управление развитием
физкульТурно-оврАзовАТЕльного пространства ВУЗА на основе проектного подхода
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 06.04.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор политических наук, профессор О.Н. Полухин1
Доктор философских наук, профессор В.П. Бабинцев1
Кандидат социологических наук, доцент С.В. Гончарук1
Аспирант Я.А. Гончарук1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
PROJECT-BASED APPROACH TO MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OFACADEMIC EDUCATIONAL AND PHYSICAL AND SPORTS ENVIRONMENT
Dr.Sc.Pol., Professor O.N. Polukhin1 Dr.Sc.Philos., Professor V.P. Babinsev1 PhD, Associate Professor C.V. Goncharuk1 Postgraduate student Ya.A. Goncharuk1
1 Belgorod State National Research University, Belgorod
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - выявление возможных путей повышения эффективности управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза на основе проектного подхода.
Методика и организация исследования. Работа основана на опыте реализации пилотного проекта «Совершенствование образовательного процесса по физической культуре в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности». Учитывались результаты социологического исследования «Вовлеченность студенческой молодёжи в занятия по физической культуре», реализованного методом анкетного опроса сотрудниками кафедры физического воспитания НИУ «БелГУ». Было обследовано 1000 человек - студенческая молодежь первого и второго курсов. Результаты исследования и выводы. Внедрение технологии проектного управления в развитие физкультурно-образовательного пространства вуза способствует повышению эффективности его функционирования. Пилотный проект продемонстрировал необходимость ряда преобразований в физкультурно-образовательном пространстве НИУ «БелГУ»: увеличение разнообразия состава видов спорта, предлагаемых студенческой молодежи; включение в единое расписание занятий по элективной физической культуре; открытие в поликлинике НИУ «БелГУ» кабинета лечебной физической культуры для инвалидов; целесообразность проведения курсов повышения квалификации по лечебной физической культуре для преподавателей кафедры физического воспитания; повышение количества часов на элективные дисциплины; разработка учебно-методических пособий, содержательно ориентированных на мотивацию обучающихся к занятиям физической культурой; регулярный мониторинг удовлетворенности студенческой молодежи в рамках базовой физической культуры и элективных дисциплин.
Ключевые слова:физкультурно-образовательноепространство вуза, пилотный проект, технология проектного управления, социально-технологический подход.
Annotation
Objective of the study was to identify the ways to improve the process of management of development of educational and physical and sports environment at the university using a project-based approach.
Methods and structure of the study. The study was based on the results of the pilot project "Improvement of university physical education process through the selected sports and health activities". We considered the results of the sociological study "Involvement of student youth in physical education classes", conducted by the teaching staff of the Physical Education Department of Belgorod State National Research University using a questionnaire survey. A total of 1,000 students of the 1st and 2nd years of study were examined. Results of the study and conclusions. The use of project management technology in the development of the educational and physical and sports environment at the university improves its efficiency. The pilot project proved the necessity of changes in the educational and physical and sports environment at Belgorod State National Research University, which were as follows: to expand the contents of sports disciplines available to the student youth; include the elective physical education and sports disciplines in the unified class schedule; open the therapeutic physical training room for the disabled in the polyclinic of Belgorod State National Research University; conduct advanced training courses on therapeutic physical education for the physical education teachers; allot more hours for the elective subjects; develop the teaching aids aimed to motivate the university students for physical education and sports activities; regularly monitor the level of students' satisfaction with the basic physical education and elective disciplines.
Keywords: educational and physical and sports environment at universities, pilot project, project management technology, socio-technical approach.
Введение. Управление вузом является функциональной системой, которая в настоящее время требует совершенствования внутреннего планирования, ресурсной оптимизации, оценки эффективности инвестиций и внедрения других действенных организационных процессов, на что обращают внимание ряд исследователей [1, 3, 5]. Необходимость совершенствования управления физкультурно-
образовательным пространством вуза на основе проектного управления во многом обусловлена характером современной эпохи и мировыми тенденциями в развитии современного образования.
Цель исследования - повышение эффективности управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза на основе проектного подхода.
