновационным процессам, давать эффективный ответ на потенциальные вызовы и риски в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Феде-
рации [5]. Именно в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы выпускник ведомственного образовательного учреждения реализует себя как специалист, при этом объективную оценку качества его образования может дать в первую очередь работодатель. Изучение источников информации по вопросу оценивания способности выпускников образовательных организаций высшего образования ФСИН России квалифицированно выполнять профессиональные функции позволило констатировать, что наряду с очевидными достижениями в этой области существуют определенные недостатки. Пробелы профессионального образования имеют разную природу. В качестве одной из причин трудностей исследователи называют недостаточный уровень самостоятельности, препятствующий успешной ориентации в профессиональном пространстве в меняющихся условиях, когда от сотрудника ФСИН России требуется инициатива при формировании цели и поиске путей ее достижения [3; 4; 7].
Формирование самостоятельности дипломированных сотрудников уголовно-исполнительной системы во многом связано с совершенствованием организации учебного процесса в образовательных организациях высшего образования. В качестве одного из ресурсов оптимизации мы рассматриваем более полное использование потенциала самостоятельной внеаудиторной работы. Известно, что в структуре ФГОС последнего поколения усилен акцент на самостоятельное изучение студентами большинства дисциплин, включенных в образовательные программы. Удельный вес академического времени, отводимого на самостоятельную внеаудиторную работу в учебных планах образовательных организаций высшего образования, составляет не менее половины часов, предусмотренных для выполнения основной образовательной программы по дисциплинам. Следовательно, самостоятельная работа обучающихся выступает равноценным компонентом образовательного процесса и становится предметом особого внимания педагогов.
Методы исследования
Исследование проводилось с использованием теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогическое моделирование) и эмпирических (опрос, анализ
результатов деятельности) методов. Педагогическое моделирование включало разработку и создание модели формирования образовательной самостоятельности обучающихся в виде основных идей и технологических решений, которые в ходе дальнейшего экспериментального изучения в условиях реального педагогического процесса получили свое подтверждение.
Теоретическим материалом для исследования послужили современные труды, посвященные формированию образовательной самостоятельности студентов в образовательном процессе в целом и в процессе технологии организации самостоятельной работы в частности, а также данные, полученные в результате опроса курсантов. Практический этап исследования был осуществлен на базе психологического факультета ВИПЭ ФСИН России. Эксперимент проводился в течение трех лет. С 2017 по 2020 г. в нем приняли участие 158 курсантов 3-4 курсов, изучающих дисциплины «Антикоррупционное воспитание сотрудников УИС» и «Диагностика и развитие правовых представлений несовершеннолетних осужденных». По окончании курсов обучения по данным дисциплинам курсантам были предложены вопросы для оценки эффективности использованной в учебном процессе технологии формирования образовательной самостоятельности.
Категориальный аппарат исследования
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сформировать категориальный аппарат исследования, включающий следующие терминологические конструкты: образовательная самостоятельность, самостоятельная внеаудиторная работа, педагогическая технология как средство управления самостоятельной внеаудиторной работой. В качестве ключевого понятия выступил терминологический конструкт «образовательная самостоятельность», под которой понимается качество личности студента, позволяющее осуществлять построение индивидуального образовательного маршрута на основе самостоятельного выбора, соответствующего его образовательным целям, возможностям, мотивации и интересам [2, с. 13]. Образовательная самостоятельность обучающегося базируется на его способности к самоорганизации, в числе ведущих направлений которой выступают определение учебной
задачи с учетом своих возможностей и потребностей, подбор средств обучения для решения поставленных задач, оценивание своих действий с точки зрения приближения к цели, выбор оптимальных способов развития профессиональных компетенций, оценка фактического состояния и результатов развития профессиональных компетенций [2, с. 32].
