Научная статья на тему 'Методика формирования исследовательской компетентности обучающихся средствами кружка "геоэкологический мониторинг"'

Методика формирования исследовательской компетентности обучающихся средствами кружка "геоэкологический мониторинг" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИИ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGIZATION OF GEOGRAPHY / GEOGRAPHICAL EDUCATION / GEOENVIRONMENTAL MONITORING / PROBLEMS OF MODERN SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зулхарнаева Анастасии Васильевна, Бадьина Ольга Михайловна

Статья посвящена актуальной проблеме, которая тесно связана с современной системой образования и географическими знаниями, формированием навыков и мировоззрения, способного обеспечить устойчивое развитие современного общества. Путем формирования таких навыков является включение геоэкологического мониторинга или его элементов в действующие школьные курсы географии. Данная необходимость обоснована отсутствием «активной» практической части способствующей формированию исследовательской компетентности в школьном курсе географии, которая бы способствовала закреплению теоретических знаний учащихся и их преобразованию в навыки, умения и личностный опыт. В статье представлена методическая система изучения геоэкологического мониторинга средствами внеклассной работы, включающая описание целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зулхарнаева Анастасии Васильевна, Бадьина Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNIQUE OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF LEARNERS BY MEANS OF THE CIRCLE "GEOECOLOGICAL MONITORING"

The article is devoted to the actual problem, which is closely connected with the modern education system and geographical knowledge, the formation of skills and worldview that can ensure the sustainable development of modern society. Through the formation of such skills is the inclusion of geo-environmental monitoring or its elements in the current school geography courses. This need is justified by the lack of an “active” practical part of contributing to the formation of research competence in a school geography course, which would contribute to consolidating the theoretical knowledge of students and their transformation into skills, abilities and personal experience. The article presents a methodological system for the study of geo-environmental monitoring by means of extracurricular activities, including a description of the target, meaningful, procedural, technological, and productively evaluative components.

Текст научной работы на тему «Методика формирования исследовательской компетентности обучающихся средствами кружка "геоэкологический мониторинг"»

Мы использовали прием «Другая точка зрения». Например, в упражнении «Раньше и сейчас» детям предлагалось представить, как выглядели современные предметы в древнем мире.

Мы предлагали детям стать изобретателями. Для этого выбрать два разных слова и придумать новый предмет, объединив их. Например, соединить слова «стол» и «велосипед» или «сумка» и «тетрадь». Итогом такой работы стала сюжетная игра «Лаборатория изобретателей», в которой детям предлагалось рассказать о том как можно использовать, например, стол- велосипед. Дети не только рассказывали о новом объекте, но и демонстрировали его наглядно, нарисовав или слепив из пластилина. Все занятия проходили в игровой форме с помощью игрушки птички Любознайки, что позволяло создавать атмосферу безопасности, непринужденности, радости творчества и изобретательности.

Педагогическое сопровождение процесса развития любознательности дошкольника процесс непрерывный. Он состоит из создания благоприятной доверительной созидательной атмосферы, условий предметно-развивающей среды, привлечения ребенка к исследованию, экспериментированию. Любознательность - важное качество ребенка, которое при правильном развитии становится фундаментом самостоятельности мышления, творчества, креативности, создает благодатную почву для последующего обучения. Развитие любознательности дошкольника невозможно без педагогической поддержки компетентного взрослого.

Выводы. Таким образом, педагогическое сопровождение процесса развития любознательности у детей старшего дошкольного позволило обеспечить эффективность педагогического процесса взаимодействия между воспитателем и детьми, основанного на защите, поддержке, содействии экспериментальной, познавательно-исследовательской деятельности детей, использовании технологий развития творчества детей, обеспечивающих развитие познавательного интереса, желания добывать новые знания, развитие творчества и фантазии, а также формирование умения задавать вопросы. Необходимо постоянно поддерживать у ребенка желание и возможность видеть и решать роблемные ситуации, добывать информацию самостоятельно и делать это непринужденно, с радостью.

