известия вгпу
Язык, наука и техника в современном межкультурном пространстве: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., посвящ. 80-летию ДГТУ. Ростов н/Д., 2010. С. 154-156.
9. Рогачева Т.Д., Кондратьева И.А., Малина H.B. Использование новых образовательных технологий как средство повышения уровня образованности иностранных студентов // Межпредметные связи и преемственность в преподавании речеведче-ских дисциплин: материалы докладов и сообщений XX Междунар. науч.-метод. конф. СПб.: СПГУТД, 2015. С. 307-311.
* * *
1. Ahutina T.V., Gorelov I.N., Zalevskaja I.A. [i dr.]. Issledovanie rechevogo myshlenija v psiho-lingvistike. M.: Nauka, 1985.
2. Babakova L.D., Voskerch'jan O.M., Moren-ko B.N. [i dr.]. Proektnaja dejatel'nost' v formirova-nii kommunikativnoj kompetencii // Aktual'nye vopro-sy izuchenija russkogo jazyka kak inostrannogo i problemy prepodavanija na russkom jazyke: sb. ma-terialov IV Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. Rostov n/D.: Izd-vo DGTU, 2016. S. 163-167.
3. Beresteneva N.V. Osnovnye aspekty mezh-kul'turnoj kommunikacii // Uspehi sovremennogo estestvoznanija. 2005. № 1. URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7825 (data obrashhenija: 04.03.2017).
4. Krylova N.B. Organizacija produktivnogo ob-razovanija: soderzhanie i formy, razmyshlenija i re-komendacii. M., 2008.
5. Mitrofanova O.D. Nauchnyj stil' rechi: problemy obuchenija. M., 1976.
6. Morenko B.N., Babakova L.D., Voskerch'-jan O.M. Ispol'zovanie IKT kak sredstva motivacii ob-uchenija inostrannyh studentov // Sovremennye problemy mnogourovnevogo obrazovanija: sb. tr. IX Mezhdunar. nauch.-metod. simpoziuma. Rostov n/D.: Izd-vo DGTU, 2014. S. 196-200.
7. Morenko B.N., Babakova L.D., Voskerch'-jan O.M. [i dr.]. Aktivizacija navykov ustnoj rechi ino-strannyh slushatelej na zanjatijah po informatike // Aktual'nye voprosy izuchenija russkogo jazyka kak inostrannogo i problemy prepodavanija na russkom jazyke: sb. materialov IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Rostov n/D.: Izd-vo DGTU, 2014. S. 236-240.
8. Morenko B.N. Osobennosti testovogo kontrolja inostrannyh studentov po informatike // Jazyk, nauka i tehnika v sovremennom mezhkul'turnom prostranstve: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. internet-konf., posvjashh. 80-letiju DGTU. Rostov n/D., 2010. S. 154156.
9. Rogacheva T.D., Kondrat'eva I.A., Malina N.V. Ispol'zovanie novyh obrazovatel'nyh tehnologij kak sredstvo povyshenija urovnja obrazovannosti inostrannyh studentov // Mezhpredmetnye svjazi i pre-
emstvennost' v prepodavanii rechevedcheskih discip-lin: materialy dokladov i soobshhenij HH Mezhdunar. nauch.-metod. konf. SPb.: SPGUTD, 2015. S. 307-311.
Linguistic component of training modules in natural sciences for foreign students
The article deals with the issues of linguistic support of training modules of natural scientific disciplines, which are taught to foreign students of preparatory faculties at the stage of pre-university training in the relevant fields of study.
Key words: foreign students, Russian as a foreign language, natural sciences, linguistic support.
(Статья поступила в редакцию 18.04.2017)
н.ф. винокурова, о.В. Смирнова, с.в. Грибанов, м.ю. коршунов
(нижний новгород, Санкт-Петербург)
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВЕКТОР ИННОВАЦИЙ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Изложены актуальные вопросы модернизации школьного географического образования в контексте культуры и идей устойчивого развития. Рассмотрены новые ориентиры экологизации школьной географии, связанные с проникновением экогуманистических идей и идеалов в географию и становлением геоэкологического образования. Представлены и раскрыты методические подходы реализации школьного геоэкологического образования, основанные на системе коэволюционных ценностей и содержании геоэкологии.
Ключевые слова: образование в интересах устойчивого развития, геоэкологическое образование, коэволюционные ценности, экогу-манистическое мировоззрение, коэвоюцион-ные ценности.
