Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К УЧАСТИЮ В МЕРОПРИЯТИЯХ КОМПЛЕКСА ГТО'

СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К УЧАСТИЮ В МЕРОПРИЯТИЯХ КОМПЛЕКСА ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / КОМПЛЕКС ГТО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полухин О.Н., Ирхин В.Н., Никулин И.Н., Воронков А.В., Загоруйко Ю.А.

Цель исследования - обоснование системы стимулирования студентов вуза к участию в мероприятиях комплекса ГТО. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2015-2020 гг. на базе НИУ «БелГУ». В исследовании использовался анализ научной литературы, анкетирование, тестирование физической подготовленности, эксперимент. В исследовании участвовало свыше 12 000 студентов НИУ «БелГУ». Результаты исследования и выводы. Установлено, что система стимулирования студентов вуза к участию в мероприятиях комплекса ГТО включает два основных блока: морально-психологическое и материальное побуждение. Ведущее место занимают факторы морально-психологического побуждения. К их числу относятся: социальная значимость комплекса ГТО; жизненно-практическое значение участия в мероприятиях ГТО как способа поддержания здоровья и физической формы; награды; перспективы; соревновательный фактор; положительный пример референтных лиц; общественное мнение; доверие; интерес; эмоциональные стимулы. Определены условия, обеспечившие высокую эффективность системы стимулирования студентов вуза к выполнению испытаний комплекса ГТО: 1) дифференцированный подход к студентам на основе учета их типологических особенностей: «живущие спортом» (высокий уровень внутренней мотивации к занятиям физической культурой, ведущий стимул - стимул социальной значимости); «игроки» (высокий уровень мотивации успеха, ведущий стимул - соревнование); «нигилисты» (высокий уровень внутренней мотивации к занятиям физической культурой, ведущий стимул для них - стимул личностной значимости к занятиям физической культурой); «формалисты» (высокий уровень мотивации избегания неудач, ведущий стимул - похвала, отсутствие порицания и академическая успеваемость); 2) стимулы применяются в комплексе, а не изолированно; 3) наряду с комплексами стимулов используются стимульные ситуации (соревнования, фестивали, игры чемпионов комплекса ГТО и др.); 4) наличие в университете стимульной среды (материально-техническая, кадровая, организационная, эмоциональная, соревновательная, исследовательская и другие виды сред).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полухин О.Н., Ирхин В.Н., Никулин И.Н., Воронков А.В., Загоруйко Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATING UNIVERSITY STUDENTS FOR SPORT COMPETITIONS

Objective of the study was to analyze benefits of the Belgorod State National Research University academic incentives system for the GTO Complex trainings and tests. Methods and structure of the study. The study was run in 2015-2020 at Belgorod State National Research University using analyses of the relevant research literature; questionnaire surveys; physical fitness tests for the GTO qualifications; and the incentives system piloting experiment; with the survey data processed by a standard mathematical statistics toolkit; and with more than 12,000 Belgorod State National Research University students sampled for the study. Results and conclusions. The study found that the academic incentives system for the GTO Complex trainings and tests should include (1) moral and psychological and (2) material incentives modules, with the leading role played by the moral and psychological one that include: social appreciation of the GTO Complex trainings and tests; personal physical and mental health improvement agenda in the GTO progress context; awards; progress opportunities; competitiveness; role models provided by the academic sports leaders; communal appreciation; trust; interest; and emotional motivations.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К УЧАСТИЮ В МЕРОПРИЯТИЯХ КОМПЛЕКСА ГТО»

СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К УЧАСТИЮ В МЕРОПРИЯТИЯХ КОМПЛЕКСА ГТО

УДК/UDC 796.01

Информация для связи с автором: nikulin i@bsu.edu.ru

Поступила в редакцию 25.01.2021 г.

