Научная статья на тему 'Процессуально-технологический компонент развития исследовательской компетентности при изучении географии и экологии своего края (на примере Кольчугинского района)'

Процессуально-технологический компонент развития исследовательской компетентности при изучении географии и экологии своего края (на примере Кольчугинского района) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРАКТИКО-СОЗИДАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ЭКСПЕДИЦИЯ / COMPETENCE APPROACH / RESEARCH COMPETENCE / MOTIVATIONAL COMPETENCE / INFORMATION AND COGNITIVE COMPETENCE / VALUE-REGULATORY COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PRACTICAL-CREATIVE COMPETENCE / RESEARCH / EXPEDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Елена Анатольевна

В статье рассмотрен процесс развития исследовательской компетентности. Выделены основные составляющие исследовательской компетентности исходя из существующих подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция». Изучены и структурированы формы и методы развития исследовательской компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Processual-Technological Component of Developing Research Competence at Studying Local Geography and Ecology (on the example of Kolchugin District of Vladimir Region)

This article describes the development of research competence. The main components of research competence, based on existing approaches to the definitions of “competency” and “competence”, are characterized as well as the forms and methods of development of research competence.

Текст научной работы на тему «Процессуально-технологический компонент развития исследовательской компетентности при изучении географии и экологии своего края (на примере Кольчугинского района)»

10. Зубов А. В. Указ. соч.

11. Полат Е. С. Указ. соч.

12. Гриценко Е. С., Шамов А. Н, Александров К. В. Указ. соч.

13. Там же.

14. Александров К. В. Мультимедийный комплекс как средство обучения иноязычной лексике: теория и практика: монография. Н. Новгород: НГЛУ, 2010.

15. Полат Е. С. Указ. соч.; Higgins J. The Computer and Grammar Teaching in Leech G. and Candlin N. L. Computers in English Language Teaching and Research. London: Longman, 1989. P. 31-45.

16. Decoo W. On the Mortality of Language Learning Method s// 2001. Available at: http://web.archive.org/ web/20080208190123/webh01.ua.ac.be/didascalia/ mortality.htm

УДК 91(072)

E. А. Нестерова

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ И ЭКОЛОГИИ СВОЕГО КРАЯ (НА ПРИМЕРЕ КОЛЬЧУГИНСКОГО РАЙОНА)

В статье рассмотрен процесс развития исследовательской компетентности. Выделены основные составляющие исследовательской компетентности исходя из существующих подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция». Изучены и структурированы формы и методы развития исследовательской компетентности.

This article describes the development of research competence. The main components of research competence, based on existing approaches to the definitions of "competency" and "competence", are characterized as well as the forms and methods of development of research competence.

Ключевые слова: компетентностный подход, исследовательская компетентность, мотивационная компетенция, информационно-познавательная компетенция, ценностно-нормативная компетенция, коммуникативная компетенция, практико-созида-тельная компетенция, исследовательская работа, экспедиция.

Keyword.S: competence approach, research competence, motivational competence, information and cognitive competence, value-regulatory competence, communicative competence, practical-creative competence, research, expedition.

Актуальность развития исследовательской компетентности обусловлена тем, что происходящая в последнее время переориентация оценки результатов образования с понятий «знания», «умения» и «навыки» на понятия «компетентность» и «компетенция» звучит призывом к организации образовательного процесса на основе

© Нестерова Е. А., 2011

компетентностного подхода. Компетентностный подход в данном случае рассматривается с позиции культурологического подхода, а «культура является высшим проявлением человеческой образованности и компетентности» [1], при этом компетентностный подход находится «в отношении дополнительности к культурологическому» [2]. В связи с этим, исследовательская компетентность является условием развития культурного человека, владеющего системой ценностей, алгоритмов познания и поведения, способного к творчеству в изменяющихся условиях. Следовательно, на современном этапе существует необходимость разработки форм и методов развития компетентности учащихся, в частности исследовательской компетентности.

Исследовательскую компетентность в данном случае можно определить на основании исследований И. А. Зимней как совокупность личных качеств человека (компетенций), приобретенных в ходе исследовательской деятельности [3]. Исследовательская компетентность - это совокупность качеств личности, которые предполагают владение соответствующими компетенциями, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности, а также опыт исследовательской деятельности. При этом исследовательская компетенция - это опыт успешного осуществления исследовательской деятельности и готовность повторить данную деятельность в ситуации неопределенности.

