Научная статья на тему 'СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ'

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
812
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никольская Ольга Дмитриевна, Черкасова Екатерина Дмитриевна

В современном быстро меняющемся мире ценность исторического образования несомненна. В статье раскрывается значимость формирования исторических представлений в дошкольном детстве с целью развития временных и пространственных представлений, воспитания уважения к культуре народов, населяющих родной край, к их традициям и образу жизни. Определен понятийный аппарат: «исторические представления в дошкольном детстве», «система формирования исторических представлений в дошкольном детстве», «педагогические условия». Целью статьи является разработка системы формирования исторических представлений в дошкольном детстве, выявление и определение педагогических условий для эффективной реализации данной системы в дошкольном образовании. Для достижения данной цели были использованы: метод теоретического и системного анализа, моделирование. Обоснована необходимость использования ряда педагогических условий, реализация которых будет способствовать формированию исторических представлений в дошкольном детстве. К педагогическим условиям относятся: календарное планирование с введением исторического аспекта в образовательный процесс в условиях дошкольной образовательной организации; проектная деятельность. Данные педагогические условия впервые рассмотрены в единстве. Результатом проведенного в статье исследования является разработанная система формирования исторических представлений в дошкольном детстве, которая может быть использована в работе дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования с целью формирования исторических представлений в дошкольном детстве в контексте преемственности системы исторического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никольская Ольга Дмитриевна, Черкасова Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF FORMATION OF HISTORICAL PERCEPTION IN PRESCHOOL CHILDHOOD AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ITS EFFECTIVE IMPLEMENTATION

In today's rapidly changing world, the value of history education is undeniable. The article reveals the importance of the formation of historical perception in preschool childhood with the aim to develop temporal and spatial representations, fostering respect for the culture of peoples that inhabit native land, for their traditions and lifestyles. The conceptual apparatus is defined that includes “historical perception in preschool childhood”, “the system of formation of historical perception in preschool childhood”, “pedagogical conditions”. The purpose of the article is to determine the system for the formation of historical perception in preschool childhood, to consider and determine the pedagogical conditions for the effective implementation of this system in preschool education. To achieve this goal the methods of system analysis and modeling were used. The article substantiates the need to use a complex of pedagogical conditions, the implementation of which will contribute to the formation of historical perception in preschool childhood. The pedagogical conditions are calendar planning with the introduction of the historical aspect into the educational process of a preschool educational organization; project activities. For the first time, these pedagogical conditions were considered as a unity. The result of the research is the system for the formation of historical perception in preschool childhood that can be used in the work of preschool educational organizations and organizations of additional education to form historical perception in preschool childhood in the context of the continuity of the system of historical education.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ»

Непрерывное образование в течение жизни. Образование разных уровней

УДК 37.372.36 й01: 10.14529/рва210302

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

О.Д. Никольская1, Е.Д. Черкасова2

1МАДОУ «Детский сад № 422 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия,

2ЧОУДО «Английский клуб», г. Челябинск, Россия

В современном быстро меняющемся мире ценность исторического образования несомненна. В статье раскрывается значимость формирования исторических представлений в дошкольном детстве с целью развития временных и пространственных представлений, воспитания уважения к культуре народов, населяющих родной край, к их традициям и образу жизни. Определен понятийный аппарат: «исторические представления в дошкольном детстве», «система формирования исторических представлений в дошкольном детстве», «педагогические условия». Целью статьи является разработка системы формирования исторических представлений в дошкольном детстве, выявление и определение педагогических условий для эффективной реализации данной системы в дошкольном образовании. Для достижения данной цели были использованы: метод теоретического и системного анализа, моделирование. Обоснована необходимость использования ряда педагогических условий, реализация которых будет способствовать формированию исторических представлений в дошкольном детстве. К педагогическим условиям относятся: календарное планирование с введением исторического аспекта в образовательный процесс в условиях дошкольной образовательной организации; проектная деятельность. Данные педагогические условия впервые рассмотрены в единстве. Результатом проведенного в статье исследования является разработанная система формирования исторических представлений в дошкольном детстве, которая может быть использована в работе дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования с целью формирования исторических представлений в дошкольном детстве в контексте преемственности системы исторического образования.

Ключевые слова: исторические представления в дошкольном детстве, система формирования исторических представлений в дошкольном детстве, педагогические условия, календарно-тематическое планирование, проектная деятельность.

Постановка задачи

В современных условиях в России активно идет осмысление места и роли исторического образования в образовательном пространстве страны. В процессе преподавания истории решаются образовательные, познавательные и воспитательные задачи. Одной из наиболее важных задач является задача формирования исторических знаний как основы формирования исторического сознания подрастающего поколения.

Важность истории как науки и учебной дисциплины заключается не только в формировании отношения общества к своему прошлому, но и в решении социально-политиче-

ских и других задач на основе оценки вклада в современный уклад жизни каждой исторической эпохи. Формирование исторического сознания в своей основе опирается на научное познание, сформированное путем анализа различных исторических событий, полученных с дошкольного детства. Это свидетельствует о необходимости и важности организации и реализации исторического образования на всех уровнях образования.

