Научная статья на тему 'Преодоление конфликтов во взаимоотношниях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации'

Преодоление конфликтов во взаимоотношниях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1132
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / PEDAGOGICAL CONFLICT / ДЕТСКИЙ КОНФЛИКТ / ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТА / OVERCOMING CONFLICT / УСЛОВИЯ / CONDITION / УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIP / СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ / STRATEGY OF BEHAVIOR IN A CONFLICT SITUATION / ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION TRAINING / СРЕДА / WEDNESDAY / ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА / SPATIAL AND SUBJECT ENVIRONMENT / CHILDREN''S CONFLICT / CONDITION OF OVERCOMING CONFLICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна

В настоящее время в связи с ростом напряженности в разных сферах (социального, экономического, демографического) взаимодействия, конфликтности субъектов взаимодействия возникает острая потребность различных общественных структур и отдельных людей в частности, в практической помощи разрешения конфликтов. Особую тревогу вызывает возрастание жестокости, агрессивности и конфликтности среди детей дошкольного возраста, особенно между мальчиками и девочками. Авторами, на основе анализа психолого-педагогической литературы, рассмотрена сущность понятий «конфликт» и «детский конфликт», являющимися ключевыми в исследуемой нами проблеме. Подробно представлены и обоснованы условия преодоления конфликтов во взаимоотношениях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста. Основополагающими педагогическими условиями преодоления конфликтов во взаимоотношениях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста являются следующие: тренинг эффективного общения, направленный на овладение мальчиками и девочками культурными эталонами поведения представителей мужского и женского пола, овладение и применение конфликтологических знаний и умений; формирование сотрудничества в конфликтных ситуациях; приобретение опыта взаимодействия с мальчиками и девочками в конфликтных ситуациях; пространственно-предметная социокультурная динамичная мини-среда в дошкольной образовательной организации, способствующая осознанию поведенческих особенностей мальчиков и девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION OF A SITUATION OF SUCCESS AS ONE OF THE CONDITIONS OF FORMATION OF CREATIVE SELF-REALIZATION OF THE BEGINNING TEACHER

Now in connection with growth of tension in different spheres (social, economic, demographic) interactions, conflictnesses of subjects of interaction there is a sharp requirement of various public structures and certain people in particular, in the practical help of resolution of conflicts. The special alarm is caused by increase of cruelty, aggression and conflictness among children of preschool age, especially between boys and girls. Authors, on the basis of the analysis of psychology and pedagogical literature, have considered essence of the concepts "conflict" and "children's conflict", being key in the problem investigated by us. Conditions of overcoming the conflicts in relationship between boys and girls of the advanced preschool age are in detail presented and proved. Fundamental pedagogical conditions of overcoming the conflicts in relationship between boys and girls of the advanced preschool age are the sleduyushchiye:trening of effective communication directed to mastering boys and girls cultural standards of behavior of representatives men's and female, mastering and application the konfliktologicheskikh of knowledge and abilities; formation of cooperation in conflict situations; acquisition of experience of interaction with boys and girls in conflict situations; the spatial and subject sociocultural dynamic mini-environment in the preschool educational organization promoting awareness of behavioural features of boys and girls.

Текст научной работы на тему «Преодоление конфликтов во взаимоотношниях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации»

УДК 159. 922. 7

ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ ВО ВЗАИМООТНОШНИЯХ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2018

Белова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории и методики начального и дошкольного воспитания» Ефимова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории и методики начального и дошкольного воспитания» Тюменский государственный университет, филиал в Ишиме (627750, Россия, Ишим, улица Ленина,], e-mail: efimova1975@mail.ru)

