Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОМПЛЕКСА ГТО'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОМПЛЕКСА ГТО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СТУДЕНТОВ / ВЕДУЩИЙ СТИМУЛ / СРЕДСТВА ГТО / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ирхин В.Н., Корнеева С.А., Гут Ю.Н., Ходеев Д.А.

Цель исследования - определение психологических особенностей студентов в процессе стимулирования к занятиям физической культурой средствами ГТО. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2019-2020 гг. на базе педагогического института в рамках проекта «О подведении итогов внутривузовского конкурса НИУ «БелГУ» на соискание грантов для поддержки общественных и гуманитарных направлений исследований» от 14.08 2020 № 826-ОД. В исследовании использовался анализ отечественной и зарубежной литературы; малоформализованная беседа (протокол беседы разработан С.А. Корнеевой и Ю.Н. Гут); методика диагностики умений и свойств саморегуляции деятельности А.К. Осницкого; 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла. В исследовании приняли участие 197 студентов. Результаты исследования и выводы. На основе анализа научной литературы использования общеизвестных методик выявлены личностные характеристики обучающихся, соотносимые с разноуровневой феноменологией саморегуляции активности студентов вуза по отношению к занятиям физической культурой. Было установлено, что адаптационный, деятельностный и личностный уровни по-разному связаны с возможностями стимулировать студентов к занятиям физической культурой средствами ГТО. Показано, что у студентов с высоким уровнем внутренней мотивации к занятиям физической культурой и ведущим стимулом социальной значимости в большей степени развиты процессы целеполагания и удержания цели, анализа и моделирования условий, выбора средств и способов действий, а также оценка результатов и их коррекция. Испытуемые «игроки» и «формалисты» более импульсивны, озабочены, замкнуты, а «живущие спортом» более динамичны, адекватны и эффективны в ситуациях общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ирхин В.Н., Корнеева С.А., Гут Ю.Н., Ходеев Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GTO TRAININGS AND TESTS IN ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION SERVICE: STUDENT GROUP PSYCHOLOGY, MOTIVATIONS AND PRIORITIES SURVEY

Objective of the study was to rate and analyze the students’ psychological types, motivations for and priorities in academic physical education and sports with GTO trainings and tests. Methods and structure of the study. The study was run in 2019-2020 at the Belgorod State National Research University’s Pedagogical Institute under the BSNU Contest for Grants for Social and Humanitarian Research Project No. 826-OD of 14.08, 2020. We used the following methods: reference literature analysis; semiformal interviews formatted as recommended by S.A. Korneeva and Y.N. Gut; A.K. Osnitsky Self-control Qualities and Skills Survey; and the Cattell 16 Personality Factor Questionnaire. We sampled for the study 197 students. Results and conclusion. Based on the reference literature analysis and popular personality traits tests, we grouped the sample into typological groups with different multilevel self-control skills in the physical education and sports domain. We found that the adaptive, active and personality levels require different physical education and sports motivation tools in the GTO trainings and tests. Thus the sports-driven group with the high social self-assertion agenda was tested higher on the goal-setting and pursue, situation analyzing and modeling and progress rating and adjustment scales. The players and formalists groups were tested more impulsive, anxious, closed, whilst the sports driven group was found more dynamic, adequate and effective in communication domain. The survey data and analyses confirmed our prior assumption that that students may be motivated for habitual physical education and sports by the GTO training and test tools by focused motivational efforts with a high emphasis on their physical activation and self-controlling experiences both in the intellectual and emotional activity aspects and, what may be most beneficial for these initiatives, the self-controls tests and improvement service.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОМПЛЕКСА ГТО»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОМПЛЕКСА ГТО

УДК/UDC 159.9.072

Информация для связи с автором: v irkhin@list.ru

Поступила в редакцию 24.12.2020 г.