Развитие системы исторического образования - долгосрочная перспектива, которая нашла своё отражение в Национальной доктрине российской системы образования до 2025 г. В соответствии с Национальной докт-

риной российская система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России [17].

Актуальность темы исследования обусловлена сложившейся ситуацией в области исторического образования в целом и исторического образования в дошкольном детстве в частности. Если историческому образованию в секторе общего, среднего профессионального и высшего образования на современном этапе уделяется большое внимание, то вопрос исторического образования в дошкольном детстве остается открытым. Вместе с тем ознакомление детей дошкольного возраста с историческим прошлым своего родного города, края, Родины создает основу для расширения исторических знаний обучающихся на последующих уровнях получения образования.

Проблема формирования исторических представлений в дошкольном детстве находит своё отражение в ФГОС ДО, где, в частности, отмечается, что «дошкольное образование обеспечивает развитие личности в области познавательного развития и предполагает следующее: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» (раздел «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» пункт 2.6) [23].

В примерных образовательных программах дошкольного образования не существует единой педагогической системы приобщения детей дошкольного возраста к истории Родины. Как утверждает Т.А. Буянова [4], задачи по знакомству с историей Родины сформулированы слишком обобщенно («Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу», «Познакомить с культурой и традициями народов, населяющих родной край» и т. п.).

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования исторических представлений в дошкольном детстве в контексте преемственности системы исторического образования в организациях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования и отсутствием единой педагогической системы организации и реализации процесса формирования истори-

ческих представлений в дошкольном детстве, определения эффективных педагогических условий его реализации.

Для того чтобы способствовать эффективной реализации процесса формирования исторических представлений в дошкольном детстве, должна быть исследована и выстроена определенным образом система данного процесса и определены педагогические условия её реализации.

Цель нашего исследования - определение системы формирования исторических представлений в дошкольном детстве, исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, и рассмотрение и определение педагогических условий её эффективной реализации.

Для рассмотрения процесса формирования исторических представлений у детей дошкольного возраста мы обратимся к педагогической системе данного процесса и сосредоточим своё внимание на решении следующих исследовательских задач:

1) рассмотреть и определить понятия «исторические представления в дошкольном детстве», «система формирования исторических представлений в дошкольном детстве», «педагогические условия»;

2) определить систему формирования исторических представлений в дошкольном детстве;

3) рассмотреть и определить наиболее эффективные педагогические условия для реализации данной системы;

4) разработать календарно-тематическое планирование образовательного процесса с введением исторического аспекта с целью эффективной реализации исторического образования детей дошкольного возраста в рамках темы: «Моя семья, наш город, наш край, наша страна».

Научная новизна исследования состоит в том, что в ходе его проведения впервые разработана система формирования исторических представлений в дошкольном детстве; определены наиболее эффективные педагогические условия (календарно-тематическое планирование и проектная деятельность) её реализации, которые ранее не рассматривались в единстве.

Обзор литературы

Чтобы определиться с системой формирования исторических представлений в дошкольном детстве и педагогическими усло-

виями её реализации, нам необходимо рассмотреть понятия «исторические представления», «система формирования исторических представлений», «педагогические условия».

Познание истории начинается с создания конкретных образов об историческом факте, т. е. исторических представлений. Исторические представления являются первым этапом формирования исторических понятий. М.С. Довгялло, Л.А. Козик рассматривают знания как образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. Они отмечают, что преобразования знаний играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового видения ситуации. Авторы определяют исторические представления как отражение в сознании учеников внешних, наиболее выразительных особенностей исторических фактов, событий, личностей и локализацию их во времени и пространстве[6].

Вместе с тем время и пространство - наиболее сложные категории для понимания детьми дошкольного возраста. Причинами этого, по мнению Р.Л. Непомнящей [18], являются: своеобразие времени и пространства как формы проявления реальности; несфор-мированность у ребенка механизмов познания времени и пространства; особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте; небольшой опыт проживания ребенком жизни во времени и пространстве. В соответствии с возрастными особенностями дошкольного возраста мы будем рассматривать исторические представления в дошкольном детстве как отражение в виде образа исторического объекта, события или явления с обобщенной локализацией их во времени и пространстве.

Что касается обобщенного понятия система формирования исторических представлений в дошкольном детстве, то мы рассмотрим его составляющие части: «педагогическая система», «процесс формирования в педагогике».

В научно-методической литературе имеется немало определений понятий «педагогическая система» и «процесс формирования в педагогике», но в своём исследовании мы будем придерживаться следующих определений:

«Педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных средств, методов и

процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» (В.В. Егоров, Г.Е. Са-машова, М.С. Нурмаганбетова [7]);

«Процесс формирования в педагогике -это «процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств...» (А.В. Новикова [20, с. 242]).

В результате разбора понятий мы склонны рассматривать систему формирования исторических представлений в дошкольном детстве как специально организованную совокупность форм, методов и приемов обучения для целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью отражения в его сознании в виде образов исторического объекта, исторического события и исторического явления.

