метод проектов в формировании физкультурных компетенций у бакалавров
УДК/UDC 37.037.1+796.01:316
Поступила в редакцию 28.09.2015 г.
Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1
1 Тюменский государственный университет, Тюмень
PROJECT METHOD FOR FORMATiON OF BACHELORS PHYSiCAL EDUCATION COMPETENCES
Dr.Hab., professor I.V. Manzheley1
1 Tyumen State University, Tyumen
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования физкультурных компетенций у бакалавров в условиях образовательных стандартов третьего поколения. Представлены универсальные физкультурные компетенции и модульное содержание дисциплины «Физическая культура». Описаны сущность средового подхода к физическому воспитанию и идея метода проектов. Дана систематизация метода проектов в практике физического воспитания. Описаны алгоритм реализации метода проектов и условия эффективности его применения. Представлены экспериментальные данные. Соотношение проблемы и ее практического решения в физкультурно-спортив-ной среде вуза делает метод проектов особенно привлекательным для формирования физкультурных компетенций студентов, побуждая молодых людей к поиску собственных результатов учебной и внеучебной физкультурно-спортив-ной деятельности. Условиями эффективности метода проектов в физическом воспитании являются программно-методическое и материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса; подготовка педагогов к организации проектной деятельности и конструктивному взаимодействию; интеграция учебной и внеучебной работы; построение открытой и когерентной потребностям студентов физкультурно-спортивной среды вуза.
Ключевые слова: образовательный стандарт, дисциплина «Физическая культура», физкультурные компетенции бакалавров, среда физического воспитания, условия и возможности, метод проектов.
Annotation
The problem of the formation of bachelor's physical education competences in terms of educational standards of the third generation was considered in the work. The universal physical education competences and the modular content of the subject "Physical education" were presented. The essence of the environmental approach to physical education and the idea of the project method were described. The project method in the practice of physical education was systematized. The algorithm of implementation of the project method and conditions of its effective use were stipulated. The experimental data were provided. The ratio of the problem and its practical solution in the university physical culture and sports environment makes the project method particularly attractive for the formation of physical education competences of students, encouraging young people to find their own results of study and extracurricular physical culture and sports activity. The effectiveness of the project method in physical education is ensured by program-methodical and material and technical support of the educational process; training of teachers to organize project activities and constructive interaction; integration of academic and extracurricular activities; arrangement of an open university physical culture and sports environment in compliance with the students' needs.
Keywords: educational standard, subject "Physical Education", bachelor's physical education competence, physical education environment, conditions and opportunities, project method.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании предполагает не только существенную реконструкцию содержания, но и поиск средств, методов и форм физического воспитания, создающих условия для формирования и реализации на практике физкультурных компетенций у бакалавров. В учебных планах основных программ (ОП) актуализированных в 2015 г стандартов третьего поколения ФГОС ВО дисциплина «Физическая культура» перенесена в блок 1 и разделена на две части. В базовой части ОП ей отведено 72 ч (2 зачетные единицы), в вариативной дисциплина реализуется в виде элективного курса в объеме не менее 328 ч. Формируемые дисциплиной «Физическая культура» компетенции унифицированы для всех направлений подготовки, имеют контурный формат и представлены как ОК-7 (способность к самоорганизации и самообразованию) и ОК-8 (способность использовать средства и методы физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности).
Цель исследования - научно обосновать алгоритм реализации метода проектов в формировании физкультурных компетенций бакалавров.
Результаты исследования и их обсуждение. Для
конкретизации целей и подбора содержания теоретико-методической и учебно-тренировочной работы со студентами нами были разработаны универсальные, детализированные физкультурные компетенции: адаптивно-оздоровительная; коррекционно-оздоровитель-ная; кондиционно-двигательная; профессионально-прикладная; спортивно-рекреативная, которые являются сквозными результатами образовательной деятельности для элективного и обязательного курсов, «имеют интегра-тивную природу и представляют собой сплав физкультур-но-спортивных ценностных ориентаций, знаний, умений, психофизических кондиций и физкультурно-спортивного опыта бакалавров» [1]. В содержании учебного материала нами были выделены модули, привязанные к формируе-
мым универсальным компетенциям и проектным линиям (табл. 1).
