Научная статья на тему 'Технологии интенсивного обучения как средство развития познавательного интереса курсантов образовательных организаций ФСИН России'

Технологии интенсивного обучения как средство развития познавательного интереса курсантов образовательных организаций ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КУРСАНТ / ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / COGNITIVE INTEREST / INSTITUTIONS' OF HIGHER EDUCATION OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA / FOREIGN LANGUAGE / STUDENT / INTENSIVE TRAINING TECHNOLOGIES / CONTEXTUAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зоткина Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются современное состояние и актуальность проблемы развития познавательного интереса; понятия «познавательный интерес», «технологии интенсивного обучения», «контекстное обучение». Автор обосновывает эффективность применения технологий интенсивного обучения на занятиях по иностранному языку в качестве одного из средств, направленных на развитие познавательного интереса курсантов образовательных организаций ФСИН России. Также рассматриваются приемы, используемые на занятиях иностранному языку, для организации интенсивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIVE TRAINING TECHNOLOGIES AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF A COGNITIVE INTEREST OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE EDUCATIONAL INSTITUTIONS’ STUDENTS

The article describes the current state and relevance of a problem of cognitive interest development. The author considers the concepts of cognitive interest, intensive training technologies, contextual training. The author also proves the efficiency of the use of intensive training technologies at foreign language classes as one of the means aimed at cognitive interest development of students of the Federal Penitentiary Service educational organizations. The methods used at foreign language classes for the organization of intensive training are also considered.

Текст научной работы на тему «Технологии интенсивного обучения как средство развития познавательного интереса курсантов образовательных организаций ФСИН России»

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ

INTENSIVE TRAINING TECHNOLOGIES AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF A COGNITIVE INTEREST OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE EDUCATIONAL INSTITUTIONS' STUDENTS

Т.А. Зоткина ^A. Zotkina

Познавательный интерес, образовательные организации высшего образования ФСИН России, иностранный язык, курсант, технологии интенсивного обучения, контекстное обучение.

В статье рассматриваются современное состояние и актуальность проблемы развития познавательного интереса; понятия «познавательный интерес», «технологии интенсивного обучения», «контекстное обучение». Автор обосновывает эффективность применения технологий интенсивного обучения на занятиях по иностранному языку в качестве одного из средств, направленных на развитие познавательного интереса курсантов образовательных организаций ФСИН России. Также рассматриваются приемы, используемые на занятиях иностранному языку, для организации интенсивного обучения.

Cognitive interest, institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia, foreign language, student, intensive training technologies, contextual training. The article describes the current state and relevance of a problem of cognitive interest development. The author considers the concepts of cognitive interest, intensive training technologies, contextual training. The author also proves the efficiency of the use of intensive training technologies at foreign language classes as one of the means aimed at cognitive interest development of students of the Federal Penitentiary Service educational organizations. The methods used at foreign language classes for the organization of intensive training are also considered.

Современному обществу необходимы социально активные специалисты, обладающие высокой компетентностью, профессиональной мобильностью, самостоятельностью, умением постоянно совершенствовать знания и навыки, профессионально реализовывать-ся. Разработка методов управления педагогическим процессом, способствующих становлению у обучаемых положительной познавательной мотивации, занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях зарубежных и отечественных специалистов.

Концепция «Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020

годы» предполагает решение задач, направленных на достижение высокого стандарта качества содержания и технологий для всех видов образования - профессионального (включая высшее), общего и дополнительного, а также достижения качественно нового уровня развития молодежной политики, повышения доступности программ социализации детей и молодежи для успешного вовлечения их в социальную практику [Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы].

В XXI веке система обучения в вузе, основанная на личностно ориентированном и субъектно-деятельностном подходах, представляет собой

Т.А. ЗОТКИНА. ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ

не что иное, как коммуникативное, познавательное, творческое взаимодействие преподавателя и обучаемых в рамках целостного образовательного процесса вуза [Аксенова, 2008, с. 26-33].

Данные аспекты развития современного высшего образования имеют непосредственное отношение к совершенствованию деятельности образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний России, главной целью которых является подготовка всесторонне развитой, профессионально компетентной, морально и психологически устойчивой личности курсанта. Поэтому деятельность преподавателей образовательных организаций ФСИН России направлена на создание оптимальных условий для развития потенциальных возможностей обучаемых, духовного начала, формирования активности, самостоятельности, познавательного интереса.

Задача развития познавательного интереса не является абсолютно новой. Многие известные философы и педагоги, такие как П.П. Блонский, А. Дистервег, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и другие, исследовали проблемы познавательной деятельности, познавательной активности, познавательного интереса в обучении. Но, несмотря на уже существующие многочисленные исследования, связанные с изучением особенностей развития познавательного интереса курсантов, среди которых можно назвать В.П. Давыдова, Ю.Ф. Худо-леева, А.Я. Шляхову и других, до сих пор не существует единой системы психолого-педагогических методов и технологий организации учебной и познавательной деятельности и формирования познавательного интереса курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Недостаточно изучены условия и источники развития познавательного интереса. Цель данной статьи - рассмотреть педагогические возможности технологий интенсивного обучения как средства, специально направленного на развитие познавательного интереса курсантов.

