МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ББК 74.202.4 УДК 371.388 Е.В. КОВАЛИШИНА
E.V. KOVALISHINA
УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
THE CONDITIONS AND WAYS OF CHILDREN'S RESEARCH ACTIVITY
В данной статье описан опыт организации исследовательской деятельности младших школьников в МОУ гимназии «Лаборатория Салахова». В результате теоретического исследования авторы пришли к выводу, что процесс формирования ориентировочной основы исследовательской деятельности учащихся начальных классов должен строиться с учетом следующих педагогических условий: развитие мотивации к исследовательской деятельности; учет возрастных и индивидуальных особенностей при организации учебного исследования; деятельность педагога по созданию творческой образовательной среды и обеспечению систематичности процесса формирования исследовательских умений школьников.
The article considers the organized experience of children's research activity in Surgut Grammar School "Salakhov's Laboratory". As a result of long theoretical
research authors have come to a conclusion that the formation of pupils' research activity should have following pedagogical conditions: motivation development to research activity, specific organized features of educational research, teacher's creation of the educational environment and the regular process of children's research abilities formation.
Ключевые слова: деятельность, обучение, исследование, технология, компетенция, образование, условия.
Key words: activity, training, research, technology, competence, formation, conditions.
Сегодня уже ни у кого не вызывают сомнения утверждения целого ряда философов и психологов о том, что современную школу можно считать капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у школьников, к невостребованности их творческих способностей.
Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден учеными в области детской психологии и педагогики. Решение это выглядит удивительно просто: обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать такое обучение надо по законам про-
ведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда учебная деятельность школьников будет уже не репродуктивной, а самостоятельной творческой деятельностью. При таком подходе в обучении будет все, что способно увлечь школьников, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Целью образования становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение самостоятельно учиться», самостоятельно «добывать» знания. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Результаты исследований Л.П. Виноградовой, А.В. Леонтовича, А.Н. Под-дьякова, А.И. Савенкова подтверждают факт возможности успешного обучения основам исследовательской деятельности уже на начальном этапе школьного образования.
Исследовательская деятельность - это особый вид деятельности и форма познания человеком действительности. Она направлена на достижение понимания человеком окружающей действительности. Он, так или иначе, использует приобретенные знания в своей практической деятельности и через это убеждается в их истинности или отвергает их как ложные.
Исследование - это процесс самостоятельной выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки) [1, с. 11]. Знания, получаемые посредством исследования, характеризуются надежностью, обоснованностью, объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью [2, 4, 5, 6]. Понятие «исследовательская деятельность» заключает в себе её осознанность субъектом, целенаправленность, познавательную направленность, ориентированную на получение знаний, обеспечивающих прогнозируемое изменение в какой-либо сфере общественной жизни. Исследовательскую деятельность мы рассматриваем как базирующуюся на научной методологии деятельность субъекта по получению нового научно обоснованного знания, предназначенного для целенаправленного изменения существующей реальности, которая осуществляется в логически систематизированной последовательности с применением специальных средств научного познания. Исследовательская деятельность осуществляется во всех сферах жизнедеятельности человека. Не является исключением в этом плане и учебная деятельность младшего школьника.
Исследовательская деятельность ученика начальных классов рассматривается нами как специально организованная познавательная творческая деятельность, в процессе осуществления которой им осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие знаний с использованием доступных методов исследования. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, ориентировочных и операциональных исследовательских действий, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, формирование системы исследовательских умений (поисковых, информационных, организационных, умений
оформлять и представлять результат своего исследования, оценочных умений).
В результате длительного теоретического исследования мы пришли к выводу, что процесс формирования ориентировочной основы исследовательской деятельности учащихся начальных классов должен строиться с учетом следующих педагогических условий:
- развитие мотивации к исследовательской деятельности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей при организации учебного исследования;
- деятельность педагога по созданию творческой образовательной среды и обеспечению систематичности процесса формирования исследовательских умений школьников.
Важным является также и характер обучения: оно должно быть проблемно-исследовательским, направленным на личностное и интеллектуальное развитие детей. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Задача педагога - создавать такие ситуации, в которых тяга к познанию станет постоянной, доминирующей, т.е. формировать у младших школьников исследовательское поведение.
Считаем необходимым кратко остановиться на описании нашего опыта применения комплекса условий и способов организации исследовательской деятельности младших школьников в муниципальном общеобразовательном учреждении гимназия «Лаборатория Салахова» города Сургута.