Процессы демократизации, утверждающие отношение к человеку как высшей ценности социального бытия, принятие идеологии развития, предполагающей гармонизацию отно-
© Винокурова Н.ф., Смирнова O.B., Грибанов С.В., Коршунов М.Ю., 2017
шения человека и природы, явились предпосылками формирования в XXI в. новой образовательной парадигмы. Ее сущность составляют холистическая идея о единстве человека и природы, коэволюционная система ценностей, отражающая гармонию и «сотворчество» с природой, рациональный и созидательный характер природопользования.
В связи с этим очевидно, что необходимо учитывать и реализовывать в образовательной практике новые инновационные ориентиры. Целевые установки обучения, воспитание и развитие должны быть адекватны новой мировоззренческой парадигме XXI в., связанной с утверждением экогуманистической (коэво-люционной) системы ценностей, отражающих гармонию и «сотворчество» человека и природы [1]. Центральное место в структуре содержания образования должны занять такие области научного знания, в которых объект изучения и познавательная модель отражают диалектику взаимоотношений человека с целостным природным окружением, раскрывают органическую включенность человека в природные системы, изучают изменение природных систем человеком не только деструктивного, но, в первую очередь, конструктивного (созидательного) характера как образцов сотворчества человека и природы.
В наши дни происходит становление нового понятия - «экологическое образование в интересах устойчивого развития», которое задает новые ориентиры в деле экологизации географии:
• ориентация цели и содержания на усвоение идеи о холизме бытия, о единстве человека и вмещающего ландшафта, признание сопряженной эволюции человека и природных компонентов ландшафта;
• ориентация педагогических технологий на «жизненный» мир во всем его многообразии, а не только на мир науки;
• развитие пространственного экологического мышления, поскольку для человека XXI в. характерно резкое расширение пределов своего индивидуального сознания и зоны ответственности от личностного до этнического, государственного, планетарного;
• проблемная ориентация содержания (реальная экологическая проблема в ее пространственно-временных выражениях является центром интеграции содержания);
• методология субъектности (субъект, субъектный опыт, отраженная субъектность, единомножие форм субъектности), что спо-
кие науки -
собствует развитию личности, содействует личностному поиску - интеллектуальному, духовно-нравственному, практическому [2];
• созидательная направленность образования в контексте идеи жизнетворчества, которая объединяет содержательную цепочку развития идей экологического образования: охрана - рациональное использование - гармоничное природопользование;
• ориентация на «глубочайшее общение» в широком смысле в противовес идеологии борьбы, покорения, господства.
Следовательно, в XXI в. необходимо осуществить «прорывы» в деле экологизации школьной географии, преодолеть фрагментарность и мозаичность использования ее экологического потенциала, пополнить и уточнить его в русле идеологии устойчивого развития. Считаем, что консолидирующая роль в решении этой задачи принадлежит геоэкологическому образованию, которое отражает качественно новый этап экологизации школьной географии на идеях коэволюционного характера. Оно базируется на теории и методологии геоэкологии как «науки о компромиссах человека и природы» (А.Г. Исаченко).
Геоэкология - результат экологизации географической науки в контексте культуры устойчивого развития. Мировоззренческий потенциал геоэкологии определяется тем, что ее ключевыми задачами являются рассмотрение и оценка экологических отношений, которые складываются между мыслящим, живым и неживым веществом географической оболочки на основе категорий «пространство», «время», «человек», «деятельность» [4].
Генезис геоэкологии объясняет и становление геоэкологического образования, которое связано с проникновением экогуманисти-ческих идей и идеалов в географию; отображает экологизацию географического образования на методологическом уровне в контексте культуры устойчивого развития. Подобный генезис обеспечивает геоэкологическому образованию мощный мировоззренческий потенциал коэволюционного характера, который реализуется на основе ряда методологических подходов, идей, концепций, учений и понятий; создает целостную систему мировоззренческих установок на устойчивое развитие человечества на различных территориальных уровнях в единстве с природными основами жизни.
образование в интересах устойчивого развития сопряжено с представлениями об устой-
чивом обществе и человеке, обладающем новыми моделями познания, поведения, ко-эволюционными ценностями. Следовательно, культура устойчивого развития - это синкретическое понятие. Она заключает в себе основополагающие черты современной эпохи, связанные с переходом человечества на путь устойчивого развития на базе общественного интеллекта, высоких духовно-нравственных и волевых человеческих качеств жителей нашей планеты (Н.М. Мамедов, А.И. Субетто, А.Д. Урсул).
