ДИАГНОСТИКА САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ в ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОБАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ БУЗА
УДК/UDC 37.013
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 24.12.2020 г.
Доктор философских наук, профессор В.П. Бабинцев1 Аспирант Я.А.Гончарук1
Кандидат социологических наук, доцент С.В. Гончарук1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Г. Комарова1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
ACADEMIC PHYSiCAL EDUCATiON SYSTEM: QUESTiONNAiRE SURVEY TO RATE STUDENT SATiSFACTiON
Dr. Sc.Phil., Professor V.P. Babintsev1 Postgraduate student Y.A. Goncharuk1 PhD, Associate Professor S.V. Goncharuk1 PhD, Associate Professor I.G. Komarova1
1 Belgorod State National Research University, Belgorod
Аннотация
Annotation
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Цель исследования - диагностика самореализации студенческой молодёжи физкультурно-образовательного пространства вуза. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2018 г. в вузах Белгородской, Курской и Липецкой областей. Социологическое исследование включало анкетный опрос и верифицировалось экспертами. В исследовании участвовало 1000 представителей студенческой молодёжи. Для решения поставленных задач была использована совокупность взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического исследования: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование; эмпирические методы: анкетный опрос, а также глубинное интервью. Организация социологического исследования преследовала цель получить данные об отношении студенческой молодежи не только к базовой части дисциплины «Физическая культура», но к формам самореализации в физкультурно-образовательном пространстве вуза. Авторы исследования выделяют следующие формы самореализации акторов в физкультурно-образовательном пространстве вуза: посещение элективной части дисциплины «Физическая культура»; посещение спортивного (тренажерного) зала в свободное от учёбы время; участие в физкультурно-образовательных мероприятиях; выполнение нормативов ВСФК ГТО. Результаты исследования и выводы. На основе результатов исследования рассматриваются проблемы посещения студенческой молодёжи элективной части дисциплины «Физическая культура», спортивного (тренажерного) зала в свободное от учёбы время; участия акторов в физкультурно-образовательных мероприятиях, выполнении нормативов ВСФК ГТО. Авторы особенно подчеркивают, что сформированные ценностные ориентации и потребности способны стимулировать студенческую молодежь заниматься физической культурой и спортом вне учебного процесса для удовлетворения потребностей, не связанных с успеваемостью в вузе. Делается вывод о том, что при достаточно высоком включении студентов в процессы, протекающие в физкультурно-образовательном пространстве вуза, имеют место существенные ограничения их активности, связанные с дефицитом ресурсов и психологическими барьерами. Основным же фактором, снижающим степень удовлетворенности, авторы исследования считают низкий уровень мотивации студенческой молодёжи, так как около половины представителей студенческой молодёжи недостаточно вовлечены в процессы, протекающие в физкультурно-образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова: физкультурно-образовательное пространство вуза, технология проектного управления, диспозиции, самореализация субъекта, студенческая молодёжь.
Objective of the study was to analyze the student satisfaction with the academic physical education service.
Methods and structure of the study. We sampled for the questionnaire survey (run in 2018) university students (n=1000) from the Belgorod, Kursk and Lipetsk Oblast universities. For the purposes of the study, we quoted the sample to make micro-models of the local student communities and academic physical education services in Belgorod, Kursk, Lipetsk and Stary Oskol cities. The questionnaire survey was designed to rate the communal dispositions and progress agendas in the academic physical education domain. The questionnaire survey data made it possible to analyze the student satisfaction with the academic physical education service. We found that the academic communities complement the standard academic physical education service by the following physical education and sports services: (1) elective academic sports; (2) leisure-time physical education and sports practices in gyms; (3) University mass physical education and sports / health events; and (4) GTO trainings and physical fitness tests. Results and conclusion. Based on the questionnaire survey data, we analyzed the students interest in the elective academic sports; leisure-time physical education and sports practices in gyms; university mass physical education and sports / health events; and GTO trainings and physical fitness tests. Our main conclusion is that it is via the healthy values and priorities formation efforts that the student communities should be motivated for the academic physical education and sport service on an off-class basis to meet their physical progress and health needs unrelated directly to academic performance. Our study found the following most popular academic physical education service forms: leisure time physical education and sports practices in gyms; university mass physical education and sports / health events; GTO trainings and physical fitness tests; and elective sports in the academic physical education curricula. We found that, despite the relatively high commitment of students of the academic physical education service, some of them face attendance barriers due to gym service non-affordability and some psychological barriers. About half of the sample was found partially or fully uncovered by or disinterested in the academic physical education service. Based on the questionnaire survey data and analysis, we tend to believe that the main contributor to the still relatively low academic physical education satisfaction rates is the poor physical education and sports motivations in the student communities.