Литература:

1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Автореферат дисс на соискание ученой степени доктора пед. наук (2 марта 2006, г. Тюмень) 2006.

2. Бренифье О. Как отвечать на детские вопросы // Образование и наука. 2016. N 2. C.116.

3. Гин С.И. ТРИЗ-педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. М.: Галактика, 2018.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: М.: Директ-Медиа, 2014. То же - [Электронный ресурс]: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253990 (дата обращения: 01.10.2018).

5. Исакова Е.К., Лазаренко Д.В. К определению понятия педагогическое сопровождение [Электронный ресурс]:Ц^: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm (дата обращения: 04.11.2018).

6. Люблинская А.А. Ранние формы мышления ребенка // Исследование мышления в советской психологии. М.: Директ-Медиа, 2008.

7. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) / Т.П. Авдулова, О.В. Гавриченко, Л.А. Григорович и др. М.: Владос, 2016.

8. Рубинштейн М.М. Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка // Дошкольное воспитание. М. 2008. N 2. С. 7.

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук Зулхарнаева Анастасии Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Бадьина Ольга Михайловна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КРУЖКА «ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ»

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме, которая тесно связана с современной системой образования и географическими знаниями, формированием навыков и мировоззрения, способного обеспечить устойчивое развитие современного общества. Путем формирования таких навыков является включение геоэкологического мониторинга или его элементов в действующие школьные курсы географии. Данная необходимость обоснована отсутствием «активной» практической части способствующей формированию исследовательской компетентности в школьном курсе географии, которая бы способствовала закреплению теоретических знаний учащихся и их преобразованию в навыки, умения и личностный опыт. В статье представлена методическая система изучения геоэкологического мониторинга средствами внеклассной работы, включающая описание целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экологизация географии, географическое образование, геоэкологический мониторинг, проблемы современного школьного образования, устойчивое развитие.

Annоtation. The article is devoted to the actual problem, which is closely connected with the modern education system and geographical knowledge, the formation of skills and worldview that can ensure the sustainable development of modern society. Through the formation of such skills is the inclusion of geo-environmental monitoring or its elements in the current school geography courses. This need is justified by the lack of an "active" practical part of contributing to the formation of research competence in a school geography course, which would

contribute to consolidating the theoretical knowledge of students and their transformation into skills, abilities and personal experience. The article presents a methodological system for the study of geo-environmental monitoring by means of extracurricular activities, including a description of the target, meaningful, procedural, technological, and productively evaluative components.

Keywords: sustainable development, ecologization of geography, geographical education, geo-environmental monitoring, problems of modern school education, sustainable development.

Введение. Современный этап развития общества характеризуется постоянным ростом потребностей человечества, которая выражается в постоянно увеличивающимся спросе на природные ресурсы. Она выражается не только в росте потребляемых сырьевых ресурсах, с экономической точки зрения, но и постоянно растущей антропогенной нагрузки на городские и природные ландшафты.

Последние десятилетия экологическим проблемам и сопряженным с ними процессам уделяется колоссальное внимание. На международном уровне созданы и приняты нормативные документы, регламентирующие деятельность государств всего мира в отношении экологической политики (Рамочная конвенция ООН, Киотский протокол и др.). В основе данных документов лежат такие идеи как: устойчивое развитие, коэволюции, ноосферы, а также данные исследований и многолетних наблюдений, которые смогли выявить негативные тенденции изменений в окружающей среде. Таким образом, в сложившихся условиях геоэкологический мониторинг становится как никогда актуальным и является одним из приоритетных направлений развития экологической деятельности [6, 7, 8].

