Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / СТИМУЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / СТУДЕНТЫ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирхина И.В., Никулин И.Н., Исаев И.Ф., Кролевецкая Е.Н.

Цель исследования - обоснование роли образовательной среды вуза как ведущего фактора стимулирования направленности студентов на занятия физической культурой. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2018-2020 гг. на базе педагогического института НИУ «БелГУ». Для решения проблемы и поставленной цели использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ научных источников по проблеме исследования, анализ учебных занятий, результатов физкультурной деятельности студентов и стимулирующей педагогической деятельности); эмпирические (наблюдение за деятельностью и взаимодействием преподавателей и студентов в ходе профессиональной подготовки, анкетирование, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической обработки полученных результатов исследования). В исследовании участвовало 1017 студентов. Результаты исследования и выводы. На основе анализа теории педагогического стимулирования и существующей практики, результатов констатирующего эксперимента было определено содержание процесса стимулирования направленности студентов на занятия физической культурой, разработан комплекс стимульных заданий, механизм создания стимульных ситуаций и стимульных микросред, побуждающих будущих специалистов к осуществлению данного вида деятельности. Показано, что образовательная среда вуза может выступать по отношению к студентам в качестве своеобразной и перманентной стимульной ситуации, побуждающей студентов заниматься физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC EDUCATIONAL PROVISIONS TO MOTIVATE STUDENTS FOR PHYSICAL EDUCATION PRACTICES

Objective of the study was to analyze benefits of special academic educational provisions to encourage students’ physical education interests and motivations. Methods and structure of the study. The study was run in 2018-2020 at Pedagogical Institute based on the “NRU Belgorod State National Research University research contest for grants to support public and humanitarian research" summary No. 826-OD of 14.08 2020. We used the following research methods for the purposes of the study: theoretical analysis of the reference literature; physical education service analysis; students’ physical education progress data and physical education incentives/ encouragement initiatives; empirical studies with physical education service observations and trainer-trainee interaction analysis; questionnaire survey; training experiment; progress tests; and standard mathematical statistics methods for the survey data processing. We sampled 1,017 students for the study. Results and conclusion. Based on the pedagogical stimulation theory and practical findings of a questionnaire survey, the university has taken efforts to spur up the students’ physical education motivation based on the actual individual needs, priorities, interests, attitudes and agendas in the physical education domain, with socio-cultural microenvironments including educational methods and tools geared to facilitate constructive physical education activity. Facilitating academic educational provisions may be defined as the combination of material, pedagogical and psychological factors of university reality that encourage students for self-reliant progress in the physical education domain.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

УДК/UDC 373'013

Информация для связи с автором: krolevetskaya@bsu.edu.ru

Поступила в редакцию 24.12.2020 г.

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Ирхина1

Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Никулин1

Доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Исаев1

Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Кролевецкая1

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

ACADEMIC EDUCATiONAL PROVISIONS ТО MOTiVATE STUDENTS FOR PHYSiCAL EDUCATION PRACTICES

Dr.Hab., Professor I.V. Irkhina1

PhD, Associate Professor I.N. Nikulin1

Dr.Hab., Professor I.F. Isaev1

PhD, Associate Professor E.N. Krolevetskaya1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

Цель исследования - обоснование роли образовательной среды вуза как ведущего фактора стимулирования направленности студентов на занятия физической культурой.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 20182020 гг. на базе педагогического института НИУ «БелГУ». Для решения проблемы и поставленной цели использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ научных источников по проблеме исследования, анализ учебных занятий, результатов физкультурной деятельности студентов и стимулирующей педагогической деятельности); эмпирические (наблюдение за деятельностью и взаимодействием преподавателей и студентов в ходе профессиональной подготовки, анкетирование, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической обработки полученных результатов исследования). В исследовании участвовало 1017 студентов. Результаты исследования и выводы. На основе анализа теории педагогического стимулирования и существующей практики, результатов констатирующего эксперимента было определено содержание процесса стимулирования направленности студентов на занятия физической культурой, разработан комплекс стимульных заданий, механизм создания стимульных ситуаций и стимульных микросред, побуждающих будущих специалистов к осуществлению данного вида деятельности. Показано, что образовательная среда вуза может выступать по отношению к студентам в качестве своеобразной и перманентной стимульной ситуации, побуждающей студентов заниматься физической культурой.

Ключевые слова: образовательная среда вуза, стимульная ситуация, направленность на занятия физической культурой, студенты вуза.