Keywords: academic physical education system, project management technology, dispositions, individual physical progress agenda, student youth.
Введение. Физкультурно-образовательное пространство современного вуза представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых институций, обеспечивающих здоровьесбережение и физическое развитие участников образовательного процесса, посредством физкультурного образования и воспитания [2]. Это динамичная, открытая подсистема учреждения высшего образования, требующая постоянного квалифицированного управления, максимально учитывающего диспозиции субъектов. При этом довольно очевидно, что необходимым условием эффективного управленческого воздействия является адекватная оценка состояния и изменения диспозиций и производной от них активности в рамках физкультурно-образовательного пространства [3].
Цель исследования - диагностика самореализации студенческой молодёжи физкультурно-образовательного пространства вуза.
Методика и организация исследования. Социологиче-скоеисследованиевключалоанкетныйопросввузахБелгород-ской, Курской и Липецкой областей: студенческой молодежи (п=1000), проведенный в 2018 г Для решения поставленных задач социологического исследования применялась квотная выборка, позволившая построить микромодель генеральной совокупности студенческой молодёжи, физкультурно-образовательного пространства вузов (г. Белгород, г. Курск, г. Липецк, г Старый Оскол). В ходе социологического исследования диагностике подлежали элементы диспозиции студенческой молодёжи физкультурно-образовательного пространства, а именно - формы самореализации субъектов в физкультурно-образовательном пространстве вуза.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного социологического опроса были получены данные об отношении студенческой молодёжи к формам самореализации в физкультурно-образовательном пространстве вуза. Акторы научно-образовательного процесса кроме посещения базовой части дисциплины «Физическая культура» реализуют свои интересы в физкультурно-образовательном пространстве в различных формах: 1) посещение элективной части дисциплины «Физическая культура»; 2) посещение спортивного (тренажерного) зала в свободное от учёбы время; 3) участие в физкультурно-образовательных мероприятиях; 4) выполнение нормативов ВСФК ГТО.
1. Посещение студенческой молодёжи элективной части дисциплины «Физическая культура». Половина студенческой молодёжи, а именно 51,2 %, в своё свободное время посещает элективную часть дисциплины «Физическая культура» в самостоятельно выбранной секции или группе по виду спорта. Отметим, что среди студентов факультета «Физическая культура» данный показатель достигает 93,2 %.
2. Посещение спортивного (тренажерного) зала в свободное от учёбы время. В процессе исследования выяснилось, что 63,8 % студентов посещают спортивный (тренажерный) зал в свободное от учебы время. Отметим, что 75,3 % студентов, обучающихся на факультете «Физическая культура», достаточно часто посещают спортивные залы.
Более половины студенческой молодёжи не посещает спортивного (тренажерного) зала в свободное от учёбы время. Столь существенные различия показателей между вузами обусловлены спецификой организации образовательного процесса. Так, в вузах, где применяется балльно-рейтинговая система, включающая в себя элективную часть, показатели значительно выше, так как студенты посещают спортивные залы в удобное для них время. Можно предположить, что студенческая молодежь, не посещающая спортивные (тренажерные) залы в свободное от учёбы время, испытывает ряд трудностей в реализации своих спортивных интересов. Прежде всего это финансовые трудности. Для ча-
сти студенческой молодёжи уровень стоимости услуг спортивных (тренажерных) залов является основным барьером к их посещению.
Необходимо отметить и наличие психологических барьеров, которые связаны с представлениями студенческой молодёжи о современных параметрах красоты. Так, большинство студентов, не посещающих тренажерные залы, отмечают, что испытывают стеснение в связи с особенностями своего телосложения (например, излишний вес) и пр.
3. Участие в физкультурно-образовательных мероприятиях. В ходе нашего исследования было выявлено, что в физкультурно-образовательных мероприятиях принимает участие 61,2 % студентов. Однако 18,2 % из них отмечают отсутствие энтузиазма и заинтересованности в таких акциях. Полностью стараются избегать подобных мероприятий и не принимают в них участие 38,8 % студенческой молодежи.
В данном случае полученные нами результаты не совпадают с данными других авторов. В частности, результаты, полученные в ходе исследования, предпринятого Центром социальной поддержки обучающихся ФГАОУ ВО «СПНУ ИТМО» в 2015 г, свидетельствуют, что активными участниками спортивных соревнований в университете являются всего лишь 19 % студентов, а 51 % вовсе не принимают в них участия [1].
