Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пинигина Ю.А.

В статье отражены результаты экспериментальной работы по выявлению представлений о семье у младших школьников. Автором определены особенности данных представлений. Обобщены и проанализированы результаты, полученные после реализации диагностических методик.The article reflects the results of experimental work on the identification of the notions of family in primary school children. The author defined the features of these representations. Summarizes and analyzes the results obtained after the implementation of diagnostic techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

5. Мальц Л.А., Федосеева А.М. Психологические критерии жизненной успешности студентов педагогического вуза. Электронный ресурс. http://www.imek.org/?q=node°/o2F1230

6. Современная зарубежная социальная психология / Под ред.

Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: Изд-во МГУ.-1984. - С.97-110.

7. Bandura A. Recycling misconceptions of perceived self - efficacy. Cognitive Therapy and Research, 1984, 8, 231-255.

УДК 37.017.7

Пинигина Ю.А. студент 4 курса педагогический факультет Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова

(филиал) ТюмГУ Россия, г. Ишим ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:

В статье отражены результаты экспериментальной работы по выявлению представлений о семье у младших школьников. Автором определены особенности данных представлений. Обобщены и проанализированы результаты, полученные после реализации диагностических методик.

Ключевые слова: семья, представления о семье, особенности представлений о семье, младший школьный возраст.

Abstract:

The article reflects the results of experimental work on the identification of the notions of family in primary school children. The author defined the features of these representations. Summarizes and analyzes the results obtained after the implementation of diagnostic techniques.

Keywords: family, ideas about the family, especially the notions of family, primary school age.

Современное общество нуждается в том, чтобы следовать традиционным ценностям, включающим бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. В настоящее время среди большинства общественности отмечается понимание той определяющей роли, какую играет семья в развитии ребенка, в становлении его личности, в формировании его представлений обо всех явлениях действительности, а значит и ценностных установок на всю дальнейшую жизнь.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам изучить проблему представления о семье у детей младшего школьного возраста в отечественной науке. Представление о семье - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок видит на примере собственной семьи.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе одной из общеобразовательных школ г. Ишима Тюменской области. Нами были разработаны критерии и показатели представлений о семье, на основе которых мы подобрали методы и диагностические методики для детей младшего школьного возраста (таблица 1).

Таблица 1

Критерии и показатели представлений о семье у _детей младшего школьного возраста_

Критерии Показатели Диагностические методики

Когнитивный Знания о семье и ее роли в жизни ребенка. Состав семьи. 1) Интервью с ребенком

Эмоциональный Проявление родственных чувств к братьям, сестрам и к родственникам. 2)"Рисунок семьи"

Потребностно-мотивационный Представления о взаимоотношениях между членами семьи. Взаимная симпатия между сестрами и братьями. 3) Мини - сочинение «Моя семья»

При анализе мини - сочинений мы пришли к выводу, что при описании представлений о семье дети включают в состав своей семьи домашних животных. При этом наделяют их достаточно высоким статусом. Таким образом испытуемые стараются компенсировать недостаток общения с родителями общением с животными. Дети включают в состав семьи не только родителей, а того, с кем ему нравится проводить свое свободное время, кто всегда рядом. Младшие школьник указывают, что члены семьи должны заниматься общими делами и всегда находятся рядом. Для детей важную роль играет любовь и уважение между членами семьи, наличие в семье общения и взаимной поддержки. Это означает, что ребенок может прийти домой рассказать, что его беспокоит, ему тяжело или обидно, и он знает, что его в семье обязательно поддержат, выслушают, посочувствуют и помогут.

По результатам интервью, были выявлены следующие особенности представлений о семье у младших школьников: дети на первое место в структуре семьи ставят маму. Свободное время членам семьи лучше проводить по-отдельности, детям лучше провести выходные с друзьями и домашними животными, чем с родными.

Анализ рисунков детей показал, что испытуемые представляют членов семьи веселыми и счастливыми. Семья не мыслится без общей деятельности всех ее членов, без благополучия в семейных отношениях. В семье должно быть взаимопонимание между детьми и родителями.

Мальчики часто указывали, что главным в семье должен быть отец, а девочки считали, что мать. 4% школьников отмечали, что семья - это они сами, в рисунках не прослеживаются контакты с родственниками.

Изучение особенностей представлений о семье у детей младшего школьного возраста позволило нам прийти к заключению, что для детей именно семья обеспечивает эмоциональные связи и привязанности, она основа чувства защищенности. Люди, которые занимаются общими делами, проводят свободное время в кругу родных - это и есть семья для детей. Дети понимают под словом «семья» такие свойства как: проявление эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, проявление своей заботы о родных и близких, помощь в выполнении домашних обязанностей.

Использованные источники:

1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство: Изд-во Владос-Пресс, 2006, 159 с.

2. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманитар. Издательство центр ВЛАДОС, 2003, 321 с.

3. Хоменко И.А. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 2001, 200 с.

УДК 373

Платохина Н.А., к.п.н.

профессор

кафедра дошкольного образования ФГАОУ ВО «Южный Федеральный университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону Малиновская Н.И.

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад № 3 «Солнышко» Россия, г. Аксай

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ГЕОГРАФИИ

Аннотация: в статье рассматривается содержание инновационного проекта «Занимательная география для дошкольников, его цель: разработать и апробировать педагогические условия, направленные на развитие познавательной активности детей 5-7 лет в процессе изучения основ географии.

Ключевые слова: инновационный проект, основы географии, познавательная активность дошкольников, содержание, технологии, этапы реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.