Научная статья на тему 'Формирование исследовательских компетенций у учащихся в контексте идей устойчивого развития средствами географо-краеведческого кружка'

Формирование исследовательских компетенций у учащихся в контексте идей устойчивого развития средствами географо-краеведческого кружка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / COMPETITION / RESEARCH COMPETITION / SUSTANDABLЕDEVELOPMENT / REGIONAL-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Чебурков Дмитрий Федорович, Краева Юлия Романовна

Статья посвящена одному из актуальных направлений развития современного образования, связанного с формированием исследовательских компетенций в контексте идей устойчивого развития. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы представлены теоретико-методологические основы и конкретная авторская программа, способствующая последовательному формированию исследовательских компетенций. Рассмотрено понятие «компетенция», изучены виды исследовательских компетенций, обеспечивающих устойчивое развитие, и оценены возможности формирования исследовательских компетенций в рамках школьного географо-краеведческого кружка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Чебурков Дмитрий Федорович, Краева Юлия Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCIES AMONG STUDENTS IN THE CONTEXT OF IDEAS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT BY MEANS OF GEOGRAPHY AND LOCAL LORE CIRCLE

The article is devoted to one of the current trends in the development of modern education related to the formation of research competencies in the context of sustainable development ideas. Based on the analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the theoretical and methodological foundations and the specific author's program, contributing to the consistent formation of research competencies, are presented. The concept of “competence” is considered, the types of research competencies that ensure sustainable development are studied, and the possibilities for the formation of research competencies within the school geographic study circle are evaluated.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательских компетенций у учащихся в контексте идей устойчивого развития средствами географо-краеведческого кружка»

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант 1 курса по направлению «Геоэкологическое образование» Чебурков Дмитрий Федорович Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант 1 курса по направлению «Геоэкологическое образование» Краева Юлия Романовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА7

Аннотация. Статья посвящена одному из актуальных направлений развития современного образования, связанного с формированием исследовательских компетенций в контексте идей устойчивого развития. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы представлены теоретико-методологические основы и конкретная авторская программа, способствующая последовательному формированию исследовательских компетенций. Рассмотрено понятие «компетенция», изучены виды исследовательских компетенций, обеспечивающих устойчивое развитие, и оценены возможности формирования исследовательских компетенций в рамках школьного географо-краеведческого кружка.

Ключевые слова: компетенция, исследовательская компетенция, устойчивое развитие, географическое краеведение.

Annotation. The article is devoted to one of the current trends in the development of modern education related to the formation of research competencies in the context of sustainable development ideas. Based on the analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the theoretical and methodological foundations and the specific author's program, contributing to the consistent formation of research competencies, are presented. The concept of "competence" is considered, the types of research competencies that ensure sustainable development are studied, and the possibilities for the formation of research competencies within the school geographic study circle are evaluated.

Keywords: competition, research competition, sustandabkdevelopment, regional-study.

Введение. Принципы Устойчивого развития, декларированные на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году, до сих пор не воплощены в полной мере, в частности, в России. Существующие системные ошибки в природопользовании, начиная с уровня государственного управления, и, заканчивая бытовой небрежностью, подводят нас к осознанию необходимости решения глобальных экологических проблем через формирование у подрастающего поколения нового сознания, основанного на принципах Устойчивого развития.

В принятой ЮНЕСКО Дорожной карте осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития утверждается, что «существующие сегодня потенциальные риски и открывающиеся перед нами возможности требуют перехода на новую парадигму, укоренение которой в наших обществах может быть обеспечено только благодаря образованию и обучению» [6].

Образование в интересах устойчивого развития должно строиться на основе идеологии экогуманизма, экологической культуры, деятельного соучастия учащихся в решении экологических проблем различного территориального ранга. Следовательно, ключевым звеном реализации идей устойчивого развития в образование является использование методологии, отражающей специфику образование в интересах устойчивого развития. Это в полной мере относится и к теоретико-методологическому обоснования функционирования географо-краеведческого кружка. Вместе с тем эта проблема не нашла отражения в теории и методике школьного географо-краеведческого образования. В данной статье рассматривается эта методика применительно к формированию у учащихся исследовательских компетенций.

В качестве ориентира, наиболее ясно и структурировано отражающего планируемые результаты обучения, нами был избран компетентностный подход [3].

