Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ГЕОГРАФИИ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ОСНОВЫ ГЕОГРАФИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / СОДЕРЖАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платохина Н.А., Малиновская Н.И.

В статье рассматривается содержание инновационного проекта «Занимательная география для дошкольников, его цель: разработать и апробировать педагогические условия, направленные на развитие познавательной активности детей 5-7 лет в процессе изучения основ географии.The article considers the content of the innovative project “Entertaining geography for preschoolers, its goal: to develop and test pedagogical conditions aimed at developing the cognitive activity of children 5-7 years in the process of studying the basics of geography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платохина Н.А., Малиновская Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ГЕОГРАФИИ»

Анализ рисунков детей показал, что испытуемые представляют членов семьи веселыми и счастливыми. Семья не мыслится без общей деятельности всех ее членов, без благополучия в семейных отношениях. В семье должно быть взаимопонимание между детьми и родителями.

Мальчики часто указывали, что главным в семье должен быть отец, а девочки считали, что мать. 4% школьников отмечали, что семья - это они сами, в рисунках не прослеживаются контакты с родственниками.

Изучение особенностей представлений о семье у детей младшего школьного возраста позволило нам прийти к заключению, что для детей именно семья обеспечивает эмоциональные связи и привязанности, она основа чувства защищенности. Люди, которые занимаются общими делами, проводят свободное время в кругу родных - это и есть семья для детей. Дети понимают под словом «семья» такие свойства как: проявление эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, проявление своей заботы о родных и близких, помощь в выполнении домашних обязанностей.

Использованные источники:

1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство: Изд-во Владос-Пресс, 2006, 159 с.

2. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманитар. Издательство центр ВЛАДОС, 2003, 321 с.

3. Хоменко И.А. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 2001, 200 с.

УДК 373

Платохина Н.А., к.п.н.

профессор

кафедра дошкольного образования ФГАОУ ВО «Южный Федеральный университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону Малиновская Н.И.

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад № 3 «Солнышко» Россия, г. Аксай

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ГЕОГРАФИИ

Аннотация: в статье рассматривается содержание инновационного проекта «Занимательная география для дошкольников, его цель: разработать и апробировать педагогические условия, направленные на развитие познавательной активности детей 5-7 лет в процессе изучения основ географии.

Ключевые слова: инновационный проект, основы географии, познавательная активность дошкольников, содержание, технологии, этапы реализации проекта.

Abstract: The article considers the content of the innovative project "Entertaining geography for preschoolers, its goal: to develop and test pedagogical conditions aimed at developing the cognitive activity of children 5-7 years in the process of studying the basics of geography.

Keywords: innovative project, bases of geography, cognitive activity of preschool children, content, technologies, stages of project implementation.

Почему именно география, спросите вы?! География - это наука про всех и для всех. География - наука, которую изучают от маленьких почемучек до серьёзных седых учёных. Что там за горизонтом, какие люди живут за высокими горами, есть ли за горами другие страны, есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда волновали и волнуют воображение людей. Что дает человеку знание географии и умение пользоваться географическими знаниями? Оно дает человеку возможность выбираться из самых трудных ситуаций, даёт уверенность в жизни, широту взглядов во всём - география база для мировоззрения человека, она учит жить на Земле.

Актуальность проекта «Занимательная география для дошкольников», реализуемого на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Аксайского района: детский сад №3 «Солнышко» (Ростовская обл.):

• обусловлена потребностями современного общества в создании условий для гармоничного развития личности ребенка: развитие любознательности, познавательной мотивации и интересов, познавательных действий и способностей дошкольников (ФГОС ДО, «Национальная стратегия в поддержку детей 2012-2017гг» и др.) [5];

• актуальность проекта определяется научной обоснованностью процесса ознакомления дошкольников с современным миром, осмыслением многообразия и ценностного содержания природно-географических, биологических моделей, природных стихий и территориальных пространств (Л.А.Багрова, Т.И. Гризик, В.Т.Глубь, О.В.Колпакова, Г.И.Мелихова, Н.Н. Петрова, М.В.Ревенко, Н.Я.Семаго и др.) [2];

• обусловлена сензитивностью дошкольного детства в процессе развития активной, заинтересованной и познающей личности, развивающейся под девизом «Думаю, рассуждаю, ищу решение!» (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, О.М. Дьяченко, Д. Б. Эльконин и др.) [1; 3; 4].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сформулировать цель проекта: разработать и апробировать педагогические условия, направленные на развитие познавательной активности детей 5-7 лет в процессе изучения основ географии.

