Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ КРУЖКЕ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ КРУЖКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательный интерес / средовой подход / диалоговые технологии / медицинская география / геоэкологическое образование / cognitive interest / environmental approach / dialogue technologies / education / medical geography / geoecological circle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Фоменко Артём Владимирович

Статья посвящена актуальной теме, связанной с развитием познавательного интереса при изучении медицинской географии. Она отражает современные требования к образованию и воспитанию творческой личности, проявляющей интерес к научному познанию. Раскрываются методологические и методические аспекты формирования познавательного интереса при изучении медицинской географии. Раскрыты компоненты и этапы формирования познавательного интереса. Определено, что методологической основой кружка выступил средовый подход, который предполагает использование диалоговых технологий. Описаны компоненты средового подхода, специфика его реализации в образовании. Раскрыта особенность диалоговых технологий, а также их сопряжение с этапами развития познавательного интереса. Разработана авторская программа геоэкологического кружка «Геомедицина: исследование взаимодействия природы и общества в контексте здоровья и качества жизни населения». При конструировании его содержания учитывались научные основы по медицинской географии, психолого-педагогические исследования, а также методические основы по геоэкологическому образованию. Представлены методические рекомендации проведения занятия кружка. Материал статьи предназначен для педагогов, работающих по проблеме развития познавательного интереса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Фоменко Артём Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a current topic related to the development of cognitive interest in the study of medical geography. It reflects modern educational requirements for the upbringing of a creative personality with an interest in scientific knowledge. The methodological and methodological aspects of the formation of cognitive interest in the study of medical geography are revealed. The components and stages of the formation of cognitive interest are revealed. It was determined that the methodological basis of the course was the environmental approach, which involves the use of dialogue technologies. The components of the environmental approach and the specifics of its implementation in education are described. The peculiarity of dialogue technologies is revealed, as well as their connection with the stages of development of cognitive interest. An original program for the geoecological circle «Geomedicine: a study of the interaction of nature and society in the context of the health and quality of life of the population» has been developed. When constructing its content, the scientific foundations of medical geography, psychological and pedagogical research, as well as methodological foundations of geoecological education were taken into account. Methodological recommendations for conducting a circle class are presented. Geography teachers, as well as additional education teachers when developing questions on the problem of developing cognitive interest can use the material.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ КРУЖКЕ»

6. Субъектность в образовании: понятие, развитие, сегодняшний день // V серия университетского семинара «Что такое деятельностный подход в образовании» (15 ноября 2021г.). - URL: https://www.mgpu.ru/subektnost-v-obrazovanii-ponyatie-razvitie-segodnyashnij-den/ (дата обращения: 07.05.2024)

7. Темницкий, А.Л. Процесс становления индивидуальной субъектности рабочих России в сфере трудовых отношений (конец XIX начало XXI вв.) / А.Л. Темницкий // Рабочие и общественно-политический процесс в России в конце XIX -начале XX вв. Материалы VI Всероссийской научной конференции: в 2 ч. Ч. 1,- Кострома, 2012. - С. 51-58

8. Чадова, A.A. Многообразие подходов к определению понятия «субъектность» в сфере трудовых отношений / A.A. Чадова // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе: материалы III междунар. науч.-практ. интернет-конф. (6-7 декабря 2016 г.). - Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т., 2016. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32617840_81548135.pdf (дата обращения: 15.05.2024)

9. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант направления «Геоэкологическое образование» Фоменко Артём Владимирович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ КРУЖКЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме, связанной с развитием познавательного интереса при изучении медицинской географии. Она отражает современные требования к образованию и воспитанию творческой личности, проявляющей интерес к научному познанию. Раскрываются методологические и методические аспекты формирования познавательного интереса при изучении медицинской географии. Раскрыты компоненты и этапы формирования познавательного интереса. Определено, что методологической основой кружка выступил средовый подход, который предполагает использование диалоговых технологий. Описаны компоненты средового подхода, специфика его реализации в образовании. Раскрыта особенность диалоговых технологий, а также их сопряжение с этапами развития познавательного интереса. Разработана авторская программа геоэкологического кружка «Геомедицина: исследование взаимодействия природы и общества в контексте здоровья и качества жизни населения». При конструировании его содержания учитывались научные основы по медицинской географии, психолого-педагогические исследования, а также методические основы по геоэкологическому образованию. Представлены методические рекомендации проведения занятия кружка. Материал статьи предназначен для педагогов, работающих по проблеме развития познавательного интереса.

