Практика организации исследовательской деятельности
Региональный опыт работы
Учебно-исследовательская деятельность в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского
Автор рассуждает об актуальности и важности обучения школьников на основе исследовательской и проектной деятельности. Педагоги Православной гимназии имени Преподобного Сергия Радонежского уделяют большое внимание развитию этого направления, о чем свидетельствует организация на базе гимназии конференций цикла «Русские писатели и православие», в том числе конференции «Лермонтов и Православие», а также других подобных мероприятий. В статье приводится алгоритм создания проекта, составленный Г.К. Селевко, который поможет педагогу-руководителю учебно-исследовательской деятельности при планировании конкретной работы.
Селивановский
Дмитрий Александрович,
методист, учитель обще-ствознания в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского, г. Сергиев Посад Московской области
13 февраля 2009 года в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в рамках работы Московского областного отделения Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» прошла региональная конференция «Лермонтов и Православие» из цикла «Русские писатели и Православие», приуроченная к 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
В этом знаменательном для всего Сергиево-Посадского района событии принимали участие педагоги и ученики не только нашей гимназии, но и других школ Подмосковья. На конференцию собралось множество почетных гостей: секретарь Ученого совета Московской духовной Академии протоиерей Павел (Великанов); профессора Академии повышения квалификации Обернихина Г.А. и Крупина И.В.; доцент кафедры истории, социально-политического образования и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тюляева Т.И.; доктор филологических наук, научный сотрудник Института мировой литературы Российской Академии наук Радомская Т.И.; директор Учебно-методического центра образования города Сергиев Посад Лей-кина А.Г.; народный артист России, президент международного кинофорума «Золотой витязь» Бурляев Н.П., исполнивший главную роль в своем фильме о М.Ю. Лермонтове; автор книги «Четыре года из жизни поручика Лермонтова» Абсава Г.И.
Проведение на базе гимназии цикла конференций «Русские писатели и православие», равно как и других научно-творческих
Селивановский Дмитрий Александрович
ТГ
мероприятий, свидетельствует о том, что мы уделяем большое внимание учебно-исследовательской деятельности гимназистов. Именно на мероприятиях подобного формата ученики публично представляют результаты этой деятельности.
Современный этап развития человечества многие философы, историки, социологи и представители других наук именуют информационным обществом. И действительно, механизируя производство, человек сегодня освобождает свои силы для работы с информацией. В каждой области научных знаний накоплен большой объем исследуемых фактов действительности и вариантов их объяснения. К тому же процесс их накопления имеет положительную динамику. Параллельно с ним существует другая тенденция развития общества - его глобализации, объединения. Это приводит к тому, что каждый, используя в том числе технические средства, может получить доступ к информации, накопленной человечеством.
В то же время возможности человека весьма ограничены: в сутках 24 часа, в году 365 дней, а «дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь» (Пс. 89: 10).
Из всего вышесказанного следуют вполне прагматичные выводы, касающиеся, в частности, системы образования: сегодня ученику важно не столько усвоить как можно больше знаний, сколько научиться осваивать именно те знания, которые ему необходимы. Для этого ему надо овладеть очень важными и непростыми познавательными умениями. Прежде всего, научиться выделять ту область действительности, которая представляет для него интерес, и в ней, в свою очередь, определенную часть для дальнейшего изучения, т.е. найти объект и предмет исследования. При этом надо
ясно понимать, зачем это нужно, т.е. уметь ставить перед собой цель познания, или по-другому, исследования. Определив, что и зачем изучать, мы должны решить, как именно исследовать ту или иную вещь. Ведь если мы приступим к измерению расстояния с помощью гирь и весов, нам удастся добиться не больше чем тем, кто измеряет массу, используя линейку. То есть нам необходимо выбрать путь познания или, другими словами, метод исследования. Итак, раскрыв тезис о том, что сегодня, живя в информационном обществе, человек должен научиться осваивать именно те знания, которые ему необходимы, мы показали, какими интеллектуальными умениями он должен обладать. Причем очевидно, что в любой науке давно сложилась традиция, логика познания действительности. Все сказанное выше как раз и лежит в этой логике научного познания: определение объекта, предмета, цели, методов исследования и т.д. Итак, мы хотим сказать, что сегодня в школе важно воспитывать культуру мышления. «Какую именно?» - спросит нас читатель. Отвечаем: «Культуру мышления, которая сложилась в науке». Осознание этого факта требует внедрения (возвращения) в современные школы активных методов обучения - проблемного и проектного обучения, интерактивных технологий.
