Научная статья на тему 'Познавательная активность младших дошкольников'

Познавательная активность младших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7964
832
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА / СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЗНАНИЮ / CHILDREN’S ACTIVITIES / COGNITIVE ACTIVITY / JUNIOR PRESCHOOL CHILDREN / PRESCHOOL CHILDREN ACTIVITIES / COGNITIVE PROCESS / ASPIRATION FOR LEARNING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна, Штепина Инна Сергеевна

В статье освещаются варианты понятия «познавательная активность» различных авторов, ее компоненты, а также особенности ее развития в младшем дошкольном возрасте. Актуальность статьи заключается в том, что подобраны и систематизированы подходы к этому определению ведущих ученых в данной области. Данная категория достаточно полно представлена в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность более широкое понятие, чем деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ACTIVITY OF JUNIOR PRESCHOOL CHILDREN

The article covers various interpretations of the cognitive activities concept by some authors, its components and development features in junior preschool age. The author selects and systematizes approaches of the leading academicians on this subject matter, which determines the timeliness of the article. The studied category is sufficiently covered by research literature. Despite the frequent occurrence of the “activity" term in the psychological and educational literature, this concept appears to be a complicated and ambiguous in researchers’ interpretations. Some of them consider activity to be functioning, while the others functioning results, the third argue it is a wider conception than the functioning.

Текст научной работы на тему «Познавательная активность младших дошкольников»

УДК 159.9.072.422 Морозова Ирина Станиславовна

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития

Кемеровского государственного университета dom-hors@mail.ru

Штепина Инна Сергеевна

заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе детского сада комбинированного вида № 20, г. Кемерово dom-hors@mail.ru

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Morozova Irina Stanislavovna

D.Phil. in Psychology, Professor, Head of the General Psychology and Developmental Psychology Subdepartment, Kemerovo State University dom-hors@mail.ru

Shtepina Inna Sergeevna

Deputy Director for Education, Kemerovo Municipal Kindergarten № 20 dom-hors@mail.ru

COGNITIVE ACTIVITY OF JUNIOR PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация:

В статье освещаются варианты понятия «познавательная активность» различных авторов, ее компоненты, а также особенности ее развития в младшем дошкольном возрасте. Актуальность статьи заключается в том, что подобраны и систематизированы подходы к этому определению ведущих ученых в данной области. Данная категория достаточно полно представлена в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.

Ключевые слова:

познавательная активность, младшие дошкольники, деятельность дошкольников, познавательные процессы, активность ребенка, стремление к познанию.

Summary:

The article covers various interpretations of the cognitive activities concept by some authors, its components and development features in junior preschool age. The author selects and systematizes approaches of the leading academicians on this subject matter, which determines the timeliness of the article. The studied category is sufficiently covered by research literature. Despite the frequent occurrence of the “activity" term in the psychological and educational literature, this concept appears to be a complicated and ambiguous in researchers’ interpretations. Some of them consider activity to be functioning, while the others - functioning results, the third argue it is a wider conception than the functioning.

Keywords:

cognitive activity, junior preschool children, preschool children activities, cognitive process, children’s activities, aspiration for learning.

Прежде всего, следует разобрать термин «активность», а после уже обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а также изучить особенности ее развития у дошкольников младшего возраста. Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность -более широкое понятие, чем деятельность [1, с. 17].

Так, по мнению А.Н. Леонтьева [2, с. 4], активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов - раздражителей.

Н.Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым [3, с. 77].

Собственная активность ребенка - это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной [4, с. 81].

Н.Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его

совместной активностью со взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т.д. [5, с. 85].

Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом - ребенком, продиктована его внутренним состоянием.

Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н.Н. Поддъякова, он обусловлен взаимодействием со взрослыми. Вместе с тем, отмечает ученый, малыш так усваивает содержание деятельности, определенное педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым, характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм [6, с. 23].

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, так как очень тесно переплетены в сознании ребенка. Собственная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются ребенком, становясь его опытом, и он оперирует ими, как своими.

Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».

Данная категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [7, с. 485]; «обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире» [8, с. 1035].

В психолого-педагогической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Г.И. Щукина), «деятельное состояние» (Т.И. Ша-мова), «стремление человека к познанию» (Т.И. Зубкова).

Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть это понятие с позиции разных авторов (таблица 1).

Таблица 1 - Определения познавательной активности

Определения познавательной активности Авторы определения

Ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности Г.И. Щукина [9, с. 171

В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент В.С. Ильин [10, с. 154]

Деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности Т.И. Шамова [11, с. 36]

Естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование Т.И. Зубкова [12, с. 7]

Таким образом, по нашему мнению, под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство. По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3-5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Коссаковская, А.Н. Леонтьев). Познавательная активность 3-5-летних детей проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок младшего дошкольного возраста может не только познавать наглядные свойства явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни.

Принимая во внимание особенности развития детей младшего дошкольного возраста, Т.И. Шамова считает, что познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [13, с. 36]. Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности [14, с. 40].

Учитывая особенности развития познавательной активности младших дошкольников, Т.И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших дошкольников [15, с. 46] (таблица 2).

Таблица 2 - Уровни проявления познавательной активности младших дошкольников

Уровни проявления познавательной активности Характеристика

Воспроизводящая активность Стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса: «Почему?»

Интерпретирующая активность Стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях

Творческая активность Стремление ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы

Таким образом, основу познавательной активности дошкольников младшего возраста составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования.

Нами из всего множества изложенных в психолого-педагогической и методической литературе понятий были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности дошкольников 3-5 лет. Их можно идентифицировать по следующим показателям (таблица 3).

Таблица 3 - Компоненты познавательной активности младших дошкольников

Компоненты познавательной активности Показатели

Когнитивный - наглядно-действенное мышление; - непроизвольное внимание; - механическая память, - зрительно-пространственное восприятие

Эмоциональный - состояния; - эмоции

Деятельностный - умения; - навыки

Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность младших дошкольников - это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.

Ссылки:

1. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

2. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). М.; Л., 1948. Вып. 14. С. 3-9.

3. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. М., 2002.

4. Там же.

5. Там же.

6. Там же.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1982.

8. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова и др. М., 1980.

9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.

10. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.

11. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.

12. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993.

13. Шамова Т.И. Указ. соч.

14. Там же.

15. Там же.

References (transliterated):

1. Martsinkovskaya T.D. Istoriya detskoy psikhologii. M., 1998.

2. Aktual'nie problemy razvitiya psikhiki rebenka // Voprosy detskoy psikhologii (doshkol'niy vozrast). M.; L., 1948. Issue 14. P. 3-9.

3. Podd"yakov N.N. Ocherki psikhicheskogo razvitiya doshkol'nikov. M., 2002.

4. Ibid.

5. Ibid.

6. Ibid.

7. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka / ed. by. N.Y. Shvedova. M., 1982.

8. Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar' / ed. by A.M. Prokhorov, et al. M., 1980.

9. Shchukina G.I. Aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti uchashchikhsya v uchebnom protsesse. M., 1979.

10. Il'in V.S. Formirovanie lichnosti shkol'nika (tselostniy protsess). M., 1984.

11. Shamova T.I. Aktivizatsiya ucheniya shkol'nikov. M., 1982.

12. Zubkova T.I. Formirovanie poznavatel'noy aktivnosti slabouspevayushchikh uchashchikhsya nachal'nykh klassov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 1993.

13. Shamova T.I. Op. cit.

14. Ibid.

15. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.