Аннотация. В настоящее время в связи с ростом напряженности в разных сферах (социального, экономического, демографического) взаимодействия, конфликтности субъектов взаимодействия возникает острая потребность различных общественных структур и отдельных людей в частности, в практической помощи разрешения конфликтов. Особую тревогу вызывает возрастание жестокости, агрессивности и конфликтности среди детей дошкольного возраста, особенно между мальчиками и девочками. Авторами, на основе анализа психолого-педагогической литературы, рассмотрена сущность понятий «конфликт» и «детский конфликт», являющимися ключевыми в исследуемой нами проблеме. Подробно представлены и обоснованы условия преодоления конфликтов во взаимоотношениях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста. Основополагающими педагогическими условиями преодоления конфликтов во взаимоотношениях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста являются следующие: тренинг эффективного общения, направленный на овладение мальчиками и девочками культурными эталонами поведения представителей мужского и женского пола, овладение и применение конфликтологических знаний и умений; формирование сотрудничества в конфликтных ситуациях; приобретение опыта взаимодействия с мальчиками и девочками в конфликтных ситуациях; пространственно-предметная социокультурная динамичная мини-среда в дошкольной образовательной организации, способствующая осознанию поведенческих особенностей мальчиков и девочек.

Ключевые слова: конфликт, педагогический конфликт, детский конфликт, преодоление конфликта, условия, условия преодоления конфликта, взаимоотношения, стратегия поведения в конфликтной ситуации, тренинг общения, среда, пространственно-предметная среда.

THE CREATION OF A SITUATION OF SUCCESS AS ONE OF THE CONDITIONS OF FORMATION OF CREATIVE SELF-REALIZATION OF THE BEGINNING TEACHER

© 2018

Belova Tatiana Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Theory and methods of primary and pre-school education" Efimova Elena Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Theory and methods of primary and pre-school education" Tyumen State University, branch in Ishim (627750, Russia, Ishim, Lenina street, 1 e-mail: efimova1975@mail.ru)

Abstract. Now in connection with growth of tension in different spheres (social, economic, demographic) interactions, conflictnesses of subjects of interaction there is a sharp requirement of various public structures and certain people in particular, in the practical help of resolution of conflicts. The special alarm is caused by increase of cruelty, aggression and conflictness among children of preschool age, especially between boys and girls. Authors, on the basis of the analysis of psychology and pedagogical literature, have considered essence of the concepts "conflict" and "children's conflict", being key in the problem investigated by us. Conditions of overcoming the conflicts in relationship between boys and girls of the advanced preschool age are in detail presented and proved. Fundamental pedagogical conditions of overcoming the conflicts in relationship between boys and girls of the advanced preschool age are the sleduyushchiye:trening of effective communication directed to mastering boys and girls cultural standards of behavior of representatives men's and female, mastering and application the konfliktologicheskikh of knowledge and abilities; formation of cooperation in conflict situations; acquisition of experience of interaction with boys and girls in conflict situations; the spatial and subject sociocultural dynamic minienvironment in the preschool educational organization promoting awareness of behavioural features of boys and girls.

Keywords: conflict, pedagogical conflict, children's conflict, overcoming conflict, condition, condition of overcoming conflict, relationship, strategy of behavior in a conflict situation, communication training, Wednesday, spatial and subject environment.

В настоящее время в связи с ростом напряженности в разных сферах (социального, экономического, демографического) взаимодействия, конфликтности субъектов взаимодействия возникает острая потребность различных общественных структур и отдельных людей в частности, в практической помощи разрешения конфликтов.

Особую тревогу вызывает возрастание жестокости, агрессивности и конфликтности среди детей дошкольного возраста, особенно между мальчиками и девочками.

Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме преодоления конфликтов во взаимоотношениях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста, мы конкретизировали понятие «преодоление конфликта у детей старшего дошкольного возраста» - это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта[1].

Под детским конфликтом мы будем понимать ссору, спор, столкновения детей, связанные с нарушением правил поведения детей в ДОУ, их возрастными особенностями и эмоциональным напряжением общения со сверстниками, возникающими в процессе игры[2].