В России сегодня разработана собственная и активно применяется собственная система экологических мер, являющихся основой государственной экологической политики, ведущее место в которой занимает система образования. Экологический вектор характерен всем школьным дисциплинам, однако особая роль принадлежит географии, обладающей значительным потенциалом в реализации экологических идей. Школьный курс «География России» является основополагающим в изучении своей страны и своего родного края - он формирует целостный, комплексный образ страны и родного края. Он позволяет изучать географические и геоэкологические закономерности страны на региональном и локальном уровнях дает возможность для внедрения в образовательную программу школьного геоэкологического мониторинга. Это позволит учащимся полностью присвоить себе систему идей, связанных с устойчивым развитием, практическим путем изучить причинно-следственные связи возникновения, развития, решения экологических проблем. На краеведческом уровне, в привязке к своему месту проживания и в рамках личностного подхода, восприятия изучить процессы глобального масштаба.

Обратим внимание, на то, что ФГОС уделяет особое внимание развитию исследовательской компетенции обучающихся. Изучение геоэкологического мониторинга обладает значительными возможностями в ее формировании, так позволяет включать обучающихся в деятельность по изучению, оценке и прогнозированию экологического состояния ландшафтов России и своей местности. Кроме того, реализуется эмоционально-ценностный компонент географического образования. Эта идея основана на том, что геоэкологический мониторинг включает комплексный анализ окружающей среды, а не ее отдельных компонентов, в том числе возможна оценка эмоционального влияния окружающей среды на человека.

Вместе с тем, вопросам формирования исследовательской компетенции при изучении геоэкологического мониторинга не уделяется должного внимания. Данные изучения школьной практики свидетельствуют о том, что в реальной практике учителя испытывают затруднения в организации процесса изучения геоэкологического мониторинга, либо используют устаревшие подходы, приемы и методы, поэтому существует необходимость разработки методики изучения геоэкологического мониторинга с применением современных педагогических подходов в соответствии с ФГОС.

Отмеченная актуальность позволила сформулировать цель исследования: разработка методики изучения геоэкологического мониторинга средствами кружка «Геоэкологический мониторинг».

Изложение основного материала статьи. Программа кружка «Геоэкологический мониторинг» требует уточнения теоретико-методологических оснований, включающих идеи: устойчивого развития, экологизации географии, компетентностный и системно-деятельностный подходы.

Идея устойчивого развития - это модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды. Данная идея реализуется в ценностном аспекте содержания кружка, предполагающем разработки модели эколого-целесообразной деятельности, в пределах территории России.

Идея экологизации географии предполагает проникновение экологических подходов, знаний и принципов в географию. В рамках кружка «Геоэкологический мониторинг» данная идея реализуется за счет изучения комплекса мер по наблюдению, оценке и прогнозированию антропогенных изменений ландшафта, а так же экологических мер, направленных на защиту окружающей среды [7, 8, 12].

Системно-деятельностный подход, предполагает совместное развитие познавательной и исследовательской деятельности, и определяет цель методики - формирование исследовательской компетентности [2].

Компетентностный подход предполагает ориентацию кружка на овладение способами сотворческого взаимодействия в пределах ландшафта своей местности [5, 10, 11]. Исследовательская компетентность в данном контексте является результатом овладения методикой изучения состояния ландшафта своей местности как локального уровня ландшафта России, в пределах которого живет и взаимодействует личность [4].

Методические основы кружка «Геоэкологический мониторинг» предполагают разработку целевого, содержательного, процессуального, технологического и критериально-оценочного компонентов.

Целевой компонент представлен трем уровнями целеполагания [1, 4]:

• стратегическая цель - формирование геоэкологической культуры (под геоэкологической культурой в настоящем исследовании понимается форсированности у учащихся представлений о современном состоянии окружающей среды, ее проблем; процесса взаимодействия человека и окружающей среды, характере их взаимосвязей и т.д.);

• Цель-средство - планируемые результаты обучения;

• Цель- субъект - развитие исследовательской компетентности.

Структура содержательного компонента кружка «Геоэкологический мониторинг» представлена познавательным, аксиологическим и праксиологическим аспектами.

Познавательный аспект отражает сформированность геоэкологических и знаний, навыков и умений. Представлен теоретическими и научными знаниями о последовательности изучения и проведения геоэкологического мониторинга. Включает раскрытие таких содержательных линий как геоэкология, мониторинг, прогнозирование, окружающая среда, устойчивое развития, экологические проблемы, антропогенное воздействие, загрязнение, последствия геоэкологических проблем, здоровье населения.