В современной педагогической литературе, где рассматривается проблема совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности результативности образовательного процесса, одним из аспектов являются выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих результативность осуществляемой деятельности.

На основе анализа литературы мы можем выделить несколько смысловых акцентов в определении понятия педагогических условий:

1) «результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения... целей» (В .И. Андреев [1]);

2) «некое внешнее обстоятельство, оказывающее значимое влияние на протекание и эффективность педагогического процесса, сознательно спроектированного исследователем, подразумевающего достижение искомого эффекта» (Н.М. Борытко [3]);

3) «содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками» (М.В. Зверева [8]);

4) «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач» (А.Я. Найн [16]).

В нашей статье педагогические условия мы будем определять как совокупность форм, методов и приемов обучения, направленных на обеспечение эффективности образовательного процесса.

Для определения основных особенностей организации исторического образования в дошкольном детстве следует акцентировать внимание на механизме, лежащем в основе данного процесса.

Сложность решения данной задачи связана с возрастом детей. Для ребенка дошкольного возраста зачастую то, что отсутствует в его личном опыте, носит абстрактный характер, трудно поддается осознанию и принятию. Поэтому, по мнению многих исследователей дошкольного возраста, начинать необходимо с близкого и понятного ребенку. Отсюда логично предполагать, что знакомство ребенка с историей страны следует начинать со знакомства с малой Родиной, т. е. с историей родного города, края.

Так, по утверждению С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, для дошкольника «чувство Родины» сродни «чувству привязанности к родному дому» [10].

Проведенный анализ психолого-педагогических источников позволил выделить особенности формирования исторических представлений у детей дошкольного возраста.

К ним мы отнесли следующие:

1) ознакомление с историей Родины необходимо начинать с ближайшего окружения, постепенно расширяя границы до пределов города, страны;

2) отбор содержания, доступного ребенку дошкольного возраста, включающего основные исторические факты, события (символика, основные события, знаменитые люди, памятники, традиции, обычаи народов, населяющих родной край);

3) ознакомление с историческим прошлым и настоящим должно проходить в единстве трех составляющих (информационное насыщение, эмоциональное воздействие, поведенческие нормы).

Выделенные особенности исторического образования в дошкольном детстве позволят нам наиболее полно охарактеризовать систему формирования исторических представлений в дошкольном детстве и определить эффективные педагогические условия её плодотворной реализации.

Методология исследования

Для решения исследовательских задач по определению понятий: «исторические представления в дошкольном детстве», «система формирования исторических представлений в дошкольном детстве», «педагогические условия» нами были использованы методы теоретического, системного анализа и моделирования.

Теоретический анализ нормативных документов и педагогических исследований позволил подтвердить актуальность выбранной нами темы исследования процесса формирования исторических представлений в дошкольном детстве, рассмотреть определение понятий «исторические представления в дошкольном детстве», «система формирования исторических представлений в дошкольном детстве» и сделать вывод о том, что в дошкольной педагогике не существует никаких подходов к определению данного процесса.

На основе самостоятельных научно-педагогических изысканий мы определили для нашего исследования понятия «исторические представления в дошкольном детстве», «система формирования исторических представлений в дошкольном детстве», рассматриваемые с позиции системного подхода.

Применение системного подхода позволило нам построить обобщенную модель системы формирования исторических представлений в дошкольном детстве. А использование метода моделирования позволило нам схематично представить данную систему.

Таким образом, на основе теоретического анализа и синтеза с применением методов моделирования и системного подхода мы смогли проследить линию развития процесса формирования исторических представлений в дошкольном детстве.

Результаты исследования

В соответствии с поставленными задачами при использовании вышеизложенных методов нами были достигнуты следующие результаты.

Мы смоделировали систему формирования исторических представлений в дошкольном детстве (см. рисунок).

В системе координат процесса формирования исторических представлений детей дошкольного возраста мы смогли выделить характерные особенности данного процесса и определить систему формирования исторических

Процесс формирования исторических представлений в дошкольном детстве

Информационное насыщение Эмоциональное воздействие Формирование поведенческих норм и правил

\ / X ! \/

Педагогические условия реализации процесса формирования исторических представлений детей дошкольного возраста

V

Инвариантная часть учебного плана

Календарно-тематпческое планирование ОП (введение исторических аспектов в темы недели)

Вариативная * пл гасть учебного ша

\ !

Проектная деятельность в рампах краеведческого направления

Ж

Исторические представления детей дошкольного возраста

Система формирования исторических представлений в дошкольном детстве

представлений в дошкольном образовании, выявили комплекс педагогических условий её эффективной реализации.

Первый компонент системы представлен тремя составляющими процесса формирования исторических представлений в дошкольном детстве.

1. Информационное насыщение.

Сложность решения данной задачи формирования исторических представлений связана с возрастом детей. Для детей дошкольного возраста зачастую то, что отсутствует в его личном опыте, носит абстрактный характер, трудно поддается осознанию и принятию. Поэтому, по мнению многих исследователей дошкольного детства, начинать необходимо с близкого и понятного ребенку. Отсюда логично предполагать, что знакомство ребенка с историей страны следует начинать со знакомства с малой Родиной, т. е. с историей своей семьи, родного города, края.