Ключевые слова: познавательный интерес, средовой подход, диалоговые технологии, медицинская география, геоэкологическое образование.

Annotation. The article is devoted to a current topic related to the development of cognitive interest in the study of medical geography. It reflects modern educational requirements for the upbringing of a creative personality with an interest in scientific knowledge. The methodological and methodological aspects of the formation of cognitive interest in the study of medical geography are revealed. The components and stages of the formation of cognitive interest are revealed. It was determined that the methodological basis of the course was the environmental approach, which involves the use of dialogue technologies. The components of the environmental approach and the specifics of its implementation in education are described. The peculiarity of dialogue technologies is revealed, as well as their connection with the stages of development of cognitive interest. An original program for the geoecological circle «Geomedicine: a study of the interaction of nature and society in the context of the health and quality of life ofthe population» has been developed. When constructing its content, the scientific foundations of medical geography, psychological and pedagogical research, as well as methodological foundations of geoecological education were taken into account. Methodological recommendations for conducting a circle class are presented. Geography teachers, as well as additional education teachers when developing questions on the problem of developing cognitive interest can use the material.

Key words: cognitive interest, environmental approach, dialogue technologies, education, medical geography, geoecological

Введение. Образование 21 века ставит задачу не только получения учащимися знаний, но и формирование творческой личности, что предъявляет новые требования к образовательному процессу с точки зрения интеллектуального воспитания, развития у школьников познавательного интереса [2]. Вместе с тем, многие педагоги сталкиваются с проблемой недостаточной мотивации обучения, слабой заинтересованности школьников в освоении предлагаемого учебного материала. Это проблема в полной мере относится и к школьной географии. В этих условиях важно включать в содержание образования материал, который имеет значительное мотивационно-ценностное насыщение, является лично значимым для обучающихся, связанный с реальными проблемами его жизнедеятельности, здоровья и благополучия.

Значительным потенциалом в этом аспекте обладает содержание, связанное с медицинской географией, которая рассматривает вопросы влияния состояния окружающей среды на здоровье человека, природные и социально-экономические факторы, влияющие на жизнь и здоровье людей, лечебные и рекреационные ресурсы, здоровый образ жизни и другие, связанные с качеством жизни и благополучием каждого человека [4]. Таким образом, разработка кружка по медицинской географии и его реализация даст учащимся не только медико-географические и геоэкологические знания, но и будет способствовать развитию познавательного интереса, поскольку подобный материал лично значим для каждого человека.

Цель исследования: развитие познавательного интереса школьников при изучении медицинской географии в геоэкологическом кружке.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) Выявить методологические основания формирования познавательного интереса при изучении медицинской географии в геоэкологическом кружке.

2) Разработать программу геоэкологического кружка и методические рекомендации проведения занятия кружка.

Изложение основного материала статьи. В данной работе мы будет опираться на понимание познавательного интереса исследователем и педагогом Г.И. Щукиной, в своих работах она выделяла следующие компоненты познавательного интереса:

1) эмоциональный - проявление положительного эмоционального отношения к объекту изучения;

2) интеллектуальный - направленность на познание объекта изучения с разных сторон;

3) волевой - отражает степень сосредоточенности на объекте изучения, применение усилий для достижения поставленной цели [8, 9].

При этом она подчёркивала, что данные компоненты составляют не отдельные части, а представляют единое целое, таким образом, они проникают друг в друга, а их синергия и является ничем иным как познавательный интерес. Также важно выделить помимо компонентов этапы развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, творческий интерес (познавательная активность).

При проектировании педагогических продуктов необходимо активизировать все компоненты познавательного интереса, а не отдельные его части, только тогда возможно добиться познавательной активности учащихся как высшей формы познавательного интереса.

