Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / УСЛОВИЯ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна, Захаров Антон Викторович

На сегодняшний день перед современным обществом остро стоит проблема географического образования. Формирование первоначальных географических представлений у детей старшего дошкольного возраста - одна из актуальных проблем дошкольного образования. Дошкольное детство является важнейшим периодом в жизни человека, поскольку именно в этот период, благодаря познавательной активности ребёнка, происходит зарождение и становление первичных представлений образа окружающего мира, первоначальных знаний о природных объектах и явлениях, формируется модель поведения дошкольника в окружающей среде. При этом важно сделать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений. Процесс формирования географических представлений у детей дошкольного возраста очень сложен и невозможен без создания специально организованных условий. Авторами на основе анализа психолого-педагогической литературы подробно представлены и обоснованы педагогические условия формирования географических представлений в условиях дошкольной образовательной организации. Такими основополагающими педагогическими условиями являются: организация предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации с целью формирования географических представлений у детей дошкольного возраста и использование комплекса дидактических игр в соответствии со следующими разделами географии: географическое положение, рельеф, почва, климат; водный бассейн; население; ландшафт и охрана природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна, Захаров Антон Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GEOGRAPHIC REPRESENTATIONS IN ELDER PRESCHOOL CHILDREN

Today, modern society is facing the acute problem of geographic education. The formation of initial geographical representations in older preschool children is one of the urgent problems of preschool education. Preschool childhood is the most important period in a person's life, because it is during this period, thanks to the cognitive activity of the child, that the emergence and formation of primary representations of the image of the surrounding world, initial knowledge about natural objects and phenomena occurs, a model of preschooler's behavior in the environment is formed. At the same time, it is important to place special emphasis on the study of the natural heritage of Russia, issues of ecology, rational nature management, protection of rare species of animals and plants. The process of forming geographic representations in preschool children is very difficult and impossible without the creation of specially organized conditions. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the authors present in detail and substantiate the pedagogical conditions for the formation of geographical representations in the conditions of a preschool educational organization. These fundamental pedagogical conditions are: the organization of a subject-developing environment in a preschool educational organization in order to form geographical representations in preschool children and the use of a complex of didactic games in accordance with the following sections of geography: geographical location, relief, soil, climate; water pool; population; landscape and nature conservation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

БЕЛОВА Татьяна Владимировна и другие ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ...

V7TK" 9 OlfiQI \f~\ n\f£\ I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ J /J.Z.UlO.yi |(сс) кУ<$) | TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0005 iMth^m(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1497-9236 AuthorlD: 691457 ORCID: 0000-0003-3397-9609 БЕЛОВА Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории и методики

начального и дошкольного образования» Тюменский государственный университет, филиал в Ишиме (627750, Россия, Ишим, улица Ленина 1, e-mail: belova2007-74@mail.ru)

SPIN: 4783-1880 AuthorlD: 511183 ORCID: 0000-0002-4370-6957

ЕФИМОВА Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории и методики

начального и дошкольного образования» Тюменский государственный университет, филиал в Ишиме (627750, Россия, Ишим, улица Ленина 1, e-mail: efimova1975@mail.ru)

SPIN: 7196-3357

AuthorlD: 585947

ORCID: 0000-0002-0093-049X

ЗАХАРОВ Антон Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии» Тюменский государственный университет, филиал в Ишиме (627750, Россия, Ишим, улица Ленина 1, e-mail: igpi-2009@mail.ru) Аннотация. На сегодняшний день перед современным обществом остро стоит проблема географического образования. Формирование первоначальных географических представлений у детей старшего дошкольного возраста - одна из актуальных проблем дошкольного образования. Дошкольное детство является важнейшим периодом в жизни человека, поскольку именно в этот период, благодаря познавательной активности ребёнка, происходит зарождение и становление первичных представлений образа окружающего мира, первоначальных знаний о природных объектах и явлениях, формируется модель поведения дошкольника в окружающей среде. При этом важно сделать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений. Процесс формирования географических представлений у детей дошкольного возраста очень сложен и невозможен без создания специально организованных условий. Авторами на основе анализа психолого-педагогической литературы подробно представлены и обоснованы педагогические условия формирования географических представлений в условиях дошкольной образовательной организации. Такими основополагающими педагогическими условиями являются: организация предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации с целью формирования географических представлений у детей дошкольного возраста и использование комплекса дидактических игр в соответствии со следующими разделами географии: географическое положение, рельеф, почва, климат; водный бассейн; население; ландшафт и охрана природы.