Обозначенная в проекте цель предполагает решение следующих задач:

1.Расширение первичных представлений детей дошкольного возраста о малой родине, Отечестве, социокультурных ценностях народа,

отечественных традициях и праздниках.

2. Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов.

3. Развитие у дошкольников эмоционального отношения к объектам живой и неживой природы.

4. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды элементами, расширяющими представления дошкольников о географических объектах и понятиях.

5. Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей по проблеме развития познавательной активности детей 5-7 лет в процессе изучения основ географии.

Содержание проекта «Занимательная география для дошкольников» представлено следующими разделами: «География Аксайского района», «География Ростовской области», «География России» и «Всемирная география». Изучение каждого раздела предполагает изучение с дошкольниками следующих тематических блоков: «Природа», «Земная поверхность», «Почва, «Вода», «Климат», «Полезные ископаемые», «Население». Так, например, изучая тему «Природа», дошкольники узнают, что такое солнце, вода, воздух, какие растения, животные населяют Аксайский район, Ростовскую область, Россию, материки. Какого значение природы в жизни человека и другую информацию. Открывая перед детьми загадочный мир «Земной поверхности», мы знакомим их с рельефом, внутренними и внешними процессами в земной коре, формами рельефа. Изучая темы: «Почва», «Вода», «Климат» дети узнают, что такое почва, каковы ее обитатели, их роль в формировании почвы, основные свойства и состояния воды, что такое круговорот воды в природе, как необходимо экономить воду дети открывают для себя смысл понятий «климат», «погода», узнают какие бывают облака, что такое ветер, атмосфера, осадки и другие понятия. Знакомясь с темами «Полезные ископаемые», «Население» дошкольники узнают какие полезные ископаемые таятся в недрах родной земли и что мы должны сделать для их сохранения, расширяют свои представления о расах и национальностях, особенностях жизни в городе и деревне, традициях, обычаях и достопримечательностях, кулинарных предпочтения народов мира и другое.

Технологиями реализации проекта выступили: проектный метод (например, работа с лэпбуком по таким темам как «Почва Аксайского района», «Национальный костюм», «Животные России», «Коллекционирование», «Минералы», «Сувениры из разных стран мира», «Дикие и домашние животные»; оформление с детьми паспорта путешественника).

Изучая основы географии, мы предполагаем использовать познавательно-исследовательские методы, например, проведение опытов, экспериментов с объектами живой и неживой природы, наблюдение за ветром, облаками, птицами, насекомыми, проведение экспериментальных

игр с компасом, биноклем, детским атласом и т.п.).

Проблемно-поисковый метод предполагает решение проблемных ситуаций, естественных и специально созданных, например, «Как определить направления света?», «Что означают народные приметы?»

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому в нашем проекте мы широко использовали игровые технологии (например, дидактические игры «Страны Европы», «Полезные ископаемые Аксайского района», сюжетно-ролевые игры «Туристическое агентство», речевые игры «Доскажи предложение», «Расскажи, что живет в твоем сердце», спортивные игры «Спасатели», «Горнолыжники», «Покорите гор» и другие игры.

Информационно-коммуникативные технологии расширяют познавательное поле дошкольников, способствуют развитию у дошкольников эмоционального отношения к объектам живой и неживой природы, например,

электронная энциклопедия «География для дошкольников», презентации «Природа Аксайского района», «Климат Ростовской области», «Население России», «Традиции встречи Нового года в разных странах и т.п.; электронные игры «География для малышей», «Изучать географию весело» и другое. И, конечно, реализация проекта предполагает организацию и проведение с дошкольниками прогулок и виртуальных экскурсий, организацию художественно-творческой деятельности, чтение художественной литературы, создание мини-музея в детском саду «Дошкольная Академия естественных наук», в котором будут представлены «Образцы почвы», «Минералы», «Макеты земной коры, вулканов, гор», альбомы с фотографиями достопримечательностей из разных уголков России и мира» и т.п.