Аксиологический аспект отражает сформированность у учащихся ценностного, духовно-нравственного отношения и эстетических основ к окружающей среде. Данный аспект формирует духовно-нравственный компонент геоэкологической культуры, осуществляет взаимосвязь теоретических и практических знаний с личным опытом учащихся и социальной ответственностью, представлен содержанием об эстетике ландшафта, ценности природного и культурного наследия.

Праксиологический отражает готовность учащихся к реализации идей устойчивого развития в реальных условиях, обуславливает способность к практическим действиям и исследованиям в рамках геоэкологического мониторинга. Данный компонент предполагает изучение методов исследования и алгоритмов исследовательской деятельности при проведении геоэкологического мониторинга в пределах ландшафта своей местности.

Процессуальный компонент разрабатывался с учетом системно-деятельностного подхода и организации системы исследований по геоэкологическому мониторингу. Выделенные этапы отражают последовательность развития исследовательской компетенции [3].

На первом этапе - мотивационно-ориентировочном - развитие исследовательской компетенции осуществляется в результате работы с источниками информации, вовлечения в исследовательскую работу по сбору и изучению теоретического материала, проведение экскурсий-мотивации.

На втором этапе - познавательно-продуктивном - происходит вовлечения учащихся самостоятельную исследовательскую деятельность на основе полевых работ и исследований по геоэкологическому мониторингу.

На третьем этапе - творческо-рефлексивном - развитие исследовательской компетенции выходит на уровень проектирования и создание творческого продукта по формированию гармоничной среду своей местности.

Технологический компонент методической системы представлен модульной, проектной технологиями, позволяющей реализовывать исследовательскую деятельность и идеи системно-деятельностного подхода [4, 9, 11]. Используются формы, позволяющие вовлекать обучающихся в исследовательскую деятельность разного уровня: полевые исследования, экскурсии-квесты, лекции, дискуссии, практикумы (Таблица 1).

Таблица 1

Процессуально-технологический аспект кружка «Геоэкологический мониторинг»

Раздел Количество тем в разделе Этап Технология Форма

Раздел 1 Введение в проблему 4 Мотивационно-ориентировочный Модульная Уроки-модули Экскурсия

мониторинга

Раздел 2 20 Познавательно- Полевые Уроки-практикумы

Наблюдай и продуктивный исследования полевые практики

понимай

Раздел 3 Завтра и 10 Творческо-рефлексивный Проекты Проектная деятельность Конференция

сегодня взгляд в будущее

Результативно-оценочный компонент методической системы предполагает разработку критериев сформированности и оценки исследовательских компетенции: мотивационной (активность личности); познавательной (критерии глубины, обобщенности, осознанности знаний); ценностной (модальность), коммуникативной (диалогические отношения), практико-созидательной (субъективный опыт исследовательской деятельности).

Выводы. Представленные результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы. Проблема формирования исследовательской компетентности при изучении геоэкологического мониторинга является актуальной, что подчеркивается основными нормативными документами как в области стратегий охраны окружающей среды, так и в образовательных стандартах. Были уточнены теоретико-методологические основания данной проблемы. В результате установлено, что идеи устойчивого развития и экологизации географии ориентируют методическую систему изучения геоэкологического мониторинга в направлении разработки моделей и технологий со-творчества человека и природы в пределах ландшафтов России и своей местности. Совместная реализация системно-деятельностного и компетентнстного подходов способствует развитию исследователской компетентности, как качества личности, необходимого для установления гармоничных отношений человека и природы в пределах ландшафтов различного территориального уровня.

Методические основания развития исследовательской компетентности обучающихся средствами кружка «Геоэкологический мониторинг» включает единство целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов. Разработанная методическая система реализована во внеклассной работе с обучающимися в курсе «География России» в ряде школ Нижнего Новгорода.