Основываясь на исследованиях Н. Ф. Винокуровой, можно утверждать, что исследовательская компетентность - это владение следующими компетенциями: мотивационной, информационно-познавательной, ценностно-нормативной, коммуникативной, практико-созидательной [4], так как именно они необходимы для осуществления исследовательской деятельности.

Процессуально-технологический компонент развития исследовательской компетентности представляет собой последовательный процесс, включающий три фазы, предполагающий развитие исследовательской компетентности учащихся посредством применения различных видов исследовательских работ и экспедиций.

На основании исследований Н. В. Бородиной, Д. Г. Мирошина нами были выделены фазы развития исследовательской компетентности:

первая фаза формирования потребности в исследовательской деятельности,

вторая фаза стимулирования развития исследовательской компетентности,

третья фаза активизации исследовательской компетентности.

Поясним выявленную нами специфику каждой фазы развития исследовательской компетентности.

Е. А. Нестерова. Процессуально-технологический компонент развития исследовательской компетентности

Фаза формирования потребности в исследовательской деятельности предполагает формирование и развитие у учащихся навыков осуществления научного исследования. Учащиеся получают представление о научном способе познания действительности, основных видах исследовательских работ, этапах осуществления исследовательской деятельности, методологии научного творчества, оформлении научно-исследовательских работ, представлении и защите завершенной исследовательской работы. Исследовательская работа в данном случае рассматривается как научно-исследовательская деятельность школьников и естественно предполагает исследовательский характер выполняемой работы, подразумевающей самостоятельное решение проблемы, пусть и несложной. Развитие исследовательской компетентности происходит посредством выполнения учащимися исследовательских работ реферативного плана, по сбору материала, описательного плана. Заканчивается фаза мотивационной экспедицией.

Практико-созидательная компетенция развивается посредством наблюдения, описания, проектирования, формирования вариантов своей деятельности; применения различных методик по определению оптимального варианта; самостоятельная природосообразная деятельность отсутствует. Целесообразно использовать задания и исследовательские работы реферативного плана, по сбору материала, описательного плана, обеспечивающие эмоциональную привлекательность культурно-географических объектов, раскрывающие особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и культурологических процессов и явлений.

Личностный поиск опирается на понятие «надо», познавательный интерес, исследовательская, коммуникативная деятельность эпизодична и малоустойчива. Уровень рефлексии и самоанализа низкий либо отсутствует. Мотив деятельности задается учителем. Мотивационная компетенция развивается посредством методов образного познания - создание рисунков, плакатов, буклетов, видеофильмов, презентаций.

Ученик на данной фазе «принимает» цели и мотивы, план природосообразной деятельности. Информационно-познавательная компетенция развивается посредством воспроизведения по образцу учителя следующих видов деятельности: формулировки цели проекта, задач; использование различных источников для сбора информации, анализа этой информации.

Таким образом, учащиеся знакомятся с общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности, формируется умение планирования, пользования справочной

литературой, умения распределения ролей при коллективной организации деятельности и т. д.

Взаимодействие с природными объектами учащимися воспринимается в контексте удовлетворения прагматических потребностей личности, отсутствует ценностное отношение. Ценностно-нормативная компетенция развивается посредством экскурсий, экспедиции в реальное окружение личности - ландшафт как социоприрод-ную действительность, которая выступает источником, объектом переживания.

Коммуникативная деятельность выражена слабо. Диалогические отношения характеризуются размежеванием индивидуальности, «материализацией» монолога, осознанием ценности диалога. Развитие коммуникативной компетенции происходит посредством мотивационного, само-презентирующего диалогов. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и в группе. Следует добиваться того, чтобы в группе всячески поддерживалась инициатива любого участника. В процессе коллективной работы над исследованием формируются такие качества личности, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности, чувствовать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.

Фаза стимулирования развития исследовательской компетентности предполагает использование учащимися совокупности наличных способов исследовательской деятельности для решения текущих задач в изменяющихся условиях, которые требуют «включения» опыта применения общих алгоритмов рационального построения действий и их последовательности, умения планирования, пользования справочной литературой, умения распределения ролей при коллективной организации деятельности и т. д.