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1

Кандидат психологических наук, доцент С.А. Корнеева1

Кандидат психологических наук, доцент Ю.Н. Гут1

Аспирант Д.А. Ходеев1

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

GTO TRAININGS AND TESTS iN AOADEMiO PHYSiCAL EDUOATiON SERViCE: STUDENT GROUP PSYCHOLOGY, MOTiVATiONS AND PRiORiTiES SURVEY

Dr. Hab., Professor V.N. Irkhin1

PhD, Associate Professor S.A. Korneeva1

PhD, Associate Professor Y.N. Gut1

Postgraduate student D.A. Khodeev1

1Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

Цель исследования - определение психологических особенностей студентов в процессе стимулирования к занятиям физической культурой средствами ГТО. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 20192020 гг. на базе педагогического института в рамках проекта «О подведении итогов внутривузовского конкурса НИУ «БелГУ» на соискание грантов для поддержки общественных и гуманитарных направлений исследований» от 14.08 2020 № 826-ОД. В исследовании использовался анализ отечественной и зарубежной литературы; малоформализованная беседа (протокол беседы разработан С.А. Корнеевой и Ю.Н. Гут); методика диагностики умений и свойств саморегуляции деятельности А.К. Осницкого; 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла. В исследовании приняли участие 197 студентов. Результаты исследования и выводы. На основе анализа научной литературы использования общеизвестных методик выявлены личностные характеристики обучающихся, соотносимые с разноуровневой феноменологией саморегуляции активности студентов вуза по отношению к занятиям физической культурой. Было установлено, что адаптационный, деятельностный и личностный уровни по-разному связаны с возможностями стимулировать студентов к занятиям физической культурой средствами ГТО. Показано, что у студентов с высоким уровнем внутренней мотивации к занятиям физической культурой и ведущим стимулом социальной значимости в большей степени развиты процессы целеполагания и удержания цели, анализа и моделирования условий, выбора средств и способов действий, а также оценка результатов и их коррекция. Испытуемые «игроки» и «формалисты» более импульсивны, озабочены, замкнуты, а «живущие спортом» более динамичны, адекватны и эффективны в ситуациях общения.

Ключевые слова: произвольная активность человека, типологические группы студентов, ведущий стимул, средства ГТО, занятия физической культурой.

Annotation

Objective of the study was to rate and analyze the students' psychological types, motivations for and priorities in academic physical education and sports with GTO trainings and tests.

Methods and structure of the study. The study was run in 2019-2020 at the Belgorod State National Research University's Pedagogical Institute under the BSNU Contest for Grants for Social and Humanitarian Research Project No. 826-OD of 14.08, 2020. We used the following methods: reference literature analysis; semiformal interviews formatted as recommended by S.A. Korneeva and Y.N. Gut; A.K. Osnitsky Self-control Qualities and Skills Survey; and the Cattell 16 Personality Factor Questionnaire. We sampled for the study 197 students. Results and conclusion. Based on the reference literature analysis and popular personality traits tests, we grouped the sample into typological groups with different multilevel self-control skills in the physical education and sports domain. We found that the adaptive, active and personality levels require different physical education and sports motivation tools in the GTO trainings and tests. Thus the sports-driven group with the high social self-assertion agenda was tested higher on the goal-setting and pursue, situation analyzing and modeling and progress rating and adjustment scales. The players and formalists groups were tested more impulsive, anxious, closed, whilst the sports driven group was found more dynamic, adequate and effective in communication domain. The survey data and analyses confirmed our prior assumption that that students may be motivated for habitual physical education and sports by the GTO training and test tools by focused motivational efforts with a high emphasis on their physical activation and self-controlling experiences both in the intellectual and emotional activity aspects and, what may be most beneficial for these initiatives, the self-controls tests and improvement service.

Keywords: motivated individual activity, student types, key motivation, GTO toolkit, physical education and sports, intellectual and emotional activity.

