Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности младших школьников на уроках физической культуры'

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ И УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иргашева И.А.

В младшем школьном возрасте (учащиеся младших классов) дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках физической культуры»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Иргашева И.А.*

Филиал Тюменского государственного университета, г. Ишим

В младшем школьном возрасте (учащиеся младших классов) дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии познавательной активности.

Ключевые слова познавательная активность, активность, младшие школьники, физическая и умственная деятельность.

Проблема развития познавательной активности младших школьников на уроках физической культуры является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Этой теме посвящено множество исследований в теории и методике физической культуры [3]. Однако в практике это не достаточно эффективно используется, слабо разработаны методики развития познавательной активности на уроках физической культуры младших школьников.

Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора [3, 6].

В психолого-педагогической науке недостаточно полно представлены взгляды о понимании феномена познавательной активности школьников. Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть это понятие с позиции разных авторов.

Есть группа ученых, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму [5].

С точки зрения таких ученых как Н.Н. Поддьякова, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной познавательная активность - это самостоятельная, инициатив-

* Студент. Научный руководитель: Фомичева Н.В., доцент, к.п.н.

ную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.

Специалисты в области теории и методики физической культуры познавательную активность рассматривают как деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности.

Так, по мнению А.Н. Леонтьева, активность - это понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов - раздражителей.

Ильин В.С. утверждает, что в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [3].

Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе [1]. Понятие «развитие» общепризнанно в педагогике и психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновения отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача.

В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

Итак, мы обратили внимание на то, что общим для всех исследований является наличие в процессе формирования познавательной активности нескольких факторов. В их числе - внутренний фактор, т.е. субъективная характеристика познавательного действия. Носителем познавательной активности выступает целостный субъект познания - человек.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что целенаправленное развитие познавательной активности в процессе физической культуры осуществляется через чёткое представление хода этой работы, предусмотренная в ней места, последовательности применения описанных ниже методов, приемов и целесообразное их сочетание. При этом учащиеся становятся активными соучастниками урока там, где они занимаются активной физической и умственно-практической деятельностью, решают проблемы и задачи, побуждаются к творческому поиску, где они используют свой опыт, сами проверяют, оценивают и судят, где они чувствуют себя ответственными за учебные достижения класса [6].

64 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

Мы предполагаем, что использование следующих методов и приемов поможет развивать познавательную активность на уроках физической культуры младших школьников:

- метод дискуссии: применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение по правильности выполнения какого либо двигательного действия и внимательно слушать мнение показывающих двигательное действие;

- метод самостоятельной работы с учащимися: с целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно провести разминку, придумать упражнения (к определенному сюжету);

- поисковый метод: один из активных методов обучения, заключающийся в том, что изложение учебного материала преподносится как проблема, требующая от обучаемых самостоятельного разрешения или «открытия», которое нужно сделать им самим. Поисковый метод обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации;

- метод творческих заданий: детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность, действовать не по шаблонности. Например, придумать новую игру, различные усложнения в игре, и т.д. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного.

Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность младших школьников - это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.

Список литературы:

1. Балабанова Л.И. Развивающее обучение: условия эффективности / Л.И. Балабанова // Профессиональное образование. - 2002. - № 3. - С. 33-34.

2. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) [Текст] / Г.И. Ильин. - М., 1984.

3. Короткова Е.А. Педагогические технологии в учебном процессе по физическому воспитанию [Текст] / Е.А. Короткова, Л.А. Архипова, Н.В. Фомичева: учебное пособие. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ 2007. - 100 с.

4. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М., 2002.

5. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования / Н.В. Фо-

мичева, А.Г. Поливаев, Н.А. Волохина, А.Н. Родионов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 61-64.

6. Фомичева Н.В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников [Текст] / Н.В. Фомичева, И.Н. Григорович, А.Г. Поливаев. - Ишим: Издательство ИГ11И им. П.П. Ершова, 2011. - 124 с.

7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. -М., 1982.

8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М., 1979.

ЭТНОПЕДАГОГИКА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА

© Стручков Ф.П.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье будет говорится о формировании и роли этнопедагогики народов саха и коренных малочисленных народов Севера. Ключевые слова этнопедагогика, технологии, наука.

Этнопедагогика народа саха прошла не малый путь исторического и эволюционного развития. В этом отношении изучение трудов представителей зарубежной и отечественной интеллигенции XVII-XIX вв. весьма обязательно для понимания сути и эволюции этнопедагогических знаний, научного объяснения их исторических, этносоциальных, этнокультурных основ.

Историко-этнографические сведения также указывают, что становление родовых отношений, социально-экономическое расслоение общества, страдания большей части народа от своих тойонов - баев и царских чиновников, ясачный режим, ломка стереотипов религиозных верований и приобщение населения к православной религии - реалии времени конца XVII и XVIII веков, которые оказали громадное и весьма своеобразное влияние на ход общественного развития якутов, в том числе их традиционной культуры воспитания.

Исследователи выделяют следующие духовно-нравственные устои в этническом социуме народа саха:

1. Родовая солидарность, взаимоподдержка, терпимость и открытость другим.

2. Бескорыстие и гостеприимство. О добром сердце якута, его бескорыстии много теплых слов сказано полит ссыльными и путешественниками.

* Студент Педагогического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.