Формирование познавательного интереса учащихся нами будет достигаться при помощи использования средового подхода. Средовой подход представляет собой систему дидактических действий, направленных на изменение окружающей среды - условий, в которых человек живет и обучается. Целью этого подхода является создание среды, которая становится инструментом проектирования, производства и контроля педагогического результата. Он позволяет осуществлять непрямое и многоканальное управление процессом обучения. С помощью средового подхода можно проектировать, моделировать и создавать среду, которая способствует достижению определенных образовательных целей [6, 11].

Любая среда, а в особенности образовательная будет состоять из определённых компонентов, в исследованиях В.А. Левина выделяются следующие [11]: пространственно-предметный (помещения для занятий, необходимое оборудование и т.п.); социальный (характер взаимодействия всех субъектов образовательной среды); организационно-технологический (содержание и методы обучения, которые использует педагог).

Важным компонентом для современных педагогов является организационно-технологический, который обеспечивает взаимосвязь форм обучения и педагогических механизмов формирования благоприятной образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения. В нашем случае целеполагание связано с формированием познавательного интереса школьников, что предполагает уточнение особенностей использования педагогических технологий и форм обучения. В нашем исследовании использовалась технология диалогового обучения.

Особо отметим, что применительно к задаче последовательного формирования познавательного интереса использовались следующие группировки диалогов: 1) диалоги, обеспечивающие мотивацию, способствуют формированию у учащихся интереса к изучаемой теме; 2) диалоги, ориентированные на побуждением к поиску новых знаний и аргументов; 3) диалоги, характеризующиеся смысловым, аксиологическим насыщением содержания; 4) диалоги, развивающие познавательную творческую активность личности, предусматривающие рефлексию и применение геоэкологических знаний в единстве с ценностными отношениями [1].

Важно раскрыть потенциал и самой медицинской географии как науки для формирования познавательного интереса учащихся. Медицинская география изучает влияние природных и социально-экономических факторов на здоровье населения, а также распространение болезней. Она объединяет физическую и социально-экономическую географию, стимулируя познавательный интерес учащихся и активизируя их интеллектуальный и волевой компоненты. Современная медицинская география направлена на изучение следующих проблем: медико-географическое картографирование, оценка риска здоровью, медико-экологический мониторинг, экологическая безопасность, устойчивое социально-экономическое развитие [4]. Её содержание отражает геоэкологическое направление географических исследований. Поэтому в практике школьного образования целесообразно изучать медицинскую географию рамках геоэкологического кружка [3].

Таким образом, нами был проанализирован методологический компонент геоэкологического кружка. Нами был разработан курс «Геомедицина: исследование взаимодействия природы и общества в контексте здоровья и качества жизни населения» (табл. 1). При конструировании его содержания учитывались научные основы по медицинской географии, психолого-педагогические исследования, а также методические основы по геоэкологическому образованию [5].

Таблица 1

Содержание программы геоэкологического кружка в сопряжении с этапами развития познавательного интереса

и видами диалоговых технологий

Этап развития познавательного интереса Название разделов и их содержание Технологический компонент в т.ч. диалоговые технологии

Любопытство Введение. Что изучает медицинская география? Связь с другими науками. Интегральный потенциал науки. Объект и предмет изучения медицинской географии. Структура медицинской географии, связь с другими науками. Мотивационные диалоги.

Любознательность Раздел. 1. История и становление медицинской географии

1.1 Развитие медико-географических в Древнем мире. Составление кластеров по изучаемым темам. Диалоги обеспечивающие обогащение (критический и автономный диалоги).

1.2 Развитие медико-географических представлений в средние века и эпоху Возрождения.

1.3 Развитие медицинской географии в России. Медицинская география в 20-21 веках.

Познавательный интерес Раздел 2. Природные и социально-экономические факторы влияющие на жизнь и здоровье людей

2.1 Понятие о природных и социально-экономических факторах и их влияние на качество жизни населения. Факторы, определяющие здоровье населения. Составление кластеров и презентаций по изучаемым темам. Практическое изучение природных факторов и их влияния на жизни и здоровье людей (полевой и камеральный этапы). Духовный и смыслотворческий диалоги.

