Научная статья на тему 'Продуктивная деятельность как средство формирования познавательной активности младших школьников'

Продуктивная деятельность как средство формирования познавательной активности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / COGNITIVE ACTIVITY / COGNITIVE INTEREST / PRODUCTIVE ACTIVITY / PRODUCTIVE FORMS OF WORK / YOUNGER SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Наталья Александровна, Вертякова Эльвира Фаритовна, Фортыгина Светлана Николаевна

В статье рассматриваются подходы к формированию познавательной активности младших школьников. В результате анализа психолого-педагогических исследований названы формы продуктивной деятельности, которые предлагаются методистами и учеными для обучения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Наталья Александровна, Вертякова Эльвира Фаритовна, Фортыгина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Productive activity as a means of formation of cognitive activity of younger school students

The article discusses the approaches to the formation of the cognitive activity of younger schoolchildren. As a result of the analysis of the psychological and pedagogical articles, we call the forms of the productive activity that are proposed by methodologists and scientists for training in the conditions of the implementation of the federal state educational standard of primary general education.

Текст научной работы на тему «Продуктивная деятельность как средство формирования познавательной активности младших школьников»

УДК 371.2

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наталья Александровна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Эльвира Фаритовна Вертякова, кандидат педагогических наук, доцент,

Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к формированию познавательной активности младших школьников. В результате анализа психолого-педагогических исследований названы формы продуктивной деятельности, которые предлагаются методистами и учеными для обучения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная активность, продуктивная деятельность, продуктивные формы работы, младший школьник.

PRODUCTIVE ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Natalia Aleksandrovna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Elvira Faritovna Vertyakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural state humanitarian pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article discusses the approaches to the formation of the cognitive activity of younger schoolchildren. As a result of the analysis of the psychological and pedagogical articles, we call the forms of the productive activity that are proposed by methodologists and scientists for training in the conditions of the implementation of the federal state educational standard of primary general education.

Keywords: cognitive activity, cognitive interest, cognitive activity, productive activity, productive forms of work, younger schoolchild.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникает потребность в достижении нового качества обучения, одним из направлений которого является формирование познавательной активности у младших школьников, чтобы решить ведущую задачу - научить учиться [8].

Наше исследование направлено на выявление приемов продуктивного обучения (приемов ТРИЗ-педагогики, проблемно-диалогического и исследовательского обучения), способствующих формированию познавательной активности детей начальной школы [6].

Проблему продуктивных приемов учебной деятельности затрагивали в своих исследованиях И.В. Верховых, Е.Ю. Волчегорская, Я.А. Коменский, И. Я. Лернер, М. Н. Скат-кин, В. А. Сластенин, В.В. Усынин, И. Штурм и многие другие учёные [2].

Познавательная активность обучающихся тесно связана с уровнем развития познавательной деятельности школьников, которой посвящены работы В. А. Беликова, Л.И. Бо-жович, Н.Ф. Виноградовой, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркова, Г.И. Щукиной, П.М. Якобсон и др. [1, 7].

Различные аспекты развития познавательной активности младших школьников рассмотрены в работах Амонашвили Ш.А., Бабанского И.Г., Леонтьева А.А., Метельского И.В., Трайтак Д.И., Ушинского К.Д., Шамовой Т.И., Щукиной Г.И., Филькова Ю.С. и др. [1, 7]

Для нашей работы ценными являются результаты исследований М.А. Данилова, М Н. Скаткина, которые описывают взаимосвязь уровня развития познавательного интереса и активизации процесса обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Мы изучили выраженность учебно-познавательного интереса у обучающихся третьих классов, используя методику «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» Г. Ю. Ксензовой. Аналитические данные показывают, что у 35% респондентов не сформирован учебно-познавательный интерес, 38% - удовлетворительный уровень, в то время как в ФГОС НОО отмечается, что в образовательном процессе важным является «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности» [8], а это непосредственно связано с развитием познавательного интереса и познавательной активности школьников. Организация современного образовательного процесса требует применения разнообразных активных форм организации учебной деятельности на уроке, внеурочной деятельности обучающихся, а в целом - формирование инновационной развивающей образовательной среды, удобной не только для обучающихся, но и педагогов, что, несомненно, ведет за собой появление в результате учебной деятельности какого-то идеального или материального продукта, который ребенок может представить своим одноклассникам, членам семьи, педагогам [4, 5].