Л.Ф. Островская [19] считает, что программа должна включать природу и животный мир (дошкольного учреждения, родного региона), труд людей, их традиции, общественные события и т. п.

Во время знакомства с родным краем и его достопримечательностями ребенок осознает, что каждый человек имеет свой родной дом и город. Для реализации этого необходимо проводить экскурсионную работу по населенному пункту, выходить на природу, наблюдать за трудовой деятельностью взрослых. Важное значение имеет знакомство дошкольников с народными промыслами родного региона, его мастерами.

Эта работа продолжается при получении информации о других населенных пунктах, столице Родины, ее государственных символах (герб, гимн, флаг). Нужно отметить, что такая работа в историческом воспитании может варьироваться и зависит от определенных условий.

2. Эмоциональное воздействие.

В процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать положительный эмоциональный отклик в душе ребенка с целью отражения в его сознании в виде ярких образов исторического объекта, события или явления в более поздний период исторического обучения. Эмоциональное воздействие происходит при соблюдении следующих условий:

1) непосредственное участие в краеведческой деятельности взрослых и ребенка;

2) использование народного опыта в непосредственной жизни детей (сбор лекарственных трав, работа на садово-огородном участке...);

3) организация встреч с представителями старшего поколения с целью проведения бесед о семейных историях в истории родного края и страны;

4) создание мини-музеев из семейных реликвий, организация и проведение экскурсий с рассказом о них;

5) проведение интерактивных экскурсий в краеведческий музей для непосредственного знакомства с предметным миром из истории народов, населяющих родной край.

3. Формирование поведенческих норм и правил.

Знания, полученные ребенком, должны быть закреплены в его собственном поведении. Л.И. Божович [2] отмечал, что в дошкольном периоде дети усваивают моральные правила и нормы. Благодаря тому, что соблюдение определённых норм приносит ребенку положительные эмоции, они начинают восприниматься им как нечто само собой положительное. В связи с этим в дошкольном детстве необходимо обратить внимание на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные и моральные ценности: воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к национальным традициям и праздникам; прививать уважение и интерес к различным культурам, акцентируя внимание на сходстве ценностей народов, населяющих нашу большую страну.

Перед педагогами стоит задача подобрать и реализовать необходимую деятельность. Она должна быть содержательной и согласованной с целью воспитательной работы, форма проведения должна быть понятной для каждого ребенка и соответствовать программе.

Далее обратимся к характеристике второго компонента системы формирования исторических представлений в дошкольном образовании - педагогическим условиям её реализации.

Анализ литературы по данной проблеме позволяет выделить ряд педагогических условий, выполнение которых может обеспечить формирование у детей дошкольного возраста исторических представлений:

- Проведение в совместной деятельности бесед о семье, родном городе, родном крае и России. Т.А. Шорыгина [24] считает, что беседы по истории родного города с детьми дошкольного возраста должны включать в себя знания о государственных символах своей страны, о важных исторических событиях, рассказы о людях, которые прославили Россию, знакомство с определениями «родной край», «Родина», «культура» народов, населяющих родной край и др. Информационная составляющая таких бесед должна соответствовать возрастным особенностям, проводиться в приемлемой и понятной форме. Беседы могут сопровождаться стихотворениями, сказкой, педагог также задает дополнительно вопросы, дает задания для детей.

- Чтение народных сказок, которые воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на нравственных народных воззрениях видение жизни. В исследованиях Т.С. Комаровой, Н.Г. Пантелеевой [12] отмечено, что одним из важных условий формирования исторических представлений детей дошкольного возраста является чтение и обсуждение художественной литературы, создающей смысловой фон и стимул для развёртывания совместной деятельности детей со взрослым и способствующей освоению человеческих норм и ценностей, моделей человеческого поведения и отношения к окружающему.

- Включение детей в игровую деятельность, в процессе которой ребенок получает знания об истории родного края. В. А. Сухо-млинский [22] считал необходимым, чтобы образовательное учреждение и семья способствовали развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли. Так, с помощью игр-путешествий В. А. Сухомлинский помогал воспитанникам понять красоту родной природы, отмечал всё хорошее, что есть в жизни и труде народа, его традициях.

- Использование в совместной деятельности дидактических игр, которые являются основной формой обучения дошкольников. Такие игры могут быть направлены на закрепление представлений об объектах исторического прошлого родного края и страны. С.А. Козлова [11] отмечает, что использование в совместной и самостоятельной деятельности дидактических игр может вызвать интерес у детей к усвоению программного материала по ознакомлению с жизнью общества.