Многолетний опыт формирования физкультурных компетенций показал, что максимум внимания необходимо уделять приобретению личностного опыта физкультурно-спортивной деятельности через организацию различного рода практик и физкультурно-спортивных сред, что возможно в рамках средового подхода [1]. Важно отметить, что при средовом подходе в физическом воспитании акценты в деятельности преподавателя смещаются с активного воздействия на личность студента в сферу построения сложной, открытой, гибкой, интегративно-динамической физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения, которая насыщается различными микросредами, благоприятна для активизации внутренних механизмов саморазвития и самовыражения личности средствами физической культуры и массового спорта. Идея метода проектов (МП) прекрасно вписывается в концепцию средового подхода и заключается в рациональном сочетании знаний и практических умений при решении конкретных проблем социокультурной действительности.
МП - определенная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов [4].
Родоначальником МП в педагогике считается В. Х. Килпатрик, который опирался в своей работе на идеи философско-педаго-гический концепции Дж. Дьюи. МП широко применялся в советской школе в 20-е гг прошлого столетия. Развитие метода проектов связано с педагогической деятельностью В. Н. Шульгина, М. В. Крупениной, Б. В. Игнатьева. Провозглашение метода проектов универсальным средством преобразования школы учебы в школу жизни привело к снижению общеобразовательной подготовки учащихся и было осуждено в постановлении ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (1931 г). В связи с чем МП более 50 лет не применялся в педагогической практике России. Сегодня наблюдается его второе рождение, описаны различные классификации, характеристики и условия его применения (Ю. В. Киримова, Е. С. Полат, Й. Шнайдер) [3].
Реализация метода проектов в высшей школе ведет к изменению позиции преподавателя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора информационно-
Таблица 1. Содержание предметной области «Физическая культура» образовательной программы бакалавра
«Физическая культура: теория и методика» (72 ч) «Физическая культура: элективный курс»(328 ч)
Модули учебного материала
Физкультурные компетенции/ проектные линии Соц.-биол. и орг.-пед. основы ФКиЗОЖ Оздоровительные системы Проф.- прикладная физическая подготовка Общефизическая подготовка Занятия избранным видом спорта
Адаптивно-оздоровительная V© V© □ © □ ® □ ©
Коррекционно-оздоровительная V® V® □ © □ © □ ©
Кондиционно-двигательная □© □ © □ ® V® V©
Профессионально-прикладная □ © V® V® □ ©
Спортивно-рекреативная □ © © V© V®
Примечание. V - направленное формирование; □ - сопряженное формирование; © - ситуативное применение; ® - системное применение.
образовательной среды и познавательной деятельности бакалавров, в соучастника исследовательского, творческого процесса [4].
В физическом воспитании существует следующая классификация МП [2]: а) по направленности (проектная линия): адаптивно-оздоровительные проекты; коррекционно-оздо-ровительные; кондиционно-двигательные; профессионально-прикладные; спортивно-рекреативные; б) по характеру доминирующей деятельности: исследовательские, прак-тико-ориентированные, информационно-ориентированные; в) по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, массовые; г) по продолжительности выполнения: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Проблема, как правило, содержит в себе противоречие, и применительно к физическому воспитанию оно может выражаться в несоответствии между реальным и желаемым состоянием здоровья, физических кондиций, гармоничностью телосложения молодых людей; между возможностями физкультурно-спортивной среды и реальной активностью студентов; между «модой» на престижный, спортивный стиль жизни и паттернами саморазрушающего поведения студенческой молодежи.