Культура устойчивого развития - это способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей в окружающей среде на основе осмысления и конструктивно-творческого созидания в контексте новых мировоззренческих идей, связанных с устойчивым развитием (Н.М. Мамедов, Н.Ф. Винокурова) [1]. Данная культура базируется на инновационных моделях познания и поведения, ценностных ориентациях:
- человековключающих моделях познания современной постнеклассической науки, в которых человек вписывается в социоприрод-ное окружение, составляя с ним единое целое;
- коэволюционных отношениях, ориентированных на искусство жить вместе, содействуя толерантности и эмпатии;
- конструктивизме деятельности, когда конструирующий человек и конструируемый мир составляют процессуальное единство, взаимосвязанный мир (Н.Ф. Винокурова) [2].
Важнейшей составной частью культуры устойчивого развития является информационная грамотность, которую составляют знания, позволяющие формировать единую информационно-коммуникативную среду. Формирующееся информационное общество предлагает беспрецендентные перспективы кооперации в культурной сфере. Единая информационно-коммуникативная среда может способствовать формированию культуры, основанной на методологии решения проблем перехода к устойчивому развитию. Важнейшим условием формирования единой информационно-коммункативной образовательной среды является создание и функционирование научно-образовательных центров. Один из подобных центров - центр «Образование в интересах устойчивого развития» - организуется на базе Мининского университета под руководством профессора Н.Ф. Винокуровой. Создание центра направлено на увеличение информативной и коммуникативной емко-
сти образовательной среды за счет создания и использования электронных образовательных ресурсов для школьного, высшего и дополнительного образования в условиях реальной педагогической деятельности, а также на развитие мобильности участников образовательного процесса путем проведения интерактивных научно-исследовательских и практических проектов и работ.
Культура устойчивого развития в геоэкологическом образовании реализуется на основе культурно-экологического, ландшафтно-средового, пространственно-временного и экогуманистического методологических подходов.
Культурно-экологический подход рассматривается нами как методологическое основание экологизации всей методической системы географического образования на основе познавательных, ценностных и деятельностных аспектов культуры устойчивого развития.
Ландшафтно-средовый подход является центральным. Он раскрывает вписанность человека в ландшафт, актуализацию того факта, что «бытие человека ландшафтно по существу, вне ландшафта человек немыслим» (B.C. Преображенский), а через человека как существо ландшафтное ландшафт выражает себя сам (М. Хайдеггер).
Понятие «ландшафт» является емким, многомерным, включающим духовные, природные и социальные составляющие. Ландшафт выполняет различные функции в жизнедеятельности человека (потенциал ландшафта). Он отражает субъективное, бытийное восприятие и имеет объектные и ценностные позиции: деструктивный ландшафт как зона экологического бедствия; культурный ландшафт как образец устойчивого гармоничного развития; национальный ландшафт как «эстафета поколений», в котором передаются накопленные веками этнокультурные традиции гармоничного взаимодействия человека с природой. Следовательно, ландшафтно-средовый подход имеет большое значение и должен занять центральное место в становлении геоэкологического образования как нового этапа экологизации географии. Его педагогическая суть состоит в том, что ландшафт как вещественный фрагмент реальной окружающей среды выступает целью, содержанием и средством геоэкологического образования. ландшафтно-средовый подход предполагает включение в географическое содержание понятий и учений, связанных с экологическим ландшафто-
ведением, ландшафтным планированием и формированием культурных ландшафтов.
Пространственно-временной подход обеспечивает раскрытие экологических процессов и проблем на различных территориях и с учетом их масштабности: глобальные, региональные, локальные, индивидуально-личностные. В основе этого подхода лежит концепция о геокультурном пространстве как системе конкретно-исторических, природных, экономических, духовных качеств, свойств и факторов земного пространства. Ключевыми геоэкологическими понятиями, связанными с этим подходом, являются «экологическая ситуация», «экологическая зона», «эколого-географическое положение», «экологический каркас территории», «природно-ресурсный потенциал территории», «территории устойчивого развития». Названные понятия являются фундаментальными в концепции устойчивого развития. Геоэкологическое образование в контексте названного подхода реализует идею «игры масштабами», уникальности места (Р. Хартшорна) и принцип «вживания» в экологическую ситуацию на основе сочетания чувственного и логического познания, способствует формированию образа территории и обеспечивает диалог культур на основе рассмотрения природосообразных традиций устойчивого развития различных народов и культур.