Введение. Поиск эффективных способов приобщения студентов к занятиям физической культурой с использованием средств ГТО [3] подводит к необходимости опоры на теорию и технологию психолого-педагогического стимулирования, предполагающей выявление личностно-типологических характеристик обучающихся, соотносимых с разноуровневой феноменологией саморегуляции активности студентов вуза по отношению к занятиям физической культурой. В связи с этим стимулировать студентов к занятиям физической

культурой средствами ГТО можно посредством повышения общего уровня активности и сформированности регулятор-ного опыта (которые могут находить проявление в интеллектуальной и эмоциональной активности, а также, что наиболее ценно для данной работы, в особенностях регуляторных процессов).

Цель исследования - определение психологических особенностей студентов в процессе стимулирования к занятиям физической культурой средствами ГТО.

№3 • 2021 Март | March

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2019-2020 гг. на базе педагогического института в рамках проекта «О подведении итогов внутривузовско-го конкурса НИУ «БелГУ» на соискание грантов для поддержки общественных и гуманитарных направлений исследований» от 14.08 2020 № 826-ОД. В исследовании использовался анализ отечественной и зарубежной литературы; малоформа-лизованная беседа (протокол беседы разработан С. А. Кор-неевой и Ю. Н. Гут); методика диагностики умений и свойств саморегуляции деятельности А. К. Осницкого; 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла. В исследовании приняли участие 197 студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Использование малоформализованной беседы позволило разделить всех респондентов на следующие условные типологические группы: «живущие спортом» (высокий уровень внутренней мотивации к занятиям физической культурой, ведущий стимул - стимул социальной значимости); «игроки» (высокий уровень мотивации успеха, ведущий стимул - соревнование); «нигилисты» (высокий уровень внутренней мотивации к занятиям физической культурой, ведущий стимул для них - стимул личностной значимости к занятиям физической культурой); «формалисты» (высокий уровень мотивации избегания неудач, ведущий стимул - похвала, отсутствие порицания и академическая успеваемость).

Для выявления у студентов индивидуальных особенностей при самооценивании, наличия или отсутствия регуляторных умений, связанных с выполнением норм ГТО, в качестве базовой методики использовался опросник А. К. Осницкого [1, 2]. У респондентов разных групп выявлен ряд значимых различий в самооценивании умений саморегуляции.

По показателю сформированности структурно-компонентных умений саморегуляции (СКУ) выявлены значимые различия между испытуемыми разных групп. Так, респонденты из группы «живущие спортом» значительно реже отмечали отсутствие у себя этих умений - 14 и 25 соответственно в группе «формалисты» (при р<0,05). То есть у респондентов, живущих спортом, в большей степени развиты процессы целеполага-ния и удержания цели, анализа и моделирования условий, выбора средств и способов действий, а также оценка результатов и их коррекция (в случае необходимости). Также обнаружились значимые различия в результатах самооценивания функциональных особенностей саморегуляции. По данной шкале прослеживается та же динамика, то есть «живущие спортом» высоко мотивированные студенты демонстрируют более высокие показатели наличия функциональных умений -68 и 60 (по сравнению с игроками и формалистами) и значительно более низкие отсутствия - 9 и 29 соответственно. Тем самым студенты с высоким уровнем внутренней мотивации к занятиям физической культурой и ведущим стимулом социальной значимости демонстрируют более высокие показатели обеспеченности регуляции в целом, упорядоченности, детализации, практической реализуемости намерений и оптимальность регуляции действий. Наряду с этими студенты «игроки» и «формалисты» демонстрируют и более высокие показатели по шкале «Ошибки самооценивания». Личностно-стилевые особенности саморегуляции испытуемыми с разным уровнем мотивации и стимулами к участию в выполнении нормативов комплекса ГТО также оцениваются по-разному. Респонденты «живущие спортом» и «нигилисты» чаще отмечают у себя наличие осторожности, уверенности, пластичности, практичности и устойчивости в регуляции деятельности, чем «игроки» и «формалисты», - 51 и 42 балла, характеризующие наличие, и 10 и 17 - отсутствие этих умений соответственно. Респонденты «живущие спортом» оценили свои личностно-стилевые особенности саморегуляции более высоко, чем

