Научная статья на тему 'Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов вузов'

Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / TYPOLOGICAL FEATURES OF LEARNING ENVIRONMENT / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / PHYSICAL DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PHYSICAL EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караван А. В., Болотин А. Э.

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию типологических признаков образовательной среды, необходимых для эффективного физического развития студентов вузов. В ходе исследований установлено, что образовательная среда выступает в виде важнейшего условия физического развития студентов в процессе занятий физической культурой и спортом в вузе, она решает комплексные задачи по физическому развитию студентов, обеспечивающие хорошее функциональное состояние их организма и готовность к профессиональной деятельности после окончания вуза. Образовательная среда должна существовать в виде общности физкультурных интересов студентов, направленных на их физическое развитие, а также представлять соответствующее образовательное пространство, необходимое для этого. Она является важным средством ориентации физического развития студентов на высокий уровень работоспособности в будущей профессиональной деятельности, а также средством педагогического мониторинга и оценки готовности к этой деятельности после окончания вуза. Образовательная среда выступает дифференцированной системой подготовки по отдельным показателям физического развития студентов в процессе занятий физической культурой и спортом в вузе и создает условия для их индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности в интересах их эффективного физического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караван А. В., Болотин А. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов вузов»

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 25.04.2015 г.

Информация для связи с автором: a [email protected]

Кандидат педагогических наук, профессор А.В. Караван1 Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор А.Э. Болотин2

1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

2 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

TYPOLOGICAL FEATURES OF LEARNING ENVIRONMENT REQUIRED FOR EFFECTIVE PHYSICAL DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS

Ph.D., Professor A.V. Karavan1

Honorary Figure of Russian Higher Education, Dr.Hab., Professor A.E. Bolotin2

1 Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

2

St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию типологических признаков образовательной среды, необходимых для эффективного физического развития студентов вузов. В ходе исследований установлено, что образовательная среда выступает в виде важнейшего условия физического развития студентов в процессе занятий физической культурой и спортом в вузе, она решает комплексные задачи по физическому развитию студентов, обеспечивающие хорошее функциональное состояние их организма и готовность к профессиональной деятельности после окончания вуза. Образовательная среда должна существовать в виде общности физкультурных интересов студентов, направленных на их физическое развитие, а также представлять соответствующее образовательное пространство, необходимое для этого. Она является важным средством ориентации физического развития студентов на высокий уровень работоспособности в будущей профессиональной деятельности, а также средством педагогического мониторинга и оценки готовности к этой деятельности после окончания вуза. Образовательная среда выступает дифференцированной системой подготовки по отдельным показателям физического развития студентов в процессе занятий физической культурой и спортом в вузе и создает условия для их индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности в интересах их эффективного физического развития.

Ключевые слова: типологические признаки образовательной среды; физическое развитие студентов вузов; система физического воспитания.

Annotation

The results of the authors' research on the substantiation of the typological features of the learning environment required for effective physical development of university students are presented in the paper.

The studies have revealed that the learning environment acts as a major condition of the physical development of students during physical education and sports classes in the university, it conditions the solution of complex tasks of physical development of students, providing a good functional state of the body and readiness for professional work upon graduation. The learning environment should be in the form of community of interests of students in the sphere of physical culture aimed at their physical development, as well as provide appropriate educational space required for this. It is an important means of orientation of physical development of students at the high level of performance in the future professional activity, as well as a tool for pedagogical monitoring and evaluation of readiness for this work upon graduation. Learning environment advocates a differentiated training system with regard to some indicators of physical development of students at physical education and sports classes in the university, and creates conditions for their individual physical education and sports activities for their effective physical development.

Keywords: typological features of learning environment, physical development of university students, physical education system.

Введение. В настоящее время интенсивно ведутся исследования, направленные на организацию образовательной среды вузов в интересах эффективного физического развития студентов [1-5]. Это связано с общей концепцией оздоровления населения России в современных условиях [2]. В рамках подобных исследований рассматривается целый спектр разноплановых психолого-педагогических проблем, связанных с улучшением процесса физического воспитания студентов, с их адаптацией к физическим нагрузкам, с физическим развитием и формированием навыков здорового образа жизни.

К настоящему времени совершенствование образовательной среды вуза в интересах эффективного физического развития студентов следует рассматривать как важнейшее направление оздоровления студенческой молодежи. Образовательная среда высшего учебного заведения должна формировать гармонично развитую личность студента [1-5].

Вместе с тем до настоящего времени не разработаны критерии эффективности образовательной среды, направленные на гармоничное физическое развитие студентов. К таким критериям можно отнести ее типологические признаки,

на основании которых следует провести оценку эффективности выполняемых образовательной средой функций по оздоровлению студентов. На наш взгляд, определять подобные критерии необходимо на основе ряда качественных показателей образовательной среды. Для этого учитываются свойства образовательной среды, направленные на повышение эффективности физического развития студентов.

Цель исследования - обосновать типологические признаки образовательной среды, направленные на повышение эффективности физического развития студентов вузов.