В ФГОС НОО, современной педагогике начального обучения выдвинуты системный и деятельностный подходы при организации учебной деятельности. Таким образом, в современном учебном процессе основным является направленность на развитие обучающегося как активного субъекта учебной деятельности, что и обуславливает необходимость использования приемов продуктивного обручения.

Вслед за Г.И. Щукиной, мы считаем, что интерес к познанию и осознанию нового у школьников зависит от содержания учебного материала и создания педагогических проблемных ситуаций по его открытию и усвоению. Неизвестная информация вызывает у обучающегося чувство восторга перед богатством мира вокруг него, чувство удивления от того, как мало этот мир ему открыт, желание сделать как можно больше открытий в этом неизведанном мире. С другой стороны, учебное исследование, учебная проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, заключают в себе возможности проникать по-новому в уже изведанное знание, открывать в том, что знают дети, новые стороны. Дети научаются рассматривать их в условиях новой учебной задачи. Именно такой подход к организации учебной деятельности является важным условием развития познавательного интереса и активности ребенка. Осознание и понимание практической роли познания так же ведет к формированию познавательной активности младшего школьника [3, 4, 9].

Мы понимаем под познавательной активностью самостоятельную учебную деятельность обучающегося, которая основывается на его положительном эмоциональном отношении к содержанию и процессу обучения, стремлении к самостоятельному овладению знаниями и умениями, при проявлении нравственных и волевых усилий для достижения целей.

Необходимо отметить, что уровень сформированности познавательной активности зависит и от познавательной потребности обучающихся. Наше исследование показало, что у 24% респондентов познавательная потребность развита слабо.

Мы выделили продуктивные приемы, которые способствуют формированию познавательной активности младшего школьника: кластеры (учебная информация о понятии, явлении или событии описанных в учебном тексте, обобщается в виде гроздьев; инсерт (делает видимым процесс накопления материала, показывает путь от "старого" знания к "новому"); Дерево предсказаний (помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в произведении); Лимерики (короткие стихотворения, состоящие из пяти строк); зигзаг (работа в микрогруппах над задачей, когда выдвигаются, обсуждаются и

доказываются разные идеи по ее решению); бортовой журнал (обучающее письмо, когда обучающиеся во время изучения темы записывают свои предположения, находки, выводы); учебный проект и учебное исследование («Фразеологизмы в нашей жизни», «Влияние погодных условий на поведение кошек», «Новогодние елки Челябинска»); составление творческих рассказов по картинке с точки зрения какого-либо объекта (используем модель работы с картинкой как целостной системой) и др.

Ребенок должен иметь возможность презентовать свои открытия, знания микросоциуму, социуму, чему способствует участие в конкурсах («Всероссийский интеллектуальный конкурс учеников занковцев», «Зимняя сказка», «Интеллектуальный конкурс краеведческой направленности», «Мои первые исследования») и др.

ВЫВОДЫ

В процессе изучения проблемы были выделены возможные техники продуктивного обучения в учебной и внеурочной деятельности начальной школы: кластеры, инсерт, зигзаг, учебный проект, учебное исследование, лимерики. Наиболее эффективным средством формирования познавательной активности является использование учебного исследования и учебного проекта. Исследование создало базу для подготовки учебно-методических материалов для преподавателей. Таким образом, проведенное исследование имеет практическую значимость для педагогов образовательных организаций. Проведенный анализ возможностей и особенностей интерактивных приемов продуктивного обучения позволяет нам сделать вывод о значимости и актуальности их применения педагогом в начальной школе с целью развития познавательной активности обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беликов, В.А. Дидактика учебно-познавательной деятельности : монография / В.А. Беликов. - М. : Перо, 2017. - 296 с.

2. Усынин, В.В. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как фактор повышения естественнонаучного образования / В.В. Усынин, Е.Ю. Волчегорская, И.В. Верховых // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 7. - С. 96-102.

3. Забродина, И.В. Современные образовательные технологии в процессе подготовки будущих учителей начальных классов / И.В. Забродина, Л.Г. Махмутова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 321.

4. Технология организации современного учебного занятия / И.В. Забродина, Н.А. Козлова, С.Н. Фортыгина, Е.В. Андреева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 53-56.

