Модель представляет целостную профессионально-педагогическую систему, включающую цели проектной деятельности, компоненты, структуру и подсистемы проектной деятельности, основные этапы технологии реализации проектной деятельности и результат.
Литература:
1. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект // В мире научных открытий. 2012. № 9.2 (33). С. 402-412.
2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.
3. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3457-3462.
4. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 274-280.
5. Цыплакова С.А. Моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Цыплакова Светлана Анатольевна. - СПб., 2015. - 181 с.
Педагогика
УДК: 372.8
аспирант Чернова Ольга Александровна
ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург),
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии
ГБОУ Лицей № 597 (г. Санкт-Петербург)
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "СТУПЕНИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"
Аннотация. В статье рассматриваются особенности осуществления исследовательской деятельности в 57 классах. Работа дает представление о том, какие исследовательские умения формируются на этой ступени обучения. Представлена классификация и описание исследовательских умений, формируемых в процессе реализации программы внеурочной деятельности "Ступени Естествознания".
Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, внеурочная деятельность, естествознание.
Annotation. This paper outlines some specific features of researching activities for the 5-7 grade students. The work presents basic skills which are taught in this period. As well as the description and classification of the basic research skills, being taught in the process of implementation of the "Steps in Science" extracurricular study programme.
Keywords: research, research skills, extracurricular activities, science.
Введение. Ребенок - исследователь по своей природе. Любознательность, постоянное стремление наблюдать, искать, добывать новые сведения о мире, экспериментировать являются важнейшими чертами поведения детей. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, это и создает условия для того, чтобы психическое развитие обучающихся разворачивалось как процесс саморазвития. Данный вид деятельности является средством повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающегося. Главная цель исследовательской деятельности - формирование у учащегося исследовательских умений как готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. [8]. Курс внеурочной деятельности "Ступени Естествознания" как нельзя лучше способствует решению этих задач.
Учителю в своей работе нужно не просто организовывать исследовательскую деятельность обучающихся, но в первую очередь формировать и развивать исследовательские умения на каждом этапе этой деятельности.
Исследовательские умения - это ожидаемый результат исследовательской деятельности, представляющий интеграцию специальных, осознанных, взаимообусловленных, в совершенстве освоенных действий, обеспечивающих учащимся самостоятельное создание исследовательского продукта [3]. Исследовательские умения особенно ценны тем, что они создают надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка - самообучение и саморазвитие.
Формулировка цели статьи. В данной статье дается характеристика исследовательских умений, показана значимость их формирования в 5-7 классах во внеурочной деятельности на примере программы "Ступени Естествознания".
Изложение основного материала статьи. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная творческая деятельность детей, направленная на реализацию исследования или его части с разной степенью самостоятельности с применением доступных детям методов исследования, результатом которого является субъективно новое для ребенка знание, исследовательские умения и новые познавательные мотивы [7].
В работе О.А.Абдулаевой и О. А. Ивашедкиной [1] выделяются следующие принципы исследовательской деятельности.
1. Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося. Развитию данного интереса способствует внеурочная деятельность, обладая достаточным количеством времени для реализации творческого потенциала обучающихся.
2. Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.
Исследовательская деятельность организовывается с учетом реализации обучающимися личностных потребностей.
3. Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения. В ходе исследовательской деятельности ученик учится размышлять, наблюдать, использовать собранный материал, соблюдать правила безопасности, делать выводы. Для исследовательской деятельности важно не только достижение результата, но и осознание способов его получения.
4. Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Исследование является результатом детского "почему?" В современной школе на первый план выходит способность самого ребенка самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
5. Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения. Исходя из предыдущего принципа, идеальным было получение знаний учащимися в ходе самостоятельной (а лучше - самостоятельно организованной исследовательской деятельности), но не все и не всегда в обучении может быть подчинено данным принципам. В получении знаний невозможно уйти и от репродуктивных методов. Умелое сочетание этих методов позволяет получать полный объем знаний и развивать творческий потенциал подростка.
Формирование исследовательских умений начинается еще в ДОУ, здесь результатом исследовательской деятельности является, прежде всего, формирование новых познавательных интересов, исследовательского поведения, положительного отношения к познанию как виду деятельности, основы для дальнейшей исследовательской деятельности в виде сформированных отдельных исследовательских действий [7].