Подобные проблемы могут стать основой для разработки таких проектов, как «Я и мое здоровье», «Коррекция состояния зрительного анализатора», Фестиваль «Уни-баскет-шоу» и др. Проект может выполняться индивидуально, но чаще, и это наиболее эффективно, в группе. Важно отметить, что МП предполагает формирование у бакалавра способности к самообразованию, к работе с различными источниками информации и к групповой работе. При данном подходе в физическом воспитании предполагается создание педагогом такой элективной физкультурно-спортивной среды [1], которая была бы насыщена стимулами, побуждающими студента к поиску собственных результатов учебной и внеучебной деятельности.
Опыт показал, что в основу реализации проектно-ис-следовательской деятельности студентов должны быть положены следующие принципы: принцип вариативности или создания условий для реализации студентами свободы выбора направлений физкультурного самосовершенствования; принцип когерентности, или согласованности, требований стандарта и физкультурно-спортивных потребностей студентов; принцип смыслозначимости как поиска ценностно-смыслового содержания самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности для каждого студента; принцип конструктивности, или построение, взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества; принцип адаптивности как соответствия половозрастным и индивидуальным психофизиологическим особенностям бакалавров [3].
В содержании дисциплины «Физическая культура» в рамках указанных выше проектных линий нами разработаны алгоритмы проектов «Коррекция осанки», «Коррекция телосложения», «Развитие выносливости», «Самомассаж», «Психофизическая тренировка», «Профилактика профессиональных заболеваний», Фестиваль по аэробике «Красота, грация, здоровье» и др., а также методические материалы для их реализации.
На методико-практических и учебно-тренировочных занятиях студентам предоставляется право выбрать одну из предложенных преподавателем тем проектов или сформулировать проблему и тему самостоятельно. Причем студентам с невысоким уровнем готовности к самостоятельной работе рекомендуется выполнять краткосрочные и групповые проекты, а при реализации долгосрочных проектов необходимо четко обозначать «контрольные точки», более активным и подготовленным студентам - индивидуальные и групповые долгосрочные проекты.
№ 12 • 2015 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru
Таблица 2. Динамика физкультурной компетентности, %
Уровни Юноши Девушки
ЭГ-1, n=60 ЭГ-2, n=20 ЭГ-1, n=128 ЭГ-2, n=24
до эксперимента 40,0 43,0 58,2 57,6
Пороговый после эксперимента 10,0 39,0 20,9 33,4
динамика -30,0 -4,0 -37,3 -24,2
до эксперимента 60,0 57,0 41,8 42,4
Базовый после эксперимента 75,0 61,0 71,8 66,6
динамика 15,0 4,0 30,0 24,2
до эксперимента 0 0 0 0
Повышенный после эксперимента 15,0 0 7,3 0
динамика 15,0 0 7,3 0
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
о
(U .с Н
Реализация проектной деятельности студентов может осуществляться на основе следующего алгоритма:
1. Постановка проблемы и изучение её состояния в аспекте «сущего» и «желаемого» применительно к конкретному субъекту. Перед постановкой проблемы педагог предоставляет вводную информацию и старается связать ее с личностными смыслами студента. Для прояснения личностных смыслов физкультурно-спортивной деятельности можно применять методы лабилизации, смысловой перестройки, убеждения.
2. Целеполагание на основе смыслополагания осуществляется через поиск субъективных смыслов и актуализацию значимого мотива деятельности. В процессе диалога с преподавателем или внутреннего диалога студенту предлагается ответить на следующие вопросы: «Какова ЦЕЛЬ реализации данного проекта?» «ЧТО даст МНЕ ЛИЧНО реализация данного проекта? Каким образом Я смогу использовать ЭТОТ ОПЫТ в своей жизни?», «КАК Я смогу это сделать?», «Чего Я смогу добиться?».
3. Проектирование процесса достижения цели с допустимыми вариантами отклонений. С учетом уровня готовности студента к самостоятельной работе (при разном участии преподавателя) разрабатывается проект индивидуальной программы по решению актуализированной проблемы, в котором указываются исходный, должный и желаемый результаты; цель, средства и методы достижения цели, объем и интенсивность физической нагрузки во временном контексте; контрольные точки, средства и методы контроля и самоконтроля.