Сущность процесса преодоления конфликта во взаимоотношениях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста состоит в конструктивном разрешении конфликта, зависящем от адекватности восприятия конфликта, открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и сотрудниче-ства[3].

Содержание процесса преодоления конфликтов во взаимоотношениях мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста включает: устранение и нейтрализацию причин конфликта, недопущение открытых

Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ ВО ВЗАИМООТНОШНИЯХ ...

столкновений сторон, достижение согласия по спорному вопросу между участниками, поиск путей выхода из конфликта[4].

Анализ подходов различных авторов позволил нам определить в качестве основных педагогических условий преодоления конфликтов во взаимоотношениях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста следующие:

- тренинг эффективного общения, направленный на овладение мальчиками и девочками культурными эталонами поведения представителей мужского и женского пола, овладение и применение конфликтологических знаний и умений; формирование сотрудничества в конфликтных ситуациях; приобретение опыта взаимодействия с мальчиками и девочками в конфликтных ситуациях [5].

- пространственно-предметная социокультурная динамичная мини-среда в ДОУ, способствующая осознанию поведенческих особенностей мальчиков и девочек [6].

Для оценки конфликтности нами были адаптированы критерии и показатели А.И. Анжаровой:

1. Характер взаимоотношений между мальчиками и девочками (проявление инициативы ребёнка в общении как с мальчиками так и с девочками; сформированность эмпатии мальчиков к девочкам, а девочкам к мальчикам; отношение мальчиков и девочек к конфликтной ситуации);

2. Игровые умения во взаимоотношениях мальчиков и девочек (умение организовать свою игровую деятельность с учётом интересов, девочек к мальчикам, так и интересов мальчиков к девочкам; знание правил игры и умение следовать им, независимо от различий полов; проявление отклонений в поведении мальчиков в отношении к девочкам, девочек в отношении к мальчикам в процессе игры);

3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации:

- (умение мальчиков и девочек избегать конфликтные ситуации во взаимодействиях;

- агрессивные принятия решения мальчиками и девочками в конфликтной ситуации;

- желание принятия мальчиков и девочек самостоятельно преодолевать или сотрудничать в процессе поиска конструктивного решения конфликта) [7].

На основе критериев мы выделили три уровня (высокий; средний; низкий) конфликтности во взаимоотношениях мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим реализацию первого условия - тренинг эффективного общения во взаимоотношениях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Целью тренинга являлось ослабление конфликтности во взаимоотношениях между мальчиками и девочками, формирование знаний об адекватных, социально приемлемых способах выхода из конфликта и развитие умения активного слушания, эмпатии, терпимости, доверия взаимного уважения, рефлексии; усвоение правил поведения «мужественности» и «женственности» в сложных жизненных ситуациях.

В ходе тренинга решались задачи:

- учитывались выявленные в ходе диагностики личностные и социальные нарушения в поведении (эгоистичность, завышенная самооценка и наоборот - застенчивость в общении мальчиков с девочками, девочек с мальчиками; капризность, тревожность и др.);

- использовались приёмы психогимнастики; включали упражнения, в которых ребёнку предстояло брать на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, и осознавать, что «хорошо» и что «плохо»;

- включали ситуаций, в которых мальчики закрепляют качества «мужественности», девочки закрепляют ка-

чества «женственности» [8].

Структура занятий тренинга эффективного общения во взаимоотношениях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ строилась по следующему алгоритму:

- разминка (активизация детей, формирование интереса друг к другу);

- организация динамичной пространственно-предметной социокультурной мини-среды;

- основная часть (игровые ситуации, связанные с конфликтами, в которых отражаются взаимоотношения мальчиков и девочек; проблемные ситуации, где ребёнок приобретает собственный опыт поведения);

- упражнения на закрепление (вербальные и невербальные), позволяющие ребёнку осознать спектр телесных возможностей, выразить своё отношение к другим детям при помощи творческого выражения движениями и импровизаций;

- рефлексия. (подведение итога, высказывание мнений).