- Проведение экскурсий в краеведческом музее и по родному городу. Можно согласиться с утверждением Н.В. Кондрашовой [14], что для воспитания у ребенка любви к родному городу необходимо проведение экскурсий, в которых он может познакомиться с предметным миров народов (миром вещей во времени), проживающих в родном крае, памятными местами родного города. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или презентации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Изучение истории своей семьи. Л.С. Ильина [9] отмечает, что важное значение в формировании исторических знаний у ребенка имеет его взаимосвязь с родителями. При изучении своей родословной у дошкольника возникают яркие эмоции, которые заставляют разделять переживания и относиться с вниманием к памяти былых времен, к корням своего рода. Совместная работа с родителями по этому вопросу оказывает воздействие на трепетное отношение к традициям, сохранение вертикальной модели семьи.

Третий компонент системы формирования исторических представлений в дошкольном детстве представлен двумя основными, на наш взгляд, педагогическими условиями реализации данной системы. Несмотря на то, что все перечисленные выше педагогические условия находят своё отражение в образовательном процессе дошкольного образования, мы выделяем два основных педагогических условия: календарно-тематическое планирование образовательного процесса и проектную деятельность, рассматривая их в единстве.

Направления реализации данных педагогических условий будет проходить в рамках инвариантной (образовательная деятельность) и вариативной (совместная деятельность) частях учебного плана. Согласно ФГОС ДО «обе эти части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований стандарта» [23].

Календарно-тематическое планирование образовательного процесса с включением исторических аспектов по каждой теме (беседы на исторические темы, чтение и разбор народных сказок, игры-путешествия по родному городу, краю и стране) найдет свое отражение в еженедельной продуктивной деятельности воспитанников детского сада: рисовании, лепке, аппликации.

В свою очередь, проектная деятельность краеведческой направленности найдет свое отражение в совместных мероприятиях детей, педагогов и их родителей вне образовательной деятельности (посещение музеев и создание мини-музеев в группах, проведение познавательных мероприятий по изучению культуры и быта народов, населяющих родной край, выполнение совместных с родителями проектов по национальным костюмам, быту, праздникам местного населения и своей семьи, организация проведения бесед со старшим поколением с целью повествования об истории своей семьи в истории России).

Остановимся теперь на определении значений понятий «календарно-тематическое планирование образовательного процесса в условиях ДОО с введением исторического аспекта» и «проектная деятельность».

Первое педагогическое условие - кален-дарно-тематическое планирование образовательного процесса в условиях ДОО с введением исторического аспекта. Соглашаясь с мнением О.Н. Сугробовой, под календарно-тема-тическим планированием мы будем понимать форму организации образовательной деятельности вокруг одной темы, объединяющую все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени [21].

Хотя комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании не нашёл своё отражение в ФГОС ДО, мы склонны рассматривать его в качестве одного из основных педагогических условий организации образовательного процесса в условиях ДОО.

Построение образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает больше возможностей для развития детей дошкольного возраста. Темы недели помогают организовать подачу информации оптимальным способом. Введение одних и тех же тем во всех возрастных группах детского сада обеспечивает не только единство образовательных целей, преемственность на протяжении всего дошкольного возраста, но и обеспечивает поэтапное информационное насыщение образовательного процесса согласно возрастным особенностям каждой ступени дошкольного детства. А самое главное позволит внести аспекты исторического образования в процесс усвоения программного материала детьми дошкольного возраста от трёх до семи лет (см. таблицу).

Календарно-тематическое планирование по теме: «Моя семья, наш город, наш край, наша страна»

Тема 2-я младшая группа 3-4 года Средняя группа 4-5 лет Старшая группа 5-6 лет Подготовительная к школе группа 6-7 лет

Моя семья - имя, фамилия - создание семейных альбомов - домашний адрес - семейные правила - дом - члены семьи - семейные реликвии (выставка) - история семьи - семейные традиции (герб семьи)

Наш город - дом, двор, улица, маршрут из дома в детский сад - географическое положение детского сада - достопримечательности места, в котором расположен детский сад - географическое положение района города, в котором живет ребенок, и его достопримечательности - история города, достопримечательности и атрибутика города - географическое положение города

Наш край Животный мир нашего края (дикие и домашние животные) - растительный и животный мир родного края - географическое положение родного края на карте страны и его природная зона - история родного края: региональный компонент, - быт и культура народов, населяющих родной край

Наша страна - быт русского народа через народные сказки «Курочка Ряба» - растительный и животный мир в различных регионах нашей страны (сравнение) - карта России (для детей) - географическое положение и природные зоны различных округов России на карте страны (сравнение) - история России: многонациональный компонент: быт и культура народов России (сравнение)

В таблице представлено календарно-тематическое планирование по теме «Моя семья, наш город, наш край, наша страна». Усвоение ребенком соответствующих понятий происходит по типу «расширяющихся кругов»: от самого близкого и понятного (семья, близкие люди, дом, детский сад, своя улица) до более широкого (город, край, страна), с обязательным включением исторических аспектов в старшем дошкольном возрасте.

Вторым основным педагогическим условием реализации системы формирования исторических представлений в дошкольном детстве является проектная деятельность. В нашей статье под проектной деятельностью мы будем понимать совместную учебно-познавательную деятельность ребенка, педагога и его родителей, направленную на достижение общего результата (Н.Е. Веракса [5]).