Развитие исследовательской компетентности происходит посредством выполнения учащимися исследовательских работ по поиску аргументов, обобщающего, сравнительного типа. Заканчивается фаза тренировочной экспедицией.

Практико-созидательная компетенция развивается посредством самостоятельного применения учеником перечисленных в предыдущей фазе умений с использованием усвоенных алгоритмов действий. Ученик занимает позицию исполнителя, реагирует на нее как необходимость. Целесообразно использовать исследовательские работы по поиску аргументов, обобщающего, сравнительного типа, позволяющие вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность в пределах родного края, формировать каждую из выделенных компетенций. При этом необходимыми условиями являются: самостоятельная поста-

новка цели своей деятельности, возможность применять свои знания на практике, где могли бы общаться друг с другом и т. д.

Перенос знаний, умений в типовые ситуации способствует развитию внутренних мотивов к исследовательской деятельности.

Личностный поиск характеризуется понятием «хочу». Мотивационная компетенция развивается посредством осознания и осмысления знаний и ценностей, которые становятся его личным достоянием, принимая субъективную форму.

Участвует в создании «поля общения», проявляет склонность к сотрудничеству и взаимопониманию. «Встраивается» в мир на основе критического мышления, умения предвидеть последствия своего поведения. Ученик - участник, но не инициатор культуросообразной деятельности.

Информационно-познавательная компетенция развивается посредством следующих видов деятельности: формулировка проблемы на основании данных, представленных учителем, выделение частных целей деятельности из общей цели, сформулированной учителем; разработка с помощью учителя плана действий, направленных на решение проблемы, определение необходимых условий для решения, отбор условий, значимых для решения данной проблемы.

Взаимодействие с природными объектами учащимися основано на отсутствии признания ценности и мотива воздействия либо на признании ценности с точки зрения его утилитарной полезности. Ценностно-нормативная компетенция развивается посредством смысловой оценки объектов ландшафта своей местности, определением ценности объекта, таким образом, содержание наделяется личностным смыслом, формируя осмысленное «отражение» географического пространства.

Проявляется склонность ученика к сотрудничеству, взаимопомощи в решении проблем в деятельности. Диалогические отношения характеризуются наличием опыта сотрудничества, коллективного взаимодействия. Развитие коммуникативной компетенции происходит посредством критического, автономного, конфликтного диалогов.

Фаза активизации исследовательской компетентности предполагает применение умения свободно ориентироваться в изменяющихся ситуациях, самостоятельно определять место и цели собственной деятельности в соответствии с общими целями коллектива. Происходит закрепление и проверка уровня развития исследовательской компетентности учащихся.

Развитие исследовательской компетентности происходит посредством выполнения учащимися работ собственно исследовательского типа. Заканчивается фаза комплексной экспедицией.

Практико-созидательная компетенция развивается посредством самостоятельной постановки проблемы, разработки плана своей деятельности по решению проблем; самостоятельного оценивания различных вариантов решения проблем в новых ситуациях, подбора наиболее оптимальных вариантов, самостоятельного ориентирования в различных методиках, объяснения своего выбора. Ученик выступает самостоятельным исследователем, применяет приобретенные знания и умения. Целесообразно использовать исследовательские работы собственно исследовательского типа. Работы должны быть посильны для учащихся, но отличаться высоким уровнем трудности, требовать от обучающихся активного применения теоретических знаний, а также дополнительного привлечения научной, справочной и другой литературы; самостоятельной разработки плана исследования с учетом наличных возможностей; предусматривать возможности коллективной исследовательской деятельности учащихся, а также включения их в научные коллективы.

Информационно-познавательная компетенция развивается посредством самостоятельного выполнения полного исследовательского цикла -от поиска проблемы, методики и ее выполнения до обработки результатов, представления проекта и предложения практических рекомендаций с последующим их выполнением.

Характеризуется высоким уровнем самоорганизации личности. Наблюдается потребность в самообразовании. Мотивационно-целевой компонент реализуется полностью учеником. Мотива-ционная компетенция развивается посредством понимания «значимого другого», понимания себя как части содержания жизни других и осознания в связи с этим задачи своего образования как приобщения к общезначимым ценностям.