Как следует из анализа научной литературы, обучающиеся призваны выполнять роль субъектов управления собственной самостоятельной внеаудиторной работой. Имея отличительные личностные особенности, обучающиеся как субъекты внутреннего управления проявляют разные способности к самоорганизации, и не каждый из них ориентирован на выход за пределы задач, диктуемых преподавателем в императивной форме. Сегмент «самостоятельная внеаудиторная работа» как часть учебного плана выступает в качестве объекта приложения образовательной самостоятельности со стороны обучающихся образовательных организаций высшего образования, в том числе курсантов. Выстраиванию индивидуального образовательного маршрута должна предшествовать предварительная работа обучающегося, связанная с изучением тематического плана и рабочей программы дисциплины для того, чтобы иметь ответы на следующие вопросы: какие темы необходимо осваивать полностью самостоятельно? в какой мере необходимо расширить свои знания самостоятельно в пределах тем, изучение которых предусмотрено на аудиторных занятиях? каков должен быть уровень усвоения этих знаний? какие формы контроля будут использоваться? и т. п.
Многие обучающиеся не проявляют склонности к кропотливому изучению планирующей документации и самостоятельному выстраиванию на этой основе образовательного маршрута по освоению материала, предназначенного для внеаудиторного изучения, ориентируясь в основном на рассмотрение вопросов в границах подготовки к экзаменам. Здесь возникает необходимость внешнего управления со стороны преподавателя, роль которого состоит в активизации и мобилизации образовательной самостоятельности обучающихся.
Среди существующих способов организации внешнего управления самостоятельной внеаудиторной работой особого внимания заслуживает технологизация этого процес-
са. Роль педагогической технологии состоит в том, что она выступает в качестве промежуточного звена между теорией и практикой применения последней. Для того чтобы использовать теоретические положения на практике, их нужно технологизировать, расписать в виде деятельностных процедур. В науке существуют разные точки зрения на определение педагогической технологии. Наиболее близким нашему пониманию является рассмотрение педагогической технологии как алгоритма целенаправленных совместных действий участников образовательного процесса, обеспечивающего достижение намеченного образовательного результата [8, с. 12].
Актуальность использования педагогической технологии как средства управления самостоятельной внеаудиторной работой студентов образовательных организаций высшего образования получила достаточное обоснование в научных трудах. Анализ литературы по данной проблеме позволил установить, что подавляющее большинство соответствующих технологий в ряду средств мобилизации образовательной самостоятельности обучающихся рассматривают такие элементы, как согласованное целеполагание, критериальное оценивание, проектирование, диалоговое обучение и т. д. [1; 2; 9; 11]. Недостаточное внимание к использованию в технологиях потенциала познавательной мотивации студентов послужило толчком к восполнению данного пробела при моделировании технологического процесса формирования образовательной самостоятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России.
Модельное описание педагогической технологии
Для педагогического сопровождения учебно-познавательной деятельности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России нами предлагается дистанционная технология мотивации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. В качестве ведущего механизма приобщения курсантов к самостоятельной внеаудиторной работе рассматривается развитие мотивации. При разработке педагогической технологии мы исходили из того, что наиболее значимыми являются смыслообразующие мотивы, переводящие социально значимые ценно-
сти на личностный уровень («значимо для меня»). В ряду познавательных мотивов такого плана, по Г. И. Щукиной, выделяются непосредственно побуждающие, интеллектуально-побуждающие и перспективно побуждающие мотивы [10, с. 97].
В случае действия непосредственно побуждающих мотивов мобилизующее влияние оказывает необычность, яркость, занимательность, образность представляемой информации, возможность получить высокую отметку или одобрение. Интеллектуально-побуждающие мотивы обеспечивают познавательный интерес при условии получения удовлетворения от участия в учебно-познавательной деятельности, успешного выполнения заданий, требующих проявления интеллектуальных способностей. Перспективно побуждающие мотивы связаны с эффектом отсроченного результата, при котором обучающийся осознает потенциальную полезность получаемых знаний в более длительной временной перспективе, когда он, будучи выпускником, сможет в полной мере применить их на практике.