Литература:

1. Zulkharnaeva A., Vinokurova N., Krivdina I., Martilova N., Badin M. Training of a geography teacher in the process of getting masters degree to form the experience of making decisions on environmental problems by students of 10 grades: theory and methodological experience. // Man in India. - 2017. - Т. 97. - № 15. - С. 559-571.

2. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный процесс к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 1986. - №1. - С. 28 - 40.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: монография. С.: Учебная книга, 2009 - 256 с.

4. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методологические основы конструирования системы культурно-экологических модулей как средства формирования культуры природопользования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 1-1. - С. 129-132.

5. Зимняя И.Я. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 32 - 45.

6. Карпинская Д.С., Лисеев И.К., Огурцов О.П. Философия природы. М. 1996. - 151 с.

7. Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. Смоленск. 1999. - 276 с.

8. Николаев В.А. Культурный ландшафт - геоэкологическая система // Вестник Московского университета. Серия 5. География. - 2000. - №6. - С. 3 - 8.

9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2002. - С. 272.

10. Ушаков А.А. Реализация компетентностного подхода в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов // Профильная школа. - 2011. - № 2 (47). - С. 8-12.

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. -2003. - №5. - С. 19 - 24.

12. Язиков Е.Г., Шатилов А.Ю. Геоэкологический мониторинг: Учеб. Пособие для вузов.- Томск: 2003. - 336 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Иванушкина Наталья Викторовна

Федеральное государственного автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» (г. Самара)

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕТНОСТИ

СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье уточняется сущность педагогических условий формирования психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы, обосновывается актуальность преподавания интегрированного курса «Педагогика и психология» обучающимся вуза. В работе описываются средства формирования психолого-педагогической компетентности, в качестве которых выступают педагогическая олимпиада и волонтерские акции, проводимые среди студенческой молодежи различных факультетов вуза. В исследовании описаны критерии оценки уровня сформированности психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы, а также представлены результаты опытной работы по ее формированию.

Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, структура, компоненты, мотивационно-ценностный компонент, информационно-когнитивный компонент, эмоционально-волевой компонент, творческий компонент, конкурентоспособность личности, творческий потенциал, медийные ресурсы, педагогическая олимпиада, волонтерские акции, саморазвитие, самообразование.

Annotation. The article clarifies the essence of pedagogical conditions for the formation of psychological and pedagogical competence of students of higher education, substantiates the relevance of teaching an integrated course "Pedagogy and psychology" students of higher education. It describes the means of formation of psychological and pedagogical competence, which are the pedagogical Olympiad and volunteer activities conducted among students of various faculties of higher education. The study describes the criteria for assessing the level of formation of psychological and pedagogical competence of students of higher education, as well as the results of experimental work on its formation.

Keywords: psychological and pedagogical competence, structure, components, motivational and value component, information and cognitive component, emotional and volitional component, creative component, competitiveness of personality, creative potential, media resources, pedagogical Olympiad, volunteer actions, self-development, self-education.

Введение. Все большую активность приобретает современный деловой мир. Рост потребностей рынка труда влечет за собой изменения к требованиям, предъявляемым к высшему образованию, приводят к его диверсификации. В связи с этим, повышаются и требования к уровню подготовки выпускников высшей школы, к их конкурентоспособности, мобильности, толерантности, умению работать в команде, креативности, способности к саморазвитию и самообразованию [4, с. 183]. Актуальной исследовательской проблемой, как отмечают многие ученые, является разработка программ учебных курсов высшей школы, которые будут учитывать интересы и профессиональные запросы работодателей по подготовке таких специалистов [2, с. 174]. Интегрированный курс «Психология и педагогика», в этой связи, является наиболее перспективным. Педагогические условия, созданные на базе синтеза классических форм преподавания, компьютерных технологий, он-лайн и офф-лайн интеракций, внеурочной деятельности, способствуют подготовки специалистов, обладающих лидерскими качествами, трудолюбием, творческим отношением к делу, стремящихся к непрерывному саморазвитию и самообразованию. Такое единство форм, методов и средств обучения способствует формированию психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.