Формулировка цели и задач. Цель статьи - разработка методики формирования исследовательских компетенций у учащихся в контексте идей устойчивого развития средствами географо-краеведческого кружка. Для достижения поставленной цели выполнялись следующие задачи:

1) изучить понятие «компетенция» и классификацию компетенций;

2) рассмотреть взаимосвязь между исследовательскими компетенциями, задачами и подходами к обучению в рамках краеведческого кружка;

3) разработать программу краеведческого кружка в контексте формирования исследовательских компетенций;

4) произвести обобщение результатов исследования.

Изложение основного материала статьи. В ходе анализа литературы установлено, что компетентностная парадигма, предполагающая смещение конечной цели образования со знаний на компетентность, является весьма популярной как за рубежом, так и в нашей стране. Причем отмечается, что компетентностная парадигма, интегрируясь с культурологической и личностно-деятельностной, из относительно локальной педагогический теории постепенно превращается в общественно значимое явление, претендующее на роль концептуальной основы политики, проводимой в сфере образования как государством, так и влиятельными международными организациями [2].

В России компетентностная парадигма разрабатывается в контексте Болонского процесса. В материалах модернизации образования компетентностная парадигма провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления образования. Компетенции выступают в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, так как обладают интегративной природой, объединяют знание, интеллектуальную и практическую составляющие. «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных

7 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект 19-013-00749 Код конкурса А «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте»

качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [1; 2].

К исследовательским компетенциям, обеспечивающим устойчивое развитие относятся:

• мотивационная;

• информационно-познавательная;

• ценностно-нормативная;

• коммуникативная;

• практико-созидательная [3].

Инновационные результаты нашего исследования воплотились в авторском проекте программы географо-краеведческого кружка «Азимут», включающего пояснительную записку и рабочую программу.

Пояснительная записка.

Актуальность. Переход школьного географического образования на ФГОС предусматривает, в том числе, активное участие учащихся во внеурочной научно-исследовательской работе, что способствует развитию навыков проектной, творческой, коммуникативной деятельности. Опыт научно-исследовательской деятельности позволяет в дальнейшем успешнее адаптироваться к требованиям, предъявляемым системой высшего образования и работодателем.

Цель создания географо-краеведческого кружка «Азимут» - формирование исследовательских компетенций у учащихся в контексте идей устойчивого развития.

Задачи, выполняемые кружком, в связи с формируемыми компетенциями, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь задач географо-краеведческого кружка «Азимут» с исследовательскими компетенциями, обеспечивающими устойчивое развитие

Задачи Исследовательские компетенции

Создание мотивации к профильному изучению географии, научно-исследовательской деятельности Мотивационная

Анализ современных представлений о географических особенностях Нижегородской области по литературным и картографическим источникам Информационно-познавательная

Изучение методов географических исследований Ценностно-нормативная, практико-созидательная

Организация полевых исследований под руководством педагога Практико-созидательная

Участие в изучении и решении актуальных проблем природы и общества Нижегородской области Информационно-познавательная, практико-созидательная

Апробация результатов научных исследований на конференциях НОУ различного уровня Практико-созидательная, коммуникативная

Дополнительное изучение географии в рамках кружка Информационно-познавательная, практико-созидательная

Профориентационная работа с учащимися Коммуникативная

Таким образом, связав исследовательские компетенции с методическими задачами географо-краеведческого кружка, мы получаем алгоритм структурированного и поэтапного их формирования.

Таблица 2

Алгоритм формирования исследовательских компетенций в рамках географо-краеведческого

кружка

Задачи Компетенции Подходы

Создание мотивации к профильному изучению географии, научно-исследовательской деятельности Мотивационная Экогуманистический

Анализ современных представлений о географических особенностях Нижегородской области по литературным и картографическим источникам Информационно-познавательная Ландшафтно-средовой

Осознание конкретных проблем, связанных с устойчивым развитием региона и сопоставление их с нормативным или желаемым результатом Ценностно-нормативная Пространственно-временной

Апробация, рефлексия и обсуждение результатов своей деятельности Коммуникационная Культурно-экологический

Участие в изучении и решении актуальных проблем природы и общества Нижегородской области Практико-созидательная Личностно-деятельностный

Методологические основания: личностно-деятельностный, культурно-экологический, ландшафтно-средовой, экогуманистический и пространственно-временной подходы; а также принципы положительной

мотивации, вариативности, научно-исследовательский, эколого-краеведческий, рефлексии. Названные подходы и принципы отражают специфику образования в интересах устойчивого развитияи школьного географического краеведения [4].

