формирование познавательного интереса у студентов вуза физической культуры
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 24.02.2021 г.
Кандидат педагогических наук, профессор И.Ю. Сазонов1 Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Тарасевич1 Доктор педагогических наук, профессор И.В. Брызгалов1
1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
cognitive interest encouragement model for academic physical
education: psychological and educational benefits
PhD, Professor I.Y. Sazonov1
PhD, Associate Professor I.V. Tarasevich1
Dr. Hab., Professor I.V. Bryzgalov1
1Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - развитие познавательного интереса и мотивационных характеристик у студентов физкультурного вуза. Методика и организация исследования. Основными педагогическими условиями для разработки программы развития познавательного интереса у студентов физкультурных вузов выступили: реализация личностно-ориен-тированного подхода к содержанию и организации занятий по физической культуре; аксиологическая направленность занятий по физической культуре; дифференциация и индивидуализация в ходе занятий по физической культуре; балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. В педагогическом исследовании приняли участие 80 студентов 3-4-го курса. В качестве диагностического инструментария применялись: «Опросник для определения интенсивности познавательных интересов» В.С. Юркевича и «Методика диагностики личности на мотивацию к достижению успеха и избеганию неудач» Т. Элерс.
Результаты исследования и выводы. Как показало исследование, разработанная программа развития познавательного интереса, направленная на получение студентами полноты освоения теоретических и методических знаний и навыков по физической культуре, способствует профессиональному становлению будущего специалиста, мотивирует выпускников к самосовершенствованию в будущей трудовой деятельности.
Ключевые слова: познавательный интерес, студенты, вуз физической культуры, психолого-педагогические аспекты.
Abstract
Objective of the study was to test benefits of a new cognitive interest encouragement model for academic physical education system. Methods and structure of the study. The new cognitive interest encouragement model was developed on the following educational provisions: personality-sensitive approach in the physical education service design and management; axiological design of the physical education service; physical education service customization and individualization requirements; academic progress rating/ scoring system. We sampled for the cognitive interest encouragement model the 3-4-year students (n=80) whose progress was tested by the following pre- versus post-experimental tests: V.S. Yurkevich Cognitive Interest Intensity Questionnaire Survey; and T. Ehlers Personal Success Motivations and Failure Avoidance test. The cognitive interest encouragement model includes the following components: (1) Active and interactive teaching methods including heuristic discussions, problem-solving analyses, situational problems etc. to develop the professional competences; (2) Extracurricular activities geared to spur up cognitive interest in the future professional service.
Result and conclusion. The new cognitive interest encouragement model for academic physical education system was tested beneficial as demonstrated by the sample's progress in the physical education theory and practice including the professional knowledgebase and skills of the future physical education and sport specialists.
Keywords: cognitive interest, students, physical education university, psychological and educational aspects.
Введение. В настоящее время в образовательной парадигме вузов физкультурно-спортивной направленности наметилась тенденция к подготовке специалистов, способных решать широкий спектр профессиональных задач. Для того, чтобы реализовать данное направление, необходимо подбирать актуальные подходы в обучении студентов, акцентируя внимание на познавательной активности обучающихся, как одном из важнейших факторов личностного развития.
Говоря о познавательной активности студентов, необходимо рассмотреть проблему формирования познавательного интереса, который аккумулирует в себе различные личностные компоненты и формирует дальнейшее профессиональное становление.
Познавательный интерес в психолого-педагогической литературе рассматривается как избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
Важной точкой в формировании познавательного интереса в рамках образовательного процесса вуза выступает его направленность к изучению учебных дисциплин. Причем, в различных вузах делается акцент на дисциплины профессионального цикла. Стоит отметить, в вузах физкультурно-спортивной направленности создаются педагогические условия для формирования познавательного интереса в рамках таких дисциплин, как теория и методика физического воспитания, теория спорта и многих других. Именно здесь закладывается побудительная основа к развитию студента как всесторонне и гармонично развитой личности современного профессионала.
Таким образом, мы можем видеть широкий спектр исследований в области формирования познавательного интереса, которые связаны с такой педагогической проблемой, как непрерывность связи обучения и развития, так как в период обучения в вузе завершается психофизиологическое
№11 • 2021 Ноябрь | November
http://www.teoriya.ru
развитие организма. Все это подчеркивает необходимость изучения потенциальных возможностей студентов, а с другой стороны - эффективного развития их функций и систем с целью максимальной реализации их способностей в процессе обучения и подготовки к профессиональной деятельности.
Цель исследования - развитие познавательного интереса и мотивационных характеристик студентов физкультурного вуза.
Методика и организация исследования. Основными педагогическими условиями для развития познавательного интереса у студентов физкультурных вузов выступили: реализация личностно-ориентированного подхода к содержанию и организации занятий по физической культуре; аксиологическая направленность занятий по физической культуре; дифференциация и индивидуализация в ходе занятий по физической культуре; балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов [3].