Доктор политических наук, профессор О.Н. Полухин1 Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1 Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Никулин1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Воронков1 Аспирант Ю.А. Загоруйко1 1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

MOTIVATING UNIVERSITY STUDENTS FOR SPORT COMPETITIONS

Dr. Pol., Professor O.N. Polukhin1 Dr.Hab., Professor V.N. Irkhin1 PhD, Associate Professor I.N. Nikulin1 PhD, Associate Professor A.V. Voronkov1 Postgraduate student Y.A. Zagoruiko1 1 Belgorod State National Research University, Belgorod

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Цель исследования - обоснование системы стимулирования студентов вуза к участию в мероприятиях комплекса ГТО.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 20152020 гг. на базе НИУ «БелГУ». В исследовании использовался анализ научной литературы, анкетирование, тестирование физической подготовленности, эксперимент. В исследовании участвовало свыше 12 000 студентов НИУ «БелГУ». Результаты исследования и выводы. Установлено, что система стимулирования студентов вуза к участию в мероприятиях комплекса ГТО включает два основных блока: морально-психологическое и материальное побуждение. Ведущее место занимают факторы морально-психологического побуждения. К их числу относятся: социальная значимость комплекса ГТО; жизненно-практическое значение участия в мероприятиях ГТО как способа поддержания здоровья и физической формы; награды; перспективы; соревновательный фактор; положительный пример референтных лиц; общественное мнение; доверие; интерес; эмоциональные стимулы. Определены условия, обеспечившие высокую эффективность системы стимулирования студентов вуза к выполнению испытаний комплекса ГТО: 1) дифференцированный подход к студентам на основе учета их типологических особенностей: «живущие спортом» (высокий уровень внутренней мотивации к занятиям физической культурой, ведущий стимул - стимул социальной значимости); «игроки» (высокий уровень мотивации успеха, ведущий стимул - соревнование); «нигилисты» (высокий уровень внутренней мотивации к занятиям физической культурой, ведущий стимул для них - стимул личностной значимости к занятиям физической культурой); «формалисты» (высокий уровень мотивации избегания неудач, ведущий стимул - похвала, отсутствие порицания и академическая успеваемость); 2) стимулы применяются в комплексе, а не изолированно; 3) наряду с комплексами стимулов используются стимульные ситуации (соревнования, фестивали, игры чемпионов комплекса ГТО и др.); 4) наличие в университете стимульной среды (материально-техническая, кадровая, организационная, эмоциональная, соревновательная, исследовательская и другие виды сред).

Ключевые слова: система стимулирования, студенты вуза, комплекс ГТО.

Abstract

Objective of the study was to analyze benefits of the Belgorod State National Research University academic incentives system for the GTO Complex trainings and tests.

Methods and structure of the study. The study was run in 2015-2020 at Belgorod State National Research University using analyses of the relevant research literature; questionnaire surveys; physical fitness tests for the GTO qualifications; and the incentives system piloting experiment; with the survey data processed by a standard mathematical statistics toolkit; and with more than 12,000 Belgorod State National Research University students sampled for the study. Results and conclusions. The study found that the academic incentives system for the GTO Complex trainings and tests should include (1) moral and psychological and (2) material incentives modules, with the leading role played by the moral and psychological one that include: social appreciation of the GTO Complex trainings and tests; personal physical and mental health improvement agenda in the GTO progress context; awards; progress opportunities; competitiveness; role models provided by the academic sports leaders; communal appreciation; trust; interest; and emotional motivations.

Keywords: incentives system, university students, GTO Complex.

Введение. В настоящее время в вузах России идет активный поиск эффективных способов приобщения учащейся молодежи к занятиям физической культурой с использованием комплекса ГТО [1, 3]. В Белгородском государственном национальном исследовательском университете накоплен положительный опыт системной работы по решению данной социально-педагогической проблемы на основе гуманистического принципа «побуждать», а не «понуждать», что соот-

ветствует теории и практике педагогического стимулирования [2, 5].