испытуемые «игроки», «нигилисты» и «формалисты» наличие умений - 64 и 50 баллов соответственно. Для сопоставления показателей осознанной саморегуляции поведения студентов, их мотивации и ведущих стимулов к участию в выполнении нормативов комплекса ГТО использовалась методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла. Данные по фактору А (доброта, сердечность, озабоченность, замкнутость) свидетельствуют о том, что испытуемые «игроки» более импульсивны, озабочены, замкнуты, а «живущие спортом» более динамичны, адекватны и эффективны в ситуациях общения. По фактору Е (доминантность, настойчивость/конформность, зависимость) также существуют значимые различия (при p<0,05). По фактору Н (смелость, уверенность/робость, сдержанность) установлено, что респонденты «формалисты» отличаются низкими показателями активности, они более сдержаны, робки, не уверены в себе, сомневаются в ситуации принятия решения. У «живущих спортом» более гибкое поведение, в стрессовых ситуациях они способны выбирать оптимальный вариант решения проблемы. Также имеются различия по факторам Q3 и Q4, что дополнительно свидетельствует о большей организованности и более высоком самоконтроле у испытуемых группы «живущие спортом». Данные, выявленные по фактору М, показали особенности в уровне интеллектуального развития испытуемых. Юноши группы «живущие спортом» и «нигилисты» демонстрируют более высокие показатели интеллекта, большую нестандартность, творческость. Таким образом, анализ полученных результатов по методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла 16 PF показал наличие определенного уровня взаимосвязи личностных черт испытуемых с показателями осознанной саморегуляции поведения студентов, их мотивации и ведущих стимулов к участию в выполнении нормативов комплекса ГТО.

Вывод. У испытуемых с высоким уровнем внутренней мотивации к занятиям физической культурой и ведущим стимулом социальной значимости выявлены более высокие баллы по шкале спонтанности (способности спонтанно действовать и выражать свои чувства), что свидетельствует о возможности респондента действовать другим, не рассчитанным заранее способом. При этом испытуемые «игроки» демонстрируют более высокие баллы по шкале креативности, характеризующей творческую направленность личности.

Литература

1. Осницкий А.К. Новые аспекты исследования осознанной саморегуляции и функциональной асимметрии мозга / А.К. Осницкий, С.А. Корнеева // Психология обучения. - 2014. - № 9. - С. 37-48.

2. Осницкий А.К. Neuropsychological phenomenology of self-regulation processes. Научный результат / А.К. Осницкий, С.А. Корнеева // Серия «Педагогика и психология образования». - 2017. - Т. 3. - № 4. - С. 64-73.

3. Якимов А.И. Возвращение норм ГТО как способ оздоровления / А.И. Якимов // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - С. - 131-134.

References

1. Osnitskiy A.K., Korneeva S.A. Novye aspekty issledovaniya osoznannoy samoregulyatsii i funktsionalnoy asimmetrii mozga [New aspects of study of conscious self-regulation and functional asymmetry of brain]. Psikhologiya obucheniya. 2014. No. 9. pp. 37-48.

2. Osnitskiy A.K., Korneeva S.A. Neuropsychological phenomenology of self-regulation processes. Nauchny rezultat [Neuropsychological phenomenology of self-regulation processes. Scientific result] Ser. «Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya». 2017. V. 3. No. 4. pp. 64-73.

3. Yakimov A.I. Vozvrashchenie norm GTO kak sposob ozdorovleniya [Return of GTO standards as a way to improve]. Aktualnye problemy i podkhody k vnedreniyu Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kom-pleksa «Gotov k trudu i oborone» [Actual problems and approaches to implementation of Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defence"]. Proceedings national research-practical conference. Ural state pedagogical university. Ekaterinburg, 2014. pp. 131-134.

30

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.