В педагогическом исследовании приняли участие 80 студентов 3-4-го курса. В начале и в конце эксперимента было проведено тестирование учащихся. В качестве диагностического инструментария применялись: «Опросник для определения интенсивности познавательных интересов» В. С. Юр-кевича и «Методика диагностики личности на мотивацию к достижению успеха и избеганию неудач» Т. Элерс.
Разработанная программа по развитию познавательного интереса студентов включала в себя следующие компоненты:
1. Применение в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения (эвристическая беседа, проблемно-поисковые вопросы, ситуационные задачи, направленные на развитие профессиональных компетенций учащихся);
2. Построение внеучебной деятельности студентов как фактора формирования интереса к будущей профессиональной деятельности. Внеучебная деятельность характеризовалась следующими формами работы:
- досуговая форма организации жизни студентов, которая включает в себя не только развлекательные мероприятия, но и различные мероприятия, повышающие культурные ценности, а также ценности физической культуры и спорта;
- научно-познавательная форма организации времени студентов, заключающаяся в объединении студентов и преподавателей в зависимости от заинтересованности теми или иными явлениями. Примером могут служить научные кружки студентов в рамках избранных направлений деятельности;
- формирование ответственности у студентов перед обществом и страной в целом, посредством патриотических мероприятий;
- проведение мероприятий по противодействию девиант-ным и аддиктивным формам поведения среди студенческой молодежи;
- создание научно-исследовательского направления среди студенческой молодежи, где избирается свой руководящий состав из числа студентов, а также назначается куратор из числа преподавателей;
- поощрение и развитие студенческих самоуправленческих организаций, направленных на формирование ценностей спорта, здоровья и познавательных мотивов;
- развитие коммуникационной составляющей в рамках вузовского образования. Сюда относятся средства информирования, стенды, газеты, интернет.
Результаты исследования и их обсуждение. Как показало тестирование в начале эксперимента, у 45 % студентов преобладает низкая мотивация к успеху, при этом 65 % учащихся продемонстрировали слабовыраженную познавательную потребность (табл. 1).
По завершению эксперимента результаты диагностики показали, что выраженный познавательный интерес имеют студенты с высокими показателями успеваемости, которые
Таблица 1. Результаты исследования познавательного интереса студентов, в начале эксперимента, %
Методика Показатели
«Методика диагностики личности на мотивацию к достижению успеха и избеганию неудач» Т. Элерса Низкая мотивация к успеху Средний уровень мотивации Умеренно высокая мотивация Слишком высокая мотивация
45 27 10 8
«Опросник для определения интенсивности познавательных интересов» В.С. Юркевича Сильновыраженная познавательная потребность Слабовыраженная познавательная потребность
35 65
Таблица 2. Результаты исследования познавательного интереса студентов, в конце эксперимента, %
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Методика Показатели
«Методика диагностики личности на мотивацию к достижению успеха и избеганию неудач» Т. Элерса Низкая мотивация к успеху Средний уровень мотивации Умеренно высокая мотивация Слишком высокая мотивация
10 60 17 13
«Опросник для определения интенсивности познавательных интересов» В.С. Юркевича Сильновыраженная познавательная потребность Слабовыраженная познавательная потребность
78 22
Таблица 3. Взаимосвязь факторов мотивации обучения студентов с познавательным интересом
Факторы мотивации Ранговое значение Уровень проявления познавательного интереса Педагогические условия для развития познавательного интереса
Продуктивное сотрудничество между преподавателями и студентами 2 Высокий Дифференциация и индивидуализация в ходе занятий по физической культуре
Стремление усвоить отдельный интересующий предмет 4 Низкий Балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов
Приобретение новых знаний 1 Очень высокий Реализация личностно-ориентированно-го подхода к содержанию и организации занятий по физической культуре
Расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу 3 Седний Аксиологическая направленность занятий по физической культуре
28
http://www.teoriya.ru
№!!• 2021 Ноябрь | November
профессиональное образование
активно проявляют себя в учебной и внеучебной деятельности (табл. 2).
Взаимосвязь факторов мотивации обучения студентов с познавательным интересом представлена в табл. 3.
Как видно из табл. 3, фактор «Приобретение новых знаний» соотносится с очень высоким уровнем познавательного интереса ^=0,96), что свидетельствует о значимости лич-ностно-ориентированного подхода в организации занятий по физической культуре, а фактор «Продуктивное сотрудничество между преподавателями и студентами» соотносится с высоким уровнем познавательного интереса ^=0,73), что говорит о необходимости дифференциации и индивидуализации в ходе занятий по физической культуре.
Вывод. Разработанная программа развития познавательного интереса, направленная на получение студентами полноты освоения теоретических и методических знаний и навыков по физической культуре, способствует профессиональному становлению будущего специалиста, мотивирует выпускников к самосовершенствованию в будущей трудовой деятельности.
Литература
1. Кузьмин А.М. Педагогическая стратегия профессионального воспитания студентов вуза физической культуры / А.М. Кузьмин, И.Ю. Сазонов, И.В. Тарасевич. - Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2019 - 184 с.