Опыт проектной деятельности является, по мнению преподавателей Православной гимназии, одним из самых полезных
Селивановский Дмитрий Александрович
ТГ
и плодотворных для учащихся. Они учатся работать с различными источниками информации, осваивать фонды библиотеки и медиатеки, выполняя задания исследовательского характера и др. Результаты своей работы гимназисты успешно представляют на ученических конференциях и конкурсах различного уровня, например, на конференции «Лермонтов и Православие».
В рамках данной конференции работала педагогическая мастерская, где учителя района представили собственный опыт организации изучения биографии и творчества М.Ю. Лермонтова. Представленные технологии организации учебно-исследовательских работ, согласно классификации Г.К. Селевко1, могут быть отнесены к числу технологий учебных проектов. Мы с удовольствием представим читателям журнала «Исследователь/ Researcher» алгоритм разработки проекта, включенный в «Энциклопедию образовательных технологий» Г.К. Селевко2.
1
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
2
Там же. - Т.1. - С. 228-238.
Алгоритм разработки проекта
Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Погружение в проект: проблематизация, разработка проектного задания
1.1. Выбор проблемы (темы) проекта и обоснование проекта Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Предлагает учащимся совместно выбрать тему проекта. Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися Обсуждение и принятие общего решения по теме. Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами
1.2. Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Вместе с учащимися проводит эту работу Каждый ученик выбирает себе подтему. Активное обсуждение и предложение вариантов подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль)
1.3. Формирование творческих групп Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности После определения своих ролей комплектуются в соответствии с ними в малые группы
2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности)
2.1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задания для групп, отбор литературы Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает и предлагает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. В зависимости от возраста степень участия учащихся будет разной Участие в разработке заданий для младших, определение их сильных и слабых сторон, возможностей и трудностей отдельными учащимися старших классов
2.2. Планирование технологического процесса Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей Поисковая деятельность, информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем и т. п.
2.3. Разработка документации. Определение форм выражения итогов (результатов) проектной деятельности Принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям В группах, а затем в классе обсуждаются план деятельности, формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д.
Исследователь/Researcher • 1-2/2010 213
Практика организации исследовательской деятельности
ТГ
Региональный опыт работы
Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся
3. Технологическая стадия (осуществление деятельности)
3.1. Организация рабочего места Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда Самоактуализация своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости
3.2. Выполнение технологических действий
3.3. Моделирование
4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов)
4.1. Оформление результатов Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформление результатов в соответствии с принятыми формами
4.2. Защита, презентация (контроль и испытание) результатов Организует экспертизу, например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и т. д. Доклад о результатах своей работы, демонстрируют их
4.3. Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки Самооценка результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. Участие в коллективном обсуждении, групповая рефлексия
Критерии оценки результатов исследовательской деятельности учеников:
- владение способами познавательной деятельности;
- умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т. д.;
- коммуникативные и адаптивные качества: умение работать, сотрудничать, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
- самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реа-лизовывать план, проводить рефлексию, соотносить цель и действие.
Независимо от того, в какой области знания осуществляется учебно-исследовательская деятельность, где и в каком формате происходит презентация результатов, учебно-исследовательские работы всегда, в той или иной мере, способствуют развитию следующих умений: доказывать актуальность темы, определять проблему, предмет и объект исследования, обозначать цели и задачи, методы исследования, работать с различными источниками информации, выдвигать гипотезы, обобщать результаты, формулировать выводы, оформлять результаты, видеть новые проблемы. Одни только знания, без этих умений, не смогут обеспечить успешность и результативность деятельности в современном мире. щ