Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе'

Реализация компетентностного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / общеобразовательная школа / профильное обучение / учебно-исследовательская деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушаков А. А.

Автором статьи предлагается организация учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов общеобразовательной школы на основе компетентностного подхода, рассматривается понятие исследовательской компетентности. В статье описывается система формирования исследовательской компетентности учащихся профильных классов общеобразовательной школы во взаимосвязи составляющих компонентов: мотивационно-целевого, содержательного, процессуально-технологического, критериально-оценочного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушаков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article proposes organization of students' research work in specialised classes of a comprehensive school on the basis of the competence approach and considers the notion «research competence». The system of students' research competence forming in specialised classes of a comprehensive school is described in terms of interrelation of its components: motivational, conceptual, technological and evaluative ones.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе»

А. А. Ушаков

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа представлена кафедрой общей и социальной педагогики Адыгейского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. М. Сажина

Автором статьи предлагается организация учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов общеобразовательной школы на основе компетентностного подхода, рассматривается понятие исследовательской компетентности. В статье описывается система формирования исследовательской компетентности учащихся профильных классов общеобразовательной школы во взаимосвязи составляющих компонентов: мотивационно-целевого, содержательного, процессуально-технологического, критериально-оценочного.

The author of the article proposes organisation of students’ research work in specialised classes of a comprehensive school on the basis of the competence approach and considers the notion «research competence». The system of students’ research competence forming in specialised classes of a comprehensive school is described in terms of interrelation of its components: motivational, conceptual, technological and evaluative ones.

В условиях модернизации системы общего образования в современном постиндустриальном и информационном обществе процессы создания, распространения и творческого использования знаний становятся ключевыми. В связи с этим необходимо решить приоритетные задачи обеспечения в старших классах школы возможности выбора образовательных программ (профильность старшей школы), увеличения времени на самостоятельную работу

(реферирование, проектирование, исследовательская и экспериментальная деятель -ность), усиления дифференциации и индивидуализации обучения. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся позволяет профильное обучение, которое вводится в режиме личное -тно ориентированного образования. В системе профильного обучения ведущее мес-

4 1 1

то должна занимать учебно-исследовательская деятельность учащихся, направленная на развитие навыков проведения и анализа научного эксперимента, творческого восприятия современных наук, создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач поискового характера, самостоятельного овладения знаниями. Главной целью учебно-исследовательской деятельности является образовательный результат, она ориентирована на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления, в отличие от научноисследовательской деятельности, направленной на получение новых объективных научных знаний.

Проблема организации учебно-исследовательской деятельности находит отражение в трудах, посвященных применению в учебно-воспитательном процессе исследовательского метода обучения (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин), проектно-исследовательской технологии обучения (Е. С. Полат, А. С. Сиденко, И. Д. Чечель и др.), теории решения изобретательских за -дач (Г. С. Альтшуллер).

Учебно-исследовательская деятель-ность является длительным и творческим процессом, в котором возникают кризисы и проблемы. Опыт работы показывает, что при существующей высокой потребности в организации учебно-исследовательской деятельности на старшей ступени общего образования наблюдается низкий уровень сформированности исследовательских умений и навыков учащихся в силу фрагментарности и отсутствия системы в формировании основ исследовательской деятельности. Это актуализирует как содер -жательные (чему необходимо научить), так и процессуально-технологические (как организовать практико-преобразующую деятельность) аспекты рассматриваемой проблемы.

Учебно-исследовательскую деятель-ность в профильном обучении, на наш взгляд, необходимо организовывать на ос-

нове компетентностного подхода. С позиций компетентностного подхода, реализующего деятельностный характер образования, в основу обновления содержания современного образования положено понятие «компетентность», которое позволяет определить образовательный результат, несводимый к простой комбинации сведений, умений и навыков и ориентированный на решение реальных задач, стоящих перед человеком. В педагогической теории понятие «компетентность» интерпретируется как центральное понятие, которое включает результаты обучения (знания и умения), а также систему ценностных ориентаций. Исследователи отмечают деятельностную, актуальную сущность компетентности, подчеркивая, что в отличие от знаниевой характеристики, т. е. характеристики «что», здесь акцентируется способ и характер «как»; выделяют личностную характеристику компетентности. А. В. Хуторской понимает «под компетенцией наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере»1.

Основываясь на различных подходах к содержанию, характеристике видов и компонентного состава компетентности, необходимо выделить понятие «исследовательская компетентность». Исследовательскую компетенцию можно определить как знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в исследовательской компетентности в деятельностных, актуальных проявлениях. Владение исследова-тельской компетенцией включает личностное отношение к ней и предмету деятель -ности. Исследовательская компетентность относится к общему (метапредметному) содержанию образования, т. е. является ключевой. В условиях реализации профильного обучения формирование исследова -

4 12

тельской компетентности приобретает принципиальное значение.

Исследовательская компетентность имеет следующие компоненты (на основе характеристик компетентностей, определяемых И. А. Зимней2):

• готовность к проявлению компетентности в деятельности и поведении (мотивационный аспект);

• владение знанием содержания исследовательской компетентности (когнитивный аспект);

• опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);

• отношение к содержанию исследовательской компетентности и объекту ее при -ложения (ценностно-смысловой аспект);

• эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетент-ности.