Так как познавательный интерес носит предметный характер, то его объектом может стать содержание любой учебной дисциплины, в том числе и иностранного языка. Иностранный язык

как учебный предмет способствует всестороннему развитию и формированию личности. Целью обучения иностранному языку является не только обучение практическому владению иностранным языком, но и развитие профессиональной коммуникации. Необходимо также учитывать специфику преподавания иностранного языка в неязыковых специализированных вузах. С уверенностью можно утверждать, что в настоящее время иностранный язык из специальности все больше и больше превращается в язык для специальности. В неязыковом военном вузе цель обучения иностранному языку - это практическое овладение курсантами-слушателями навыками грамотной устной и письменной речи, изучение лексического материала по своей специальности [Зоткина, 2016, с. 47-52].

В качестве средства, специально направленного на развитие познавательного интереса курсантов, мы предлагаем использовать технологии интенсивного обучения.

Под технологиями интенсивного обучения мы понимаем систему вариативных педагогических технологий, способствующих эффективному усвоению большого объема знаний за отведенное время и обеспечивающих достижение заранее спроектированных результатов на основе воздействия и взаимодействия субъектов деятельности. Использование данных технологий способствует активизации резервных возможностей курсантов, в результате которой происходит не только освоение учебного материала, но и развитие познавательной деятельности в целом.

Анализ научных работ (А.В. Мамедова, В.Н. Олифер и др.) по исследованию образовательных возможностей интенсивного обучения иностранному языку показывает, что данные технологии позволяют использовать как учебный материал профессиональной направленности, так и материал страноведческого и лингвострановедческого характера, что способствует расширению кругозора курсантов и их эстетическому воспитанию.

На занятиях по иностранному языку с курсантами младших курсов мы активно применяем технологии интенсивного обучения. Так как курс обучения рассчитан на два года, за столь

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

[241]

S

д

н и

М

короткий период нам необходимо не только повысить базовый уровень владения иностранным языком, но и развить способность к профессиональной коммуникации. Данные технологии направлены на овладение иностранным языком в короткие сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов. При этом задача преподавателя состоит в том, чтобы задействовать неиспользуемые в обычном обучении психологические резервы личности обучаемого. Основная форма обучения - коллективная.

При изучении лексических тем «Crime and Punishment», «Penal System» с курсантами второго курса юридического факультета мы активно используем технологию контекстного обучения. Контекстный подход в обучении был разработан отечественным психологом и педагогом А.А. Вербицким. Данная технология предполагает моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств [Вербицкий, 2009].

В теме «Crime and Punishment» нами активно используются ролевые игры, а также дискуссии, которые курсанты воспроизводят на иностранном языке. Например, курсантам предлагаются ситуации, в которых описаны обстоятельства и детали различных уголовных дел. Они должны ответить на вопросы и выразить свое мнение по данным проблемам.

DISCUSSION Was justice done?

Here are some examples of crimes and the penalties chosen by judges. Read through them and try to answer the following questions:

- Was justice done?

- If you had been the judge, would you have given a different sentence?

Shop-lifting

In June 1980 Lady Isabell Barnett, a well-known TV personality was convicted of stealing a tin of tuna fish and a carton of cream, total value 87p, from a small shop. The case was given enormous publicity. She was fined

£75 and had to pay £200 towards the cost of the case. A few days later she killed herself.

Mercy killing A mother who killed her brain-damaged son with heroin has been sentenced to a minimum of nine years behind bars for his murder but she called it an act of mercy.

Применение данной технологии при обучении иностранному языку развивает у курсантов не только профессиональную коммуникацию, но и устойчивый познавательный интерес. При этом важно учитывать, что познавательные интересы выступают не только в качестве побудителей к профессиональной и познавательной деятельности, но также сами совершенствуются в ней. Что, в свою очередь, влияет на общий уровень интереса к учебной деятельности, оптимизирует процесс социализации личности курсантов, создает благоприятный психологический климат [Аксенова, 2015, с. 10-20].

Библиографический список

1. Аксенова Г.И. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая педагогика. 2008. № 1. С. 26-33.

2. Аксенова Г.И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1.

3. Вербицкий А.А. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентност-ного подхода в общем образовании // Педагогика. 2009. № 2. С. 12-18.

4. Зоткина Т.А. Развитие познавательного интереса курсантов на занятиях по иностранному языку как одно из средств их социализации // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сб. ст. Междунар. науч.-практич. конф.: в 8 ч. / под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. Ч. 5. С. 47-52.

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ media/files/mlorxfxbbck.pdf (дата обращения: 19.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.