В рамках проекта предполагается работа по повышению профессиональной компетентности педагогов детского сада: анкетирование педагогов; проведение консультаций; мастер-классов и семинаров-практикумов на темы «Индивидуальных подход к детям дошкольного возраста в процессе изучения основ географии»»; «Проектирование процесса познавательного развития детей дошкольного возраста»; оформление портфолио воспитателей «Игровые, проектные и информационно-коммуникативные технологии в процессе изучения основ географии»; проведение педсовета «Педагогические условия развития познавательной активности детей 5-7 лет»; организацию выставки психолого-педагогической литературы для воспитателей «Занимательная география для дошкольников» и другие формы.

В ходе реализации проекта предполагается сотрудничество с семьями дошкольников через: проведение тематических родительских собраний «Изучаем географию с дошкольниками», «Игровые технологии в изучении географии» и т.п.; индивидуальных консультаций «Психолого-педагогический аспект развития познавательных способностей дошкольников»; размещение информации на сайте детского сада;

выполнение творческих проектов «Животный мир Аксайского района», «Климат Ростовской области», «Страны и города в которых я побывал(а)», «Земная поверхность»; проведение тренингов «Развитие у дошкольников любознательности в процессе изучение географии», «Учим детей «читать» географические карты» и другие формы.

Ожидаемые результаты от внедрения проекта:

• у дошкольников сформированы первичные представления о малой родине, Отечестве, социокультурных ценностях народа, отечественных традициях и праздниках;

• дошкольники испытывают потребность в расширении представлений о планете Земля;

• у детей наблюдаются эмоциональные реакции в процессе познания окружающего мира (вербальные и невербальные);

• в детском саду оборудован мини-музей «Дошкольная Академия естественных наук»;

• разработано методическое обеспечение проекта;

• педагоги и родители повысили свою компетентность по обозначенной проблеме.

Продолжительность реализации проекта:

Первый этап (август 2016г. -сентябрь 2016г.) - теоретическое осмысление проекта; научно-методическое обеспечение процесса развития познавательной активности детей 5-7 лет в процессе изучения основ географии.

Второй этап (октябрь 2016г. - май 2017г.) - внедрение содержания, методов и приемов инновационного проекта в образовательно-воспитательный процесс детского сада;

Третий этап (июнь2017г.-июль 2107г.) - отслеживание результатов качества развития познавательной активности детей 5-7 лет; обобщение опыта работы педагогического коллектива по реализации проекта.

Подводя итог, необходимо отметить, что при изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. Ребёнок узнаёт, что наш мир -это не только знакомые ему «дом-двор-садик». Изучая основы географии, он начинает фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире. Детям становится очень интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город, страна? Что происходит в других местах, что за люди там живут и чем они отличаются от нас? Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание - функция не только интеллекта, но и личности, происходит развитие мыслительных процессов - внимания, памяти, мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы «Почему Антарктида на глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных?» заставляют детей сравнивать континенты, искать причинно - следственные связи. Такие знания, помогают

малышам утолить свой познавательный голод, узнать что-то новое и интересное, формируют эрудицию, память и внимание, учат воспринимать и анализировать информацию, научат малыша уважать другие народы и их ценности, прививают интерес к большому миру вокруг нас.

Использованные источники:

1. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М., 2006.-с.67.

2. Гризик Т.И. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. - 1998, № 10.

3. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М.: Знание, 2004 -160 с.

4. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Педагогика, 2010. - 304с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., Перспектива, 2014. - 19с.

УДК 37

Полищук В.Н. студент 1 курса магистратуры направление «Педагогическое образование» («Экологическое образование») ведущий специалист отдел научных проектов и подготовки научно-педагогических

кадров научно-организационного управления

Школа педагогики ДВФУ научный руководитель: Ключников Д.А., к.биол.н. заведующий кафедрой географии, экологии и охраны здоровья детей

Туча Т.Б.

студент 1 курса магистратуры направление «Педагогическое образование» («Экологическое

образование»)

научный руководитель: Симоненко С.М., к.пед.н.

доцент

кафедра географии, экологии и охраны здоровья детей

Школа педагогики ДВФУ Россия, г. Уссурийск ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: данная статья посвящена важности проведения природоохранных акций, как одной из форм экологического образования школьников, а также необходимости приобщения школьников к участию в природоохранных акциях.

Ключевые слова: природоохранные акции, экологическое образование, экологическое образование школьников, экологическая культура, экологическое мировоззрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.