Методика и организация исследования. В эмпирическом отношении работа опирается на обобщение результатов реализации пилотного проекта «Совершенствование образовательного процесса по физической культуре в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности». Данный проект позволяет проследить процесс совершенствования проектного управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза, а именно ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (далее НИУ «БелГУ»).
Предпосылками к реализации проекта послужили достижения НИУ «БелГУ», отмеченные на государственном уровне. Все это способствовало выделению федерального гранта НИУ «БелГУ» для реализации проекта «Совершенствование образовательного процесса по физической культуре в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности».
Результаты исследования и их обсуждение. Необходимость повышения эффективности проектного управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза была подтверждена результатами социологического исследования «Вовлеченность студенческой молодёжи в занятия по физической культуре», реализованного методом анкетного опроса сотрудниками кафедры физического воспитания НИУ «БелГУ» в 2013 г (п=1000).
В результате проведенного социологического опроса были получены данные о целях посещения занятий по физической культуре среди студенческой молодёжи. Так, большинство студентов (65 %) заявили, что посещают занятия по физической культуре прежде всего для получения зачета. Это дает основание утверждать о наличии большой группы обучающихся, чья мотивация к занятиям носит преимущественно формальный характер.
Исследование позволило выявить физкультурно-спор-тивные интересы обучающихся. В частности, студенческая молодёжь высказала желание заниматься такими видами спортивной деятельности, как: футбол - 22,6 %; аэробика и чирлидинг- 15,4 0%; атлетизм и силовые виды - 15,2 %; волейбол - 14,2 %; плавание - 14 %; баскетбол - 5,9 %; туризм и спортивное ориентирование - 5 %; единоборства - 3,2 %; настольный теннис - 3,0 %; другие виды - 1,5 %.
Полученные данные определили проблемные поля, на решение которых должен быть направлен проект. Научная проблема проекта определяется противоречием: между необходимостью реализации в высшей школе идеи совершенствования образовательного процесса по физической культуре на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности и существующей традиционной системой подготовки студентов, которая слабо учитывает их индивидуальные запросы, возможности, интересы и способности к занятиям физической культурой.
Целью пилотного проекта «Совершенствование образовательного процесса по физической культуре в вузе» являлось повышение эффективности образовательного процесса по физической культуре в вузе для укрепления здоровья, физического и спортивного совершенствования, для подготовки студентов к успешной будущей профессиональной деятельности.
Реализация проекта предполагала достижение ряда социальных, управленческих, образовательных и психологических результатов. К основным результатам проекта были отнесены следующие: разработка модели и технологии управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза; повышение уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов; повышение интереса и мотивации к занятиям физической культурой; рост уровня мастерства студентов в избранном виде спорта, формирование спортивного резерва для сборных команд НИУ
«БелГУ»; повышение эффективности процесса подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО; увеличение общего времени двигательной активности студентов; совершенствование организации образовательного процесса по физической культуре в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности студентов; раскрытие сущности, структуры, механизмов, этапов совершенствования образовательного процесса по физической культуре в вузе.
Система оценки результативности проекта. Для объективной оценки достижения результатов пилотного проекта были разработаны показатели эффективности проекта: социальные, научно-исследовательские и методические.
Социальная эффективность: 1) количество культивируемых видов спорта и других видов физкультурно-спортивной активности - 20 единиц; 2) количество спортивных и оздоровительных групп - 100 единиц; 3) количество студентов, занимающихся в спортивных секциях и группах по интересам, -3000 единиц; 4) количество студентов, повысивших уровень мотивации к занятиям физической культурой, - до 70 %; 5) количество студентов - участников пилотного проекта, выполнивших нормативы ВФСК ГТО на значок, - до 40 %; 6) количество студентов, выполнивших разрядные нормативы по видам спорта, - до 10 %.
Научно-исследовательская и методическая эффективность: 1) количество разработанных технологий совершенствования образовательного процесса по физической культуре - 1 единица; 2) количество разработанных и реализованных модулей совершенствования образовательного процесса по физической культуре - 2 единицы; 3) количество научных статей - 50 единиц; 4) количество разработанных УМКД, учебных, учебно-методических пособий, монографий - 5 единиц; 5) количество методических рекомендаций по видам спорта - 11 единиц; 6) участие в научных конференциях с докладами по теме проекта - 30 единиц; 7) организация курсов ДПО по модулям проекта - 6 единиц.