Разработанная нами модель системы формирования исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения проверялась в практике ра-боты МОУ СОШ № 68 города Белоречен-ска Краснодарского края (профильные классы естественно-научного профиля специализации в области биологии и химии) в период с 2004 по 2007 г. ив процессе апробации получила экспериментальное подтверждение эффективности.

Данная модель предполагает ориентацию на компетентностный подход, который характеризуется личностным и деятельностным аспектами, имеет практическую, прагматическую и гуманистическую направленность; системно-структурный подход как общенаучный метод эмпирических исследований. Функционирование системы формирования исследова -тельской компетентности учащихся в условиях профильного обучения определяется принципами самодеятельности, доступности, естественности, осмысленности, экспериментальности, культуросооб-разности.

Система формирования исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, процессуально-технологический, содержательный, критериально-оценочный.

Мотивационно-целевой компонент (для чего необходимо формирование исследова -тельской компетентности? как сформировать мотивационную готовность к учебноисследовательской деятельности?) предполагает определение целей формирования исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения; формирование мотивационной готовности учащихся профильных классов к освоению и осознанию учебно-исследовательской деятельности, создание условий, положительно влияющих на процесс формирования исследовательской компетентности.

Процессуально-технологический компонент (как сформировать исследовательскую компетентность?) предусматривает поэтапное формирование исследовательской компетентности; определяет организационные формы и методы работы с учащимися профильных классов; учитывает научно-методическое сопровождение формирующего процесса.

На пропедевтическом этапе осуществляется выявление и развитие исследовательских способностей учащихся младшего школьного возраста, данный этап продолжается в ходе предпрофильной подготовки учащихся (основное общее образование). Этапами формирования исследовательской компетентности в условиях профильного обучения являются: организационно-подготовительный, технологический и заключительный (рефлексивный).

Организационными формами, методами, образовательными технологиями, направленными на формирование познавательных и личностных качеств ученика-ис-следователя профильных классов, являются: образовательные экспедиции, исследовательские практики, проектно-исследова-

тельская технология, учебные эксперименты, семинары-тренинги, научно-практические конференции, творческие конкурсы в рамках деятельности научного общества учащихся.

Обязательным компонентом процесса формирования исследовательской компетентности является организация научнометодического сопровождения с целью совершенствования исследовательских и организационных умений педагогов (создание экспериментальных педагогических проектов, исследовательских групп, творческих лабораторий; проведение семинаров, конференций, мастер-классов; разработка практических рекомендаций).

Содержательный компонент (чему необходимо научить?) заключается во введении в вариативную часть учебного плана профильного обучения в качестве исследовательской составляющей авторской программы элективного курса «Основы иссле-

довательской деятельности» с целью обучения теоретическим знаниям и практическим умениям, необходимым для осуществления исследовательской деятельности. Предлагаемый курс в объеме 35 часов учебного времени предназначен для учащихся профильных классов (10-11 кл.) естественно-научного (химико-био логического) профиля обучения. Ведущие понятия, умения и навыки в ходе изучения курса формируются на примере биологии как науки. Методика курса предусматривает использование деятельностных технологий в форме обзорных лекций, интерактивных занятий, семинаров и практикумов. Курс завершается исследовательской практикой, предполагающей написание учебно-исследовательской работы и ее защиту на научно-практической конференции. В табл. 1 приводится тематический план изучения элективного курса «Основы исследовательской деятельности».

Таблица 1

Тематический план изучения элективного курса «Основы исследовательской деятельности»

Тема Всего часов Теория Практика

Введение 1 1 -

Наука: понятие и феномен 2 2 -

Эмпирический и теоретический уровни научного познания 4 4 -

Метод и его роль в научном познании 7 4 3

Работа с различными источниками информации 6 4 2

Технология подготовки исследовательских работ 6 4 2

Исследовательская практика 9 - 9

Всего часов 35 19 16

Критериально-оценочный компонент (как оценить уровень сформированное™ исследовательской компетентности?) включает разработку критериев сформи-рованности исследовательской компетен-тности; использование методик оценки каждого показателя; выявление степени удовлетворенности участников эксперимента процессом учебно-исследовательской деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить следующие критерии сформированное™ исследовательской компетентности учащихся профильных классов: мотивационный (готовность к актуализации компетентности), когнитивный (знания как когнитивная основа компетентности), поведенческий (умения как опыт использования знаний), ценностно-смысловой (отношение к процессу, 4 14

содержанию и результату компетентности), эмоционально-волевой (эмоционально-волевая саморегуляция).

Диагностика, проведенная в ходе констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, показала положительную динамику изменения количества учащихся профильных классов (экспериментальная группа) с высоким, средним и низким уровнями сформированное™ исследовательской компетентности. Необходимо также отметить качественную результативность представленной системы форми-

рования исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения: учащиеся являются действительными членами Малой сельскохозяйственной академии наук учащихся Кубани, участниками форумов на федеральном уровне (Всероссийский экологический форум «Зеленая планета-2006»; Всероссийский молодежный экологический форум «Земля - наш общий дом» в Санкт-Петербурге, 2006 г.); выпускники профильных классов успешно продолжают обучение в высших учебных заведениях по соответствующему профилю.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

2 Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.