Второе педагогическое условие: организация в ДОУ пространственно-предметной динамичной социокультурной мини-среды, способствующая осознанию поведенческих особенностей мальчиков и девочек, было обязательным этапом в структуре каждого занятия тренинга.

Целью вводного занятия «Знакомство» являлось, создание благоприятных условий для активного стиля общения всем участникам группы. Для того чтобы помочь каждому участнику быть коммуникабельным с противоположным полом.

Мальчики и девочки обратились друг к другу со словами приветствия, кто какие знает, мы вместе с детьми обсудили и установили правила:

- слушать, когда говорят другие;

- не ругаться и не драться; открыто выражать свои чувства;

- называть друг друга ласково;

- доверять друг другу.

Слова приветствия у детей повторялись, самыми распространёнными являлись «привет», «здрасти», в поведении мальчиков и девочек наблюдалось некоторое напряжение.

Основная часть занятия начиналась с изображения двух осликов (без двух последних картинок). Детям необходимо было определить, как ведут себя ослики, почему возникла такая ситуация, как разрешат свою проблему ослики. Приняли участие не многие мальчики и девочки.

Варианты решений были различны: «Пусть сначала перетягивают верёвку, кто сильнее, тот наестся»; «Никак не решить, пусть голодные остаются»; «Осликам нужно подружиться»; «Можно сначала вместе поесть из одной кучки, а потом с другой, чтоб не обидно». Как видим, только 5% мальчиков и 5% девочек предложили конструктивных выход из ситуации.

Далее по алгоритму упражнение «Цепочка из ласковых имён». Дети сидели на стульях в образованном кругу, у каждого был свой партнёр по игре, пара состояла из мальчика и девочки.

Начиная с ведущего, каждый последующий ребёнок называл по очереди ласково имена всех тех, кто представился до него. В итоге образовалась цепочка из ласковых имён, и следует отметить, что в этом упражнении дети приняли активное участие.

Так, на основе создания цепочки ласковых имён и ассоциаций с именем всех детей в группе, были изготовлены бейджики с ласкательными именами.

И в заключении мальчики и девочки передавали игрушку по кругу и высказывали своё мнение о занятии, и здесь у 60% детей обнаруживался положительный эмоциональный настрой, особенно понравилась всем детям «История двух осликов».

Следующее занятие тренинга «Кто такие мальчики и кто такие девочки», содержало задачи: помочь приобрести новый опыт восприятия самих себя в роли мальчика и девочки, а также представителей другого пола; формировать представления мальчиков и девочек о своём «Я», а также представителей противоположного пола и позитивное отношение, как к себе, так и к противоположному полу; учить детей невербальным формам самовыражения.

Занятие тренинга проходило в заранее созданной пространственно-предметной социокультурной мини-среде: групповой портрет «Ласковые имена» был расположен в центре группы детского сада.

На занятии мальчики и девочки вставали в круг, каждый из них по очереди выходил в центр круга и называл себя ласкательными именами, а все остальные повторяли эти имена за ним(ей).

Основная часть занятия требовала дифференциации в рассуждениях с разным полом. Мальчики и девочки находились в разных помещениях, с девочками проводила ведущая женского пола, а с мальчиками ведущий мужского пола. Мальчики и девочки сначала характеризовали себя, а затем противоположный пол.

В ходе беседы, были выявлены следующие данные: 100% детей охарактеризовали себя только с положительной стороны: «умные, красивые, ловкие и т. д.». И здесь у 35% мальчиков обнаружились затруднения с называнием характеристики девочек. И только у 15% мальчиков не возникло затруднений с характеристикой девочек: «Добрые, милые, ласковые, похожи на цветы, такие же красивые, но бывают и колючими, когда ссорятся с нами».