Цель исследования - обоснование системы стимулирования студентов вуза к участию в мероприятиях комплекса ГТО.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2015-2020 гг. на базе НИУ «БелГУ». В исследовании использовался анализ научной литературы, анкетирование, тестирование физической подготовленности

106

http://www.teoriya.ru

№4^ 2021 Апрель | April

студентов к участию в выполнении нормативов комплекса ГТО, эксперимент, методы статистической обработки полученных результатов исследования. В исследовании участвовало свыше 12 000 студентов НИУ «БелГУ».

Результаты исследования и их обсуждение. Создание в НИУ «БелГУ» системы стимулирования студентов вуза к выполнению нормативного комплекса ГТО началось в 2015 г., когда было утверждено «Положение о мерах поощрения обучающихся и работников НИУ «БелГУ», показавших высокие результаты при выполнении испытаний ВФСК ГТО». В документе предусматривалось награждение почетной грамотой НИУ «БелГУ» тех студентов, кто выполняет испытания на золотой знак отличия; возможное назначение государственных академических стипендий, увеличенных в размере, студентам, выполнившим испытания на золотой знак отличия; в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости по дисциплине «Физическая культура» были предусмотрены дополнительные баллы за участие в мероприятиях комплекса ГТО и получение зачёта «автоматом» при выполнении испытаний на любой знак отличия. Для координации работы по внедрению комплекса ГТО в 2016 г был создан «Центр тестирования ВФСК ГТО НИУ «БелГУ». Одним из ведущих стал стимул соревнования. Все мероприятия начали проводиться в форме фестиваля с определением победителей, который предполагает массовое тестирование согласно утвержденному графику. Участник тестирования в каждом испытании зарабатывает очки, которые идут в «копилку» его института [4]. Преимущество начисления очков при тестировании заключается, во-первых, в том, что студент, который пока не готов выполнить испытание на знак отличия, может заработать очки, приняв участие в тестировании, а во-вторых, студент, который может выполнить испытание выше уровня золотого знака, заинтересован показать максимальный результат, чтобы получить больше очков. Система стимулирования в вузе включает два основных блока: морально-психологическое и материальное побуждение. Как установлено в исследовании, ведущее место занимают факторы морально-психологического побуждения. К их числу относятся следующие стимулы: социальной значимости комплекса ГТО; жизненно-практического значения участия в мероприятиях ГТО как способа поддержания здоровья и физической формы; награды (получение знака ГТО, а также награждение почетной грамотой НИУ «БелГУ» тех студентов, кто выполняет испытания на золотой знак отличия); перспективы (участие в мероприятиях комплекса ГТО дает хорошую возможность подготовиться к выполнению тестирования в рамках элективных дисциплин по физической культуре); соревнования; положительного примера референтных лиц (чемпионов крупных соревнований, преподавателей), участвующих в мероприятиях комплекса ГТО; общественного мнения; доверия; интереса; эмоциональные стимулы (на соревнованиях, фестивалях ГТО, как правило, царит праздничная атмосфера) и др. Блок материального побуждения предусматривает: возможность назначения государственных академических стипендий, увеличенных в размере; начисление дополнительных баллов по дисциплине «Физическая культура», получение зачёта «автоматом». Как свидетельствуют результаты шестилетнего эксперимента, значительно повысилась активность студентов в процессе подготовки и выполнения испытаний комплекса ГТО. В декабре 2020 г. через ресурс в социальных сетях было проведено анкетирование обучающихся НИУ «БелГУ» [3].

По оценкам студентов, особый интерес у них вызывают соревновательные формы проведения мероприятий комплекса ГТО. Так, например, в финальной части фестиваля ГТО в НИУ «БелГУ», где соревнуются только сильнейшие представители институтов, ежегодно участвует около 160 человек.

Вывод. Определены условия, обеспечившие высокую эффективность системы стимулирования студентов вуза к выполнению испытаний комплекса ГТО: дифференцированный подход к студентам на основе учета их типологических особенностей; стимулы применяются в комплексе, а не изолированно; наряду с комплексами стимулов используются стимульные ситуации (соревнования, фестивали, игры чемпионов комплекса ГТО и др.); наличие в университете стимульной среды (материально-техническая, кадровая, организационная, эмоциональная, соревновательная, исследовательская и другие виды сред).

