Научная статья на тему 'Проблема формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста'

Проблема формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2219
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атмахова Л. Н.

В статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, способствующих развитию познавательной, творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблем, связанные с формированием и дальнейшим развитием исследовательских умений у детей младшего школьного возраста, предполагающие дальнейшее их разрешение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста»

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Атмахова Л.Н/

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, способствующих развитию познавательной, творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблем, связанные с формированием и дальнейшим развитием исследовательских умений у детей младшего школьного возраста, предполагающие дальнейшее их разрешение.

Происходящие в российском обществе глубокие социально-экономические перемены, стремительное изменение условий жизни требуют от специалистов принятия быстрых и нестандартных решений. Недостаток профессионалов с творческим подходом к решению поставленных задач является одной из главных проблем современности. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески ее решать. Поэтому современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.

В Концепции модернизации современного российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

♦ Доцент кафедры Педагогики и психологии детства, кандидат педагогических наук

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Достичь этой цели можно, вооружив учащихся исследовательскими умениями.

Раскрытием основной сущности исследовательских умений детей младшего школьного возраста занимались и занимаются В.И. Андреев, С.П. Арсенова, А.И. Савенков, Н.А. Семенова, В.В. Успенский и др.

Савенков А.И., Семенова Н.А. определяют, исследовательские умения детей младшего школьного возраста как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Семенова Н.А. к исследовательским умениям относит следующие: умения организовать свою работу (организационные); умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые); умения работать с информацией, текстом (информационные); умения оформить и представить результат своей работы (презентационные); умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные) [6].

В условиях основного общего образования уже на уровне начальной школы, исследовательские умения выходят в число дидактических целей. Однако в современной педагогической науке в контексте начального обучения не обнаружена научная специфика исследовательских умений (их функции в учебной деятельности и индивидуально-личностном развитии детей младшего школьного возраста), без которых неэффективна самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Названные обстоятельства обусловливают необходимость решения связанных с ними проблем иного целеполагания. Вместо расширения и углубления классических знаний необходимо перестроиться на формирование умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности, т. к. в системе начального обучения исследовательская деятельность становится одним из элементов учебного процесса. Успешное формирование исследовательских умений у учащихся невозможно без разработки модели развития данных умений, задающей технологические основания развития обучаемых в учебном процессе.

В условиях начального обучения в настоящее время нередко наблюдается прямой перенос традиционных, репродуктивных методов обучения, ориентированных на усвоение учеником готового знания.

Большинство педагогов осознают необходимость формирования исследовательских умений у младших школьников. Однако выявляется, с одной стороны, недостаточный уровень подготовки многих учителей к организации педагогической деятельности современными методами в системе начального обучения, а с другой - неразработанность системы принципов и неопределенность этапов педагогического взаимодействия при формировании исследовательских умений младших школьников с использованием учебно-познавательных задач.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические предпосылки, создающие условия для решения проблемы формирования и дальнейшего развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста в системе начального образования.

Первую группу составляют исследования особенностей учебных умений в целом и у младших школьников, в частности, а также исследовательской деятельности как одного из способов формирования исследовательских умений: П.Я. Гальперин, А.В. Усова (особенности познавательных умений); А.И. Савенков, Н.А. Семенова (передача опыта творческой деятельности); А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, (психологический аспект формирования учебных умений); Н.Ф. Талызина (рациональная организация учебной деятельности и активизация обучения в школе) и др.

Вторую группу образуют исследования особенностей и специфики исследовательской и познавательной деятельности в индивидуально-личностном становлении младшего школьника: А.Н. Поддъяков (исследовательская деятельность младших школьников и исследовательское поведение; А.Е. Соловьева (учебно-исследовательские проекты); Г.И. Щукина (педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся) и др.

Третью группу составляют исследования особенностей индивидуально-личностного становления в младшем школьном возрасте: А.В. Муд-рик, А.В. Петровский (возрастные особенности младших школьников); В.С. Ильин (формирование личности школьника) и др.

Четвертую группу образуют исследования, посвященные теории учебных задач и их использованию в учебно-воспитательном процессе (И.Я. Лернер, В.М. Симонов, Л.М. Фридман и др.); создание проблемных ситуаций в процессе обучения дошкольников и младших школьников (А.М. Матюшкин, А.И. Савенков, и др.).

Обнаруживаются и практические предпосылки разработки проблемы формирования исследовательских умений детей младшего школьного возраста к которым относятся разработка концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), принятие стандартов начального и основного общего образования, внедрение в образовательные учреждения модели творческого обучения на основе свободного

выбора содержания, форм и темпов обучения, использование педагогических технологий вариативного обучения и т. д.

Все эти изменения в практике образования направлены на создание условий для всестороннего творческого развития ребенка, способного жить в изменяющихся условиях общественной среды.

К сожалению, эти тенденции не получили должного теоретического осмысления. В практике отечественного образования все чаще обнаруживаются противоречия между:

- потребностью общества в активных, инициативных, профессиональных специалистах и неразработанностью в теории специфики реализации исследовательских умений учащихся в контексте начального обучения;

- признанием большинством педагогов необходимости формирования исследовательских умений учащихся и недостаточной разработанностью факторов и условий, определяющих данный процесс в системе начального обучения;

- попытками широкого применения в начальном обучении учебно-познавательных задач и недостаточным теоретическим обоснованием их стимулирующего потенциала в формировании у детей младшего школьного возраста исследовательских умений;

- стремлением части педагогов способствовать развитию у школьников исследовательских умений в процессе решения учебно-познавательных задач и неразработанностью соответствующих условий и способов их реализации с учетом начального обучения.

Все более актуальной становится проблема выявления условий формирования исследовательских умений в системе начального обучения.

В психолого-педагогической литературе (Р.С. Альтшуллер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.А. Казанцева, А.В. Леонтович, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Н.А. Семенова) говорится о необходимости создания особых условий для организации исследовательской деятельности учащихся.

Большинством авторов рассматриваются три основных группы педагогических условий для формирования исследовательских умений младших школьников:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников;

- мотивированность исследовательской деятельности учащихся реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллек-

туального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знании об исследовательской деятельности и ее значении для человека. - специфика деятельности педагога, реализующего позицию организатора исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, соответствующего возрасту и интересам детей,

В тоже время, достаточно мало внимания, на наш взгляд, уделяется: программно-методическим условиям, раскрывающим сущность основного содержания системы исследовательских знаний, умений, детского опыта, условий организации творческой образовательной среды, дидактические условия формирования и развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста; условий технологии организации уроков и внеклассной работы с детьми данного возраста, условий самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности, особенности построения педагогом (способы, приемы) совместной учебно-познавательной деятельности в начальных классах и др.

Анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает так же, что не достаточно освещены вопросы, раскрывающие в полном объеме способы диагностики исследовательских умений на различных этапах их формирования и критерии их сформированности.

Таким образом, проблема формирования исследовательских умений в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике.

Список литературы:

1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено. - М., 2005.

2. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. - М., 2000.

3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков. - Ярославль, 2002.

4. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду / А.И. Савенков. - Самара: «Учебная литература», 2005.

5. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. - 2006. - № 2 - С.45-49.

6. Семенова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.А. Семенова. -Томск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.