Обучающиеся к окончанию школы должны обладать специальными исследовательскими умениями, формирующимися через научно-образовательную и поисково-творческую деятельность, такой как организация дискуссий, интерактивных игр, дебатов. Учащиеся старшего звена должны быть достаточно подготовлены к исследовательской деятельности, они самостоятельно выбирают тему исследования, руководствуются своими интересами. Итогом работы становится творческий отчет, формы которого могут быть различны: презентация, защита реферата, выпуск газеты. Результативность исследовательской деятельности в старших классах напрямую зависит от сформированности исследовательских умений в среднем звене обучения. К 5 классу обучающиеся уже имеют четкие представления об исследовательской деятельности, при осуществлении которой уже заложены основы следующих исследовательских умений: 1) определение проблемы; 2) постановка вопросов; 3) формулирование понятий; 4) различного рода классификации; 5) проведение наблюдения; 6) осуществление экспериментальной части исследования; 7) формулировка выводов; 8) простейшее структурирование материала.
Проложить "мостик" между тем, какими исследовательскими умениями уже обладали ученики начального звена обучения, сформировать исследовательские умения, которыми должны обладать выпускники школы может не только урочная, но внеурочная деятельность, особенно, в области естествознания.
Курс внеурочной деятельности "Ступени Естествознания" (5-7 класс) позволяет приобщить обучающихся к исследовательской деятельности и создать основу для понимания значимости естественнонаучного познания для каждого человека как основы ориентации в системе «Природа-Человек». Овладение учащимися приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов в рамках освоения данной программы внеурочной деятельности, направлено на формирование у учащихся представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системы.
Исследовательская деятельность, реализуемая учащимися в рамках курса "Ступени Естествознания", позволяет формировать умения необходимые для планирования и осуществления учебного исследования, способствуют освоению учащимися общих принципов методологии научного познания, которые несут прикладной характер и могут быть использованы в различных научных областях.
Для изучения естествознания исследовательская деятельность является базовой, так как позволяет использовать разнообразные формы занятий.
Исследовательские умения формируются поэтапно и комплексно, в течение продолжительного времени. Наиболее важными из них являются следующие компоненты исследовательских действий, которые выделяет в своих работах А. Савенков [5]. Рассмотрим формирование данных умений на примере курса внеурочной деятельности "Ступени Естествознания".
1. Видение проблемы. Это исследовательское умение сложное. Оно формируется на протяжении всего периода обучения, являясь наиболее значимым из всех исследовательских умений. Данное умение формируется при многократном рассмотрении проблемы с различных точек зрения. Формированию видения проблемы в 5-7 классах способствуют такая работа как: "Продолжи рассказ", "Составь рассказ от имени другого персонажа", "Подбери начало (конец) к рассказу", "Вторая жизнь ненужных вещей" и др. Применительно к нашему курсу в 6 классе по теме "Как растения получают энергию солнечных лучей" можно предложить обучающимся составить рассказ "от лица" растения, обязательно с описанием внешнего вида и особенностей жизненного цикла в различные сезоны года.
2. Наблюдение как способ выявления проблем. В научной практике в наблюдении используются различные средства (включающие как программу, параметры наблюдения, так и различного рода инструменты, приборы). В процессе обучения наблюдение служит для выявления проблемы при осуществлении анализа предмета наблюдения. Правильная организация и проведение наблюдения очень непростая задача, в начальной школе эту роль берет на себя педагог, а в среднем звене обучения наблюдение способны организовать обучающиеся. При проведении опыта в 6 классе по теме "Вода - это минерал?" обучающиеся делают вывод, что лед не тонет в воде. Данный вывод позволяет поставить проблему: "Почему лед не тонет в воде? Почему лед легче воды?".
3. Выдвижение гипотезы. Это умение тесно связано с уже сформированным в начальной школе умением задавать вопросы. Умение выдвигать гипотезы подготавливает учащихся 5-7 классов к формированию исследовательских умений старшей школы, таких как постановка реальных и мысленных экспериментов. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. Здесь юному исследователю могут помочь такие словосочетания как: "может быть", "что, если...", "возможно", "предположим", "допустим". Вопросы педагога могут быть совсем провокационными. Например, при изучении в 6 классе темы "Космическая роль зеленых растений на планете" можно предложить учащимся обосновать гипотезу о том, как изменится наша планета без растений.
