2. Карманова Ж.А., Маженова Р.Б., Абылайхан С.М., Ахметова А.Г.Особенности формирования коммуникативной компетенции педагогов иностранного языка // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 8. С. 24-27.
3. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. - Мн., 2009. - Вып. 9. - 102 с. - С. 92-93.
4. Криштофик И.С. Развитие и оценка коммуникативной компетентности будущего педагога // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 5-2 (59). С. 32-34.
5. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. - 272 с.
6. Малинина И.М. Коммуникативная компетенция преподавателя иностранных языков // Интеграция современных научных исследований в развитие общества / сб. материалов II Международной научно-практической конференции. - М., 2017. С. 119-120.
7. Мирахмедова Р.М., Исроилова Д.М. Важность компетенций учителя для достижения успеха образовательного процесса // Научные исследования. 2018. №5 (24). С. 75-77.
8. Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. С. 177.
9. Третьякова В.С., Игнатенко А.А. Коммуникативные компетенции педагога в контексте компетентностного подхода к профессиональному образованию // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». 2013. № 3. С. 23.
10. Филатова А.С. Коммуникативная компетентность преподавателя как компонент педагогической культуры // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.
Педагогика
УДК 372.891
доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Фёдоровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант 2 курса Чебурков Дмитрий Фёдорович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу применения проектной технологии во внеурочной деятельности по географии для развития научно-исследовательской деятельности учащихся. На основании педагогической и методической литературы в статье рассмотрены терминология и этапы проектной деятельности. Авторами представлены методические разработки внеурочных занятий географо-краеведческого кружка, которые обеспечивают последовательное развитие научно-исследовательской деятельности учащихся по географии.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, проектная технология, проектное обучение, проектная деятельность.
Annotation. The article was dedicated to question of application of project technology in geography extracurricular activities for development student's research activities. On the basis of pedagogical and methodical literature in the article were reviewed terminology and stages of project activities. Authors were demonstrated methodic workings extracurricular activities classes of geography-land-study circle, which provide consistent development research activities of students in geography.
Keywords: research activities, project technology, project training, project activities.
Введение. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта III поколения, научно-исследовательская деятельность является одним из средств повышения эффективности освоения школьной программы [6]. В контексте глобальной тенденции экологизации и идей устойчивого развития особую значимость для развития научно-исследовательской деятельности учащихся приобретает проблемно-ориентированное экологическое содержание [1,2]. Реализация научно-исследовательской деятельности возможна в рамках применения различных педагогических технологий, а особенности её применения варьируются в зависимости от методов и приёмов обучения, используемых в рамках той или иной технологии. В нашей статье рассматривается проектная технология как средство и методическая основа развития научно-исследовательской деятельности учащихся по географии. Выбор темы обусловлен проблемой несистематичного использования проектной технологии в развитии научно-исследовательской деятельности учащихся, порождённого недостаточной осведомлённостью практикующих педагогов в данном вопросе.
Цель данного исследования- разработка методики развития научно-исследовательской деятельности учащихся по географии на основе использования проектной технологии. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить понятие «научно-исследовательская деятельность»;
2) рассмотреть особенности реализации проектной технологии в обучении географии;
3) выявить влияние использования проектнойтехнологии на развитие научно-исследовательской деятельности;
4) создать эколого-ориентированные методические разработки занятий в рамках географо-краеведческого кружка в контексте развития научно-исследовательской деятельности с помощью проектнойтехнологии;
5) произвести обобщение результатов исследования.
Изложение основного материала статьи. Развитие научно-исследовательской деятельности в школе -один из общероссийских и мировых трендов педагогической науки. Г.К. Селевко отмечает, что «содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией» [5], что требует внедрения в образование технологического подхода. В ходе анализа методической литературы было установлено, что научно-исследовательская деятельность обучающихся представляет собой деятельностъ, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [7].Одной из целевых ориентаций проектной технологии является «развитие исследовательских умений: анализа, наблюдения, построения гипотез, экспериментирования и обобщения» [5]. Данная целевая установка прочно связывает проектную технологию с развитием научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Проектная технология, основоположником которой являются Дж. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс, С.Т. Шацкий [4; 5], - это «развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимися под контролем учителя новых продуктов..., обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость»[4; 5]. Проблемное обучение достигает своих конечных целей при условиях проблематизации учебного материала, активности учащегося в его освоении и связи обучения с жизнью и практикой [4; 5].