Взаимодействие с природными объектами учащимися основано на признании самоценности. Ценностно-нормативная компетенция развивается в процессе сотворческого преобразования географического пространства своего края с учетом ценностей, имеющих личностный смысл.

Ученик быстро включается в совместную деятельность, проявляет активность в обсуждении проблем, наблюдается сотрудничество с другими участниками процесса. Проявляет себя как лидер. Развитие коммуникативной компетенции происходит посредством рефлексивного, самореализующего, смыслотворческого диалогов.

Для последовательного развития исследовательской компетентности нами был разработан авторский курс «География и экология Кольчу-гинского района».

Процессуально-технологический компонент развития исследовательской компетенции учащихся 8-го класса в курсе

«География и экология Кольчугинского района»

Процессуальный компонент

Формы и методы

Характеристика форм и методов

1. Фаза формирования потребности в исследовательской деятельности

Исследовательская работа реферативного плана, по сбору материала, описательного плана. Экспедиция мотивационная

1. Мотивационный диалог на тему «Зачем изучать географию своего района».

2. Рассказ учителя о методах и экспедиционной форме изучения своего края.

3. Исследовательская работа по сбору материала и описанию интересного объекта своей местности.

4. Исследовательская работа по сбору материала о географическом положении своего населенного пункта.

5. Исследовательская работа реферативного плана «История заселения и освоения территории моего района».

6. Рассказ учителя о проведении экспедиции, постановке целей, методике исследования, проведении исследований, оформлении отчета, представлении результатов.

7. Мотивационная экспедиция с целью составления плана географического положения школьного двора.

8. Конференция по итогам экспедиции

тэ-о

о

■X

а

К О

тэ-а

Ой 8

<-5

О

Ой

а

1. Монологическое изложение, эвристическая беседа об особенностях рельефа Кольчугинского района.

2. Исследовательская работа по поиску аргументов равнинно-холмистого рельефа района.

3. Исследовательская работа сравнительного типа по поиску наиболее благоприятных природных районов дня ведения сельского хозяйства

Исследовательская работа обобщающего типа «Происхождение внутренних вод Кольчугинского района» или «Экологические проблемы, связанные с использованием и загрязнением внутренних вод района, и пути их решения»

2. Фаза стимулирования развития исследовательской компетенции

Исследовательская работа по поиску аргументов, обобщающего, сравнительного типа. Экспедиция тренировочная

1. Самопрезентирующий диалог на тему «Климатообразующие факторы и их влияние на территорию района».

2. Анализ диаграммы изменения количества осадков в течение года.

3. Вычисление годовой суммы осадков в Кольчугинском районе по таблице изменения количества осадков в течение года.

4. Анализ графика изменения температуры воздуха в течение года.

5. Вычисление среднегодовой температуры воздуха в Кольчугинском районе по таблице изменения температуры воздуха в течение года.

6. Исследовательская работа сравнительного типа «Сезонные явления нашего района»

1. Критический диалог на тему «Почвообразующие факторы и их влияние на территорию района».

2. Исследовательская работа обобщающего типа «Экологические проблемы, связанные с использованием и загрязнением почвенного покрова района, и пути их решения»

1. Критический диалог об особенностях природной зоны, в которой расположен Кольчугинский район, с заполнением печатной тетради (составление схемы взаимосвязи компонентов природы в природной зоне, варианта эмблемы природной зоны своего края).

2. Анализ карты растительности Кольчугинского района с заполнением печатной тетради.

3. Тренировочная экспедиция по изучению степени озеленения разных частей населенного пункта.

4. Конференция по итогам экспедиции

1. Самопрезентирующий диалог: «Представьте, что вы в лесу встретили птичье гнездо. Как вы поступите: возьмете в руки и рассмот-рите его, рассмотрите птенцов, постараетесь определить, чье оно, пройдете мимо, другой вариант? Почему?»

2. Работа исследовательского типа «Изучение особенностей птиц Кольчугинского района»

3. Фаза активизации исследовательской компетенции

Исследовательская работа собственно исследовательского типа. Экспедиция комплексная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Критический диалог об элементах системы охраняемых территорий и заказнике «Кольчугинский» с заполнением печатной тетради (ответы на вопросы, составление схемы элементов системы охраняемых территорий).