Литература

1. Воронков А.В. Пути повышения эффективности внедрения комплекса ГТО в образовательной организации [Текст] / А.В. Воронков, И.Н. Никулин, Я.А. Гончарук и др. // Развитие физической культуры и спорта в контексте самореализации человека в современных социально-экономических условиях: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. - С. 34-37.

2. Воронков А.В. Особенности подготовки студентов к многоборным программам комплекса ГТО [Текст] / А.В. Воронков, Е.А. Бражник, Ю.А. Загоруйко и др. // Теория и практика физ. культуры. -2020. - № 10. - С. 58-60.

3. Интересен ли тебе комплекс ГТО [Электронный ресурс] страница «вконтакте» ВФСК ГТО в НИУ «БелГУ». - Режим доступа: https://vk.com/gtobsu?z=photo-153316360_457240834%2Falbum-153316360_00%2Frev

4. Методические рекомендации по организации физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). [Электронный ресурс]: Утверждены Министром спорта Российской Федерации 2l.09.20l8 // Федеральный портал «GTO.RU». - Режим доступа: https://www.gto.ru/files/uploads/ documents/5cb825f89463e.pdf

5. Собянин Ф.И. Развитие идеологических основ комплекса ГТО [Текст] / Ф.И. Собянин, А.В. Скабук, А.В. Воронков и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 8. - С. 104-107.

6. Харисов И.Д. Оценка уровня подготовленности студентов при выполнении нормативов комплекса ГТО [Текст] / И.Д. Харисов, И.Н. Никулин, А.В. Воронков и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 1. - С. 56-57

References

1. Voronkov A.V., Nikulin I.N., Goncharuk Ya.A. et al. Puti povysheniya effektivnosti vnedreniya kompleksa GTO v obrazovatelnoy organizatsii [Ways to increase effectiveness of GTO complex implementation in educational organization]. Razvitie fizicheskoy kultury i sporta v kontekste samorealizatsii cheloveka v sovremennykh sotsialno-ekonomicheskikh usloviyakh [Development of physical education and sports in context of human self-realization in modern socio-economic conditions]. Proc. national research-practical conference with international participation. Lipetsk: LSPU n.a. P.P. Semenov-Tyan-Shansky publ., 2017. pp. 34-37.

2. Voronkov A.V., Brazhnik E.A., Zagoruiko Yu.A., Shcherbin D.V. Osobennosti podgotovki studentov k mnogobornym programmam kompleksa GTO [Peculiarities of selection of students for all-round GTO complex tests]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No.10. pp. 58-60.

3. Interesen li tebe kompleks GTO [Are you interested in GTO complex]. [Electronic resource] VKontakte page of RPCSC GTO in National Research University "BelSU". Available at: https://vk.com/ gtobsu?z=photo-153316360_457240834/album-153316360_00/rev

4. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii fizkulturnykh meropriyatiy i sportivnykh meropriyatiy Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) [Methodical recommendations for organization of physical education events and sports events of Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO)]. [Electronic resource]: Approved by the Minister of Sports of the Russian Federation 21.09.2018. Federal portal "GTO.RU". Available at: https://www.gto.ru/files/uploads/ documents/5cb825f89463e.pdf

5. Sobyanin F.I., Skabuk A.V., Voronkov A.V., Peresypkin A.P. Razvitie ideologicheskih osnov kompleksa GTO [Development of basic ideologies of GTO complex]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 8. pp. 104-107.

6. Kharisov I.D., Nikulin I.N., Voronkov A.V., Malakhov V.A. Otsenka urovnya podgotovlennosti studentov pri vypolnenii normativov kompleksa GTO [Involvement of Students in All-Russian Project «From Student Credit to GTO Badge»]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 1. pp. 56-57.

№4 • 2021 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.