2.2 Природные факторы (геофизические, метеорологические) и их влияние на жизнь и здоровье людей.

2.3 Социально-экономические факторы (человек и город, человек и воздух, человек и вода, человек и почва) и их влияние на здоровье населения.

Творческий интерес Раздел 3. Нозогеография - география болезней

3.1 Природные очаги болезней. Понятие о тропических болезнях. Практическое задание (ответы на вопросы). Самопрезентующий диалог.

3.2 Болезни, вызываемые ядовитыми животными. Болезни, вызываемые ядовитыми растениями. Доклад с презентацией о любой тропической болезни. Самопрезентующий диалог.

3.3 Аллергические болезни. Доклад с презентацией о ядовитом животном по плану. Самопрезентующий диалог.

Творческий интерес Раздел 4. Лечебные и рекреационные ресурсы, здоровый образ жизни

4.1 Понятие о лечебных и рекреационных ресурсах. Бальнеологические ресурсы. Фитотерапия. Использование ресурсов для лечения и оздоровления населения. Составление карты лечебных и рекреационных ресурсов родного края (на уровне региона или города/посёлка/села). Самореализующий рефлексивный диалоги.

4.2 Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Формирование здоровой нации.

4.3 Рекреационные ресурсы. Роль ресурсов в оздоровлении населения.

В ходе изучения курса школьникам будут предложены различные задания: репродуктивного, продуктивного и творческого характера. Данные задания призваны сформировать все компоненты познавательного интереса. Также при изучении данного курса ведущим подходом выступил средовый с применением диалоговых технологий, которые выстроены в логике формирования познавательного интереса.

Для более подробного раскрытия методики курса, мы предлагаем ознакомиться с технологической картой одного из занятий курса, которое как раз выполнено в рамках средового подхода с использованием диалоговых технологий Тема урока - «Живи полной жизнью: факторы здоровья, понятие болезни, пути сохранения здоровья». Цель урока: сформировать понимание взаимосвязей между географическими условиями и здоровьем человека. Развитие ответственного отношения к собственному здоровью и окружающей среде.

Таблица 2

Технологическая карта учебного занятия

Базовое содержание урока Деятельностный компонент урока (УУД)

Смысловые блоки содержания Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1. Проблемно-мотивационный этап урока

Здоровье и болезнь Беседа с целью формирования цели и темы урока 1) Как вы считаете из каких разделов состоит медицинская география. 2) После ещё раз показываем схему структуры медицинской географии. 3) А что именно изучает такой раздел как нозогеография? А что мы с вами будет противопоставлять болезни? Какие задачи мы бы могли к данному уроку сформировать, что нам необходимо изучить? Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и задачи урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: Мотивационные диалоги.