Методические особенности. Географо-краеведческий кружок «Азимут» проектируется для целевой аудитории подросткового и юношеского возраста (8-11 классы). Занятия проводятся в очной камеральной форме в течение учебного года, во время полевых исследований (летнее-осенний период) и посредством свободных индивидуально-групповых консультаций во внеурочное время, как на территории образовательного учреждения, так и через социальные сети. Используемые педагогические технологии: проектно-дифференцированного, личностно-ориентированного, информационно-коммуникационного, проблемного, интегрированного обучения. Технологии проектно-дифференцированного и проблемного обучения являются ведущими и наиболее активно используемыми.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, рассчитана на 34 часа в год для учащихся 8 класса.

Содержание курса.

Тема 1. Общенаучные основы ведения исследовательской работы. Отличия научной деятельности от учебной деятельности. Актуальность, цель, задачи, методы, объект, предмет научной работы, постановка проблемы, обоснование гипотезы исследования. Структура научной работы. Правила работы с источниками информации, цитирования и составления библиографического списка.

Тема 2. Географические особенности территории, её экология и устойчивое развитие. Географическое положение, рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, климат, поверхностные и подземные воды, почвы, растительность, животный мир, ландшафты, виды природопользования, экологические проблемы, административное деление, население, хозяйство, проблемы и перспективы устойчивого развития.

Тема 3. Методы исследований. Теоретические, эмпирические, практические, социологические, информационно-коммуникативные методы, их индивидуальная апробация на примере научных работ учащихся.

Тема 4. Подготовка практической части исследования. Систематизация и интерпретация полевых измерений и статистических сводок, создание авторских карт и моделей устойчивого развития, формулирование обобщений, выводов и рекомендаций.

Тема 5. Редактирование и защита научной работы. Подготовка презентации; репетиция защиты на школьном НОУ; защита на школьной конференции НОУ; работа над пожеланиями, предложениями и замечаниями членов жюри школьного НОУ; подготовка к муниципальному этапу конференции НОУ. Поиск возможностей апробации материала научной работы с использованием научного, административного и общественного ресурса. Рефлексия процесса и результатов научной деятельности за год.

Таблица 3

Тематическое планирование географо-краеведческого кружка

№ раздела, Название раздела, темы Общее количество

темы часов

1 Общенаучные основы ведения исследовательской работы 2

2 Географические особенности территории, её экология, устойчивое развитие 6

3 Методы исследований 2

4 Подготовка практической части работы 6

5 Редактирование и защита научной работы 16

Выводы. Как видно из таблицы 2, в начале работы с учащимся происходит формирование мотивационной компетенции, закладывающей фундамент исследовательской деятельности в связке с ценностно-нормативной компетенцией. Далее на первый план выдвигается формирование информационно-познавательной и практико-созидательной компетенций. Рефлексия же способствует развитию коммуникативной компетенции. Конечно, это не значит, что выше изученные исследовательские компетенции формируются изолированно - они находятся в постоянной взаимосвязи, предваряя, сопровождая и завершая каждый этап научно-исследовательской деятельности. Использование представленной авторской методики позволило добиться эффективных результатов: повысился интерес к научно-исследовательской деятельности, учащиеся занимают призовые места на различных этапах НОУ, что свидетельствует о высоком уровне сформированности исследовательских компетенций. Анализ формирования исследовательских компетенций в рамках географо-краеведческого кружка по географии позволяет сделать вывод о том, что именно сочетание экогуманистического, ландшафтно-средового, пространственно-временного, культурно-экологического и личностно-деятельностного подходов во внеурочной деятельности школы способно массово прививать подрастающему поколению ценности устойчивого развития.

Литература:

1. Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу / Р.М. Баскаев // Инновации в образовании. - 2007. - №1. - С. 10-15

2. Иванов, Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д.И. Иванов // Завуч. - 2008. - №1. - С. 4-24.

3. Винокурова Н.Ф. Общекультурная компетентность: теоретико-концептуальные аспекты и методика развития в профильном географическом образовании // Вестник Мининского университета, 2013. №2 (2). С. 10.

4. Винокурова Н.Ф., Копосова Н.Н., Смирнова В.М. Геоэкология. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2002.

5. Машиньян, А.А. О компетеции и компетентности в образовании. / А.А. Машиньян, Кочергина Н.В. // Электронный ресурс: http://www.niro.nnov.ru/?id=980. Дата обращения: 06.12.2018

6. ФГОС ООО // Электронный ресурс: https://fgos.ru/ Дата обращения: 05.12.2018.

