Научная статья на тему 'Любознательность как условие развития детей дошкольного возраста'

Любознательность как условие развития детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
961
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / РЕБЕНОК / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКА / CURIOSITY / PRESCHOOL AGE / THE DEVELOPMENT OF CURIOSITY / COGNITIVE ACTIVITY / COGNITIVE INTEREST / PRESCHOOLER / MENTAL TRAIT / EXPRESSION OF INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова В.

В статье рассматриваются психолого-педагогическая проблема развития любознательности детей дошкольного возраста, уточнено суть понятия «любознательность детей дошкольного возраста», проанализировано психолого-педагогические источники, в которых рассматриваются основные характеристики любознательности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article discussed the psycho-pedagogical problem of curiosity preschool children; clarified the meaning of “curiosity preschool children”, analyzed psycho-educational sources, which treats the main characteristics of curiosity.

Текст научной работы на тему «Любознательность как условие развития детей дошкольного возраста»

художественное произведение.

Творчество доступно детям, больше того, оно оживляет познавательный интерес, активизирует личность и формирует ее. В нём осуществляется самовыражение, самораскрытие личности.

© Кайдалова Ю.Н., Емелина Е.В., 2020

УДК 37

Макарова В.

воспитатель МБДОУ детский сад «Колобок» с. Засосна Красногвардейского района, Белгородской области

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассматриваются психолого-педагогическая проблема развития любознательности детей дошкольного возраста, уточнено суть понятия «любознательность детей дошкольного возраста», проанализировано психолого-педагогические источники, в которых рассматриваются основные характеристики любознательности.

Ключевые слова:

любознательность, дети дошкольного возраста, познавательный интерес, ребенок, мотивация,

интеллектуальная сфера дошкольника.

Annotation

In the article discussed the psycho-pedagogical problem of curiosity preschool children; clarified the meaning of "curiosity preschool children", analyzed psycho-educational sources, which treats the main characteristics of curiosity.

Key words:

curiosity, preschool age, the development of curiosity, cognitive activity, cognitive interest, preschooler, mental trait, expression of interest.

На сегодняшний день общество стремительно развивается, меняются технологии, обновляется техника. Следуя из этого появляется потребность новых знаний и навыков. Мы как педагоги, не всегда можем предусмотреть, какие именно знания будут нужны детям. Поэтому, очень важно, чтобы у детей дошкольного возраста активно развивался познавательный интерес к окружающему миру.

Познавательный интерес, у детей дошкольного возраста, характеризуется возможность устанавливать причинно-следственные связи, закономерности между тем, что познается. Он возникает только тогда, когда ребенок любознателен. Любознательность характеризуется стремлением детей воспринимать и понимать предметы не только снаружи, а и структуру, их внутреннее состояние.

В примерной общеобразовательной программе дошкольного возраста «От рождения до школы» говорится о том, что ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать обьяснения явлениям природы и поступкам людей; должен быть склонен наблюдать, экспериментировать. [1;ст.20]

В педагогическом словаре Каирова И.А. сказано, что любознательность - это черта личности,

характеризующаяся активным познавательным отношением к деятельности. Проявляется уже у детей дошкольного возраста в двух ярко выраженных формах: в задаваемых вопросах, обнаруживающих активную работу мысли; в эспериментировании над вещами. Любознательность стимулирует ребенка к изучению особенности явлений действительности. В целях воспитания любознательности детей представители классической педагогики (Локк, Ушинский и тд) рекомендовали относиться внимательно к вопросам ребенка, давая на них искренние и исчерпывающие ответы, не обрывать, не обескураживать недоступными его пониманию или разнообразием фактов; возбуждать и поддерживать интерес детей, направлять его в новые области; применять наглядность в беседах с детьми и в их обучении [4; ст.644].

Психологи и педагоги постоянно сталкиваются с проблемой того, как сделать так чтобы ребенок захотел учится. Любознательность охватывает все психические процессы.

Так же и Сухомлинский В.А. подчеркивал любознательность как основу развития ребенка. Он говорил, что любознательность - «это хрупкая и нежная серцевина человека, ее легко сломать, пробудив отвращение к труду мыслителя: детский труд - это активное видение мира, благодаря которому ребенок становится деятельной частицей природы и вместе с тем ее властелином» [8;с.85]

Сухомлинский говорил: «Игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

С его слов можно сделать выводы, что игра - основа развития ребенка дошкольного возраста. С помощью игры мы можем у детей сформировать любознательность, желание думать и познавать что-то новое.