2. Процессуально-содержательный этап урока

Понятие здоровья и болезни Анализ текста учебника, индивидуальная и групповая форма работы Факторы здоровья Организация групповой работы учащихся по анализу и поиску информации в текстовых источниках, помощь по возможность Объяснение чётких правил выступления учащимся Организация дискуссии Познакомившись с темой и поставив перед собой определённые задачи их необходимо выполнить: 1) Что есть здоровье и болезнь, давайте обратимся к тексту раздаточных материалов: прочитайте определения термина «здоровье», попытайтесь сформулировать на основе данных определений своё собственное, чтобы оно отражало основной смысл термина. После размышлений и чтения текста раздаточных материалов, опрашиваем учеников. 2) У нас с Вами сформировано достаточно чёткое определение здоровья, а что же такое болезнь? Давайте самостоятельно попробуем сформировать данный термин, на основе уже имеющегося термина «здоровье», помните, что здоровье и болезнь - это антонимы. 3) Какую ещё задачу мы с вами поставили в начале урока? (факторы здоровья человека). 4) Ученики в ходе обсуждения предполагают какие факторы здоровья существуют и что к ним можно отнести, далее проверяем свои предположения по рис. 1 в раздаточных материалах. 5) Класс необходимо разбить на 4 группы, каждая группа выбирает себе факторов здоровья. Необходимо в группах подумать над тем как фактор влияет на здоровье человека. Учащиеся отражают влияние фактора в виде схемы. По итогу, получаем развёрнутую схему о факторах здоровья, которая будет из себя представлять единый кластер из 4-ёх частей от каждой из команд. 6) Далее каждая группа получает небольшое задание: а почему именно ваш фактор важен доя здоровья человека, что необходимо сделать вам лично, либо в жизни гос-ва или общества, чтобы данный фактор носил более положительный характер. Какие из факторов зависят лично от вас? Какие зависят от усилий всего человечества (окр. среда, система здравоохранения - конкретная среда). В ходе дискуссии учитель дополняет ответы учащихся. Регулятивные: формируют понятия и дают им определение на основе анализа текста. Познавательные: самостоятельная работа с раздаточными материалами. Регулятивные: групповое планирование содержания (схемы). Коммуникативные: Критический диалог. Коммуникативные: самопрезентующий диалог. Регулятивные: осознают значимость различных факторов сохранения личного здоровья. Коммуникативные: критический, смыслотворческий и рефлексивный диалоги. Личностные: проявляют готовность к сохранению собственного здоровья.

При разработке данного урока нами были учтены все теоретические наработки по теме, в результате чего данный урок будет полностью соответствовать теме курса, а также ведущему подходу и технологическому решению.

Вывод. Нами была рассмотрена проблема развития познавательного интереса при изучении медицинской географии в геоэкологическом кружке на двух уровнях: методологическом и методическом. Установлено, что методологической основой курса является средовый подход. Раскрыта его сущность, структура и специфика реализации в образовательном процессе на основе использования диалоговых технологий. Раскрыта структура и последовательность развития познавательного интереса. Выявлена и реализована сопряженность этапов развития познавательного интереса и видов диалоговых технологий.

Методический уровень представлен авторской программой геоэкологического кружка «Геомедицина: исследование взаимодействия природы и общества в контексте здоровья и качества жизни населения» и разработанными методическими особенностями его проведения. Для того чтобы более подробного раскрыть технологический компонент курса нами была представлена технологическая карта занятия по теме: «Живи полной жизнью: факторы здоровья, понятие болезни, пути сохранения здоровья», где были применены средовый подход и диалоговые технологии.

Литература:

1. Белова, C.B. Текстуально-диалогический принцип в проектировании гуманитарного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / C.B. Белова; Волгоградский гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2006. -43 с.

2. Винокурова, Н.Ф. Интеллектуальное воспитание школьников в географическом образовании: методология и методика реализации / Н.Ф. Винокурова // Проблемы современного педагогического образования. - 2024. - № 82-1. -С. 100-104

3. Винокурова, Н.Ф. От Экологизации географии к геоэкологическому образованию в интересах устойчивого развития: теория, методология и инновационная практика в регионе / Н.Ф. Винокурова // В книге: Лучшие практики экологического

образования в интересах устойчивого развития. Монография. Сер. Научные школы академии; Под общей редакцией C.B. Алексеева, А.Н. Захлебного. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 149-157

4. Куролап, С.А. Медицинская география на современном этапе развития / С.А. Куролап // Вестник Воронежского Государственного Университета. Серия: География. Геоэкология. -2017. -№ 1. - С. 13-20

5. Кучер, Т.В. Медицинская география: Учебн. для 10-11 кл. профил. шк. / Т.В. Кучер. - М: Просвещение, 1996. - 160 с.

6. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании. - 2-е изд., перераб. / Ю.С. Мануйлов. - M.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 157 с.

7. Теория и методика геоэкологического образования: Учебное пособие. Часть I / под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой. - Н. Новгород: НГПУ им К. Минина, 2013. - С.130.

8. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988.-205 с.

9. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 351 с.