Ключевые слова: формирование, дошкольное образование, представления, географические представления, географические знания, условия, условия формирования географических представлений, дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, дидактические игры.

FORMATION OF GEOGRAPHIC REPRESENTATIONS IN ELDER PRESCHOOL CHILDREN

© The Author(s) 2021

BELOVA Tatyana Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Primary and Preschool Education Tyumen State University, branch in Ishim (627750, Russia, Ishim, Lenin street 1, e-mail: belova2007-74@mail.ru) EFIMOVA Elena Alekseevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Primary and Preschool Education Tyumen State University, branch in Ishim (627750, Russia, Ishim, Lenin street 1, e-mail: efimova1975@mail.ru) ZAKHAROV Anton Viktorovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

of Pedagogy and Psychology Tyumen State University, branch in Ishim (627750, Russia, Ishim, Lenin street 1, e-mail: igpi-2009@mail.ru) Abstract. Today, modern society is facing the acute problem of geographic education. The formation of initial geographical representations in older preschool children is one of the urgent problems of preschool education. Preschool childhood is the most important period in a person's life, because it is during this period, thanks to the cognitive activity of the child, that the emergence and formation of primary representations of the image of the surrounding world, initial knowledge about natural objects and phenomena occurs, a model of preschooler's behavior in the environment is formed. At the same time, it is important to place special emphasis on the study of the natural heritage of Russia, issues of ecology, rational nature management, protection of rare species of animals and plants. The process of forming geographic representations in preschool children is very difficult and impossible without the creation of specially organized conditions. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the authors present in detail and substantiate the pedagogical conditions for the formation of geographical representations in the conditions of a preschool educational organization. These fundamental pedagogical conditions are: the organization of a subject-developing environment in a preschool educational organization in order to form geographical representations in preschool children and the use of a complex of didactic games in accordance with the following sections of geography: geographical location, relief, soil, climate; water pool; population; landscape and nature conservation.

Keywords: formation, preschool education, representations, geographical representations, geographical knowledge, conditions, conditions for the formation of geographical representations, preschool age, subject-developing environment, didactic

games._

BELOVA Tatyana Vladimirovna and other

FORMATION OF GEOGRAPHIC REPRESENTATIONS...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшний день перед современным обществом стала проблема географического образования детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - начало важного периода в жизни ребёнка, так как именно в этот период формируются его начальные представления об окружающем мире. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, познавательная активность, желание изучать и экспериментировать, потребность в поиске новой информации характерны для детей в период дошкольного детства.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время проблеме формирования первоначальных географических представлений посвящены многочисленные научные исследования, в том числе Беляевой М.В., Дятловой А.Н. [1], Завьяловой Т.П. [2], Загайновой Т.Г. [3], Носыревой О. М. [4], Тисненко С. С. [5] и др. [6, 7, 8].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить и обосновать педагогические условия формирования географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В статье применялись теоретические и эмпирические методы исследования: анализ психолого - педагогической и методической литературы, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В содержание процесса формирования географических представлений у дошкольников входит овладение первоначальными географическими знаниями, умениями работы с географической картой и наблюдениями на местности, а также приобретение некоторых ценностных ориентаций и нравственно-этических норм поведения в природе [9-12].

Процесс формирования географических представлений у старших дошкольников очень сложен и невозможен без создания специально организованных условий. В ходе опытно - экспериментальной работы нами выявлены и апробированы условия формирования первоначальных географических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

- организация предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации с целью формирования географических представлений у детей дошкольного возраста;

- использование комплекса дидактических игр в соответствии с разделами географии: географическое положение, рельеф, почва, климат; водный бассейн; население; ландшафт и охрана природы.

Рассмотрим реализацию первого условия: организация предметно-развивающей среды с целью формирования географических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

С целью пополнения предметно-развивающей среды в группах детей дошкольной образовательной организации нами были приобретены макеты планеты Земля, географические карты мира, строение вулкана, формы поверхности земли, которые способствовали формированию первоначальных географических представлений у дошкольников. А также сформирована картотека развивающих игр географической направленности.

