ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ДОШКОЛЬНИКОВ
GAME AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF KNOWLEDGE PROCESSES
OF PRESCHOOLERS
УДК 373
Шарычева Мария Эдуардовна, Доцент, кандидат педагогических наук, Оренбургский государственный педагогический университет, Институт Дошкольного и Начального образования. Россия, г.Оренбург Воробьева Наталья Игоревна, Магистр 2 курс, Институт Дошкольного и Начального образования. Россия, г.Оренбург
Sharycheva Maria Eduardovna, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Orenburg State Pedagogical University, Institute of Preschool and Primary Education. Russia, Orenburg
Vorobyova Natalya Igorevna, Master 2 year, Institute of Preschool and Primary Education. Russia, Orenburg
Аннотация. В данной статье рассмотрена тема игры как фактор развития познавательных процессов дошкольников.
Annotation. This article discusses the theme of the game as a factor in the development of cognitive processes in preschoolers.
Ключевые слова: игра, развитие, познавательные интересы, дошкольник. Keywords: game, development, cognitive interests, preschool child.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она
активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.
Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации воспитательного процесса: эффективное средство развития интереса к обучению и воспитанию - игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.
В работе с детьми образовательный процесс строится так, чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Организовать взаимодействие с ребенком так, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
• вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
• использование дидактических игр;
• применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Большой вклад в изучение познавательных процессов внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л. и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:
• личная вовлеченность детей в различные виды деятельности;
• применение различных дидактических заданий и игр;
• использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.
В нашей группе созданы условия для полноценного развития детей, имеется методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал.В группе пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и самостоятельной деятельности. В группе выделено пространство для самостоятельной деятельности и игровой. Для игр имеется соответствующее игровое оборудование.
Я считаю, что эффективным методом познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Поэтому совместно с детьми изготавливаем своими руками дидактические игры из подручных материалов, вторсырья и т.п.
В работе использую дидактические игры по формированию элементарных математических представлений: «Считай дальше», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Назови соседей», «Найди столько же» и т.д. Дидактические игры по приобщению к социокультурным ценностям: «Назови одним словом», «Где это можно купить», «Мир тканей», «Из чего сделано?», «Путешествие по городу», «Магазин игрушек».
Дидактические игры по ознакомлению с миром природы: «Кто лишний?», «Где спрятался зайчик?», «Кто, где живет», «Птицы (звери, рыбы), «Природа и человек», «Воздух, земля, вода».
Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Темы игр
разнообразны. Благодаря этому дети смогут пережить в игре то, что переживают взрослые люди в повседневной жизни. Таким образом, дети постепенно вживаются в социум, узнают правила поведения и общения в современном мире.
Также в своей работе часто использую в разных режимных моментах разнообразные подвижные игры. Активна роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества, честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществе. Имеются картотеки подвижных игр.
Играем с детьми в театральные игры. Ребёнку предоставляем возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности стараюсь уделять должное значение и всем видам детского театра, что помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Для театральных игр в группе оформлены: ширма, платочный театр, лего-театр, пальчиковый театр, теневой театр, театр на прищепках, на ложках, фланелеграф, куклы би-ба-бо, полумаски, т.д.
В работе с родителями по познавательному развитию использую традиционные и нетрадиционные формы работы, такие как: беседа,родительские собрания,консультации, выставки, анкетирование; фотомонтажи, фотовыставки,деловые игры, выставки детских работ, участие в конкурсах разного уровня.
Родители помогают обновлять предметно-развивающую среду - создают своими руками интересные атрибуты, которые дети используют в играх, на занятиях, в исследовательской деятельности, на прогулке. Консультируем родителей, о том, как можно применять подручные материалы дома для развития игровых способностей ребенка.
Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей.
Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя...». Поэтому у нас с родителями единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Список литературы:
1. А.А. Гилева « Дидактические игры и игровые занятия». Тбилиси. Гора,2007
2. А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина «Игры с правилами в детском саду», сборник дидактических и подвижных игр. М. Наука, 2002
3. А.К.Бондаренко» Дидактическая игра в детском саду» Инфра-М, 2001
4. А.С.Дьяченко. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. Дошкольное развитие. 2008. №4
5. З.М.Богуславская«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Инфра - М, 2001
6. Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск. Беларусь, 2006.
7. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. «Умственное развитие детей дошкольного возраста». М. Просвещение, 2004.
8. Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, 2015. Как играть с ребенком. 4-е изд. М.: Линка-Пресс, 176 с.
9. Т.Н.Рыжкова» Учимся играя». Дошкольное развитие. 2004, №2 7.А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду». Пособие для воспитателей. М. Просвещение, 2002
Bibliography:
1. A.A. Gileva "Didactic games and game classes." Tbilisi. Mountain, 2007
2. A.I. Sorokina, E.G. Baturin "Games with the rules in kindergarten", a collection of didactic and outdoor games. M. Science, 2002
3. AKBondarenko "Didactic game in kindergarten" Infra-M, 2001
4. A.S. Dyachenko. Games and exercises for the development of mental abilities of children. Preschool development. 2008. No4
5. Z.M. Boguslavskaya "Educational games for children of primary preschool age. M. Infra - M, 2001
6. E.I. Udaltsova "Didactic games in the education and training of preschoolers." Minsk. Belarus, 2006.
7. N.N. Poddyakova, F.A. Sokhin. "The mental development of preschool children." M. Education, 2004.
8. N.Ya. Mikhailenko, N. A. Korotkova, 2015. How to play with a child. 4th ed. M .: Link-Press, 176 p.
9. T.N. Ryzhkova "Learning by playing." Preschool development. 2004, No 2 7.A.I. Sorokina "Didactic games in kindergarten." A manual for educators. M. Education, 2002