10. Левин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Левин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Непрерывность образования педагогических кадров обеспечивается посредством разработки и реализации систем последипломного и дополнительного педагогического образования. Непрерывное образование педагогов на современном этапе базируется на компетентностном, системном и андрагогическом подходах, выступая целенаправленной, специально организованной и управляемой целостной системой перманентного и систематического личностного развития, формирования у личности социального и профессионального опыта. Система непрерывного образования будет способствовать внутренним потребностям педагогических работников в совершенствовании и саморазвития личности в течение профессиональной жизни, чем позволит обеспечить государству подготовку высокопрофессиональных педагогов, способных качественно обучать, воспитывать и развивать подрастающее поколение.

Ключевые слова: непрерывность образования, педагог, реализация систем последипломного и дополнительного педагогического образования.

Annotation. The continuity of education of teaching staff is ensured through the development and implementation of postgraduate and additional pedagogical education systems. Continuous education of teachers at the present stage is based on competence-based, systemic and andragogical approaches, acting as a purposeful, specially organized and managed holistic system of permanent and systematic personal development, the formation of a personality's social and professional experience. The system of continuing education will contribute to the internal needs of teaching staff in the improvement and self-development of personality during professional life, which will allow the state to provide training for highly professional teachers who are able to teach, educate and develop the younger generation qualitatively.

Key words: continuity of education, teacher, implementation of postgraduate and additional pedagogical education systems.

Введение. Реализация идей непрерывного образования является сегодня ведущим требованием образовательной политики в контексте реализации высшего профессионального образования специалистов и последующего повышения их квалификации.

Изложение основного материала статьи. Идея непрерывного образования, самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни далеко не нова. Еще в античные времена великий китайский энциклопедист Сюнь-Цэн (313-228 гг. до н.э.) отмечал, что учиться нужно всю жизнь, до последнего вздоха. Об этом говорили древние ученые Индии и Китая, Сократ и Платон [2].

В предыдущие периоды истории относительно медленная эволюция общественного производства обусловила устойчивость (неизменность) структуры и содержания образования. Сложился тип «конечного» образования, при котором некогда полученные знания сохраняли свою ценность на протяжении всей ее профессиональной деятельности. Хотя еще с античных времен философы задумывались над «границами» и «достаточностью» образования.

Эсхил утверждал, что «мудрый - тот, кто знает нужное, а не многое» [2]. Отсюда и исходила потребность в выяснении «необходимых и достаточных» пределов обучения, которые бы «удовлетворили» и человека, и общество и были бы «эталоном» образованности (безусловно, что эталон со временем должен был меняться).

Однако возникала еще и потребность в подборе «необходимых» и «безопасных» знаний, в первую очередь, для общества. Ведь знание, которое противостоит или может противостоять общепризнанной социумом концепции «необходимости и достаточности» знаний является угрозой его существования. В качестве примера, вспомним «печальный» опыт учения Сократа, которого в 399 г. до н.э. приговорили к смертной казни за «...развращение молодежи своими нечестивыми поучениями» [2]. Это и является ярким свидетельством того, что необходимые границы знаний устанавливались всегда образовательной политикой, которую проводили в то или иное время власть имущие. В то же время и «лишние знания» не только бесполезны, а могут и навредить уму самого человека. Ведь знания должны нести пользу, то есть применяться человеком в его практической деятельности. Именно поэтому Демокрит и подчеркивал, что «не стремись знать все, чтобы не стать невеждой». Поэтому и система образования основывалась на борьбе с невежеством за «разумную» образованность, которую в свое время презентовали - Шарль Пино Дюкло (французский писатель и историк XVIII века): «есть три разновидности невежества: совсем ничего не знать; знать глупо то, что все знают; знать не то, что следует знать» и французский философ XVII в. Клод Андриан Гельвеций, который указывал, что «полное невежество приводит к отупению ума» и что «недостаток ума не следует объяснять недостатком памяти» [2].

Отражены идеи непрерывного образования и в педагогическом наследии Вольтера, Руссо, Гете, которые связывали анализируемую нами концепцию с достижением человеком полноты развития.

Практическую реализацию идея непрерывности образования впервые получила в XIII-XIV вв. в рамках деятельности цеховых школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.