4. Формулирование вопросов. Данное умение рассматривается в литературе как вариант, компонент умения увидеть проблему. Учебные тексты позволяют формировать это умение, начиная с 1 класса,
постепенно усложняя проблемные ситуации и вопросы от анализа простых текстов к вопросам, направленным на анализ способов решения проблем. При формировании данного и предыдущего умений педагог должен помнить, что главным вопросом, на который отвечают дети, должен быть вопрос "Почему?" Но могут быть использованы и другие вопросы, например, оценочный вопрос при изучении в 5 классе темы "Как работают в лаборатории". Обучающиеся рассматривают плакаты с графическими правилами поведения ученика в лаборатории. Учитель задает вопрос: "Что из того, что делает мальчик в лаборатории верно?" Вопрос может быть и описательным. Например, изучая в 5 классе тему "Способы очистки веществ", обучающиеся способны задать следующие вопросы: "Как очистить воду от нерастворимых в ней примесей?", "Как происходит фильтрация воды в промышленных масштабах?", "Как сделать жесткую воду мягкой в домашних условиях?", "Когда для очистки применяют способ отстаивания?", "Что представляет собой процесс выпаривания воды?" и др.
5. Формулирование понятий - это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущностей понятия либо установление значения термина. К моменту обучения в 5 классе ученик уже обладает самыми простыми данными умениями, которые формируются следующими методами: метод определения понятий; метод подбора характеристик, метод подбора примеров. В 5- 6 классе больший упор делается на методы сравнения, определения сходства и различия. Например, при изучении в 6 классе темы "Горные породы и минералы" учащимся предлагают таблицу, в одном столбике которой помещены горные породы, а в другом -минералы. Сначала учитель предлагает обучающимся самим сформулировать понятия "Минерал" и "Горная порода", если это вызывает затруднение, открывается следующая часть таблицы, в которой описаны свойства тех и других природных тел. При изучении темы 5 класса "Красная книга" формулирование понятия может осуществляться после ознакомления с текстом, в котором говорится о содержании, задачах, целях и периоде создания. После знакомства с тексом учащиеся должны сформулировать определение что такое "Красная книга".
6. Классификация - это распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления. Умения классифицировать формируются еще в начальной школе. Здесь могут быть такие методы, как "определение лишнего предмета", "определение недостающего предмета", "выделение предметов по принципу - "чем схожи" и "чем различаются". А.И. Савенков выделяет несколько видов объединения:
• Категориальное объединение (подбор понятия, характерного для всех предметов группы);
• Функциональное объединение (объединение предметов по их использованию человеком, значению в природе);
• Пространственное объединение (по принадлежности предметов к каким-либо ареалам, территориям);
• Аналитическое объединение (определение общих признаков видовых, поведенческих и др.) [6].
Например, при изучении в 5 классе темы "Как сохранить растительный и животный мир" учащиеся
вполне способны соотнести положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на биосферу. Педагог предлагает на основании уже имеющихся у обучающихся знаний и дополнительных источников информации записать примеры положительного и отрицательного антропогенного влияния на растительный и животный мир.
7. Взаимодействие с парадоксами. Данный вид исследовательского умения наиболее сложный. Так как в парадоксе используются сочетания более двух противоположных утверждений, учащиеся должны подобрать убедительные аргументы для каждого из них. Основой для определения парадокса может быть простой эксперимент. Так в 5 классе при изучении темы "Вещества" обучающиеся проводят эксперимент. Бросая в таз с водой небольшие предметы из железа, они делают вывод, что металлические предметы тонут. "А как же тогда плавают корабли?"- спрашивает учитель. Здесь то и приходится говорить о плотности вещества. Парадокс может подаваться как проблемный вопрос. При изучении курса "Ступени Естествознания" в 7 классе обучающиеся сталкиваются с парадоксом: "Открыл Америку Х.Колумб, а называется материк "Америка", а не "Колумбия". При изучении темы "Минералы" можно предложить учащимся парадокс "Ползающих камней" в Долине смерти. Ученики должны выдвинуть гипотезу и обосновать ее.
8. Проведение эксперимента. В ходе формирования этого умения предполагается воздействие на объект исследования. Кроме того, при поиске решения проблемы могут использоваться умения делать выводы, умозаключения и умения классифицировать. Особенно этому способствует мысленный эксперимент. Он хоть и достаточно сложен для осуществления и может проводиться только в старших классах, но в ходе этого эксперимента исследователь представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и может яснее увидеть результаты этих действий. Для обучающихся 5 - 7 классов более приемлемым может стать эксперимент с реальными объектами. Особенно важен этот вид экспериментов при изучении естественнонаучных предметов. В теме "Виды физических явлений" в 6 классе можно экспериментально доказать и показать явление электризации (надеваем домашние тапочки матерчатые, только не с резиновой подошвой. Трем длительно ногами по ковру или деревянному полу, если коснуться кончиком пальцев с напарником, то получите разряд. В темноте будет видно, как он сверкает). Учащиеся вспоминают, где в природе они видели такие явления и когда они возникают?
