Научная статья на тему 'Особенности отношения педагогов к ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактор его эффективного внедрения'

Особенности отношения педагогов к ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактор его эффективного внедрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ / КОМПЛЕКС «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» / ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ К КОМПЛЕКСУ ГТО / TEACHERS / “READY FOR LABOR AND DEFENSE” COMPLEX / TEACHERS' ATTITUDE TO THE GTO COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопчук Юрий Андреевич, Босенко Юлия Михайловна, Распопова Анна Сергеевна, Чернышов Владимир Анатольевич, Якимова Людмила Александровна

В статье изложены результаты, полученные в результате социологического опроса мнения педагогов вуза физической культуры (n=50) о ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО). Педагоги отвечали на вопросы анкеты, в которой им было необходимо произвести ранжирование организационно-педагогических условий внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» в систему физического воспитания населения. Результаты исследования показали, что к числу основных условий внедрения комплекса ГТО относятся развитие кадрового потенциала специалистов по физической культуре, повышение информированности в вопросах содержания комплекса ГТО, создание научной базы данных о физическом состоянии населения, формирование материальной базы для эффективного обеспечения внедрения комплекса ГТО, подготовка мониторинга уровня физической подготовленности школьников и студентов для определения ее готовности к выполнению нормативов комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопчук Юрий Андреевич, Босенко Юлия Михайловна, Распопова Анна Сергеевна, Чернышов Владимир Анатольевич, Якимова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the attitude of teachers to the All-Russian sports complex «Ready for Labor and defense» (GTO) as a factor of its effective implementation

The article presents the results obtained as a result of a sociological survey of the opinion of teachers of the University of physical culture (n=50) about the all-Russian sports complex «Ready for labor and defense» (GTO). Respondents were asked to rank the organizational and pedagogical conditions necessary for the introduction of a new set of GTO in the system of physical education of the Russian population. The ranking was determined by indicators expressed as a percentage. The studies were grounded organizational and pedagogical conditions necessary for the implementation of the new complex GTO in the system of physical education of the population of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности отношения педагогов к ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактор его эффективного внедрения»

УДК 159.9.075

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ К ВФСК «ГОТОВ К ТРУДУ И

ОБОРОНЕ» (ГТО) КАК ФАКТОР ЕГО ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ

Юрий Андреевич Прокопчук, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Юлия Михайловна Босенко, кандидат психологических наук, доцент, Анна Сергеевна Распопова, кандидат психологических наук, доцент, Владимир Анатольевич Чернышов, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Александровна Якимова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

В статье изложены результаты, полученные в результате социологического опроса мнения педагогов вуза физической культуры (n=50) о ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО). Педагоги отвечали на вопросы анкеты, в которой им было необходимо произвести ранжирование организационно-педагогических условий внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» в систему физического воспитания населения. Результаты исследования показали, что к числу основных условий внедрения комплекса ГТО относятся развитие кадрового потенциала специалистов по физической культуре, повышение информированности в вопросах содержания комплекса ГТО, создание научной базы данных о физическом состоянии населения, формирование материальной базы для эффективного обеспечения внедрения комплекса ГТО, подготовка мониторинга уровня физической подготовленности школьников и студентов для определения ее готовности к выполнению нормативов комплекса ГТО.

Ключевые слова: педагоги, комплекс «Готов к труду и обороне», отношение педагогов к комплексу ГТО.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p528-530

FEATURES OF THE ATTITUDE OF TEACHERS TO THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX «READY FOR LABOR AND DEFENSE» (GTO) AS A FACTOR OF ITS

EFFECTIVE IMPLEMENTATION Yuri Andreevich Prokopchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Yuliya Mikhailovna Bosenko, candidate of psychological sciences, senior lecturer, Anna Sergeevna Raspopova, candidate of psychological sciences, senior lecturer, Vladimir Anatolyevich Chernyshov, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, Lyudmila Aleksandrovna Yakimova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Abstract

The article presents the results obtained as a result of a sociological survey of the opinion of teachers of the University of physical culture (n=50) about the all-Russian sports complex «Ready for labor and defense» (GTO). Respondents were asked to rank the organizational and pedagogical conditions necessary for the introduction of a new set of GTO in the system of physical education of the Russian population. The ranking was determined by indicators expressed as a percentage. The studies were grounded organizational and pedagogical conditions necessary for the implementation of the new complex GTO in the system of physical education of the population of the Russian Federation.

Keywords: teachers, "Ready for labor and defense" complex, teachers' attitude to the GTO complex.

На современном этапе проводится ряд мероприятий в рамках физического воспитания молодого поколения. Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года, должно быть не менее 80% учащихся, занимающихся физической культурой и спортом. Мерой ее реализации стал комплекс ГТО [1, 3]. Существенная роль в его реализации принадлежит педагогам по физической культуре. Их деятельность влияет на

массовую физическую культуру в регионах, муниципалитетах [2].

Введение нового комплекса ГТО является стимулом для понимания необходимости совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях. В Большинство современных школьников не получают никакой физической активности, кроме уроков по физической культуре. Если рационально разрабатывать, тестировать и внедрять оценку физкультурно-спортивной деятельности, то процесс включения комплекса ГТО в систему физического воспитания будет эффективнее. Актуальность исследования обусловлена противоречием между имеющейся потребностью общества в людях с высоким уровнем физической подготовки и дефицитом организационно-педагогических условий, необходимых для внедрения нового комплекса ГТО.

Целью исследования является выявление организационно-педагогических условий, необходимых для внедрения комплекса ГТО.