Экогуманистический подход отражает проникновение элементов экоцентрического сознания в гуманистическую парадигму географического образования. Он обеспечивает означивание категорий «ландшафт», «пространство» и «время» личностью (наделение их смыслом), способствует осмыслению и переосмыслению стереотипов опыта и поведения, исторического развития культуры и национальной индивидуальности в контексте идей устойчивого развития. основу составляет идея качества жизни. «Ядрами» интеграции экогуманистического содержания могут быть как реальные социоприродные объекты, так и экологические проблемы, которые возникают в результате взаимоотношения человека и среды его жизни. При этом экологическая проблема как новая социальная реальность современного социального развития отражает проблемно ориентированное содержание, способствуя становлению проблемности, диалектичности и прогностичности мышления как интеллектуального механизма решения проблем перехода к устойчивому развитию.
кие науки -
названные подходы должны стать методологическим ориентиром при разработке целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов геоэкологического образования как нового этапа экологизации географии в контексте культуры и идеологии устойчивого развития.
комплексный подход к обоснованию цели геоэкологического образования обеспечил понимание ее как многокомпонентной, состоящей из стратегической, технологической и личностно ориентированной целей. Стратегическая цель геоэкологического образования -становление экогуманистического коэволю-ционного мировоззрения. она отражает уникальные особенности геоэкологического видения мира, позволяющего выйти за пределы раздробленности классической географической культуры. Становление экогуманисти-ческого мировоззрения предполагает развитие его компонентов: мировосприятия, миропонимания, мирооценки и мироосвоения. Подчеркнем, что типология мировоззренческих позиций отражает процесс обогащения идеями экогуманизма ценностного отношения личности к миру. Он представлен четырьмя уровнями, которым соответствует определенная мировоззренческая позиция:
1) разобщенно-прагматичный (позиция потребителя);
2) неопределенно-диффузный (позиция наблюдателя);
3) возвышенно-полифонический (позиция сопереживателя);
4) обобщенно-гармонический (позиция созидателя).
Экологизированное содержание географического образования отражает процесс или результат взаимодействия человека и природы в пространстве и во времени. Оно представлено:
а) системой геоэкологических знаний, которые функционально полно отражают диалектику этого взаимодействия;
б) ценностно-нормативным и действенно-поступочными компонентами, входящими в когнитивный компонент контекстно.
Основой разработки геоэкологического содержания должно стать признание единства объектного и субъектного его аспектов, значения и смысла в диалектике их превращений друг в друга. Это отражает современный подход к развитию мировоззрения, когда достоверность научных знаний о мире и отношений человека к миру дополняется субъектным опытом как формой самопознания лич-
ности. В соответствии с этими идеями выделено четыре блока геоэкологического содержания: мотивационно-ориентировочный, информационно-объяснительный, методологически-операционный, смыслотворческий. Первый блок связан с актуализацией и рефлексией, второй - с типизацией и генерализацией, третий - с поиском инструментальных ориентиров, четвертый - с персонализацией и поиском смысла [2; 6].
Названные блоки содержания реализованы в учебниках для учащихся «Геоэкология окружающей среды», «Природопользование», «Глобальная экология». Идеология устойчивого развития как приоритет развития современного образования определяет использование особых педагогических технологий в геоэкологическом образовании.
важен переход от технологий репродуктивного характера, направленных на решение задач трансляции социального опыта и его закрепление в последующих поколениях, к технологиям творческого характера, связанных с трансформацией - изменением социального опыта природопокорительного характера, развития так называемого субъектного опыта изучения и решения реальных экологических проблем. Идеи гармонии и «сотворчества» человека и природы предполагают приоритет коммуникативных педагогических технологий, способствующих утверждению установок толерантного сознания, выработку эмпатии и терпимости к проявлению различных взглядов, любви и бережного отношения к природному и культурному окружению.
ведущее место занимают технологии проектного обучения Е.С. Полат, вероятностного обучения A.M. Лобка («погружение в ландшафт»), технологии проблемного и развивающего обучения. Важно использовать методы, направленные на развитие конкретной сферы экогуманистического мировоззрения: когнитивной (формирование мыслеобразов, экологических ассоциаций, генерализации), аффективной (эмпатии, толерантности, экологической рефлексии), волевой (методы экологической заботы и др.).