Цель использования предлагаемой технологии состоит в педагогическом сопровождении познавательной внеаудиторной деятельности курсантов посредством их мотивирования к осмысленному изучению материала, включенного в раздел «Самостоятельная работа». Временной период ее реализации совпадает с процессом самостоятельной работы курсанта по изучению определенной темы учебной дисциплины. Количество циклов использования при этом соответствует численности тем, определенных тематическим планом для самостоятельного внеаудиторного изучения. Основные формы реализации технологии в дистанционном режиме включают интерактивное взаимодействие с помощью электронной образовательной среды вуза на базе модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды (Moodle) и социальных сетей.
Данная технология предполагает удобный эффективный способ дистанционного управления самостоятельной работой курсантов в ходе оперативного обмена информацией, в том числе в онлайн-режиме. Она включает три этапа: ориентационно-дея-тельностный, проективно-деятельностный, рефлексивно-деятельностный. Названия и содержание этапов соотносятся с логикой поступательного развития познавательной
мотивации. Для каждого этапа определены группы доминирующих познавательных мотивов: непосредственно побуждающие (первый этап), интеллектуально-побуждающие (второй этап), перспективно побуждающие (третий этап).
Специфика предлагаемой образовательной технологии состоит в том, что в качестве информационно-смысловой единицы, охватывающей содержание определенной темы и соответствующей логике формирования компетенций, заложенных в структуре учебной дисциплины, используется профессионально ориентированная учебная дилемма. Решение учебных дилемм предполагает совместное обсуждение обучающимися профессионально значимых ситуаций. Применительно к каждой дилемме разрабатывается несколько вариантов решения. Выбор того или иного решения должен быть аргументирован с научной и практической точек зрения. Организуется проективная деятельность, в ходе которой обучающийся умозрительно выстраивает модель вероятного развития событий, соответствующую всем предложенным вариантам решения. Работа с дилеммой предполагает использование вопросов, проблематизирующих ее, представляющих ситуацию сквозь призму разноаспектных обстоятельств.
Профессионально ориентированная дилемма включает ситуацию профессионально значимого выбора, в которой нет однозначно правильного решения, а есть разные варианты решений, отражающие различные интересы. Как в любой ситуации, в учебной дилемме предусматривается продолжение деятельности (в неизменном или измененном виде). Если для решения определенной задачи, заложенной в дилемме, субъект познавательной деятельности располагает достаточными средствами и методами, деятельность продолжается. В противном случае ситуация классифицируется как проблемная, влекущая за собой необходимость использования особых способов для продолжения деятельности. Таким образом, учебная дилемма не имеет ограничения при выполнении задания в форме простого выбора: в зависимости от уровня мотивации и подготовки обучающийся сам для себя определяет границы задач и решений.
В качестве педагогических условий успешной реализации данной технологии выступают особые требования к содержанию учебной дилеммы, при которых фор-
мулировка задания ориентирована на охват решением основного объема программного материала по соответствующей теме. В ходе решения дилеммы происходит формирование компетенций, заложенных в структуре учебной дисциплины, поэтому должны быть обеспечены актуальность и событийность содержания дилемм. Дилеммы, отвечающие этим требованиям, представлены в учебном пособии по дисциплине «Антикоррупционное воспитание сотрудников УИС» для специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности [6, с. 73-80].
Технологическая цепочка реализации дистанционной образовательной технологии мотивации к самостоятельной внеаудиторной работе представляет собой последовательность определенных действий. На первом этапе (ориентационно-деятельност-ном) преподаватель направляет каждому обучающемуся стимульный материал, включающий название темы для самостоятельного внеаудиторного изучения, постановку целей, перечень ключевых понятий, подлежащих описанию с опорой на справочные источники информации, содержание дилеммы профессиональной направленности, инструктаж о способе (алгоритме) выполнения задания, сведения о форме последующей презентации и обсуждения результатов выполненной работы. В случае необходимости преподаватель инициирует формирование микрогрупп для интерактивного взаимодействия в ходе решения учебных дилемм.
На втором этапе (проективно-деятель-ностном) преподаватель выступает в роли наставника, оказывающего консультативную помощь при возникновении сложностей у обучающихся, ориентирует их на четкое формулирование вопросов и конкретное описание проблем в ситуациях затруднений.