У девочек, наоборот, не возникло проблем с характеристикой мальчиков: «Добрые, красивые, смелые, но не все мальчики, хорошие, а когда начинают кричать или драться с нами, то грубые, неприятные и нехорошие». Далее по алгоритму «Упражнение - Язык тела». В ходе проведённого упражнения было отмечено, что у 20% девочек и у 30% мальчиков, поза на краю стула, с высоко поднятой головой и прямой спиной, вызывала чувства гордости и уверенности в себе. Поза, откинувшись на спинку стула, с поднятой головой и закинутой ногой на ногу со скрещенными руками на груди у 50% мальчиков и 50% девочек, вызывала желание ничего не делать и ни с кем не разговаривать. Любимой позой у всех мальчиков являлась поза, когда руки в карманах, а голова опущена, девочки редко принимали такую позу. Дети испытывали большие трудности, они были сжаты и испытывали некий дискомфорт [9].

На этапе «Рефлексия» было выявлено, что 60% детей понравилось характеризовать мальчиков и девочек и 40% детей понравилось выполнять «Упражнение - Язык тела».

Так, на следующем занятии тренинга «Образец», -ставились цель и задачи: выяснить, что является идеалами «женственности» для девочек и идеалами «мужественности» для мальчиков. Закрепить активный стиль общения; формировать коммуникативные навыки.

На занятии «Передача комплимента». Мальчики и девочки здоровались друг с другом, используя комплимент. Наблюдение за детьми показало, что 30% мальчиков и 10% девочек, испытывали затруднения в подборе комплиментов. У 60% детей отсутствовало разнообразие в подборе комплиментов.

Организацией социокультурной пространственно-развивающей мини-среды являлось изготовление вместе с детьми силуэтов тела мальчиков и девочек. Эта деятельность заинтересовала всех детей, особенно следует отметить, что те мальчики и девочки, которые характеризовались высоким уровнем проявления конфликтности были очень внимательны при изготовлении силуэтов.

В основной части тренинга. Ответы детей показали,

что для 25% мальчиков идеалом «мужественности» являлся герой фильма «Форсаж» - Vin Diesel. Характерны были ответы: «Больше всего в нём понравилось, что он сильный, крутой, всегда во всём первый». У 25% мальчиков идеалом «мужественности» выступал «Джин», который исполняет все желания.

Характерными были ответы: «Необычный, исполняет все желания». Для 50% мальчиков любимыми профессиями являлись, такие, как бизнесмен, таксист.

Характерны были ответы: «Потому что интересные, этим и нравятся». Для 50% девочек идеалом «женственности» являлись герои журнала «Винкс». Характерными ответами среди девочек были: «Красивые, умные и волшебницы». Самая распространённая профессия, которая понравилась большинству девочек - актриса.

Далее по алгоритму «Упражнение - Язык тела», мальчики и девочки, по очереди, выражали свои чувства с помощью пантомимики, а все остальные отгадывали. Следует отметить, что все дети охотно приняли участие в этом упражнении.

И в заключении 90% детей больше всего понравилось «Упражнение - Язык тела».

Следующее занятие тренинга «Что такое конфликт», содержало цель и задачи:

- выяснить, насколько детям знакомо понятие «конфликт», каким они себе его представляют (общее представление о конфликте);

- учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта;

- дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.

На этапе «Разминка». Все дети вспоминали, какие волшебные слова они знают, и с помощью них приветствовали друг друга.

Организация социокультурной пространственно-развивающей мини-среды: после разыгрывания ситуации мальчикам и девочкам предлагалось нарисовать рисунки по следующим темам: «Когда мне радостно»; «Когда мне обидно»; «Когда мне смешно»; «Когда мне грустно». Когда рисунки были готовы мы изготовили «Книжку - малышку».

