Научная статья на тему 'Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии'

Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1103
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нестерова К. Б.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие успешности процесса преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нестерова К. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Нестерова К.Б.,

студентка 4-го курса педагогического факультета Тюменского государственного университета,

филиал в г. Ишиме, г. Ишим, Россия

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие успешности процесса преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

В нашем исследовании мы планируем решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы преодоления конфликтов в психолого-педагогической литературе и практике ДОУ.

2. Выявить причины детских конфликтов и особенности их преодоления в образовательном процессе ДОУ.

3. Продиагностировать уровень конфликтности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать педагогические условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии и экспериментальным путем проверить их эффективность.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

•S выявлены, систематизированы и сгруппированы причины возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста;

•S теоретически обоснована эффективность педагогических условий преодоления детских конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии;

•S расширено представление о процессе преодоления конфликтов как преодолении у старших дошкольников агрессии, эгоцентричности, гнева, обиды и других эмоциональных негативных проявлений.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

• разработанный нами комплекс сказкотерапевтических занятий, направленный на преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, может быть использован в практической работе педагогов ДОУ;

• разработанная впервые картотека конфликтных ситуаций может быть использована в педагогическом процессе ДОУ.

Методологическую и теоретическую основу работы составили: психологические исследования ребенка дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие); современные теории конфликтологии (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Д.Г. Скотт и другие); психологические исследования конфликтов детей дошкольного возраста (А.Я. Коломенский, Б.П. Жизневский и др.); методические разработки решения детских конфликтов (А.А. Рояк, В.Я. Зедгенидзе и др.); положения теории сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева, Е.В. Белинская и др.).

В работе применялись следующие методы: теоретического анализа научной литературы по данной теме; диагностические методы исследования: наблюдение, беседа, рисуночный тест; педагогический эксперимент; математическая обработка полученных данных.

Преодоление конфликтов приобрело особую актуальность в настоящее время. Социальные перемены вызвали повышение эмоциональной напряженности во взаимоотношениях людей. Кроме того, истоки противоречий и столкновений проявляются в самой природе образовательного процесса. Уже в дошкольном возрасте у детей

происходят столкновения со сверстниками, сопровождаемые острыми эмоциональными переживаниями. Несмотря на расширение границ исследований проблемы конфликтов у дошкольников, их преодолений, поиска путей и условий эффективного решения этой проблемы, остается недостаточно исследований в области педагогической науки. Этим объясняется неготовность воспитателей правильно строить отношения с воспитанниками в сложной жизненной ситуации.

Конфликт - отсутствие согласия между двумя и более сторонами, столкновение противоположных интересов, сопровождаемое негативными эмоциями и острым способом разрешения значимых противоречий.

Детские конфликты - столкновение между детьми по поводу ресурсов (предметы, игрушки, интересы), трудностей в общении (отношения детей между собой, с родителями, воспитателями, взрослыми), ценностей, интересов, потребностей, сопровождаемое острыми эмоциональными переживаниями.

На основе анализа литературы и систематизации эмпирического исследования в ДОУ нами сгруппированы следующие причины возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками: атмосфера соперничества; неумение общаться; неадекватность выражений эмоций; атмосфера нетерпимости, враждебности; авторитарный стиль воспитания; различные акцентуации характера; неадекватность самооценки, которая выражается в завышенной или заниженной самооценке; не сформированность чувства меры; подражание «героям» и «героиням» сегодняшним мультфильмов и компьютерных игр; перенос навыков общения во внутрисемейных конфликтах на общение со сверстниками.

Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста - система мер, направленных на разрешение конфликта путем сотрудничества, решение проблемы конструктивным взаимовыгодным путем.

Для обеспечения процесса преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, поиска наиболее эффективных средств преодоления или выхода из конфликтов мы обратились к сказкотерапии, в самой сути которой заложен обмен позитивным жизненным опытом, поиск нестандартных выходов из различных ситуаций с последующим применением в жизненных обстоятельствах.

Полученные результаты анкетирования родителей дошкольников говорят о том, что у большинства родителей современных дошкольников преобладает оценочная позиция, они, прежде всего, ориентированы на какие - либо конкретные качества и достижения ребенка. Причем, выяснилось, что у родителей конфликтных детей значительно сильнее выражено нормативное, предметное начало. А это значит, что родители относятся к ребенку преимущественно как к предмету обучения и воспитания. Характерно, что главным стилем воспитания в семье конфликтных детей является строгий.

В результате анкетирования воспитателей детских садов №19 и №1 выяснилось, что 100% опрошенных подтверждают необходимость преодоления конфликтов, при этом не понимают, что подразумевается под «преодолением», не разводят это понятие с понятием «разрешение». 75% воспитателей отметили, что конфликты между их воспитанниками происходят часто. В основном для преодоления, разрешения конфликтов у детей воспитатели используют беседу, чтение художественной литературы, а также игровые ситуации, просмотр мультфильмов. 91% педагогов для преодоления, разрешения конфликтов используют примеры сказочных персонажей. 100% воспитателей ничего не знают о сказкотерапии. 8% связывают ее с прочтением сказки. Таким образом, возникает необходимость повысить конфликтологические знания у воспитателей, ознакомить их с таким методом как сказкотерапия.

Констатирующий этап нашего исследования позволил выявить, что в контрольной группе детей старшего дошкольного возраста 20% (4 ребенка) имеют высокий уровень конфликтности, 50% (10 детей) - средний уровень конфликтности, и 30 % (6 детей) -низкий уровень конфликтности.

В экспериментальной группе 30% (6 детей) имеют высокий уровень конфликтности, 55% (11 детей) - средний уровень конфликтности, и 15% (3 ребенка) - низкий уровень конфликтности.

Анализ и сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов в контрольной и экспериментальной группах свидетельствуют об эффективности использования разработанных нами педагогических условий преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Следовательно, выдвинутое нами в самом начале исследования гипотетическое предположение подтверждено.

По нашему мнению, использование этих условий доступно педагогам-практикам в образовательном процессе ДОУ.

Но так как воспитатели детского сада не владеют знаниями о таком методе как сказкотерапия, мы разработали план семинаров - тренингов, который представлен в приложении.

Так как главным фактором, определяющим характер отношения дошкольников к сверстникам, все же является родители, то считаем необходимым разработать и применить в дальнейшем план работы с родителями, направленный на профилактику родительской позиции по отношению к детям.

Выводы нашего исследования не претендуют на полноту и охват исчерпывающего решения данной проблемы. Некоторые вопросы лишь поставлены и требуют дальнейших исследований.

Изучение может быть связано с более углубленным теоретико-методологическим исследованием особенностей преодоления конфликтов у дошкольников, изучением и освоением зарубежного опыта обучения детей этого возраста преодолению конфликтов со сверстниками и возможности его использования в отечественной практике ДОУ. В дальнейшем эта тема должна войти в учебные программы по педагогической конфликтологии в вузах, в систему повышения квалификации воспитателей ДОУ.

Литература

1. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов [Текст] / Н.Н. Васильев. - СПб.: Речь, 2007. - 174 с.

2. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Игры в сказкотерапии. [Текст] / Т.Д. Зинкевич -Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.