Annotation

Objective of the study was to analyze benefits of special academic educational provisions to encourage students' physical education interests and motivations. Methods and structure of the study. The study was run in 2018-2020 at Pedagogical Institute based on the "NRU Belgorod State National Research University research contest for grants to support public and humanitarian research" summary No. 826-OD of 14.08 2020. We used the following research methods for the purposes of the study: theoretical analysis of the reference literature; physical education service analysis; students' physical education progress data and physical education incentives/ encouragement initiatives; empirical studies with physical education service observations and trainer-trainee interaction analysis; questionnaire survey; training experiment; progress tests; and standard mathematical statistics methods for the survey data processing. We sampled 1,017 students for the study.

Results and conclusion. Based on the pedagogical stimulation theory and practical findings of a questionnaire survey, the university has taken efforts to spur up the students' physical education motivation based on the actual individual needs, priorities, interests, attitudes and agendas in the physical education domain, with socio-cultural microenvironments including educational methods and tools geared to facilitate constructive physical education activity. Facilitating academic educational provisions may be defined as the combination of material, pedagogical and psychological factors of university reality that encourage students for self-reliant progress in the physical education domain.

Keywords: academic educational environment, stimulus situation, physical education interests and motivations, university students.

Введение. Современные исследователи ведут поиск способов стимулирования направленности учащейся молодежи, анализ субъективных факторов в понимании ценностей, смыслов в различных видах физкультурной деятельности [3]. Вместе с тем в образовательной практике наблюдается отсутствие у значительного числа студентов положительной направленности на занятия физической культурой. Одним из факторов решения данной проблемы, на наш взгляд, выступает образовательная среда вуза, которая может стать при определенных условиях стимульной средой для активизации мотивационной сферы личности студентов в рассматриваемом контексте.

Цель исследования - обоснование роли образовательной среды вуза как ведущего фактора стимулирования направленности студентов на занятия физической культурой.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2018-2020 гг. на базе педагогического института в рамках проекта «О подведении итогов внутри-вузовского конкурса НИУ «БелГУ» на соискание грантов для поддержки общественных и гуманитарных направлений исследований» от 14.08 2020 № 826-ОД.

Для решения проблемы и поставленной цели использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ научных источников по проблеме исследования, анализ

№3 • 2021 Март | March

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

учебных занятий, результатов физкультурной деятельности студентов и стимулирующей педагогической деятельности); эмпирические (наблюдение за деятельностью и взаимодействием преподавателей и студентов в ходе профессиональной подготовки, анкетирование, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической обработки полученных результатов исследования). В исследовании участвовало на разных ее этапах в общей сложности 1017 студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате констатирующего эксперимента (2018 г) было установлено преобладание у большинства студентов (58,2 %) критического уровня направленности на занятия физической культурой; на допустимом уровне направленности выявлено 34,3 % студентов и на оптимальном уровне - 7,5 0%. На основе анализа теории педагогического стимулирования (Л. Ю. Гордин, З. И. Равкин и др.) [2] и существующей практики результатов констатирующего эксперимента было определено содержание процесса стимулирования направленности студентов на занятия физической культурой. В структуре направленности личности студента на занятия физической культурой выделяют потребности, мотивы, интересы, установки, идеалы и ценностные ориентации, связанные с занятиями физической культурой [1, 2, 5]. Исследуемый личностный феномен нуждается во внешнем стимулировании, в роли которой может выступить образовательная среда вуза. Сти-мульная образовательная среда вуза представляет собой совокупность материальных, педагогических и психологических факторов вузовской действительности, побуждающей студентов к саморазвитию в отношении занятий физической культурой. Структура образовательной среды характеризуется взаимосвязями между управлением рассматриваемым процессом на разных уровнях; материально-технической базой; кадровым потенциалом; видами и формами организации физкультурно-спортивной деятельности; программно-методическим обеспечением физкультурной деятельностью; сложившимися традициями и взаимоотношениями субъектов вузовской среды. Например, стимульная образовательная среда НИУ «БелГУ» в рассматриваемом аспекте представлена развитой материально-технической инфраструктурой, центром которой является Учебно-спортивный комплекс им. С. Хоркиной: 50-метровый бассейн, Центр спортивной гимнастики, тренажерные залы, универсальный игровой зал, манеж, залы хореографии, настольного тенниса, кикбоксинга, шахматный клуб, залы для занятий фитнесом и др. [4]. Препятствующая стимулированию проблема деперсонализации физкультурно-спортивной инфраструктуры снимается в ходе активного ее включения в образовательный процесс физкультурной направленности, когда осуществляется не просто присутствие студента в среде, а происходит взаимовлияние, взаимодействие предметно-пространственного окружения с субъектом обучения и воспитания. К средствам образовательной среды относятся: совокупность стимульных средств обучения (комплексы материальных и морально-психологических побудителей; стимульные ситуации и задания; стимульные микросреды) и др. Так, стимулирование направленности студентов на занятия физической культурой осуществляется через участие студентов во внеучебной работе в рамках физкультурных, спортивных мероприятий; привлечение к волонтерской деятельности; взаимодействие студентов со всеми субъектами образовательной среды. Важнейшей формой в настоящее время является участие студентов в испытаниях ВФСК ГТО. Образовательная среда вуза может выступать по отношению к студентам в качестве перманентной стимульной ситуации, побуждающей заниматься физической культурой. Можно выделить несколько видов таких стимульных ситуаций: ситуация установки, в ко-