Возможно, эти расхождения связаны со спецификой обследуемых вузов, которые заметно различаются по данному показателю, что выявило и наше исследование. Среди вузов наиболее высокий показатель участия в физкультурных мероприятиях зафиксирован у студенческой молодёжи БелЮИ (67,6 0%). Наиболее слабую вовлеченность (20 0%) демонстрируют представители студенческой молодежи БГИИК.
4. Выполнение нормативов ВСФК ГТО. Одной из привлекательных форм самореализации в физкультурно-образовательном пространстве, с точки зрения молодежи, является участие в выполнении нормативов ВСФК ГТО. Из числа опрошенных студентов больше половины (55,7 %) принимали в этом участие. Намеревались, но не получилось принять участие 8,4 % респондентов, в то время как 2,4 0% не знали о подобных мероприятиях.
Полученные нами данные отличаются от результатов исследований, проведенных ранее. Например, предпринятое Центром социальной поддержки обучающихся в 2015 г. исследование «Отношение к физической культуре и спорту» выявило более низкий уровень участия студенческой молодёжи в выполнении нормативов ВСФК ГТО. Его авторы отмечали, что 27 0% студенческой молодежи положительно относились к участию в выполнении нормативов ВСФК ГТО, ещё 44 % опрошенных - нейтрально [1]. Однако эти данные были получены в 2015 г. За пять прошедших лет ситуация, очевидно, улучшилась. Эти изменения мы связываем с общей государственной политикой в области охраны здоровья студенческой молодежи, а также с популяризацией и стимулированием (зачетные единицы, знаки отличия и пр.) выполнения нормативов ВСФК ГТО среди студенческой молодёжи.
Существующими в настоящее время формами самореализации субъекта в физкультурно-образовательном пространстве вуза полностью довольны 65,3 % студентов. Треть студенческой молодежи (34,7 %) испытывает неудовлетворённость существующими формами самореализации в физкультурно-образовательном пространстве вуза, из них 7,8 % относятся к данным формам крайне критически.
Выводы. Главный вывод заключается в том, что сформированные ценностные ориентации и потребности способны стимулировать студенческую молодежь заниматься физической культурой и спортом вне учебного процесса для удовлетворения потребностей, не связанных с успеваемостью в вузе. В ходе нашего исследования мы выяснили, что к наиболее популяр-
№3 • 2021 Март | МагсГ:
http://www.teoriya.ru
ным среди студенческой молодежи формам самореализации в физкультурно-образовательном пространстве вуза относятся: посещение спортивного (тренажерного) зала в свободное от учёбы время; участие в физкультурно-образовательных мероприятиях; выполнение нормативов ВСФК ГТО; элективная часть дисциплины «Физическая культура». Однако около половины представителей студенческой молодёжи недостаточно вовлечены в процессы, протекающие в физкультурно-образовательном пространстве вуза. Основываясь на анализе данных, полученных в ходе ранее проведенных исследований и выявленных показателей, мы склонны считать, что основным фактором, снижающим степень удовлетворенности, является низкий уровень мотивации студенческой молодёжи.
Литература
1. Анализ результатов анкетирования обучающихся Университета ИТМО «Отношение к физической культуре и спорту» // Студенческий спортивный клуб «Кронверкские барсы». 2013-2016. - Режим доступа: https://kronbars.ifmo.ru/news/106/ (дата обращения 14.11.2020 г.).
2. Гончарук Я.А. Исследование удовлетворенности субъектов физкультурно-образовательного пространства вуза / Я.А. Гончарук // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 11. - С. 21-22.
3. Гончарук Я.А. К вопросу обоснования физкультурно-образовательного пространства высшей школы / Я.А. Гончарук // Известия Саратовского университета. Сер.: Социология. Политология. - 2019. - № 1. - С. 32-36.
4. Гущина Л.Ю. Эмоционально-ценностное отношение студентов к участию в спортивно-массовых мероприятиях / Л.Ю. Гущина. -М.: ОНВ. 2011. - № 2 (96). - С. 148-151.
References
1. Analiz rezultatov anketirovaniya obuchayushchikhsya Universiteta ITMO «Otnoshenie k fizicheskoy kulture i sportu» [Analysis of results of questionnaire survey of ITMO University students "Attitude to physical education and sports"]. Student sports club "Kronverkskiye barsy». 2013-2016. Available at: https://kronbars.ifmo.ru/news/106/ (date of access 14.11.2020 g.).