Реализация проектной деятельности строится по следующим этапам: проблемная ситуация,проблема,ожидаемый продукт с критериями оценки,планирование,реализация,оценка продукта на основании критериев,вывод о степени достижения цели,оценка деятельности в проекте.
Рассмотрим особенности применения проектной технологии непосредственно в рамках разработанной нами программы географо-краеведческого кружка, предназначенного для городских школьников [3]. Значимость изучения состояния природы в городах отмечают многие педагоги. Так Дж. Дьюи писал: «Природоведение в больших городах, где вся природа ограничивается парками да садами, где, кроме лошадей да кошек, и животных нет, — трудная задача. Нелегко научить детей любить природу, которой они не знают, и вряд ли очень ценно развивать способность наблюдения над вещами, находящимися в искусственных условиях и не играющими никакой роли в действительной жизни детей. И всё же, хотя настоящая природа: леса, поля, ручьи и реки, ничего не говорят питомцам городов, — можно найти материал и для них и сделать, и для них, никогда не видавших коровы или дерева, жизнь природы действительностью» [4].
Нижеприведённые разработки внеурочных занятий являются звеньями одного научно-исследовательского проекта. Первое занятие имеет мотивационно-информационный характер и посвящено изучению и решению экологических проблем Нижегородской области обучающимися в камеральных условиях. Второе занятие проводится в полевой обстановке и посвящено практической реализации проекта. В ходе третьего занятия происходит защита проекта и рефлексивно-оценочная деятельность по нему.
Занятие 1. «Экологические проблемы Ленинского района Н. Новгорода».
Цели занятия.
Цель-предмет: узнать об особенностях экологического состояния своего района, об освоении его территории человеком, на основании примеров воздействия человеческой деятельности на природу данной местности выявить её экологические проблемы.
Цель-ценность: осознать ценность научно- исследовательской деятельности в результате выполнения заданий по выявлению экологических проблем своей местности.
Задачи:
• актуализировать знания о состоянии компонентов ландшафта своего района;
• создать карту экологических проблем своего района;
• осознать важность экологических проблем и их решения для населения района.
На мотивационном этапе урока дети актуализируют понятие «ландшафт», приводят примеры антропогенного воздействия на ландшафты, своей области, города, района. Далее дети отвечают на вопросы: Одинаково ли происходит влияние человека на различных ландшафтах? От чего зависит интенсивность антропогенного воздействия? Сможем ли мы полно ответить на данные вопросы? Учащиеся делают выводы о том, что для развернутого ответа на данные вопросы необходимо провести исследование конкретной территории.
На конструктивно-деятельностном этапе учитель раздаёт ученикам карты-бланковки исследуемого Ленинского районаг.Нижний Новгорода с ранее обозначенными учениками границами ландшафтных подразделений - типов местности. Он предлагает, пользуясь интернет-СМИ и сервисом Яндекс-карты, найти упоминания об экологических проблемах своего района и их доказательства в виде космических снимков. В процессе поиска ученикам необходимо отмечать на карте очаги тех или иных проблем. При этом условные обозначения для своих авторских карт ученики выбирают сами. После этого дети сравнивают, в границах каких типов местности зафиксировано больше всего экологических проблем, и на какие компоненты ландшафта они больше всего воздействуют. По заданию учителя ученики формулируют выводы по заполненной карте, выявляя тип местности, испытывающий наибольшее количество экологических проблем и наибольшую их остроту. Закрашивают выбранную территорию красным цветом, а наиболее экологически благополучную территорию - зелёным.
На рефлексивно-оценочном этапе ученики сравнивают результаты работы между собой, устанавливают причинно-следственные связи в отношении причин возникновения экологических проблем своего района, выявляют экологические последствия, формулируют выводы. В конце занятия учитель задаёт домашнее задание по разработке мер по разрешению выявленных экологических проблем и ликвидации их очагов.
Занятие 2. «Эмпирические и практические методы геоэкологических исследований».
Цели занятия.
Цель-предмет: изучить и апробировать эмпирические и практические методы геоэкологических исследований.
Цель-ценность: осознать важность своего непосредственного участия в решении экологических проблем своего района.
Задачи:
• Освоить метод полевых наблюдений;
• Научиться интерпретировать данные полевых наблюдений и измерений;
• Осознать важность полевых исследований для практических результатов научного исследования.
Примечание: занятие проходит на улице, за пределами школьного участка в парке «Дубки» Ланинского
района г. Н. Новгорода.