торой преподаватель как бы программирует физкультурно-ориентированный образовательный процесс; ситуация ориентировки, предоставляющая студенту выбор условий деятельности (уровень сложности физических упражнений и специальных задания, сроков сдачи нормативов ГТО; выбор видов нормативов, тренерская практика); ситуация коррекции, основывающаяся на имеющемся положительном опыте; ситуация автостимуляции, предполагающая максимальную свободу выбора самими обучающимися объектов физкультурой деятельности и средств ее организации (волонтерская работа). Эффективность стимульной среды зависит от сочетания объективных и субъективных условий побуждения студентов к занятиям физической культурой, соответствующим их психолого-возрастным, половым и типологическим особенностям. Об этом свидетельствуют результаты оценки стимулирующего влияния образовательной среды вуза (2020 г), показывающие положительную динамику направленности студентов на занятия физической культурой: снижение числа студентов, находящихся на критическом уровне с 58,2 % до 18,3 0% рост числа студентов допустимого уровня направленности с 34,3 0% до 60 %; возрастание количества студентов оптимального уровня с 7,5 0% до 21,7 0%.

Выводы. Рассматриваемая образовательная среда вуза включает разные виды физкультурных сред: предметно-пространственную; социально-психологическую среду; событийную (спортивные праздники, фестивали); дея-тельностную (разнообразие содержания и видов физкультурной деятельности); учебную; досуговую (внеучебную физкультурно-спортивную деятельность); организационную (систему управления физкультурной деятельностью, студенческое самоуправление и др.)

Статья подготовлена в рамках Государственного задания НИУ «БелГУ» на 2020-2022 гг. № 0624-2020-0012 «Обоснование интегративной методологии профессионального воспитания в вузе: доминанты формирования универсальных компетенций, просоциальных установок и полисубъектности будущего педагога»

Литература

1. Гаврилик М.В. Эффективность физического воспитания студентов на основе создания физкультурно-спортивной среды / М.В. Гаврилик // Здоровье для всех. - 2020. - № 1. - С. 37-44.

2. Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.Ю. Гордин. - 1979. - 31 с.

3. Кондаков В.Л. Управление формированием направленности личности студента на занятия физической культурой / В.Л. Кондаков, С.В. Гончарук, И.Ю. Воронин // Теория и практика физ. культуры.

- 2007. - № 9. - С. 15-18.

4. Полухин О.Н. Здоровьеориентированная политика Белгородского государственного национального исследовательского университета / О.Н. Полухин, И.Н. Никулин, В.Н. Ирхин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 1. - С. 3-5.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн.

- СПб.: Питер, 2000. - 592 с.

References

1. Gavrilik M.V. Effektivnost fizicheskogo vospitaniya studentov na osnove sozdaniya fizkulturno-sportivnoy sredy [Effectiveness of academic physical education based on creating physical education and sports environment]. Zdorove dlya vsekh. 2020. No. 1. pp. 37-44.

2. Gordin L.Yu. Teoriya i praktika pedagogicheskogo stimulirovaniya [Theory and Practice of Pedagogical Incentives]. Doct. Diss. Abstract (Hab.). 1979. 31 p.

3. Kondakov V.L.,Goncharuk S.V.,Voronin I.Yu.UpravIenie formirovaniem napravlennosti lichnosti studenta na zanyatiya fizicheskoy kulturoy [Management of Formation of Sports Orientation of Student's Personality]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2007. No. 9. pp. 15-18.

4. Polukhin O.N., Nikulin I.N., Irkhin V.N. et al. Zdorovyeorientirovannaya politika Belgorodskogo gosudarstvennogo natsionalnogo issledovatelskogo universiteta [Health-promoting policy in Belgorod State National Research University]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. no. 1. pp. 3-5.

5. Rubinstein S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Piter publ., 2000. 592 p.

32

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.