2. Goncharuk Ya.A. Issledovanie udovletvorennosti sub'ektov fizkulturno-obrazovatelnogo prostranstva vuza [Study of satisfaction of subjects of academic physical educational space]. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2018. No. 11. pp. 21-22.
3. GoncharukYa.A. K voprosu obosnovaniya fizkulturno-obrazovatelnogo prostranstva vysshey shkoly [On substantiating academic physical education space]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. Sotsiologiya. Politologiya. 2019. No. 1. pp. 32-36.
4. Gushchina L.Yu. Emotsionalno-tsennostnoe otnoshenie studentov k uchastiyu v sportivno-massovyih meropriyatiyakh [Emotional-value attitude of students to participation in sports events]. Moscow: ONV publ.. 2011. No. 2 (96). pp. 148-151.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
бессознательные установки на спортивные достижения и профессиональную реализацию среди молодых работников силовых структур
Кандидат юридических наук Р.Г. Ардашев1 1Академия управления МВД России, Москва
УДК/UDC 797.013
Ключевые слова: бессознательные установки, спортивные достижения, мотивация, спорт, молодежь, силовые структуры.
Введение. Силовые ведомства выступают местом реализации физических, социальных и душевных стремлений молодежи, позволяя на практике реализовать физическую нагрузку. При этом часть молодых сотрудников силовых структур продолжает спортивное самосовершенствование, а другая часть останавливается на тех результатах, что были ими достигнуты до начала работы в силовых структурах.
Цель исследования - выявить бессознательные установки на спортивные достижения среди молодых работников силовых структур, а также те социально-психологические факторы, которые мешают спортивной реализации данной группы молодых людей.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 660 молодых сотрудников силовых структур в возрасте от 22 до 32 лет, среди которых 45% девушек и 55% юношей. Из них 33% (1-я группа) - продолжающие заниматься профессиональным спортом во время работы в органах, другие 33% (2-я группа) - оставившие профессиональный спорт после начала работы в силовых органах, 34% (3-я группа) - никогда не занимающиеся спортом и не имеющие спортивных достижений. Данное разделение позволило выявить различные уровни мотивации и достижения профессиональных и спортивных успехов. В ходе исследования применялась методика «Мотивация избегания и достижения» (Т. Элерс) и авторский опросник «Мотивы занятия профессиональным спортом».
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов авторской методики выявления мотивации показал, что сила мотивации у тех, кто профессионально
unconscious focus on sports achievements and professional reauzaïïon among young employees of power structures
PhD R.G. Ardashev1
1Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow
Поступила в редакцию 18.02.2021 г.
занимается спортом, самая высокая (высокий уровень - у 83,2%, средний - у 16,7%, низкого нет), у тех, кто занимался раньше, но бросил, придя на работу в силовые структуры, - на втором месте (высокий уровень - у 65,5%, средний - у 28,7%, низкий - у 5,8%) и самая низкая мотивация на достижение у тех, кто не занимался профессиональным спортом и не имеет никаких спортивных достижений (высокий уровень - у 13,4%, средний - у 44,5%, низкий - у 42,1%). Среди представителей 1-й группы в три раза больше тех, кто занимает более высокие должности и звания, выше уровень доходов, нежели в 3-й группе, и в два раза больше, чем во 2-й. Критерий Шапиро-Уилкса и t-критерий Стьюдента для независимых выборок позволили выявить значимость мотивов занятий спортом. Доверительные различия имеются в 1-й группе по мотивам «социального одобрения» (U = 653,00, p = 0,0543) и «личного успеха» (t = 2,3223, p = 0,0031). Во 2-й группе - по мотивам «ориентира на группу» (U = 678,00, p = 0,0342) и «здоровья» (t = 2,6542, p = 0,0046). Для 3-й группы доверительные различия касались только «уровня конформности» (t = 2,1257, p = 0,0018).
Выводы. Бессознательные установки достижения успеха, сформированные при профессиональных занятиях спортом до трудоустройства в силовые структуры, и поддержание спортивной реализации позволяют молодым людям достигать более значимых результатов, чем их коллеги, оставившие спорт или никогда им не занимающиеся профессионально.
Использованная литература
1. Сопов В.Ф. Модель системной организации психологического обеспечения подготовки спортсменов / В.Ф. Сопов // Психологическое обеспечение подготовки спортсменов. - Л., 1987. - С. 5-14.
Информация для связи с автором: [email protected]