На третьем этапе (рефлексивно-деятель-ностном) преподаватель организует презентацию и обсуждение выполненных заданий, их оценивание с научной и прикладной точек зрения, определяет формат презентации и интерактивного обсуждения: форум, чат, видеоконференция, дискуссионная площадка, стендовый доклад и т. п.
Продуктивность применения данной технологии определяется, кроме того, выполнением ряда организационных условий, к которым отнесены: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, координация действий в электронной образовательной среде; использование способов стимули-
рования к наиболее полной аргументации и активному взаимодействию; подведение итогов работы по теме, включающее соотнесение полученных результатов с содержанием компетенций, соответствующих учебной дисциплине в структуре образовательной программы.
Результаты и обсуждение
Курсанты, изучающие дисциплины с применением описанной технологии, отмечают, что предлагаемые учебные дилеммы вызывают большой интерес к учебе и мобилизуют познавательную активность. Данное утверждение основывается на результатах многолетнего педагогического наблюдения и опросов, проведенных среди обучающихся. Так, на заключительном этапе изучения дисциплины «Диагностика и развитие правовых представлений несовершеннолетних осужденных» курсантам психологического факультета 261 учебной группы в мае 2020 г. было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Способствовало ли решение предложенных дилемм поддержанию интереса к учебной дисциплине? Аргументируйте свой ответ.
2. Какая дилемма показалась наиболее интересной и почему?
3. Будете ли вы применять работу с дилеммой в ходе психологической работы с осужденными? В каких ситуациях?
Ответы и отзывы курсантов, размещенные на электронной информационно-образовательной платформе института, оказались достаточно информативными и многоаспектными. Приведем несколько отрывков:
«Курс достаточно интересный и важный для нас и обязательно пригодится в работе. Формат ведения данного курса для меня новый, но он мне понравился своей оригинальностью и необычностью. В ходе решения дилемм я приобрел опыт нахождения правильной точки зрения, совершенствовал свои навыки рассуждения и обоснования своей точки зрения с опорой на теоретический материал. Каждая предлагаемая дилемма данного курса интересна, оригинальна. Чтобы ответить на вопрос дилеммы, нужно хорошо изучить предложенный материал, разобраться в нем, что, естественно, повышает эффективность и полезность данного вида работы».
«По завершении изучения курса "Диагностика и развитие правовых представ-
лений несовершеннолетних осужденных" хочется сказать, что метод обучения, который присутствовал в нашем курсе, очень нестандартный, что вызывало наибольший интерес в его изучении. Прочтение, анализ и решение дилемм проходило очень увлекательно».
«Мне понравилось решение дилемм, это очень хороший подход к изучению данной дисциплины. По моему мнению, решение дилемм способствовало развитию хороших знаний по данной дисциплине и вызывало у меня огромный интерес, а также способствовало выработке собственного мнения по каждой конкретной ситуации и более грамотному формулированию собственных мыслей. Дилемма про Кировоградскую колонию произвела на меня большое впечатление и вызвала у меня наибольший интерес. Данная дилемма вызвала у меня множество эмоций, особенно после прочтения последствий, даже проявлялись нотки злости в отношении воспитанников. Однако необходимо было выбрать правильное решение, не обращая внимания на свои чувства и эмоции. На решение данной дилеммы у меня ушел не один час, так как поток мыслей, которые приходили в голову, было трудно собрать воедино».
В ходе анкетирования курсанты (158 чел.), отвечая на вопрос «Какие преимущества использования данной технологии Вы можете назвать?», указывали на следующее: «возможность научиться распознавать вероятные профессиональные ошибки и находить пути их преодоления в ходе решения учебных дилемм»; «разнообразие интересных дилемм»; «возможность в свободном графике выполнять учебные задания»; «интересно работать без напряжения на фоне благоприятной психологической атмосферы», «интересно познакомиться в форуме и чате со всеми решениями своих сокурсников, принять участие в обсуждении и на этой основе оценить свои ответы»; «возможность использования современных компьютерных технологий, позволяющих получить навыки, которые могут пригодиться в профессиональной деятельности и повседневной жизни»; «приобщение к профессиональному опыту применения учебных дилемм, развивающий потенциал которых актуален в будущей работе с осужденными и другими категориями клиентов психологов». Наиболее часто повторяющимися в ответах словами стали термины «интерес» и «возможность»,
употреблявшиеся в аспекте будущей профессиональной деятельности. На вопрос, касающийся вероятных недостатков данной технологии, все респонденты ответили отрицательно, заявив об отсутствии таковых.