9. Формулировка выводов и умозаключений - форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание. Выделяется три вида умозаключений: индуктивное (от частного к общему), дедуктивное (выдвижение гипотезы) и умозаключение по аналогии (основывается на умении выделять признаки). Эти исследовательские умения также относятся к трудно формируемым, но работу над их формированием эффективнее проводить, опираясь на сопоставлениях, выделениях общих признаков, определению на что похоже, выделению предметов совершенно из разных групп, но имеющих схожие свойства. Основная задача педагога при формировании данного умения - помочь учащимся в ходе собственных несложных коллективных рассуждений сформулировать вывод. Это достигается постановкой последовательных вопросов. Так, изучая в 6 классе тему "О чем "рассказал" кусочек мела", рассматривая в микроскоп мел, обучающиеся делают вывод о месте и способе его образования, а воспользовавшись определителем, вполне могут назвать и его возраст.
10. Работа с метафорами. Это сложный вид исследовательских умений. Начинать его формирование учитель может с заданий типа: "Объясните значение выражения", "Найди в тексе подтверждение афоризмов
на заданную тему", "Используя рекламные плакаты, сформулируй проблему" и др. При изучении темы "Взаимосвязи компонентов в природе" в 6 классе учитель просит обучающихся показать взаимосвязи в природе на примере русских народных сказок. Как народ переносил эти взаимосвязи в сказочную форму. В 5 классе при изучении темы "Глобальные проблемы современного мира", используя рекламные плакаты, учащиеся формулируют глобальные проблемы человечества (реклама Greenpeace, демографических проблем и т.д.).
11. Установление причинно-следственных связей. Это сложный, интегративный процесс познания действительности посредством построения рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение). Формирование данного исследовательского умения имеет определенную структуру.
1) осмысление представленного явления (события, ситуации);
2) выявление общих и отличительных признаков данного явления;
3) определение существенных признаков (причин) явления;
4) формирование суждения о возможных следствиях данного явления;
5) обоснование сделанных предположений посредством рассуждений и умозаключений.
При изучении темы "Горные породы и минералы" в 6 классе, изучая вулканическую деятельность, обучающиеся делают "макет" литосферных плит, накладывают его на физическую карту Мира. Убедившись, что вулканическая деятельность приурочена к стыкам литосферных плит, делают вывод о движении земной коры и ее активности. Изучая тему "Минералы" в этом же разделе, учащимся предоставляется коллекция минералов и названия этих минералов на карточках на иностранных языках. Определив химические и физические свойства минералов, учащиеся подбирают к ним названия. Например, немецкое слово "twarc" твердый (соответствует названию минерала кварц); латинское "granum" означает "зерно" (соответствует названию гранит) и др. Продуктивнее всего эта работа может быть организована в группе.
12. Структурирование материала. Формирование данного умения включает в себя большой набор операций. Основные - это умение выделять главное и второстепенное, умение выстраивать последовательность событий, умение составлять таблицы, логические опоры. При изучении темы "Земля -компонент Солнечной системы" обучающиеся 6 класса с опорой на текст должны самостоятельно составить таблицу "Космические тела" (графы таблицы ученики выбирают сами, но по заданию их должно быть не менее 4). Еще одним примером задания может служить "Составление графического рисунка "Виды солнечной энергии" в 6 классе. Этот вид работы предполагает знакомство с текстом и обозначение на рисунке стрелками различных видов солнечной энергии, попадающей на земную поверхность.
Выводы. Программа внеурочной деятельности "Ступени естествознания" направлена на формирование исследовательских умений обучающихся 5-7 классов и построена таким образом, что востребованы многообразные аспекты практического опыта и знаний обучающихся из разных предметных областей. Задания в рамках курса "Ступени Естествознания", посильны практически любому ученику и способствуют формированию у обучающихся целостной картины Мира, делая процесс обучения значимым и интересным.
Литература:
1. Абдулаева О.А., Ивашедкина О.А. Организация учебной проектной и исследовательской деятельности при изучении курса "Естествознание": методическое пособие / науч. ред. И.Ю. Алексашина -СПб.: СПб АППО - 2014. - 66 с.
2. Алексашина И.Ю. Интегрированный курс «Естествознание» как новый учебный предмет: теоретический анализ, проблемы и опыт реализации // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. - СПб.: СПб АППО, 2015 -№2(2) - с. 22-34.
3. Головизнина, Н.Л. Исследовательские умения как средство развития самодеятельности старшеклассников: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Головизнина Наталья Леонидовна. - Киров, 2005. - 186 с.