5. Интеграция дополнительного и начального общего образования / Е.Ю. Волчегорская, О. Астафьева, И.В. Верховых, М.В. Жукова, И.В. Забродина, Н.А. Козлова, Е.В. Фролова, Н.П. Шишкова, К.И. Шишкина // Начальное образование: наука, практика, инновации : коллективная монография. - Челябинск, 2016. - С. 134-158

6. Козлова, Н.А. Формирование педагогического мастерства учителя начальных классов средствами инновационной деятельности / Н.А. Козлова // Личность и общество: проблемы взаимодействия : сборник научных трудов. - Челябинск, 2015. - С. 28-30.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. // URL : https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 01.10.2019).

8. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 208 с.

9. The system of educational situations as a methodological support for updating the content of education / E.V. Andreeva, I.V. Zabrodina, T. Y. Karataeva, N.A. Kozlova, E.A. Sterligova, S N. Fortygina, LB. Fоmina // Espacios. - 2019. - Vol. 40 (9). - P. 1.

REFERENCES

1. Belikov, V. (2017), Didactics of educational and cognitive activity, Pero, Moscow.

2. Usynin, V.V., Volchegorskaya, E.Yu. and Verkhovykh, I.V. (2017), "Project and research activity of younger schoolchildren as a factor of increasing natural science education", Bulletin of Chelyabinsk state pedagogical University, No. 7, pp. 96-102.

3. Zabrodina, I.V. and Makhmutova, L.G. (2016), "Modern educational technologies in the process of training future primary school teachers", Modern problems of science and education, No. 3, pp. 321.

4. Zabrodina, I.V., Kozlova, N.A., Fortygina S.N. and Andreeva, E.V. (2018), "Technology of organization of modern educational classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (160), pp. 53-56.

5. Volchegorskaya, E.Yu., Astafyeva, O., Verkhovykh, I.V., Zhukova, M.V., Zabrodina, I.V., Kozlova, N.A., Frolova, E. V., Shityakova, N.P., and Shishkina, K.I. (2016), "Integration of additional and primary general education", Primary education: science, practice, innovation, Chelyabinsk.

6. Kozlova, N.A. (2015), "Formation of teaching skills of primary school teachers by means of innovation", Personality and society: problems of interaction, collection of scientific works, Chelyabinsk, pp. 28-30.

7. Federal state educational standard of primary General education, available at: https://base.gar-ant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.

8. Shchukina, G.I. (1988), Pedagogical problems of formation of cognitive interests of pupils, Pedagogy, Moscow.

9. Andreeva, E.V., Zabrodina, I.V., Karataeva, T.Y., Kozlova, N.A., Sterligova, E.A., Fortygina, S.N. and Fomina, L.V. (2019), "The system of educational situations as a methodological support for updating the content of education", Espacios, No.40 (9), pp. 1.

Контактная информация: kozlovana@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 11.10.2019

УДК 379.852

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ

САХА (ЯКУТИЯ)

Сардаана Ивановна Колодезникова, кандидат педагогических наук, доцент, Владислав Софронович Тимофеев, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

В настоящее время этнический туризм как специфический вид туризма становится востребованным и популярным видом отдыха. В статье на основе обзора литературы определяется дефиниция понятия «этнический туризм», выявляются и конкретизируются проблемы, тормозящие его развитию; выдвигаются рекомендации, направленные на развитие этнического туризма. Авторами предложены разные программы этнических туров на примере Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: этнический туризм, государственная программа, конкурентоспособность, Нерюнгри, Иенгра, традиции.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF ETHNIC TOURISM IN THE REPUBLIC OF

SAKHA (YAKUTIA)

Sardaana Ivanovna Kolodeznikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladislav Sofronovich Timofeev, the senior teacher, North-Eastern Federal University, Yakutsk

Annotation

At present, the ethnic tourism as a specific type of tourism is becoming more popular type of recreation. Based on the literature review, the article outlines the definition of the concept of "ethnic tourism", it identifies and specifies the problems that impede its development; recommendations are put forward aimed at the development of the ethnic tourism. The authors proposed different programs of ethnic tours on the example of the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords: ethnic tourism, state program, competitiveness, Neryungri, Yengra, traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.