Обучаясь по системе развивающего обучения, предложенной Д.Б. Эль-кониным и В.В. Давыдовым, учащиеся гимназии с первого класса осваивают главный метод работы на уроке - частично поисковый, исследовательский. Это способствует овладению обучающимися способами решения различных исследовательских задач. Кроме того, на уроке, даже проблемном, не всегда есть возможность учесть индивидуальные особенности ученика, его опыт, его видение мира, его познавательные стратегии. Для этого больше подходят или индивидуальные формы работы, или работа в малых группах (по индивидуальному маршруту).
В практике работы с младшими школьниками мы используем методику организации игр-исследований, разработанную доктором педагогических наук, профессором кафедры психологии развития МПГУ А.И. Савенковым [7, 8, 9]. Индивидуальные и коллективные игры, предложенные автором данной методики, позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребенка, освоить ориентировочные исследовательские действия, приобретать первичный опыт проведения самостоятельных исследований. Каждая игра-исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования.
Данная педагогическая технология применяется не только на уроках, но также на специальных занятиях по развитию детского мышления, которые проводят школьные психологи. Элементы названной методики применяются и в ходе различных внеклассных мероприятий. Причем специальные занятия и внеклассные мероприятия дают большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ученика начальной школы, расширяют его кругозор, создают условия для активного, самостоятельного решения самых разных учебных исследовательских задач.
Важным педагогическим условием формирования основ исследовательской деятельности у детей младшего школьного возраста является развитие исследовательской и творческой мотивации. С этой целью в гимназии проводится цикл бинарных занятий «Я познаю мир». Эти занятия проводят два педагога: учитель и психолог. У учащихся младшего школьного возраста происходят
важные процессы развития всех сторон личности, в этом возрасте могут быть развиты стимулы творческого мышления и творческой деятельности. Начало творческого мышления и творческой деятельности начинается там, где учащиеся находятся в положении, которое дает возможность организовать свои действия, начиная с идеи. При этом возникает новый тип деятельности, который может быть охарактеризован как переход к творческой деятельности. Мышление и деятельность вступают в отношения, делающие возможным переход от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.
Деятельность педагога и психолога направлена на привлечение внимания учащихся к полученному результату, их поддержку, помощь в осмыслении созданного, побуждение к дальнейшей деятельности.
С большим интересом они участвуют в решении самых разных исследовательских задач. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается в гимназии и как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Если в рамках урока в начальной школе мы проводим экспресс-исследования, то во внеклассной деятельности - это долговременные исследования. Методическая сторона этой работы может быть условно поделена на несколько относительно самостоятельных этапов:
- выбор темы, постановка целей и задач исследования;
- изучение теоретического материала;
- сбор собственного экспериментального материала;
- обобщение, анализ, выводы;
- представление результатов исследовательской работы.
Иначе говоря, каждый ребенок работает по индивидуальному образовательному маршруту. Рассмотрим некоторые этапы подробнее.
I. Постановка проблемы (выбор темы исследования).
От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом нести в себе стимул к познанию.
Темы, которые мы использовали в своей работе с детьми, можно объединить в три основные группы.
1. Фантастические темы - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. Например: в исследованиях по философии гимназистами 4 классов были разработаны «Умомер», «Проекты ледяного городка» и даже «Логотип собственного автомобиля будущего».
2. Теоретические темы - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, то, что написано в книгах, в словарях. Например: «Фразеологизмы», 4 класс, «Диалекты народов ханты», 4 класс, «Происхождение русских фамилий», 2 класс, «История алфавита» и «Тайны происхождения слов» (русский язык и литература);
«В мире звуков», 2 класс (английский + русский); «В мире линейных размеров», «Умножение с увлечением», «Системы счисления», «Магические квадраты» (математика).
3. Эмпирические темы - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Например: «Чего стеснялись Байрон и Шекспир» (философия), группа учеников 4-го класса, «Математика в искусстве или Можно ли проверить алгеброй гармонию», 4 класс, «Ассоциативный способ запоминания словарных слов», 3 класс (русский язык), «Как меняется настроение в сказке», 4 класс (литература), «Портрет семьи в интерьере России».
Наиболее сложны и при этом наиболее интересны в познавательном смысле теоретические исследования. Эмпирические исследования более занимательны и доступны для большинства детей, но они сложны в плане подготовки для педагога.
Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалось нам, взрослым, не даст должного эффекта. На этапе выбора темы гимназистам предлагается ответить на вопросы анкеты.
Волнуют гимназистов самые разные темы: «Секреты умножения в таблице Пифагора», «Удобна ли двенадцатеричная система счисления?», «Почему футбольные ворота имеют ширину 7 метров 32 см и высоту 2 метра 44 см, а баскетбольное кольцо находится на высоте 3 м 5 см?», «Какую роль числа играют в сказках?» «Все ли Ивановы родственники?» и «Что означает моя фамилия?», «История моей семьи», «Откуда произошли фамилии учеников нашего класса»; «Математика и магия: миф или реальность?», «Как числа влияют на судьбу человека?» и т.д.
Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.
Задание по теме должно быть выполнено относительно быстро, т.к. способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, у младшего школьника ограничена.
II. Поиск вариантов решения и сбор материала.
Естественно, что способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент. Дети с увлечением наблюдают за поведением людей, проводят несложные тесты и в ходе этого учатся важнейшему качеству - понимать других. Например, работая над темой «Чего стеснялись Байрон и Шекспир» (или Школа этикета) группа мальчиков 4 класса провела тесты «Какой ты слушатель» и «Умеете ли вы общаться?». Обработав полученные данные, ребята разработали памятку «Как стать приятным собеседником».
III. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.
Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации занимательно и увлекательно. Значительно сложнее решить, что делать дальше с полученной информацией. Как ее проанализировать, а затем обобщить, выделить главное, исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь нашим маленьким исследователям не обойтись без деликатной помощи взрослого - учителя и родителя.
В каком виде могут быть представлены результаты исследования?
Итогом исследовательской работы становятся макет, выполненный из самых разных материалов, отчет о проведенном эксперименте (реферат, буклет, презентация) и даже собственный журнал.
IV. Защита результатов исследования.
«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я.А. Каменского пришла к нам из глубины веков. Поэтому этап защиты - венец исследовательской работы и один из главных этапов формирования у начинающего исследователя коммуникативной компетенции. Мы проводим защиту как праздничное мероприятие в рамках ежегодных Дней науки.
Юниорская лига организована в гимназии в 1999 году. С каждым годом растет число участников Юниорской лиги. Все наши юные исследователи являются членами гимназического научного общества «Грани».
В 2006-2008 годах двенадцать гимназистов прогимназии представили свои работы на Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (издательский Дом «Первое сентября»).
Очень важно, что обучающиеся начальной школы имеют возможность представлять результаты своих исследований не только в рамках собственной школы, но могут попробовать свои силы и в городском конкурсе «Шаг в будущее» - Юниор.
В 2008-2009 учебном году в этом конкурсе принимали участие 28 учащихся 4-6 классов. Гимназисты показали высокие результаты: 8 призовых мест, из которых 6 - первых.
В 2009-2010 учебном году мы планируем принять участие в Российском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь».
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.
Применение представленных выше условий и способов организации исследовательской деятельности учащихся создает в нашем учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития гимназии как инновационного учебного заведения нового типа. В гимназии формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, непрерывное совершенствование субъект-субъектных отношений, атмосфера духовной близости и сотворчества.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь [Текст]: в 2-х т. / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991. - Т. 2. - 768 с.
2. Водопьянова, Е.В. Технология научной деятельности как объект социально-философского анализа [Текст]: дис... д-ра филос. наук / Е.В. Водопьянова. - М., 1997. - 332 с.
3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
4. Зимняя, И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения: Экспериментальная учебная авторская программа [Текст] / под научной ред. Н.А. Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 28 с.
5. Кедров, Б.М. Логико-психологический анализ открытий [Текст] // Наука и жизнь. -1965. - № 12. - С. 8-10.
6. Копнин, П.В. Задачи и основные понятия логики научного исследования [Текст] / под ред. П.В. Копнина, М.В. Поповича. - М.: Наука, 1965. - 107 с.
7. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] // Исследовательская работа школьников. - 2004. - № 1. - С. 22-32.
8. Савенков, А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности [Текст] // Исследовательская работа школьника. - № 2. - 2003.
9. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]: учебное пособие. - М., 2006. - 480 с.
10. Обухов, А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? [Текст] // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 4. -С. 18-21.
ББК 22.143 УДК 517.957
В.И. СЕДАКОВА
V.I. SEDAKOVA
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КА ЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДА Ч
THE PROCESS OF FORMING OF STUDENTS' RESEARCH CHARACTERISTICS WHILE SOLVING MATHEMATICAL PROBLEMS
Развитию сознания, мышления, мировоззрения, творческих способностей у учащихся в процессе обучения математике способствует исследовательская деятельность учащихся. На развитие исследовательских умений, формирование познавательного интереса наиболее успешно влияют самостоятельные работы поискового и исследовательского характера, нестандартные математические задачи. Одним из средств формирования навыков поисково-исследовательской деятельности является решение нестереотипных заданий, при решении которых развиваются сообразительность, изобретательность, смекалка и другие качества.
Research activity facilitates development of conscious, mentality, world outlook, creative abilities of the students while instruction in mathematics. Independent research works, unstandardized mathematical problems influence successfully the development of research abilities, forming of cognitive interest. One of the means