4. Реализация проекта в процессе совместной или самостоятельной деятельности. В зависимости от желания и готовности студента проекты могут реализовываться как на учебных занятиях, в конце которых для этого отводится по 10-15 мин, так и во внеучебное время: во время спортивно-массовых мероприятий, во время секционных занятий, самостоятельно. Для этого студенты в начале учебного года привлекаются к планированию предстоящих физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в процессе подготовки к которым реализуются проекты: фестивали по видам спорта и декады здоровья, а с преподавателями проводятся семинары-практикумы по конструктивному взаимодействию и организации проектной деятельности студентов.
5. Текущий контроль и коррекция. Педагогический контроль, взаимоконтроль и самоконтроль (ведение дневника самоконтроля) применяются в разной мере в зависимости от степени готовности студента к физкультурному самосовершенствованию. В случае отклонений от запланированного результата, в проект вносятся соответствующие изменения.
6. Оценка достижения результата и обмен опытом. Оценка успешности достижения запланированного результата осуществляется под контролем преподавателя. Отчет о реализации проекта может быть представлен в виде выполнения контрольных упражнений, тестов и предоставления дневника самоконтроля. Защита проекта проводится на ме-
тодико-практических занятиях, семинарах, научно-практических конференциях в виде презентаций.
Применение МП экспериментальной группы студентов (ЭГ-1), осваивающих элективные курсы по баскетболу и аэробике, позволило значительнее повысить их физкуль-турно-спортивную активность и уровень физкультурной компетентности посредством реализацию групповых проектов-фестивалей «Красота, грация, здоровье» и «Уни-баскет-шоу» по сравнению со студентами, осваивающими те же элективные курсы, но без участия в проектной деятельности. Показатели базового уровня увеличились во всех группах, а повышенный уровень компетентности выявлен только у 15,0 % юношей и 7,3 % девушек ЭГ-1 (табл. 2).
Вывод. Соотношение проблемы и ее практического решения в физкультурно-спортивной среде вуза делает метод проектов особенно привлекательным для формирования физкультурных компетенций студентов, побуждая молодых людей к поиску собственных результатов учебной и внеу-чебной физкультурно-спортивной деятельности. Условиями эффективности метода проектов в физическом воспитании являются программно-методическое и материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса; подготовка педагогов к организации проектной деятельности и конструктивному взаимодействию; интеграция учебной и внеучебной работы; построение открытой и когерентной потребностям студентов физкультурно-спортивной среды вуза.
Литература
1. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры.
- 2005. - № 8. - С. 7-11.
2. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие / И.В. Манжелей. - Тюмень: ТюмГУ, 2010. - 144 с.
3. Манжелей И.В. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура»: учеб. пособие / И.В. Манжелей, А.Г. Молодкин. - Тюмень: Вектор Бук, 2006. - 82 с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 272 с.
References
1. Manzheley, I.V. Sredo-orientirovanny podkhod v fizicheskom vospitanii (Environment-oriented approach in physical education) / I.V. Manzheley // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 2005. - № 8.
- P.7-11.
2. Manzheley, I.V. Innovatsii v fizicheskom vospitanii. Uchebnoe posobie. (Innovation in physical education: study guide) / I.V. Manzheley, Tyumen, TyumGU, 2010. 144 P.
3. Manzheley, I.V. Samostoyatel'naya rabota studentov po distsipline «Fizicheskaya kul'tura»: uchebnoe posobie. (Self-study of students on the subject "Physical Education": study guide) / I.V. Manzheley, A.G. Molodkin. Tyumen. Vector Book, 2006. 82 P.
4. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: Ucheb. posob. dlya stud. ped. vuzov i sistem povysh. kvalif. ped. kadrov. (New pedagogical and information technologies in education system: study guide for students of ped. higher education institutions and advanced training systems) // Ed. by E.R. Polat. Moscow: Akademiya, 2000. - 272 P.