На мотивационном этапе учащиеся, отвечая на вопросы учителя, актуализируют свои знания об экологических проблемах своего района, предлагают пути их решения, которые сформулировали, выполняя домашнее задание. Далее учитель обращается к ученикам: «сегодня мы находимся в парке «Дубки». Ваша задача - собрать материал для проекта благоустройства парка. Как вы думаете, зачем это нужно нам сейчас?». Формулировки ответов учеников обобщённо выглядят так: «Благоустройство парка «Дубки» необходимо для того, чтобы сделать его более комфортным для отдыха людей и сохранить один из важнейших и немногочисленных зелёных участков района».
На конструктивно-деятельностном этапе учитель предлагает разделиться на малые группы и выдаёт космоснимки (или планы) парка и бланки для исследовательской работы.Ученики разбиваются на малые группы, используют космоснимки (или планы) парка и бланки для исследовательской работы.
Каждая группа должна оценить эмпирическим путём на местности состояние рельефа, атмосферы, водотоков (р. Борзовка), почвы, растительности и животного мира, а также объектов антропогенной деятельности в парке (дорожки, сбор мусора, места организованного отдыха и т.д.). В процессе выполнения задания учитель обходит парк и следит за ходом работы и безопасностью в группах (приветствуется наличие помощников учителя в лице 1-2 родителей или коллег). Ребята в это время оценивают состояние каждого компонента природной среды по критериям, прописанным индивидуально в каждом бланке. (На примере водного объекта это: прозрачность воды, наличие течения, ряски, ила, пятен от нефтепродуктов, мусора). Проводится фотофиксация наблюдений.
На рефлексивно-оценочном этапе организуется сбор групп в одном месте. Группы зачитывают результаты заполнения бланков. Делают вывод о том, что больше всего нуждаются в благоустройстве и очистке река Борзовка, протекающая по периферии парка. Также, учащиеся оценивают экологическое состояние других компонентов окружающей среды парка.
В конце занятия исследовательские группы получают домашнее задание:
1) на карте-бланковке обозначить наиболее проблемные участки, выявенные вашей группой;
2) составить план действий по благоустройству парка, исходя из наблюдений своих групп.
Занятие 3. Защита научно-исследовательского проекта «Наш дом - Ленинский район».
Цели занятия: защитить научно-исследовательский проект по выявлению и решению экологических проблем своего района.
Цель-предмет: освоить методику подготовки и защиты проектного продукта.
Цель-ценность: понять важность экологических проблем своего района и своего вклада в их решение.
Задачи:
• Создать итоговый проектный продукт на основе собственных разработок.
• Развить коммуникативные умения при защите проекта.
• Оценить собственный вклад в решение экологических проблем своего района.
На третье занятиеучащиеся приносят свои эмпирические материалы и практические разработки.
На мотивационном этапе учитель проводит с учащимися диалог о том, как, по каким этапам они пришли к выполнению данного проекта. Учащиесяобъясняют по каким критериям и как они выявляли наиболее и наименее экологически благополучные территории своего района в классе и в полевых условиях.
На конструктивно-деятельностном этапе ученики приступают к формированию проектного продукта: брошюры или стенда, посвящённого результатам проектно-исследовательской деятельности по благоустройству парка «Дубки». Ученики выбирают для себя определённые ролевые функции: авторы текста, фотожурналисты, художники, оформители и др.
На рефлексивно-оценочном этапе происходит защита проектного продукта. Учащиеся оценивают свою работу по критериям качества текста, рисунков, фото, актуальности выдвигаемых проблем, рациональности предлагаемых путей их решения, успешности защиты проекта.
Занятие завершается обсуждением перспектив проекта: выдвигаются предложения направить его результаты в местную администрацию и экологические организации города.
Выводы. При изучении особенностей научно-исследовательской деятельности учащихся и реализации проектной технологии педагогом, а также их взаимосвязи нами были созданы методические разработки проектных занятий с учащимися в камеральных и полевых условиях. В результате выполнения поставленных задач была достигнута цель исследования: изучены особенности развития научно-исследовательской деятельности учащихся по географии:
• применение проектной технологии является эффективным средством повышения мотивации к научно-исследовательской деятельности;
• использование проектной технологии повышает эффективность развития научно-исследовательской деятельности учащихся на основе последовательного включения учащихся в изучение экологических проблем, оценку их остроты, последствий проявления, разработку путей их решения;
• опора на активную позицию учащихся в обучении через решение значимых экологических и общественных проблемиграет важную воспитательную функцию, приобщая к социально значимой экологической деятельности.