Одним из планируемых результатов проекта было совершенствование физкультурно-образовательного пространства вуза, в частности практических занятий по физической культуре. Пилотный проект предполагал реализацию практических занятий по физической культуре по двум направлениям (модулям).
В рамках первого модуля было предложено разделить учебные практические занятия по физической культуре на две части: базовую (обязательную); вариативную (по выбору спортивно-оздоровительных видов двигательной активности). Студентам были рекомендованы следующие виды спорта и двигательной активности: атлетизм и силовые виды спорта, аэробика, баскетбол, волейбол, многоборье, ВФСК ГТО, настольный теннис, плавание, туризм и спортивное ориентирование, футбол, чирлидинг, а также корригирующая гимнастика для специальной медицинской группы. Первый модуль пилотного проекта был реализован на всех факультетах и в институтах НИУ «БелГУ».
В рамках второго модуля были организованы практические занятия по физической культуре для студенческой молодёжи разных академических групп и факультетов, сформированных на основе двух факторов: 1) соотнесение здоровья студента соответствующей медицинской группе; 2) выбор студентом вида спорта и двигательной активности.
Основные блоки работ проекта. Для последовательной реализации проекта все виды работ были сгруппированы в самостоятельные блоки: 1) научно-методическое обеспечение учебного процесса; 2) исследование мотивацион-ной и психоэмоциональной сферы студентов; 3) экспериментальная апробация учебных курсов по видам спорта; 4) проведение курсов повышения квалификации преподава-
№ 7 • 2020 Июль | Yuli
http://www.teoriya.ru
телей физической культуры; 5) организация работы семинара по обсуждению реализации программ; 6) улучшение материально-технической базы; 7) подготовка итогового отчета по результатам проекта. Отметим, что проект состоит из последовательно выполняемых, а иногда перекрывающихся блоков проекта.
Для оценки эффективности пилотного проекта сотрудниками кафедры физического воспитания НИУ «БелГУ» в 2015 г методом анкетного опроса было проведено социологическое исследование «Вовлеченность студенческой молодёжи в занятия по физической культуре» (п=800). В результате опроса было выявлено, что доля студентов, полностью удовлетворённых состоянием физкультурно-образовательным пространством НИУ «БелГУ», повысилась на 20,5 % по сравнению с 2013 г. Доля студенческой молодежи, участвующей в спортивной жизни факультета в 2015 г, увеличилась на 10,6 %. Достигнутые показатели мы считаем недостаточными, и для их повышения необходимо увеличивать количество спортивных групп, привлекая к занятиям студентов всех курсов обучения.
Характеризуя данные показатели, следует отметить, что гигиенической нормой занятий физическими упражнениями для студенческого возраста является 6-8 ч в неделю. По результатам исследования 2014 г этой норме соответствовало 10,9 % опрошенных, в 2015 г. - 38,2 %. Рост значительный, более чем в 3 раза.
Вывод. Внедрение технологии проектного управления в развитие физкультурно-образовательного пространства вуза способствует повышению эффективности его функционирования. Кроме того, пилотный проект наглядно продемонстрировал необходимость ряда преобразований в физкультурно-образовательном пространстве НИУ «БелГУ»: увеличение разнообразия состава видов спорта, предлагаемых студенческой молодежи; включение в единое расписание занятий по элективной физической культуре; открытие в поликлинике «НИУ БелГУ» кабинета лечебной физической культуры для инвалидов; целесообразность проведения курсов повышения квалификации по лечебной физической культуре для преподавателей кафедры физического воспитания; повышение количества часов на элективные дисциплины;
разработка учебно-методических пособий, содержательно ориентированных на мотивацию обучающихся к занятиям физической культурой; регулярный мониторинг удовлетворенности студенческой молодежи в рамках базовой физической культуры и элективных дисциплин.
Использованная литература
1. Ассорина Г.Ю. Особенности программно-целевого и проектного подхода к управлению инновационной деятельностью вуза / Г.Ю. Ассорина // IDO Science, 2011. - № 1. - С. 2-6.