Методика и организация исследования. Для обоснования типологических признаков образовательной среды, направленных на повышение эффективности физического развития студентов вузов, был проведен опрос преподавателей по физической культуре и спорту двух вузов Санкт-Петербурга. В опросе приняли участие 78 респондентов из Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Респондентам было предложено проранжировать типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов вузов. Определялось ранговое место каждого признака в процентах.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенные исследования свидетельствуют, что основными свойствами образовательной среды, направленными на повышение эффективности физического развития студентов, являются:

- обеспечение образовательной средой личностно ориентированного подхода к физическому развитию студентов;

- опережающий характер трансформации образовательной среды в интересах эффективного физического развития студентов;

- обеспечение образовательной средой вуза максимальных возможностей для физического развития студентов;

- организация обратной связи, мониторинг негативных проявлений в физическом развитии студентов, их анализ и коррекция.

Очень важным, на наш взгляд, является обеспечение образовательной средой максимальных возможностей для физического развития студентов. Не менее важен указанный выше критерий обратной связи, позволяющий в режиме мониторинга оперативно учитывать все педагогические достижения и недостатки в физическом развитии студентов.

Образовательную среду следует рассматривать как информационно-культурное пространство, в котором

студенты могут полностью реализовать свой потенциал развития физических качеств и оздоровления организма. Поэтому проектировать образовательную среду вуза необходимо с учетом задач физического развития студентов на основе соответствующих принципов, а совершенствовать ее - на основе современных информационных технологий. Такая среда обеспечивает высокое качество организации и управления учебным процессом по физическому воспитанию студентов, поскольку позволяет осуществлять мониторинг физического развития и вносить соответствующие коррективы в образовательный процесс. Кроме того, такая среда способствует формированию информационной культуры у будущих специалистов и развитию познавательной самостоятельности студентов в сфере использования средств физического воспитания для оздоровления собственного организма. Таким образом, образовательная среда вуза служит важным фактором формирования личностной компетентности будущих специалистов в сфере оздоровления собственного организма.

Образовательная среда вуза должна быть тесно связана с образовательной средой школы. Она должна обладать преемственностью в физическом развитии студентов как бывших школьников. В современных условиях физическое воспитание учащейся молодежи следует рассматривать как непрерывный процесс. Этот процесс должен обеспечивать формирование физической готовности учащейся молодежи к эффективной профессиональной деятельности и защите Отечества.

Итак, образовательная среда выступает в виде ключевых факторов, определяющих образование в сфере оздоровления собственного организма и физического развития студентов. Она существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте физического развития студентов. Образовательную среду в сфере физического воспитания студентов следует рассматривать как многомерное социально-педагогическое явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и оказывающее ситуативное влияние на физическое развитие личности. Она обеспечивает создание условий для физического развития студентов и их самореализации в сфере оздоровления собственного организма. Физическое развитие студентов в образовательной среде вузов должно осуществляться с учетом ее определенных типологических признаков. Каждый из ее признаков в той или иной степени влияет на эффективность физического развития студентов. Результаты исследования по определению

Ранговая структура типологических признаков образовательной среды, необходимых для эффективного физического развития студентов

¡и

V-□

. а

и

га у

г.

ч—

. О (и

га

V-

■ -О С

га

^

О (и .с Н

Ранг Типологические признаки образовательной среды Ранговый показатель, %

1 Выступает в виде важнейшего условия физического развития студентов в процессе занятий физической культурой и спортом в вузе 19,8

2 Решает комплексные задачи по физическому развитию студентов, обеспечивающие хорошее функциональное состояние организма и готовность к профессиональной деятельности после окончания вуза 17,3

3 Существует в виде общности физкультурных интересов студентов, обеспечивающих их эффективное физическое развитие 15,7

4 Представляет соответствующее образовательное пространство, необходимое для эффективного физического развития студентов 14,1

5 Является важным средством ориентации физического развития студентов на высокий уровень работоспособности в будущей профессиональной деятельности 10,9

6 Является средством педагогического мониторинга уровня физического развития студентов и оценки уровня готовности к профессиональной деятельности после окончания вуза 9,3

7 Выступает дифференцированной системой подготовки по отдельным показателям физического развития студентов в процессе занятий физической культурой и спортом в вузе 7,7

8 Создает условия для индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности студентов в интересах их эффективного физического развития 5,2

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2015 Сентябрь | Бер1етЬег

ранговой структуры типологических признаков образовательной среды, необходимых для эффективного физического развития студентов вузов, представлены в таблице.

На основании проведенного исследования можно выделить основные функции образовательной среды вуза в физическом развитии студентов:

- интегративная: интегрирует педагогическое воздействие на студентов множества факторов, определяющих индивидуальность их физического развития;

- адаптивная: обеспечивает условия для адаптации к учебной и физической нагрузке, нивелируя воздействие неблагоприятных факторов учебной деятельности на организм студентов;

- развивающая: обеспечивает эффективное физическое развитие студентов;

- здоровьесберегающая: обеспечивает усвоение знаний и формирование у студентов навыков здорового образа жизни.