Ход основной части занятия показал, что 50% мальчиков считают, конфликт - ссора между людьми, обычно конфликтовали из-за игрушек, которые дети приносят из дома, а с девочками конфликтовали по поводу распределения ролей в совместной игре. У 50% девочек сложилось иное представление о конфликте, конфликт - драка между мальчиками и девочками, обычно конфликтовали из-за того, кто с кем будет дружить. В ходе разыгрывания конфликтной ситуации мы отметили, что у мальчиков и девочек наблюдались такие качества, как артистичность. Все дети принимали активное участие в анализе конфликтной ситуации. Только 40% детей предлагали конструктивный выход из конфликтной ситуации [10;11].

Далее проводилось упражнение «Воздушный шар», мальчикам и девочкам нужно было представить то, что их разозлило, они напрягали мышцы и медленно выдыхали. Следует отметить, что все дети охотно приняли участие в этом упражнении, они внимательно прислушивались, друг к другу старались напрягать мышцы и выдыхать все вместе.

На этапе «Рефлексия» 70% детей проявили интерес к выражению своих чувств в рисунках на заданные темы. Все дети с большим желанием и интересом приняли участие в анализе конфликтной ситуации.

Очередное занятие тренинга «Ссора», включало цели и задачи: развивать умения анализировать конфликтные ситуации и их последствия. Показать схему анализа конфликтной ситуации на примере сюжета мультфильма; продемонстрировать эффективность анализа конфликтных ситуаций из мультфильмов в качестве способа саморегуляции в целях преодоления конфликтного пове-

Белова Татьяна Владимировна, Ефимова Елена Алексеевна ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ ВО ВЗАИМООТНОШНИЯХ ...

дения.

На этапе «Разминка». Мальчики и девочки здоровались разными способами. 10% мальчикам и 45% девочкам отдавали предпочтение здороваться, дотронувшись до плеча. 40% мальчиков и 5% девочек здоровались, пожимая руку.

Организация социокультурной пространственно-развивающей мини-среды: детям предлагалось посетить фотосалон, состоящий из 6 фотографий, они должны были посмотреть на выражение лиц мальчиков и девочек и сказать, что могло с ними случиться. Больше всего заинтересовало одно фото, с изображением мальчика и девочки на мостике. Когда дети поняли, что они поссорились, начиналось обсуждение, из-за чего они могли поссориться.

Дети высказывали свои предцоложения, например, «Наверное, мальчик обидел чем-то девочку»; «Может мальчик ударил нечаянно девочку»; «Они наверно друзья, но видимо поссорились и мальчик просит прощения у девочки». Затем дети рассказывали, из-за чего они ссорятся со своими друзьями. Оказалось, что большинство ссор мальчиков и девочек происходит из-за игрушек или из-за ролей в игре. Мальчики и девочки говорили, что ссориться это неприятно, но обойтись без ссор им очень сложно.

Основная часть тренинга. Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино» (Реставрация), фрагмент конфликта между главными героями Шариком и Котом Матроскиным.

Последующее обсуждение показало, что 25% мальчиков и 25% девочек определили, что причиной конфликта (ссоры) послужило то, что Шарик потратил деньги не на валенки, а на кроссовки, 5% мальчиков и 10% девочек испытывали затруднения при ответе на вопросы. 30% мальчиков и 35% девочек определили, что главные герои помирились, когда стали выполнять общее дело, когда помогли другим героям мультфильма. 20% мальчиков и 20% девочек испытывали злость, когда с кем-нибудь конфликтовали (ссорились). 30% мальчиков и 30% девочек испытывали чувство обиды, когда с кем-нибудь вступали в конфликт. 25% мальчиков и 25% девочек решили бы конфликт так же как его решили главные герои мультфильма.

В ходе «Упражнения» дети разбивались на пары мальчик - девочка, один ребёнок произносил «ДА», а другой ребёнок «НЕТ». 50%- мальчиков, и 50% девочек при употреблении слова «ДА» испытывали настойчивость, уверенность в себе, а вот при употреблении слова «НЕТ» испытывали затруднение.