Для обогащения географических знаний детей о разных странах для старших дошкольников в группе был 30

создан центр «Клуб путешественников». В этом центре мы разместили информацию о разных странах мира (фотографии, иллюстрации, видео и аудиоматериалы, альбомы по теме «Заметки путешественника», макеты животных и природных ландшафтов: «Тайга», «Тундра», «Лес», «Степь» и т.д.; художественная литература, энциклопедии, пазлы, настольные игры, пособия, атласы по географии. Также в развивающую среду были внесены: глобус, физическая карта мира, контурные карты, лаборатория с материалом для опытов, исследований, записи звуков природных явлений, произведений композиторов.

В созданном нами центре географии «Клуб путешественников» дети имели возможность самостоятельно изображать сюжеты по интересной им теме или, используя тематические «раскраски», рассматривать глобус, карту мира, играть в настольно - печатные и дидактические игры.

Ознакомление детей с географическими объектами и явлениями выстраивалось в форме субъект-субъектного взаимодействия, где дети имели возможность проявить исследовательскую активность и творческую инициативу.

Со старшими дошкольниками успешно использовалось электронное дидактическое пособие «Говорящая карта мира», к которому дети долго сохраняли интерес и получали необходимые знания о географических объектах и явлениях. Пособие знакомит детей со странами и континентами, крупнейшими островами, океанами и морями. Описание каждой страны начинается с названия её столицы, знакомства с историческим и культурным наследием.

Данное дидактическое пособие помимо своей красочности и привлекательности, эффективно воздействует на восприятие ребёнка. Все надписи в пособии дублируются звуковыми сигналами, нажав на которые дети, не умеющие читать, могут не только видеть, но и воспринимать названия географических объектов на слух. Такие игровые задания в виде забавных четверостиший позволяют детям лучше запоминать основные части света и их расположение, названия экзотической флоры и фауны и др. [13-15].

Наряду с пособием «Говорящая карта мира» нами использовалось ещё одно игровое пособие - пазлы «Атлас мира», которое позволило в индивидуальной работе с дошкольниками сформировать первоначальные представления о частях света и о достопримечательностях изучаемых стран.

Для реализации второго условия нами были подобраны дидактические игры по следующим разделам:

1. Географическое положение, рельеф, почва, климат (такие игры, как: «Я знаю!», «Где живет Карлсон?», «По следам Сесиль Лупан», «По пустыням и степям», «Зов джунглей»).

2. Водный бассейн («Путешествие на батискафе», «Экспедиция Чистая река».

3. Население («Путешествие по России», «Мы едем в Европу», «Народы Американского континента», «Карнавал в Африке», «Разные дома»).

4. Ландшафт и охрана природы («Что опасно для человека в живой природе», «По пустыням и степям», «Зов джунглей»).

Для вооружения знаниями дошкольников о типичных обитателях разных климатических зон в развивающий центр предметно - игровой среды мы внесли дидактический материал, состоящий из набора карточек с представителями животного и растительного мира разных природных сообществ. Использование карточек в работе с детьми позволило сформировать у них умения сравнивать, обобщать, анализировать свойства объектов природы, выделять существенные признаки, которые отличают один объект от другого (например, игра «Четвёртый лишний»).

Развитию синтетических навыков и умений строить логические цепочки из картинок, имеющих один общий

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

БЕЛОВА Татьяна Владимировна и другие ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ...

признак способствовала игра «Найди сходство» (например, все эти животные живут в пустыне).

С целью создания благоприятной атмосферы и включения детей в процесс взаимодействия, а также расширения и обогащения представлений дошкольников о животных разных стран была организована дидактическая игра «Поменяемся местами».

Сохранить познавательный интерес детей к изучаемому материалу и закреплению полученных знаний о многообразии животного мира нам помогло игровое упражнение «Нарисуй животное по точкам».

В качестве игровых приёмов, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о разнообразии животного и растительного мира разных стран и континентов применялись имитационные игровые упражнения. Например, при изучении темы «Австралия» дети прыгали, изображая кенгуру, а при знакомстве с темой «Антарктида» - ходили, изображая пингвинов и т.д.