2. Новиков А.М. Профессиональное образование в России / А.М. Новиков. - М.: Академия, 2013. - 145 с.
3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2013. -160 с.
References
1. Kuzmin A.M., Sazonov I.Y., Tarasevich I.V. Pedagogicheskaya strategiya professionalnogo vospitaniya studentov vuza fizicheskoy kultury [Educational strategy of professional education of students of higher educational institution of physical culture]. Yekaterinburg: Ural un-ty publ., 2019. 184 p.
2. Novikov A.M. Professionalnoe obrazovanie v Rossii [Professional education in Russia]. Moscow: Akademiya publ., 2013. 145 p.
3. Schukina G.I. Aktivizatsiya poznavatelnoy deyatelnosti uchashchikhsya v uchebnom protsesse [Enhancing students' cognitive activity in educational process.]. Moscow: Pedagogika publ,, 2013. 160 p.
из портфеля редакции
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 0 ЗНАЧИМОСТИ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДИ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА
Кандидат юридических наук Р.Г. Ардашев1
1Академия управления министерства внутренних дел России, Москва
SUBJECTIVE IDEAS ABOUT THE IMPORTANCE OF SPORTS ACHIEVEMENTS OF YOUNG PEOPLE AMONG GROUP AND INDIvIDUAL SPORTS
Ph D R.G. Ardashev1
1Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Moscow
УДК/UDC 797.013
Ключевые слова: спортивные достижения, мотивация, спорт, молодежь, групповые виды, индивидуальные виды, субъективные представления.
Введение. Современная молодежь неодинаково воспринимает значимость спортивных достижений. Субъективная значимость спортивных достижений может возрастать или уменьшаться по мере воплощения того, что кажется приоритетным и актуальным. Она может опираться на мотивацию в реализации через спортивные достижения, о чем говорится в работе коллег [2], или же строиться как форма социального моделирования социализации молодого человека [1].
Цель исследования - выявить субъективные основания значимости спортивных достижений молодых людей.
Методика и организация исследования. Эксперимент проходил в 2020-2021 гг в форме авторского анкетного опроса (n=850). Возраст участников - от 18 до 25 лет, среди которых 45 % девушки и 55 % юноши. Участвовали обучающиеся в Академии управления МВД России и Восточно-Сибирский институте МВД, которые занимались такими видами спорта, как футбол, волейбол, хоккей (групповые), стрельба из автомата и пистолета, бег; теннис (индивидуальные). Массив данных обрабатывался при помощи пакета SPSS. Для статистического анализа применялись различные непараметрические критерии.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов выявил как очевидные закономерности, так и интересные явления современного этапа развития общества. К первым мы отнесли то, что для мужчин в два раза более значимы спортивные достижения, нежели для женщин (45,6 %> и 27,8 %> соответственно).
Однако в эту картину не вписываются предпочтения спортивных достижений среди девушек по спортивной стрельбе из автомата (значимы достижения для 26,4 % мужчин и 42,7 % женщин) и пистолета (для 32,3 % мужчин и 44,5 %
Поступила в редакцию 27.09.2021 г.
женщин), а также в индивидуальном беге на короткие (для 24,3 % мужчин и 39,9 % женщин) и длинные дистанции (для 27,7 %о и 41,2 %о женщин). То есть, если рассматривать индивидуальное первенство, то девушки более целеустремлены и активны, чем мужчины, и этот факт относим ко второму пункту - новым ориентирам социальной реализации девушек.
Доверительные различия имеются у девушек - по социальным представлениям «социального одобрения» (и=743,00, р=0,0621) и «социального капитала» ^=2,5643, р=0,0042), у юношей - по социальным представлениям «лидерской реализации» (и=632,00, р=0,0456) и «мужской реализации» ^=2,4354, р=0,0055). Для обеих групп доверительные различия касались только «финансовой мотивации» ^=2,4567, р=0,0013).
Выводы. В целом спортивные достижения в командных видах спорта более значимы для мужчин, в то время как для женщин приоритетными выступают индивидуальные спортивные достижения. Возможно это объясняется тем, что в силу социокультурных особенностей мужчины легче идут на групповое взаимодействие и даже при конкуренции могут работать более продуктивно и эффективно на групповой результат. Среди женщин меньше тех, кто ради команды готов делать больше, чем для самой себя, поэтому приоритет спортивных достижений в индивидуальном первенстве значительно более высок, нежели у мужчин.
Литература
1. Ардашев Р.Г. Бессознательные установки на спортивные достижения и профессиональную реализацию среди молодых работников силовых структур / Р.Г. Ардашев // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 3. - С. 28.
2. Полюшкевич О.А. Различия в мотивационной структуре молодежи к занятиям традиционными и нетрадиционными видами гимнастики / О.А. Полюшкевич, П.С. Медведев // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 5. - С. 22.
Информация для связи с автором: [email protected]
№11 • 2021 Ноябрь I November
http://www.teoriya.ru