Результаты данного исследования предлагаются для апробации в педагогической практике учителей географии во внеурочной деятельности.
Литература:
1. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития // Образование и наука. 2016. № 5 (134). С. 25-40.
2. Винокурова Н.Ф., Копосова Н.Н., Смирнова В.М. Геоэкология. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2002.
3. Винокурова, Н.Ф., Чебурков, Д.Ф., Краева, Ю.Р. Формирование исследовательских компетенций у учащихся в контексте идей устойчивого развития средствами географо-краеведческого кружка // Н.Ф. Винокурова, Д.Ф. Чебурков, Ю.Р. Краева. - Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 1. - С. 61-64.
4. Дьюи, Д. Школы будущего / Д. Дьюи, Э. Дьюи // Народное образование. - 2000. - № 8. - С. 244-270.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.
6. ФГОС ООО // Электронный ресурс: https://fgos.ru/ Дата обращения: 01.11.2019.
7. Хаиртдинова А.А. Методические рекомендации. Научно-исследовательская работа в школе / А.А. Хаиртдинова. - Нефтекамск: 2012. - 22 с.
Педагогика
УДК 372. 891
доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Николаева Светлана Вячеславовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРИШКОЛЬНОГО ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ
Аннотация. В статье раскрывается методика реализации потенциала пришкольного геоэкологического лагеря в формировании ответственного отношения учащихся к природе. Материалы статьи имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку могут быть использованы в практике экологизации школьной географии с целью формирования экологически значимых качеств личности.
Ключевые слова: ответственное отношение к природе, экологическое образование , геоэкологическое образование.
Annotation. The article reveals the methodology for realizing the potential of circle activities in the formation of students' responsible attitude to nature by means .The materials of the article are not only theoretical, but also of practical importance, since they can be used in the practice of ecologization of school geography in order to form environmentally significant personal qualities.
Keywords: responsible attitude to nature, environmental education, geo-environmental education.
Введение. На современном этапе развития общества особенно остро встает проблема экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Оно рассматривается на сегодняшний день как приоритетное направление обновления всех образовательных систем в контексте идеи устойчивого развития [2].
Данное направление развития образования нашло поддержку в ряде международных и российских документов, касающихся образования воспитания молодежи в области окружающей среды, которые были приняты на Конференции ООН по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.); отражены в Законе «Об образовании» и требованиях ФГОС основного общего образования. Особое внимание выше указанных документов, уделяется повышению у подрастающего поколения уровня ответственного отношения к природе.
Цель данного исследования: изучить особенности формирования ответственного отношения к природе средствами летнего пришкольного геоэкологического лагеря. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие «ответственное отношение к природе»;
рассмотреть особенности внеурочной деятельности на примере летнего пришкольного геоэкологического лагеря;
создать методическую разработку программы летнего пришкольного геоэкологического лагеря в контексте формирования ответственного отношения к природе.
Изложение основного материала статьи. Понятие «ответственное отношение» многогранное и многоуровневое, оно может проявляться отношением учащегося к самому себе, отношением к обществу людей, отношением ко всем природным объектам. В результате анализа исследований педагогов И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, выявлено, что ответственное отношение предполагает не только наличие у каждого человека определённых знаний и убеждений, необходимых для обеспечения сохранения окружающей среды, но и определяется реальным вкладом человека в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, наносящих ей ущерб [8].
Особая роль в становлении эколого-ориентированных духовно- нравственных качеств личности принадлежит географии как науке и образовательной области. В результате экологизации географии возникло новое научное и образовательное направление - геоэкология и геоэкологическое образование. В исследованиях Н.Ф. Винокуровой разработаны ключевые методологические подходы, которые реализуются в геоэкологическом образовании. К этим подходам отнесены : ландшафтно- средовой, экогуманистический, культурно- экологический, аксиологический. В контексте раскрытия нашей темы приоритетное значение имеет ландшафтно- средовый подход.
Понятие «ответственное отношение» в данной работе рассматривается как нравственная и социальная категория, тесно связанная с категориями совести, долга, в контексте работ Н.Ф. Винокуровой, А.А. Лощиловой, О.И. Исайкова, раскрывающих теорию и методику духовно- нравственного воспитания, а также этапы формирования ответственного отношения к природе: мотивационно- ориентировочный, интеллектуально- ценностный, деятельностно- поступочный [4, 5].
Для того чтобы расширить диапазон научных и творческих увлечений учащихся, недостаточно одной учебной деятельности. Очень важно, чтобы данная работа проводилась и во внеурочной деятельности,