4. Полещук А. А. , Галкина Е. А. Формирование исследовательских умений в процессе обучения биологии / Организация исследовательской деятельности школьников по биологии в условиях реализации ФГОС ООО / Педагогические чтения в ННГУ. Сборник научных статей. Нижний Новгород. Арзамас. 2015 с. 503-504
5. Савенков А.И. Развитие исследовательских умений школьников. / Школьный психолог. №18 (424), 2008
6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников. / Ф1зка: праблемы выкладання. 2007. №3. С. 14-24
7. Семенова Н.А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность./Детский сад: теория и практика. 2015. № 9. 18-24
8. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: метод. пособие. Томск / Томский ЦНТИ, 2007, 76 с.
Педагогика
УДК 372.881.1
учитель истории Чилингарова Диана Нораировна
Санаторная школа интернат №74 (г. Ростов-на-Дону);
кандидат педагогических наук, доцент Оганнисян Лариса Арамовна
Южный Федеральный Университет (г. Ростов-на-Дону)
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматривается актуальность межпредметных связей обусловленная современным уровнем научно-технического прогресса, усилением интегративных тенденций в науке, технике и производстве.
Ключевые слова: интегрированный урок, межпредметная связь, формирование личности, взаимосвязанность материала.
Annotation. The article discusses the relevance of interdisciplinary connections due to the modern level of scientific and technical progress, strengthening of the integrative trends in science, engineering and manufacturing.
Keyword: integrated lesson, interdisciplinary communication, development of personality, the interrelatedness of the material.
Введение. В условиях модернизации российского образования меняются задачи современной школы. Важнейшими приоритетами для обучающихся становятся индивидуальное развитие, осознание своей позиции в обществе, самостоятельность, готовность к самоопределению, то есть те качества, без которых невозможна модернизация страны и вступление в сообщество развитых государств. Для решения этой задачи необходимо создать систему обучения, которая бы соответствовала формированию у школьников системных знаний, не причиняя вреда их здоровью. Психолого-педагогическая мысль и образование находятся в постоянном поиске методов, форм, приемов, способствующих созданию такой системы. Одно из направлений в этом поиске - осуществление межпредметных связей в обучении. Актуальность межпредметных связей на данном этапе развития общества очевидна, это требование времени. Она обусловлена современным уровнем научно-технического прогресса, усилением интегративных тенденций в науке, технике, производстве. И эта проблема школьного образования по-прежнему остается нерешенной. Многопредметность учебного плана, слабая связанность научных дискурсов (рассуждений), представленных в содержании учебных предметов, разрыв между знанием и личностью обучаемого и другие причины ведут к фрагментарности обучения.
Формулировка цели статьи. Целью интегрированных уроков является формирование у школьников целостного представления об окружающем мире, активизация мыслительной деятельности, побуждение к поиску новых способов познания учебного материала, формирование исследовательского типа мышления.
Изложение основного материала статьи. В современных условиях формирование личности, владеющей разносторонними знаниями, признано приоритетной целью деятельности образовательных систем. Достижение целостности общего образования, связанность его предметно-содержательных, организационно-процессуальных и личностно-развивающих компонентов становится первоочередной задачей педагога. Успех в формировании единой системы научных знаний о живой и неживой природе становится возможным, если обучение ведется во взаимосвязи и взаимодействии смежных предметов, в частности предметов литературы и истории. При реализации межпредметных связей (МПС) у обучающихся формируются «умения устанавливать и усваивать связи между предметами, осуществлять перенос и синтез знаний из смежных предметов, что, в свою очередь, способствует усилению взаимодействия индукции и дедукции, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации в познании, а также развитию эвристических методов обучения. Формируя у обучающихся умения обобщать знания из смежных предметов, учитель развивает у них умение в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особое» [1]. Этот процесс влияет не только наусвоение конкретных общенаучных знаний, но и на эмоционально-ценностное отношение школьников к процессу познания, что сказывается на эффективности обучения, прочности знаний и развитии интеллекта.
Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Познавательная деятельность учащихся возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса. При осуществлении интегративного подхода в обучении очень важно учитывать здоровье ребенка, т.к. такие уроки требуют большей концентрации внимания, сосредоточенности, использование приемов анализа и синтеза и т.д. За время работы в школе мною были апробированы традиционные методики обучения. Но предпочтение отдано использованию технологии интегрированного обучения, как дающей наиболее эффективный результат. Межпредметная интеграция не отрицает предметной системы. Она является важным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязи и взаимозависимости между предметами. Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеют определенное преимущество для учащихся:
• строятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка, с учетом его возрастных и психологических особенностей;
• повышают мотивацию, формируют интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
• способствуют формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
• позволяют систематизировать знания;
• способствуют развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, творческого мышления учащихся.