Вышеуказанные игровые приёмы проводились под музыкальное сопровождение, что способствовало поддержанию их интереса к выполняемым заданиям. Нами были подобраны и систематизированы музыкальные игры, направленные на закрепление представлений о представителях животного мира разных стран.

В содержание занятий мы регулярно включали игры серии «Мир детства» (Е.А. Стреха «В мире природы»). В этих играх в первую очередь решались познавательные задачи: умения сравнивать, распознавать, классифицировать и группировать объекты по заданным признакам (например, игра «Чей силуэт», «Узнай и назови») в сочетании с игровыми (отгадывать, соревноваться и т.д). Продолжительность игр зависела от устойчивости интереса и активности детей [16].

В предметно - развивающую среду группы мы внесли куклы разной национальности и расовой принадлежности с целью формирования представлений у детей о национальных и расовых различиях, а также интереса и уважения ко всем людям, живущих на Земле. Способность видеть и ценить их самобытность и неповторимость.

Совместно с детьми и их родителями мы оформили альбом «Все мы разные...», куда включили фотографии людей разных национальностей и фотографии, демонстрирующие культуру, быт, традиции народов мира. А также лэпбуки на данную тематику [17,18].

Для знакомства детей старшего дошкольного возраста с играми народов разных стран, с их обычаями и культурой мы подобрали игры и оформили картотеку подвижных игр разных народов.

Формируя первоначальные географические представления нами были использованы следующие развивающие игры: о природных явлениях (снег, лёд, гроза, молния, дождь и т.д.) игра «Если бы я был явлением природы.» (в этой игре предлагалось ребёнку идентифицировать себя с природными объектами и явлениями, осознать себя частью природы, включится в процесс взаимодействия с природой), игры на знакомство со столицами стран мира, морями, реками, животным и растительным миром и т.п. «Цепочка слов», «Угадай по описанию», «Я начну, а ты закончи», «Хорошо - плохо», «Скажи наоборот» и другие [19].

В настоящее время в дошкольной образовательной организации предметно - развивающая среда обогащается за счёт использования компьютерных технологий обучения. Группы детского сада оснащены экраном, мультимедийным проектором, интерактивной доской.

Применение компьютерных технологий и электронных средств обучения необходимо и для формирования первоначальных географических представлений дошкольников. С этой целью на занятиях широко применяются познавательные видеосюжеты из жизни животных, видео экскурсии по различным городам, странам и континентам, фрагменты популярных детских телепередач,

образовательные мультфильмы, способствующие усвоению детьми новой информации [20-23].

Были использованы компьютерные игры, которые систематически использовались при проведении большинства занятий. Так, в ходе игры «Кто как кричит» дошкольники, слушая звукоподражания, отгадывали животных, которые их издают. Игра «Несуществующие животные» помогла детям закрепить части тела животных (голова, туловище, ноги, т.д.).

Кроме вышеназванных игр, также использовались игры с интерактивной доской (в специально разработанной программе Smart Notebook). Они объединялись в игровые комплексы («Путешествие на остров», «Заповедник», «Путешествие смешариков вокруг света» и др.).

Так, например, сюжетно-игровой комплекс «Путешествие смешариков вокруг света» включало 9 игр: «Географические загадки», «Мозаика», «Подзорная труба», «Хищники - травоядные», «Угадай слово», «Пейзажи времён года», «Помоги пингвинам найти свою льдину», «Кто где живёт?».

Оборудование игрового комплекса мы дополнили интерактивной песочницей.

Игры для интерактивной песочницы идут стандартные, включающие шестнадцать режимов, имеющие разный уровень сложности.

Развитию у детей географических представлений способствовали игры-путешествия по карте. Прежде чем отправиться в путешествие, дети обсуждали и выбирали, куда они отправятся; на каком транспорте; по какому маршруту, прокладывая путь карандашом по карте.

Обсуждали, кого они могут встретить в ходе путешествия в пути, с какими трудностями столкнутся.

Далее проходило само путешествие и подведение итогов, проверка предположений, работа в «дневнике путешественника».