Если процесс формирования исторических представлений реализовывать через освоение предметного мира и этнокультурной специфики, то в этом случае уместна организация и реализация проектной деятельности.

Современные требования ФГОС дошкольного, начального, основного общего, среднего общего и высшего образования рассматривают проектную деятельность как одно из условий инновационной деятельности образовательных организаций этих типов. В отличие от других уровней образования в образовательном процессе в условиях ДОО проектная

деятельность носит характер взаимодействия педагогов, детей, а также их родителей и других членов семьи. Близкие взрослые могут быть не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и расширить свои педагогические взгляды на воспитание, испытать чувство единения и удовлетворения от успехов своего ребенка.

Реализация системы формирования исторических представлений в дошкольном детстве проблематична без изучения ближайшего окружения ребенка, то есть истории родного края. Современные исследования, посвященные проблемам краеведческого образования детей дошкольного возраста (Н.Е. Веракса [5], А.Ю. Кузина [15], Т.С. Комратова [13]), в качестве основополагающего фактора формирования исторических представлений рассматривают региональный компонент.

Реализация проектной деятельности краеведческого направления будет способствовать развитию у дошкольников интереса к новым знаниям, воспитанию уважения и любви к истории и культуре народов, населяющих родной край, формированию знаний об устройстве национальных жилищ и быта оседлых и кочевых народов, об истории русского, татарского и башкирского национальных костюмов, промыслах и устном народном творчестве.

Таким образом, педагогические условия (календарно-тематическое планирование с вве-

дением исторического аспекта и проектная деятельность) будут обуславливать реализацию системы формирования исторических представлений в дошкольном детстве.

Выводы

В нашем исследовании мы определили понятия «исторические представления в дошкольном детстве», «система формирования исторических представлений в дошкольном детстве», «педагогические условия».

На основе изучения, анализа, систематизации и обобщения теоретических исследований и практического опыта была разработана и представлена система формирования исторических представлений в дошкольном детстве. Система представляет собой взаимосвязанные между собой элементы по планированию и реализации процесса исторического образования в условиях ДОО.

Формирование исторических представлений у детей дошкольного возраста будет обеспечиваться реализацией комплекса педагогических условий, рассматриваемых в единстве:

1) календарно-тематического планирования с введением исторического аспекта. Это направление будет реализовано в инвариантной части учебного плана образовательного процесса в условиях ДОО;

2) проектная деятельность найдет своё отражение в инвариантной части реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

В заключение необходимо подчеркнуть, что успешная реализация системы исторического образования в дошкольном детстве на практике показала, что у детей дошкольного возраста в процессе погружения в историю начинают формироваться представления об истории своей семьи, родного города, края и России, о культуре и быте народов, населяющих родной край. Воспитанники в силу возраста испытывают сложности в изложении исторического материала с учетом их отнесения к определенному времени и месту, анализа последовательности исторических событий. Поэтому знакомство детей дошкольного возраста с историей сопровождается изучением истории предметного мира, изучении истории родного края в соответствии со спецификой и этническими особенностями региона, где проживает ребёнок. Целенаправленная работа всех участников образовательного процесса в условиях ДОО в данном направлении приве-

дет в дальнейшем к повышению уровня исторических знаний на более высоких уровнях образования, что, в свою очередь, в дальнейшем будет способствовать формированию исторического сознания молодёжи.

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. - С. 124.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. -СПб.: Питер, 2008. - 398 с.

3. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Перемена, 2001. - 450 с.

4. Буянова, Т.А. Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе. Опыт работы МДОУ ЦРР «Детский сад № 8 «Лебёдушка» по патриотическому воспитанию дошкольников под общим названием «От Руси до России» / Т.А. Буя-нова // Современное образование: теория и практика: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, студентов пед. специальностей, 27 марта 2011 г. / под ред. Л. В. Козиловой. - М. : Ди-рект-Медиа, 2014. - С. 27. В01: 10.52376/9785-907419-50-6 218

5. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкол. учреждений / Н.Е. Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - С. 34.

6. Довгялло, М.С. Методика преподавания истории: электрон. учеб.-метод. комплекс для студентов ист. фак. специальностей: 1-21 03 01 «История (по направлениям)», 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)», 1-23 01 13 «Историко-архивоведение» / М.С. Довгялло, Л.А. Козик. - Минск: БГУ, 2018. - 150 с. В01: 10.37882/2223-2982.2021. 01-2.08

7. Егоров, В.В. Педагогическая система формирования информационно-технологической компетентности педагога профессионального обучения /В.В. Егоров, Г.Е. Самашо-ва, М.С. Нурмаганбетова. - 2011. - кПрз:// www.kstu.kz/wp-content/uploads/2013/01/Sovet-rektorov_2011_2_87.pdf (дата обращения: 09.07.2021).

8. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» /М.В. Зверева //Новые исследо-

вания в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - № 1. - С. 29-32.

9. Ильина, Л.С. Воспитание историей родного края /Л.С. Ильина, Е.Ф. Загайнова // Воспитание дошкольников. - 2012. - № 3. -С. 83-85.