С этого следует что формирование у детей любознательности, возможно только тогда, когда мы педагоги научим ребенка учиться. Учиться думать, учиться постигать новое, учиться логически мыслить, решать элементарные задачи. Всему этому способствует игра, которая включает в себя педагогический процесс. Чтобы процесс обучения и воспитания был эффективен каждый ребенок дошкольного возраста должен быть любознателен, которую мы активизируем у них, с помощью разных дидактических игр. Дидактические игры мы можем использовать не только во время занятий, а и в режимных моментах. Во время зарядки, во время прогулки, перед сном. Таким образом, мы можем заинтересовать и привлечь ребенка к активному познанию окружающего мира.

Савенков А. И. в книге «Путь к одаренности» говорит о любознательности: «в основе мотивации поисковой деятельности лежит всем известное качество - любознательность».

Интерес - потребность в «умственных впечатлениях» характерна для каждого здорового ребенка.

Любознательность - следующий уровень развития познавательного интереса. Для её становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы.

Любознательность - самое важное качество одаренного ребенка [7; ст.57]

Проявление любознательности тесно связано с действием центра позитивных эмоций. Кроме эмоций, важным фактором развития любознательности есть волевая сфера ребенка.

При развитии экспериментатора важно, чтобы интерес вовремя переростал в любовь к знаниям -«любознательность». Так как, у большинства детей интерес, стремление исследовать окружающий мир так и не переростает в любознательность.

История сохранила ведомости проявления любознательности в детстве у многих будущих гениев. Невероятным стремлением к познанию с детства отличались Ломоносов М.В., Ньютон И.[7; ст.58].

Детская любознательность многогранна. Оказалось, что любознательный ребенок способен заметить в поведении детей много признаков которые не могут выявить опытные профессионалы.

Девочка из садика выявила, что настроение ребенка зависит от: занятия проведенного воспитателем; от игр с детьми; от погоды; от прогулки; от еды [7; ст.58].

Зенина Т. Н. говорит о развитии любознательности средствами природы. Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных знаний и осуществляется на занятиях, в играх, в работе, в общении.

Основное условие развития любознательности - ознакомление детей с явлениями природы, природой и воспитанием активного, заинтересованного отношения к ним.

Для пробуждения любознательности хорошо использовать элементы загадочности, сюрпризности, развлекательности [3; ст. 164].

Любознательность свойственна каждому ребенку. Всё зависит от её «качества»: что именно хочет узнать ребенок и от того или работает сам для достижения этих знаний [3; ст. 167].

Ребенок любознателен по своей натуре. Его интересует все новое и неизвестное. Каждый день приносит ему много открытий которые он черпает с природы: как сосулька превращается в воду; как ледяная дорожка, посыпанная песком перестала скользить. С познания окружающего мира возникает любознательность, интерес к новому, который проявляется в постоянных вопросах [3; ст. 167].

Гиарделла Дена рассматривает любознательность с точки зрения творчества. Творчество, говорит она, дает нам возможность осознанно смотреть на мир. В основе любого творчества лежит любознательность, которая способствует её развитию. Любознательность даёт начало творческим поискам.

Любознательность - упорство изучать, разбираться, добывать новые навыки, собирать информацию и экспериментировать [2; ст.31].

Исследовав множество источников, можно сделать выводы, что любознательность - это черта личности, которая является активным познавательным отношением ребенка к окружающему миру и проявляется в стремлении к глубине знаний. Является основным условием развития детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С. Васильева М.А. «От рождения до школы»примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. -368 с.

2. Гиарделла Д., Росс Р. Изменяйте узор. Вплетайте творчество в полотно своей жизни. - СПб.: ИГ «Весь» 2010. - 320с. -(Помоги себе сам)

3. Зенина Т. Н. Родительское собрание в детском саду. М: Педагогическое общество России, 2006

4. Каиров И. А., Гончаров Н.К.Казьмин Н.Д.,Королев Ф.Ф., Маркушевич А.И., Смирнов А.А. Педагогический словарь, Издательство академии пед.наук; Москва 1960 г. 776 с.

5. Крутецкий В. А. Любознательность. Пед. Энциклопедия М. 1965 Т.2 696с.

6. Морозова Н.Т. Учителю о познавательном интересе М. Знания, 1979

7. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб. : Питер, 2004. - 272с. : ил.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, Питер, 2003

© Макарова В., 2020

УДК 372.893

Л.В. Маркова

магистрантка 3 курса РГУ имени С.А. Есенина

г. Рязань, РФ E-mail: lydiaf88@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Аннотация

Сейчас возникли новые технические средства с неимоверными обучающими ресурсами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.