Можно констатировать, что применение рассмотренной образовательной технологии мобилизует инициативную активность обучающихся: не менее 92 % курсантов включаются в систематическую самостоятельную внеаудиторную работу. Примечательно, что в текущем учебном году, сопряженном с переходом на удаленное обучение из-за пандемии коронавируса, было достигнуто полноценное участие в данной работе всех без исключения курсантов.
Другими позитивными проявлениями обратной связи стали представленные курсантами проекты путей развития изучаемого объекта, оценочные суждения по поводу спорных аспектов предлагаемых решений, актуализация профессионально значимых ценностей в аспекте темы. Получаемая обратная связь выступает основанием для внесения корректировки в преподавание и редактирования содержания курса. Продуктом данной технологии становится образовательная самостоятельность, индикаторами сформированности которой выступают: готовность и способность преодолевать трудности в учебно-познавательной деятельности; наличие системы познавательных мотивов; умение самостоятельно ставить цели в учебно-познавательной деятельности и планировать их достижение; умение выстраивать индивидуальный образовательный маршрут; готовность использовать имеющиеся знания, умения и опыт в решении профессиональных задач; способность к самооценке и корректировке действий.
Заключение
Материалы проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Существует связь между уровнем образовательной самостоятельности обучающихся и способами организации внешнего управления самостоятельной внеаудиторной работой.
2. Такая связь становится результативной в случае, когда преподаватель использует технологию, ориентированную на развитие познавательной мотивации обучающихся.
3. Применение в качестве дидактической основы технологии профессионально ори-
ентированной дилеммы как информационно-смысловой единицы, охватывающей содержание определенной темы и соответствующей логике формирования компетенций, заложенных в структуре учебной дисциплины, позволяет актуализировать широкий спектр познавательных мотивов: непосредственно побуждающих, интеллектуально-побуждающих, перспективно побуждающих.
Предложенная технология выступает одним из способов педагогического сопровождения процесса формирования образовательной самостоятельности курсанта как
профессионально значимого личностного качества. За рамками статьи остались актуальные проблемы, которые могут составить основу для дальнейших исследований, такие как структура и уровень развития познавательных интересов обучающихся, обусловленные применением рассмотренной технологии; мотивирование преподавателей к осуществлению педагогического сопровождения курсантов в ходе самостоятельной внеаудиторной работы; мониторинг развития образовательной самостоятельности курсантов, находящихся на разных ступенях обучения в вузе, и др.
I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов, С. М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Абрамов Сергей Михайлович. - Екатеринбург, 2003. - 250 с.
2. Гордиянова, Г. В. Развитие образовательной самостоятельности студентов в нелинейном образовательном процессе вуза : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гордиянова Галина Владимировна. - Омск, 2016. - 171 с.
3. Дворцов, В. Б. Формирование готовности к будущей профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дворцов Василий Борисович. - Кемерово, 2018. -246 с.
4. Котляр, В. Н. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Котляр Владимир Николаевич. - Рязань, 2006. - 200 с.
5. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы) : распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 2808-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 2 (ч. II). - Ст. 413.
6. Панова, О. Б. Ситуации правового выбора в аспекте антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы в образовательном процессе : учебное пособие / О. Б. Панова. - Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2018. - 112 с. - ISBN 978-5-94991-422-9.
7. Хохлова, Л. Н. Формирование самостоятельности курсантов в процессе обучения в юридическом вузе ФСИН России : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Хохлова Лариса Леонидовна. - Самара, 2008 - 218 с.