На заключительном этапе «Рефлексия». Оказалось, что всем детям понравилось анализировать поступки героев мультфильма, а также интересно было посетить фотосалон.

Следующее занятие тренинга «Решение» ставилась цель и задачи: закреплять умения анализировать конфликтные ситуации и правильно их решать. Учить детей владеть навыками общения и социального взаимодействия; учить понимать невербальные формы выражения конфликтного состояния.

Начало занятия. Дети с большим желанием приветствовали друг друга, протягивали руку, называли своё имя.

Занятие тренинга проходило в заранее созданной пространственно-предметной социокультурной мини-среде: была представлена выставка рисунков детей на тему: «Что я чувствую, когда злюсь».

Основная часть включала разыгрывание ситуации, в которой приняли участие «Филя» и «Каркуша». Дети разыгрывали ссору между этими персонажами с проявлениями обиды и злости. «Каркуша» толкнула «Филю», он упал, затем у них завязалась драка и уже не в первый раз.

«Каркуша» не принимала «Филю» в игру, но тот лез постоянно.

Конфликты не прекращались, ссоры, споры, драки. В этот раз их разняли мальчики из группы и Филя ушёл играть в одиночку. 50% мальчиков и 20% девочек были не согласны с поступком «Каркуши», она поступила нехорошо по отношению к «Филе», она должна попросить прощения у «Фили». 40% девочек и 50% мальчиков предложили «Каркуше» и «Филе» играть в разных песочницах.

После игры дети обсуждали свои ощущения. Оказалось, что детям сложно простить другого человека.

Далее по алгоритму упражнение «Драка» мальчики и девочки представили, что они поссорились с другом или подругой и вот-вот начнётся драка, затем необходимо было вздохнуть, крепко-накрепко сжать челюсти, пальцы рук зафиксировать в кулаках, до боли вдавить пальцы в ладони.

Затаить дыхание на несколько секунд. Задуматься: а может, не стоит драться? Выдохнуть и расслабиться. 25% мальчиков и 20% девочек испытывали затруднении в выполнении упражнения, сложно было расслабиться. 25% мальчиков и 30% девочек выполнили данное упражнение без затруднений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе проведённого нами тренинга эффективного общения мальчики и девочки получили новые впечатления, приобрели социальный опыт и стали общаться друг с другом не так, как в ходе обычной жизни.

Наблюдались положительные изменения в поведении мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в плане снижения конфликтности:

- наблюдалась позитивная динамика в развитии умения детей преодолевать конфликтные ситуации на конструктивной основе;

- у мальчиков и девочек, имеющих высокий уровень конфликтности поведения стали проявляться навыки конструктивного поведения, т.е. во взаимоотношениях мальчиков и девочек стали применяться конструктивные способы преодоления конфликтных ситуаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анжарова А.И. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2005. № 10. С. 25-30.

2. Болтунова Г.М., Белова Т.В. Подготовка студентов-бакалавров к разрешению конфликтов как одно из условий успешной адаптации к будущей педагогической деятельности// В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2014. № 11.6(59) (Социально-гуманитарные науки).

3. Волков Б.С. Психология общения детей в детском возрасте. М.: Педагогическое общество России. 2013. 355 с.

4. Ворожейкин И.Е. Конфликтология. М: Инфа. 2011. 244 с

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер. 2014. 254 с.

6. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. М: Айрис-Пресс. 2016. 104 с.

7. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб: Речь. 2001.143 с.

8. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений // Дошкольное воспитание. 2004. № 7. С. 13-15.

9. Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Л., 1986. 253с.

10. Коломинский Я.Л. О взаимоотношениях в группе детей // Дошкольное воспитание. 1986. № 1. С. 23-25.

11. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. Ижевск: УдГУ. 2010. 355 с.

12. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Дошкольное воспи-

тание. 1984. № 4. С. 16-20.

13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие. Генезис. 2003. 114 с. 52.

Статья поступила в редакцию 21.01.2018 Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.