10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 416 с. DOI: 10.17223/ 18137083/21/19

11. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкол. воспитание. - 2013. - № 9. -С. 98-101.

12. Комарова, Т. С. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю / Т.С. Комарова, Н.Г. Пантелеева //Дошкол. воспитание. - 2006 - № 2. - С. 3-8.

13. Комратова, М.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: метод. пособие / М.Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М. : ТЦ «Сфера», 2007. - 208 с.

14. Кондрашова, Н.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона / Н.В. Кондрашова // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. - 2012. - № 81. - С. 1020-1030.

15. Кузина, А.Ю. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям посредством метода проектов / А.Ю. Кузина, Л.С. Иванова, И. В. Кузьмина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста: сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф., 30-31 окт.

2008 г. - Тольятти: ТГУ, 2008. - Ч. I. - С. 37. DOI: 10.46916/31052021 -4-978-5-00174-255-5

16. Найн, А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А.Я. Найн // Педагогика. - 1989. - № 2. - С. 12-19.

17. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751. -https://rg. ru/2000/10/11/doktrina-dok. html (дата обращения: 09.07.2021).

18. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Р.Л. Непомнящая. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. -С. 34.

19. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. -М. : Просвещение, 2010. - 109 с.

20. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М. : Издат. центр ИЭТ, 2013. -268 с.

21. Сугробова, О.Н. Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ. - https://nsportal. ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/03/30/tema-kompleksno-tematicheskiy-printsip-planirovaniya (дата обращения: 09.07.2021).

22. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания: пед. наследие / В.А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1990. - 286 с.

23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 09.07.2021).

24. Шорыгина, Т.А. Наша Родина - Россия: метод. пособие / Т.А. Шорыгина. - М. : ТЦ «Сфера», 2011. - 96 с.

Никольская Ольга Дмитриевна, кандидат педагогических наук, заведующий, МАДОУ «Детский сад № 422 г. Челябинска», г. Челябинск, nikolskayaolga174@mail.ru.

Черкасова Екатерина Дмитриевна, преподаватель, ЧОУ ДО «Английский клуб», г. Челябинск, ekaterina-bzovskaya@mail.ru.

Поступила в редакцию 10 июля 2021 г.

DOI: 10.14529/ped210302

THE SYSTEM OF FORMATION OF HISTORICAL PERCEPTION IN PRESCHOOL CHILDHOOD AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ITS EFFECTIVE IMPLEMENTATION

O.D. Nikolskaya1, nikolskayaolga174@mail.ru, E.D. Cherkasova2, ekaterina-bzovskaya@mail.ru 1Kindergarten No. 422, Chelyabinsk, Russian Federation, 2The English Club, Chelyabinsk, Russian Federation

In today's rapidly changing world, the value of history education is undeniable. The article reveals the importance of the formation of historical perception in preschool childhood with the aim to develop temporal and spatial representations, fostering respect for the culture of peoples that inhabit native land, for their traditions and lifestyles. The conceptual apparatus is defined that includes "historical perception in preschool childhood", "the system of formation of historical perception in preschool childhood", "pedagogical conditions". The purpose of the article is to determine the system for the formation of historical perception in preschool childhood, to consider and determine the pedagogical conditions for the effective implementation of this system in preschool education. To achieve this goal the methods of system analysis and modeling were used. The article substantiates the need to use a complex of pedagogical conditions, the implementation of which will contribute to the formation of historical perception in preschool childhood. The pedagogical conditions are calendar planning with the introduction of the historical aspect into the educational process of a preschool educational organization; project activities. For the first time, these pedagogical conditions were considered as a unity. The result of the research is the system for the formation of historical perception in preschool childhood that can be used in the work of preschool educational organizations and organizations of additional education to form historical perception in preschool childhood in the context of the continuity of the system of historical education.

Keywords: historical perception in preschool childhood, the system of formation of historical perception in preschool childhood, pedagogical conditions, calendar-thematic planning, project activities.

References

1. Andreev V.I. Pedagogika: uchebniy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy: a training course for creative self-development]. 2nd ed. Kazan, Center for Innovative Technologies Publ., 2000. 124 p.

2. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 398 p.

3. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'noy deyatel'nosti [In the space of educational activities]. Volgograd, Peremena Publ., 2001. 450 p.

4. Buyanova T.A. [Features of patriotic education of preschoolers at the present stage]. Sovremen-noye obrazovaniye: teoriya i praktika. Sbornik materialov mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii prepodavateley, aspirantov, studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey 27 marta 2011 goda [Modern education: theory and practice. Collection of materials of the interuniversity scientific-practical conference of teachers, graduate students, students of pedagogical specialties March 27, 2011], 2014, p. 27. (in Russ.). DOI: 10.52376/978-5-907419-50-6_218

5. Veraksa N.E. Proektnaya deyatel'nost' doshkolnikov. Posobie dlya pedagogov doshkol'nykh uchrezhdeniy [Design activities for preschoolers. A guide for preschool teachers]. Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2008. 34 p.