8. Чернявская, А. П. Технологии педагогической деятельности : учебное пособие / А. П. Чернявская, Л. В. Байборо-дова, И. Г. Харисова. - Ярославль : ЯГПУ, 2012. - 312 с. - ISBN 978-5-534-06324-0.
9. Шишкина, Н. М. Самостоятельная работа студентов и ее роль в учебном процессе (на примере работы студентов факультета ПММ, изучающих английский язык) / Н. М. Шишкина // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2013. - № 2. - С. 168-171.
10. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - Москва : Просвещение, 1979. - 160 с.
11. Якушкина, Л. П. Технология организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Якушкина Людмила Павловна. - Белгород, 2007. - 210 с.
■ REFERENCES
1. Abramov S.M. Genezis obrazovatel'noi samostoyatel'nosti studentov v protsesse distantsionnogo obucheniya: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk [Genesis of educational self-sufficiency of students in the process of distance learning: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation]. Yekaterinburg, 2003. 250 p.
2. Gordiyanova G.V. Razvitie obrazovatel'noi samostoyatel'nosti studentov v nelineinom obrazovatel'nom protsesse vuza: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk [Development of educational self-sufficiency of students in the nonlinear educational process at a higher education institution: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation]. Omsk, 2016. 171 p.
3. Dvortsov V.B. Formirovanie gotovnosti k budushchei professional'noi deyatel'nosti kursantov vuzov FSIN: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk [Formation of readiness for the future professional activity of cadets of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation]. Kemerovo, 2018.246 p.
4. Kotlyar V.N. Professional'noe samovospitanie kursantov i slushatelei vuzov FSIN Rossii: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk [Professional self-education of cadets and students of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation]. Ryazan, 2006. 200 p.
5. On approving the Concept of the Federal Target Program "Development of the Penitentiary System (2017-2025): Resolution of the Government of the Russian Federation of December 23, 2016 No. 2808-r]. In: Sobranie zakonodatel'stva RossiiskoiFederatsii [Collection of Legislation of the Russian Federation]. 2017. No. 2 (part II). Art. 413. (In Russ.).
6. Panova O.B. Situatsii pravovogo vybora vaspekte antikorruptsionnogo vospitaniya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy v obrazovatel'nom protsesse: uchebnoe posobie [Situations of legal choice in the aspect of anti-corruption education of employees of the penal system in the educational process: textbook]. Vologda: VIPE FSIN Rossii, 2018. 112 p.
7. Khokhlova L.N. Formirovanie samostoyatel'nosti kursantov vprotsesse obucheniya vyuridicheskom vuze FSIN Rossii: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk [Formation of independence of cadets in the process of training at a law university of the Federal Penitentiary Service of Russia: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation]. Samara, 2008. 218 p.
8. Chernyavskaya A.P., Baiborodova L.V., Kharisova I.G. Tekhnologii pedagogicheskoi deyatel'nosti: uchebnoe posobie [Technologies of pedagogical activity: textbook]. Yaroslavl: YaGPU, 2012. 312 p.
9. Shishkina N.M. Individual work of students and its role in the educational process (on the example of the work of students of the faculty of applied mathematics, informatics and mechanics who study English). Nauchnyi vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki=Scientific Bulletin of Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Social Sciences and the Humanities, 2013, no. 2, pp. 168-171. (In Russ.).
10. Shchukina G.I. Aktivizatsiya poznavatel'noi deyatel'nosti uchashchikhsya v uchebnom protsesse [Activation of cognitive activity of students in educational process]. Moscow: Prosveshchenie, 1979. 160 p.
11. Yakushkina L.P. Tekhnologiya organizatsii vneauditornoi samostoyatel'noi raboty studentov v vuze: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk [Technology for organizing individual extramural studies of students at a higher education institution: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation]. Belgorod, 2007. 210 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ОКСАНА БРОНИСЛАВОВНА ПАНОВА - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Вологодского института права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6096-2581, e-mail: [email protected]
OKSANA B. PANOVA - Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russian Federation. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-6096-2581, e-mail: [email protected]
Статья поступила 01.06.2020