РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ
ИГРЫ
THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF THE DIDACTIC GAME
УДК 372
Шарычева Мария Эдуардовна, Доцент, кандидат педагогических наук, Оренбургский государственный педагогический университет, Институт Дошкольного и Начального образования. Россия, г.Оренбург Воробьева Наталья Игоревна, Магистр 2 курс, Институт Дошкольного и Начального образования. Россия, г.Оренбург
Sharycheva Maria Eduardovna, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Orenburg State Pedagogical University, Institute of Preschool and Primary Education. Russia, Orenburg
Vorobyova Natalya Igorevna, Master 2 year, Institute of Preschool and Primary Education. Russia, Orenburg
Аннотация. Познавательный интерес, активизирует все психические процессы ребенка. На высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого потенциала).
Annotation. Cognitive interest, activates all the mental processes of the child. At a high level of his development, he encourages the person to constantly search for the transformation of reality through activity (changing, complicating its goals, highlighting relevant and significant aspects in the subject environment for their implementation, finding other necessary ways, bringing creative potential into them).
Ключевые слова: развитие, познавательный интерес, дошкольник, игра. Keywords: development, cognitive interest, preschool child, game.
Дошкольный возраст - время активного познания окружающего мира. Это время «почемучек». Все ребенку интересно в этом мире: «Почему трава зеленая? Почему летают птицы? Откуда встает солнце? Есть ли жизнь на
Луне? и т.д.». Задавая вопросы, ребенок познает мир, стремиться к получению новых знаний, сведений, проявляется у ребенка пытливость мысли, любознательность.
«Возникновение вопроса, - пишет известный психолог С.А. Рубенштейн, - есть верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания». Нет ни одной области действительности, которой бы не интересовался ребенок. Пик познавательных вопросов приходит на возраст 4,5-5,5 лет. В более старшем возрасте количество познавательных вопросов начинает уменьшаться, следовательно, уменьшается и познавательный интерес.
Многие психологи и педагоги считают, что это связано с тем, что взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их познавательных вопросов. В результате у ребенка развивается представление, что задавать вопросы означает показывать свою неосведомленность и ребенок замыкается, и так постепенно угасает интерес к познанию. Для того чтобы интерес не погас, взрослые должны отвечать на детские вопросы, поощрять их любознательность.
Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает его как часть процесса воспитания и развития личности.
Познавательный интерес, активизирует все психические процессы ребенка. На высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого потенциала).
Развитие познавательного интереса возможно лишь в результате многократного повторения определенной деятельности, но это повторение должно сопровождаться эмоциональным подкреплением - как организуемым со стороны, так и образующийся во внутренней сфере личности в зависимости от осознания успеха, от удовлетворения потребностей в признании и оценке. Одним из таких видов деятельности является дидактическая игра, которая подталкивает ребенка к новым вопросам, к новым знаниям и где он чувствует себя свободно.
В последнее время поиски ученых (Е.О. Смирновой, Q.M. Дьяченко, З.М. Богуславской, и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий
на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.
Ребенка в такой игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.
В игре развиваются все стороны личности ребенка: чувства и воля, воображение и мышление, память и любознательность. Дети отражают то, что уже знакомо, познают неизведанное. Это наиболее привлекательное занятие, в которое ребенок вкладывает все, о чем мечтает. Поэтому игра дает богатые возможности для развития разнообразных детских интересов.
В таких играх развитие ребенка не сводится к пассивной ассимиляции готовых знаний и умений, а предполагает активное воссоздание детской личностью усваиваемых общественных способов преобразования действительности, нравственных и эстетических ценностей в процессе ее деятельности, приобретающей при определенных условиях самодеятельный характер.
«...Игра, - писал В.А. Сухомлинский, - это огромное духовное и светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...»
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Ученые записки Ленинградского государственного университета. - Л., 1959. - 126 с.
2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2005. - 300 с. 44
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
Bibliography:
1. Ananyev B.G. Cognitive needs and interest: Scientific notes of Leningrad State University. - L., 1959. - 126 p.
2. Babaeva T.I., Gogoberidze A.G., Solntseva O.V. Childhood: An approximate educational program for preschool education. - SPb .: LLC "Publishing house" Childhood-Press ", Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2014 .-- 321 p.
3. Boguslavskaya Z.M., Smirnova E.O. Educational games for children of preschool age. - M .: Education, 1991 .-- 207 p.
4. Bondarevsky V. B. Raising interest in knowledge and the need for self-education. - M.: Education, 2005 .-- 300 p. 44
5. Bondarenko A.K. Didactic games in kindergarten. - M .: Education, 1991 .-160 p.