6. Dovgyallo M.S. Metodika prepodavaniya istorii: elektronnyy uchebno-metodicheskiy kompleks dlya studentov [History teaching methodology: electronic educational-methodical complex for students]. Minsk, Belarus St. Univ. Publ., 2018. 150 p. DOI: 10.37882/2223-2982.2021.01-2.08

7. Egorov V.V., Samashova G.E., Nurmaganbetova M.S. Pedagogicheskaya sistema formirova-niya informatsionno-tekhnologicheskoy kompetentnosti pedagoga professional'nogo obucheniya [Pedagogical system for the formation of information technology competence of a teacher of vocational

training]. Available at: https://www.kstu.kz/wp-content/uploads/2013/01/Sovet-rektorov_2011_2_87.pdf (accessed 09.07.2021).

8. Zvereva M.V. [About the concept of "didactic conditions"]. New research in educational sciences, 1987, no. 1, pp. 29-32. (in Russ.)

9. Il'ina L.S. [Education by the history of the native land]. Education of Preschoolers, 2012, no. 3, pp. 83-85. (in Russ.)

10. Kozlova S.A. Doshkolnaya pedagogika: uchebnoe posobie [Preschool Pedagogy. Educational Guide]. 3rd ed. Moscow, Akademia Publ., 2001. 416 p. DOI: 10.17223/18137083/21/19

11. Kozlova S.A. [Moral education of children in the modern world]. Education of Preschoolers, 2013, no. 9, pp. 98-101. (in Russ.)

12. Komarova T.S., Panteleeva N.G. [Art as a factor in fostering love for the native land]. Education of Preschoolers, 2006, no. 2, pp. 3-8. (in Russ.)

13. Komratova M.G. Patrioticheskoe vospitanie detey 6-7 let [Patriotic Education of Children 6-7 Years Old]. Moscow, Sphere Publ., 2007. 208 p.

14. Kondrashova N.V. [Spiritual and moral education of junior schoolchildren through play activities in a multicultural region]. Scientific Journal of KubSAU, 2012, no. 81, pp. 1020-1030. (in Russ.)

15. Kuzina A.Yu. [Formation of interest in family traditions and customs in preschool children through the project method]. Psikhologo-pedagogicheskiye i tekhnologicheskiye aspekty patrioticheskogo vospitaniya detey doshkol'nogo vozrasta: sbornik trudov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii. 30-31 oktyabrya 2008 goda [Psychological, pedagogical and technological aspects of patriotic education of preschool children: a collection of works of the All-Russian scientific-practical]. Tolyatti, Tol'yatinskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2008, p. 37. (in Russ.). DOI: 10.46916/31052021-4978-5-00174-255-5

16. Nayn A.Ya. [Pedagogical innovation and scientific experiment]. Pedagogy, 1989, no. 2, pp. 12-19. (in Russ.)

17. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [National Doctrine of Education in the Russian Federation] Available at: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (accessed 09.07.2021).

18. Nepomnyashchaya R.L. Razvitiye predstavleniy o vremeni u detey doshkol'nogo vozrasta: uchebno-metodicheskoye posobiye [Development of Ideas about Time in Preschool Children: Educational-Methodical Guide]. St. Petersburg, Detstvo-press Publ., 2005. 64 p.

19. Ostrovskaya L.F. Besedy s roditelyami o dukhovno-nravstvennom vospitanii doshkolnika [Conversations with Parents about the Spiritual and Moral Education of a Preschooler]. Moscow, Pros-veshchenie Publ., 2010. 109 p.

20. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnykh ponyatiy [Pedagogy: a Vocabulary of a System of Basic Concepts]. Moscow, IET Publishing Center Publ., 2013. 242 p.

21. Sugrobova O.N. Kompleksno-tematicheskiy printsip planirovaniya obrazovatel'nogo protsessa v doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii [Complex Thematic Principle of Planning the Educational Process in a Preschool Educational Organization]. Available at: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/03/30/tema-kompleksno-tematicheskiy-printsip-planirovaniya (accessed 09.07.2021).

22. Suhomlinskiy V.A. Kak vospitat' nastoyashchego cheloveka: Etika kommunisticheskogo vospitaniya [How to Raise a Real Person: The Ethics of Communist Parenting]. Moscow, Pedagogy, 1990. 286 p.

23. Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatelniy standart doshkolnogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Preschool Education]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (accessed 09.07.2021).

24. Shorygina T.A. Nasha Rodina. Metodicheskoe posobie [Our Motherland. Our Motherland]. Moscow, Sphere Publ., 2011. 96 p.

Received 10 July 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Никольская, О.Д. Система формирования исторических представлений в дошкольном детстве и педагогические условия её эффективной реализации / О.Д. Никольская, Е.Д. Черкасова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2021. -Т. 13, № 3. - С. 23-34. БО!: 10.14529^210302

Nikolskaya O.D., Cherkasova E.D. The System of Formation of Historical Perception in Preschool Childhood and Pedagogical Conditions of Its Effective Implementation. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2021, vol. 13, no. 3, pp. 23-34. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped210302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.