2. Ганиева А.А. Проектный подход в государственном управлении / А.А. Ганиева // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2009. - № 2. - С. 107-110.
3. Гейзер А.А. Проектное управление инвестициями в сфере образовательных услуг / А.А. Гейзер // Вестник ТГУ. Экономика. -2008. - № 2. - С. 57-61.
4. Коровин С.С. Методические основы управления физкультурным образованием в формировании физической культуры личности / С.С. Коровин, С.А. Акимов // Вестник ОГУ. - 2016. - № 1. - С. 27-31.
5. Маркова С.М. Теоретические основы проектного управления образовательными системами / С.М. Маркова, Е.П. Седых // Наука и школа. - 2011. - № 3. - С. 8-10.
6. Якимова М.Н. Проект как инструмент реализации государственной политики в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук / М.Н. Якимова. - Екатеринбург, 2017. - 29 с.
References
1. Assorina G.Yu. Osobennosti programmno-tselevogo i proektnogo podkhoda k upravleniyu innovatsionnoy deyatelnostyu vuza [Features of program-targeted and project approach to management of innovative university activities]. IDO Science, 2011. No. 1. pp. 2-6.
2. Ganieva A.A. Proektny podkhod v gosudarstvennom upravlenii [Project approach in public administration]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal. 2009. No. 2. pp. 107-110.
3. GeyzerA.A.Proektnoeupravlenieinvestitsiyamivsfereobrazovatelnykh uslug [Project management of investment in educational services]. Vestnik TGU. Ekonomika. 2008. No. 2. pp. 57-61.
4. Korovin S.S., Akimov S.A. Metodicheskie osnovy upravleniya fizkulturnym obrazovaniem v formirovanii fizicheskoy kultury lichnosti [Methodological foundations of physical education management in formation of the individual physical culture]. Vestnik OGU. 2016. No. 1. pp. 27-31.
5. Markova S.M., Sedykh E.P. Teoreticheskie osnovy proektnogo upravleniya obrazovatelnymi sistemami [Theoretical foundations of project management of educational systems]. Nauka i shkola. 2011. No. 3. pp. 8-10.
6. Yakimova M.N. Proekt kak instrument realizatsii gosudarstvennoy politiki v sovremennoy Rossii [Project as tool for implementing public policy in modern Russia]. PhD diss. abstr.. Ekaterinburg, 2017. 29 p.
ПАМЯТИ УЧЕНОГО
ПАМЯТИ ЛЕОНИДА МИХАИЛОВИЧА КУЛИКОВА
(U
V-□
и
га у
и £ ч—
о
OJ и
■ -О
с
га
^
. О OJ
л I—
Ушел из жизни великий человек, ученый, доктор педагогических наук, профессор Леонид Михайлович Куликов.
Леонид Михайлович родился в городе Копейске Челябинской области 26 мая 1949 года. В 1974 году окончил Челябинский филиал Омского государственного института физической культуры. 26 февраля 1985 года защитил кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.04 - «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» в специализированном совете Государственного института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.
Ученая степень доктора педагогических наук присуждена по результатам защиты в диссертационном совете Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры 29 мая 1996 года. Л.М. Куликов признан лучшим деятелем науки России в области физической культуры.
Начав свою трудовую деятельность в Челябинском филиале института физической культуры, Леонид Михайлович Куликов прошел путь от преподавателя кафедры лыжного спорта, секретаря райкома комсомола института, первого секретаря райкома комсомола, сотрудника областного управления внутренних дел, заведующего кафедрой спортивных игр ЧГИФК до председателя городского комитета по физической культуре, а в мае 1987 года он был избран ректором ЧГИФК (ныне — УралГУФК).
Леонид Михайлович Куликов является автором более 150 научных публикаций и учебно-методических работ, участником международных конгрессов и симпозиумов, он был увлечен наукой и активно вел общественную деятельность.
Куликов Леонид Михайлович имел звания «Заслуженный работник физической культуры России», «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», был награжден орденом «Дружбы».
Редакция журнала, преподаватели, сотрудники, студенты и аспиранты УралГУФКа скорбят о кончине Леонида Михайловича Куликова и выражают искренние соболезнования родным и близким.