7. ЮНЕСКО. Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития. Paris, 2014, 38 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Целью данной статьи является изучение сущность коммуникативного подхода в образовании и его методологических основ. В статье обосновывается значимость реализации коммуникативно-ориентированного образования на современном этапе развития мирового социума с целью повышения уровня коммуникативности будущих специалистов, формирования коммуникативной компетентности обучающихся, коммуникативной культуры отдельной личности и общества в целом. Для обоснования потребности реализации коммуникативно-ориентированного образования в работе проанализированы основные методологические аспекты коммуникативного подхода в образовании.

Ключевые слова: подход, подход в образовании, коммуникативный подход, коммуникация, педагогическая коммуникация, коммуникативно-ориентированное обучение, коммуникативные метод, коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, коммуникативность, принципы реализации коммуникативного подхода в образовании.

Annotation. The purpose of this article is to study the essence of the communicative approach in education and its methodological foundations. The article substantiates the importance of the implementation of communicative-oriented education at the present stage of development of the world society in order to increase the level of communication of future specialists, the formation of communicative competence of students, communicative culture of the individual and society as a whole. To substantiate the need for the implementation of communicative-oriented education in the work, the main methodological aspects of the communicative approach in education are analyzed.

Keywords: approach, approach in education, communicative approach, communication, pedagogical communication, communicative-oriented training, communicative method, communicative competence, communicative culture, communicative approach, principles of realization of communicative approach in education.

Введение. Анализ педагогических исследований последних лет позволяет обосновать высокий интерес ученых к проблемам коммуникации. Разработка данной проблематики в педагогической науке вызвана осознанием роли и последствий процессов глобализации, межкультурных конфликтов и других социокультурных процессов, характеризующих данный этап развития современного мирового общества.

Причиной повышенного интереса к проблемам коммуникации и научного обоснования ее роли образовании является то, что логика поиска современных парадигм педагогики и образования характеризуется гуманистической, личностно-ориентированной, деятельностной направленностью. Все указанные направления могут развиваться и решаться в контексте коммуникативной парадигмы.

Повышенный интерес ученых к проблемам коммуникации, необходимость формирования в рамках системы высшего профессионального образования личности специалиста, обладающей коммуникативной культурой и компетентностью, обосновывают потребность изучения сущности коммуникативного подхода в образовании и его методологических основ.

Изложение основного материала статьи. В мировой педагогике коммуникативное направление обучения, в частности в контексте методики преподавания иностранных языков, получило активное распространение в 60-70 годах ХХ века. Сущность коммуникативно-ориентированного обучения учеными указанного периода рассматривалась в значении обучения, максимально приближенного к реальным жизненным ситуациям общения.

В отечественной науке свой вклад в разработку проблемы коммуникативного подхода в образование внесли Б.В. Беляев, И.Л. Бим, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, А.П. Старков и другие ученые. Наиболее полно в отечественной науке обоснование коммуникативного подхода было предложено И.А. Зимней (1991). Свое дальнейшее развитие данная теория получала в работах И.Л. Бим (2002). Практическая реализация коммуникативного подхода в образовании реализовалась в рамках коммуникативного метода и ряда других интенсивных методов обучения.

Для определения сущности коммуникативного подхода в образовании обратимся к анализу категориальных аспектов данного термина.

Понятие «подход» исходит от англ. approach - (подход, подступ). Данный терм был введен в обиход педагогической науки английским ученым А. Энтони в 1963 году. Назначение термина английский методист обосновал как обозначение исходных положений, которыми «пользуется исследователь относительно природы языка и способов овладения им» [91.

Исследователи И.Л. Колесникова и О.А. Долгина термин «подход к обучению» определяют в значении базисной категории в методике, реализации «ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения» [31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.И. Бекаревич подчеркивает, что подход в обучении в узком смысле предполагает опору на один из его компонентов и позволяет выделить дидактический, методический и психологический подходы [1].

Рассмотрев сущность понятий «подход» и «подход в обучении», обратимся к ведущему концепту термина «коммуникативный подход» - коммуникации. Категориально-методологической основой коммуникативного подхода в образовании является термин «коммуникация». По мнению Б.Д. Парыгина, «коммуникация - это сложный и многоуровневый процесс, который может выступать в одно и то же время и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.