2. Работа исследовательского типа «Создание экологической тропы»_

1. Анализ графика динамики численности населения района.

2. Анализ статистического материала приложения 5.

3. Работа с контурной картой населенных пунктов Кольчугинского района в печатной тетради.

4. Мастер-класс по изготовлению одной из кукол крестьянских девочек Кольчугинского района XIX века.

5. Подготовка сообщения о происхождении названия одного из населенных пунктов или о выдающемся человеке Кольчугинского района

1. Смыслотворческий диалог на тему «Экологические проблемы, связанные с освоением территории района, развитием отраслей хозяйства, и пути их решения»

2. Подготовка к весенней (летней) комплексной экспедиции

1. Подготовка к весенней (летней) комплексной экспедиции.

2. Комплексная экспедиция.

3. Районная научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»

Курс «География и экология своего района» не случайно выбран для развития исследовательской компетентности. Региональный компонент программы по географии имеет большие возможности для организации активной, познавательной, исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде, что является обязательным условием развития исследовательской компетентности. Геоэкологическое краеведение создает деятельностную основу для развития исследовательской компетентности у школьников.

Кроме того, в современных условиях федеральный компонент географии не обеспечивает целостности школьного геоэкологического образования. В сложившейся ситуации центр тяжести в развитии идей геоэкологического образования для устойчивого развития перемещается в регионы и находит отражение в региональном компоненте - геоэкологическом краеведении.

Особое место в решении этой задачи принадлежит геоэкологическому краеведению, которое, по образному выражению,«позволяет увидеть мир в капле воды, переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь». Именно изучение геоэкологического краеведения обеспечивает комплексное влияние на все сферы сознания личности: развитие эмоций, интеллекта и реальной деятельности социально значимого характера. Поэтому именно оно существенно влияет на становление экологической культуры как личностного феномена, создает условия для развития компетент-ностной личности, способной изучать и оценивать реальное геоэкологическое состояние территории, разрабатывать пути решения экологических проблем.

Характеристика форм и методов в процессе развития исследовательской компетентности в курсе «География и экология Кольчугинского района» отражена в таблице.

Так как исследовательская компетентность предполагает владение: мотивационной, информационно-познавательной, ценностно-нормативной, коммуникативной, практико-созидательной, следовательно компетенциями, результатом процессуально-технологического компонента будет уровень сформированности данных компетенций.

Об эффективности разработанной методической системы говорит самостоятельное выполне-

ние учащимися исследовательских работ и успешная их защита на конференциях, фестивалях, конкурсах: в конкурсе исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» участвовал Нестеров Алеша, награжден дипломом II степени; в межрегиональной XVI открытой Всероссийской эколого-краеведческой конференции школьников стали дипломантами Егорова Катя и Нестеров Алеша; во Всероссийском конкурсе «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам» участвовала Егорова Катя, заняла III место; в Десятой Всероссийской олимпиаде «Созвездие» участвовал Нестеров Алеша в номинации «Флора и фауна», занял II место; во Всероссийской конференции «Первые шаги в науку» участвовали Муратова Татьяна и Нестеров Алеша, награждены дипломами I степени; в Международном сетевом проекте «Глобальная лаборатория» приняли участие 20 человек; Муратова Таня во Всероссийском интеллект-рейтинге Общероссийской малой академии наук удостоилась звания «Знаток» высшего ранга; Нестеров Алексей во Всероссийском интеллект-рейтинге Общероссийской малой академии наук удостоился звания «Знаток» элитного ранга; во Всероссийском форуме руководителей, педагогов и школьников инновационных образовательных учреждений «Исследовательская деятельность как инновационная образовательная технология» участвовали Орлов Владислав, Муратова Татьяна, Нестеров Алексей.

Примечания

1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.

2. Субетто А. И. Социогенетика: системогенети-ка, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.

3. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высш. образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. № 8. С. 20-26.

4. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода в контексте идей устойчивого развития / под ред. В. А. Глуздова, Н. Ф. Винокуровой, В. В. Николиной. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.