Образовательная среда вуза должна быть направлена на личностное физическое развитие студентов, выступать как открытая и динамичная система, в которой происходит активное взаимодействие между преподавателями и студентами, обеспечивающее высокий уровень физического развития будущих специалистов.

Таким образом, в ходе исследований установлено, что образовательная среда служит важнейшим условием физического развития студентов в процессе занятий физической культурой и спортом в вузе, решает комплексные задачи физического развития студентов, обеспечивающие хорошее функциональное состояние их организма и готовность к профессиональной деятельности после окончания вуза. Образовательная среда должна существовать в виде общности физкультурных интересов студентов, обеспечивающих их физическое развитие, а также представлять соответствующее образовательное пространство, необходимое для этого. Она является важным средством ориентации физического развития студентов на высокий уровень работоспособности в будущей профессиональной деятельности, а также средством педагогического мониторинга и оценки готовности к этой деятельности после окончания вуза. Образовательная среда выступает дифференцированной системой подготовки по отдельным показателям физического развития студентов в процессе занятий физической культурой и спортом в вузе, а также создает условия для индивидуальной

физкультурно-спортивной деятельности студентов в интересах их эффективного физического развития.

Выводы. Выявленные типологические признаки образовательной среды в значительной степени влияют на эффективность физического развития студентов вузов. Они являются объективными критериями эффективности образовательной среды, направленными на гармоничное физическое развитие студентов.

Литература

1. Болотин А.Э. Показатели готовности студентов к здоровьесбере-гающему поведению /А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Уч. записки унта им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 36-39.

2. Болотин А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России /А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Уч. записки унта им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

3. Болотин А.Э. Технология управления здоровым образом жизни студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 24-28.

4. Болотин А.Э. Факторы, определяющие включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность / А.Э. Болотин, Ю.В. Яковлев // Теория и практика физ. культуры». - 2014. - № 6 - С. 58-59.

5. Болотин А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физ. культуры». - 2014. - № 7 - С. 16-20.

References

1. Bolotin,A. E. Pokazateli gotovnosti studentovkzdorov'esberegayushchemu povedeniyu (Indicators of readiness of students for health promoting activity) /A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta.

- 2013. - № 12 (106). - P. 36-39.

2. Bolotin, A.E. Struktura i soderzhanie pedagogicheskoy kontseptsii sovershenstvovaniya mnogourovnevoy sistemy fizicheskogo vospitaniya v Rossii (Structure and content of pedagogical concept of improvement of Russian multi-level physical education system) / A.E. Bolotin, A.V. Chistyakov // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. -2013. - № 3 (97). - P. 35-41.

3. Bolotin, A.E. Tekhnologiya upravleniya zdorovym obrazom zhizni studentov (Students' healthy lifestyle management technology) / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. - 2014. -№ 1 (107). - P. 24-28.

4. Bolotin, A.E. Faktory, opredelyayushchie vklyuchennost' studentov gornykh spetsial'nostey v fizkul'turno-sportivnuyu deyatel'nost' (Factors determining involvement of students of mining specialities in sports activity) / A.E. Bolotin, Yu.V. Yakovlev // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 6 - P. 58-59.

5. Bolotin, A.E. Pedagogicheskaya tekhnologiya ispol'zovaniya sredstv fizicheskoy kul'tury dlya adaptatsii studentov k professional'noy deyatel'nosti (Educational technology of using means of physical education to adapt students to professional activity) / A.E. Bolotin, V.A. Shchegolev, V.V. Bakaev // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014.

- № 7 - P. 16-20.

ИНФОРМАЦИЯ

12-13 ноября 2015 года в г. Тюмени состоится Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. Проекты и технологии внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО».

Цель конференции - определение стратегических направлений формирования активной гражданской позиции в реализации здорового образа жизни, выявление проблем и перспектив внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО как инструмента реализации государственной политики по привлечению населения к занятиям физической культурой, обсуждение научных результатов и обмен исследовательским опытом, публикация материалов исследований ученых, аспирантов и практикующих специалистов сферы образования, физической культуры и спорта.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ: 1. Экономико-правовые и социально-педагогические аспекты развития физической культуры в субъектах РФ: ре-

гиональный опыт. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: современное состояние и перспективы.

2. Образование и физическое воспитание детей и молодежи: стандарты и современные технологии.

3. Развитие массового, детско-юношеского, адаптивного спорта и физкультурно-спортивной работы по месту жительства: от условий - к эффективному результату.

4. Современные технологии восстановительной медицины и реабилитации. Медицинское сопровождение массовой физической культуры и спорта.

Контактные лица:

Насонов Владимир Владимирович - канд. пед. наук, доцент, заместитель директора по научной и инновационной работе института физической культуры ТюмГУ (моб. 8-912385-7150), е-mail: [email protected]

Срок представления материалов - до 16 октября 2015 г

Подробную информацию смотрите на сайте редакции www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.