Был проведен опрос на базе КГУФКСТ среди 50 преподавателей. Перед ними была поставлена задача проранжировать организационные и педагогические условия внедрения нового комплекса ГТО.

Первое ранговое значение (22%) получило условие важности создания программ и планов для включения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания. Следующим по рангу (18%) организационно-педагогическим условием является повышение уровня профессиональной подготовки педагогов по физической культуре в области содержания и реализации комплекса ГТО. Это также крайне важный аспект, так как без грамотных и квалифицированных специалистов внедрение ГТО также невозможно. Следующим по значимости условием (16%) обозначено создание требований и нормативов нового комплекса ГТО на основе научно обоснованной системы сведений о физических возможностях групп населения разного возраста. В качестве следующего условия (14%) было включение в состав экспертных групп по разработке требований и нормативов нового комплекса ГТО ученых, психологов и педагогов. Далее (12%) респонденты отметили создание нормативной базы документов, описывающих роль общественных организаций в процессе внедрения нового комплекса ГТО. Следующим условием (8%) явилась реализация гибкого подхода к выбору средств, методов и форм подготовки с учетом демократических ценностей. Затем (6%) следует создание материально-технической базы для научно-методического обеспечения внедрения нового комплекса ГТО. В качестве последнего рангового значения (4%) была выделена организация мониторинга уровня физической подготовленности молодежи. Все перечисленные условия необходимы для внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» в национальную систему физического воспитания населения Российской Федерации».

Проведенное исследование свидетельствует, что выявленные условия позволяют более точно организовать процесс внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения. В качестве механизма реализации условий выступает подготовка к открытию Центра тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО в муниципальном образовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, П. А. Изучение отношения различных групп населения к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 38-42.

2. Прокопчук, Ю.А. Изучение отношения студентов к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора его эффективного внедрения / Ю.А. Прокопчук, А.С. Распопова, Ю.М. Босенко // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование : материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2019. -С. 162-164.

3. Предпосылки формирования физкультурно-спортивной активности детей среднего школьного возраста / Ю.А. Прокопчук, Ю.М. Босенко, А.С. Распопова, Н.Н. Пешков, В.А. Черны-

шов, Е.В. Фешина // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - № 1. - С. 241-246.

REFERENCES

1. Vinogradov, P. A. and Okunkov YU.V. (2015), "Study of the attitude of various population groups to the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (GTO)", Bulletin of sports science, No. 3, pp. 38-42.

2. Prokopchuk, Yu.A., Raspopova, A.S. and Bosenko, Yu.M. (2019), "Study of students' attitude to the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" (GTO) as a factor of its effective implementation", Physical culture and sports. Olympic education Materials of the international scientific and practical conference, Krasnodar, pp. 162-164.

3. Prokopchuk, Yu.A., Bosenko, Yu.M., Raspopova, A.S., Peshkov, N.N., Chernyshov, V.A. and Feshinam E.V. (2019), "Prerequisites for the formation of physical culture and sports activity of children of secondary school age. Prerequisites for the formation of physical culture and sports activity of children of secondary school age", Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsioge-netika, Vol. 1, pp. 241-246.

Контактная информация: annar25@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2020

УДК 796.325:159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СПОРТСМЕНОК-ВОЛЕЙБОЛИСТОК ВЫСШЕЙ ЛИГИ

Наталья Григорьевна Пучкова, доцент, заведующая кафедрой, Московский архитектурный институт; Анастасия Сергеевна Ошиткова, магистр, Московский государственный психолого-педагогический университет; Антон Сергеевич Болдин, старший преподаватель, Государственный технический университет гражданской авиации, г. Москва; Вадим Валерьевич Беляев, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Аннотация

Для современного пространства спорта присуще осознание увеличения роли психологических факторов в достижении спортсменами значимых результатов. В волейболе исследовался круг вопросов, посвященных психологической подготовке спортсменов, том числе ее мотивации, принципам, способам и средствам, психологическим особенностям работы тренера, психологическим детерминантам отбора в данный вид спорта. Однако небольшое количество исследований адресовано изучению мотивации в волейболе, обусловленной ее отдельными социальными характеристиками (институтом семьи), индивидуально-психологическими качествами спортсменок: замкнутость или общительность; сдержанность или экспрессивность; робость или смелость и т.д., особенностями отношения к тренеру. Вышеперечисленные психологические явления участвуют в формировании иерархии мотивов занятием волейболом и мотивационной сферы личности спортсменок. Исходя из вышеперечисленного, целью исследования выступает изучение отдельных показателей мотивационной сферы, которые зависят от ряда личностных психологических характеристик. Нами выдвинута гипотеза, которая предполагает, что мотивация к занятиям волейболом во многом зависит от семьи, психологических особенностей спортсменок, отношения к тренеру и иерархии мотивов. Основными методами исследования: контент-анализ научной литературы и анализ ответов девушек-волейболисток на биографическую анкету, метод тестирования, основу которого составили 14-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, методика «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом», разработанная Ю. Ханиным и А. Стамбуловым, методика «Мотивы занятий спортом», разработанная А. В. Шаболтас, методы математической статистики. Эмпирическую базу исследования составили 35 девушек спортивной школы олимпийского резерва №73 «Виктория» Москомспорта в возрасте 16-18 лет. Основными результатами эмпирического исследования: спортсменки имеют мотивацию, направленную на достижение победы, а корреляционный анализ подтвердил, что мотивация занятием волейболом детерминирована индивидуальными чер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.