В ходе этих путешествий дети практическим путем осваивали стороны света, знакомились с компасом, запоминали названия морей и океанов, сравнивали растительный и животный мир разных климатических зон. Получая новые знания, дети отмечали на карте фишками и флажками, какие страны и континенты ими изучены.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Таким образом, в ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу, что предложенные нами условия являются эффективными для формирования первоначальных географических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Проведенное нами исследование показало многоаспектность проблемы формирования первоначальных географических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Наряду с этим следует заметить, что в статье рассмотрены не все аспекты формирования первоначальных географических представлений детей старшего дошкольного возраста, а выявленные условия предполагают их дальнейшее изучение. В этом заключаются перспективы дальнейшей разработки данной проблематики в области дошкольного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беляева М.В., Дятлова А.Н. Место географического образования на первой ступени общего образования // Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 113-122.

2. Завьялова Т.П. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Туризм в детском саду. Учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2018. 228 с.

3. Загайнова Т.Г. Использование моделирования в процессе формирования элементарных географических представлений младших дошкольников // Социальная сфера, экономика и управление: вопросы теории и практики. сборник статей. Йошкар-Ола. 2017. С. 136-140.

4. Носырева О.М. Формирование элементарных географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики // Качество современного образования: опыт, тенденции развития. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Саратовский областной институт развития образования / под общ. ред. И.М. Ильковской.

BELOVA Tatyana Vladimirovna and other

FORMATION OF GEOGRAPHIC REPRESENTATIONS...

2016. С. 130-136.

5. Тисненко С. С. Развитие элементарных географических представлений у дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://открытыйурок.рф/статьи/532211/ (Дата обращения: 26.01.2021). Гризик Т. И. Познаю мир: Развивающая книга для детей 5-6 лет. М.: Просвещение. 2019. 40 с.

6. Ломоносова Н.В. Формирование основ планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста как социальный заказ и педагогическая проблема //Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. С 175-179.

7. Ломоносова Н.В. Формирование основ планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста: причины и факторы влияния //Инновационное развитие общества. 2016. С 36-46.

8. Колпакова О.В. Занимательная география. М.: Белый город.

2017. 128 с.

9. Емельянова И.Е. Метод экспериментирования в ДОУ // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 587590.

10. Сенкевич Ю. Малышам о географических открытиях. М.: Книга по Требованию. 2012. 103 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Туризм и краеведение. Программы для системы дополнительного образования детей: под общ. ред. Ю.С. Константинова. М.: ФЦДЮТиК. 2014. 228 с.

12. Чупаха И.В., Белоцерковец Н.И., Зима В.А. Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные процессы в науке и образовании. Сборник научных статей. Пенза. 2018. С. 96-110.

13. Гризик Т. И. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 3-4 лет. ФГОС ДО. М.: Просвещение. 2019. 31 с.

14. Гризик, Т. И. Познаю мир: Развивающая книга для детей 5-6 лет. М.: Просвещение. 2019. 40 с.

15. Гризик Т. И., Лаврова Т.В. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 6-8 лет. М.: Просвещение. 2019. 48 с.

16. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7лет. М.: Сфера. 2017. 176 с.

17. Павлова С.В., Апалатова Т.В., Маркина О.Е. Возможности применения технологии лэпбук в формировании географических представлений дошкольников //Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа. 2020. С. 170-173.

18. Емельянова Е.А., Павловская В.В., Тарасенко С.С. К вопросу об использовании лэпбука в образовательном процессе дошкольного учреждения по формированию географических представлений у дошкольников //Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества. Уфа. 2020. с 150-152.

19. Ханова Т.Г., Бывшева М.В., Демидова Е.Е. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 11-13.

20. Евдокимова Е.В. Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста //Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С 17-19.

21. Ломоносова Н.В. Анализ зарубежного опыта формирования этнокультурных представлений в картине мира ребенка-дошкольника //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 285-288.

22. Данилюк О.К., Громко Т.В. Народная тельмографическая терминология в украинском языкознании //Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 71-76.

23. Зулхарнаева А.В., Винокурова Н.Ф. Методические особенности изучения элективного курса «Человек в географической оболочке» как условие формирования экогуманистического мировоззрения // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 23-25.

Статья поступила в редакцию 02.02.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

32

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.