Важное место в педагогических технологиях отводится методу моделирования эко-лого-педагогических ситуаций изучения и развития опыта принятия решения по экологическим проблемам. Это сплав жизненных экологических ситуаций различного территориального ранга и психологических установок лич-
ности. Суть состоит в том, что при ее изучении необходимо проявление личностных функций в выявлении значения и личностного смысла экологического материала. Среди них особую роль играют ситуации нравственного взаимодействия, которые способствуют усвоению общественных норм, правил и требований, императивов, поиску новых решений и осуществлению природо- и культуросообразной деятельности в окружающей среде.
Эти методические идеи развития геоэкологического образования были реализованы преподавателями кафедры географии, географического и геоэкологического образования нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина при подготовке учебных пособий «Современные ландшафты нижегородской области», «Край, где я живу» (А.В. Зулхарнаева), «Моя Родина - Россия» (Н.Н. Демидова. О.А. Пана-сенкова, О.В. Смирнова), «Мыслить глобально - действовать локально» (Н.ф. Винокурова, Н.В. Мартилова) и др. Пространственная иерархичность интегрированного ценностно-деятельностного содержания геоэкологического образования реализуется в одноименных информационно-коммуникативных электронных учебных модулях.
Считаем, что на современном этапе экологизация школьной географии должна реали-зовываться на основе коэволюционных идей и содержания геоэкологии. Это позволит преодолеть фрагментарность и мозаичность обучения, а также обеспечит становление геоэкологического образования как инновационного вектора модернизации школьной географии в контексте культуры и идей устойчивого развития.
Список литературы
1. Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование для устойчивого развития: теоретико-концептуальный аспект // Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования: кол. моногр. Н. Новгород: Нац. исслед. Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2002. С. 93-114.
2. Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Нико-лина В.В. [и др.]. Природопользование. 10-11 классы: учеб. пособие для проф. классов общеобразо-ват. учреждений. М., 2007.
3. Грибанов С.В. Правовое воспитание студентов как основа правовой культуры на водном транспорте // Вестн. Волжской гос. академии водного транспорта. 2013. № 36. С. 165-170.
4. Грибанов С.В. Роль государства в урегулирование социальных конфликтов // Вестн. Волж-
педагогические науки
ской гос. академии водного транспорта. 2008. № 24. С. 35-37.
5. Грибанов С.В. Социальные конфликты в гражданском обществе // Вестн. Волжской гос. академии водного транспорта. 2006. № 19. С. 80-83.
6. Смирнова О.В., Дудышева A.A. Гражданско-патриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2015. № 6. С. 231-235.
7. Смирнова О.В. Изучение природного и культурного наследия России на уроках географии: методические основы // концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2015. № 1. С. 81-85.
8. Смирнова О.В., Федосеенко Т.В. Научно-географические основы становления понятия «природное и культурное наследие» в географическом образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 28.
* * *
Geoecological education is a vector of innovations of teaching geography in the context of ideas of sustainable development
The article deals with the topical issues of modernization of school geographical education in the context of the culture and ideas of sustainable development. The authors review the new guidelines for the greening of school geography associated with ecohumanistic ideas and ideals in geography and formation of geo-ecological education. The methodological approaches to the school geo-ecological education based on the co-evolutional values and the content of geoecology are under consideration in the article.
Key words: education for sustainable development, geoecological education, the co-evolutional values, ecohumanistic outlook, co-evolutional values.
(Статья поступила в редакцию 29.05.2017)
1. Vinokurova N.F. Geojekologicheskoe obrazo-vanie dlja ustojchivogo razvitija: teoretiko-koncep-tual'nyj aspekt // Metodologija i teoreticheskie osnovy jekologo-pedagogicheskogo obrazovanija: kol. mo-nogr. N. Novgorod: Nats. issled. gos. un-t im. N.I. Lo-bachevskogo, 2002. S. 93-114.
2.VinokurovaN.F., KamerilovaG.S., Nikolina V.V. [i dr.]. Prirodopol'zovanie. 10-11 klassy: ucheb. posobie dlja prof. klassov obshheobrazovat. uchrezhdenij. M., 2007.
3. Gribanov S.V. Pravovoe vospitanie studentov kak osnova pravovoj kul'tury na vodnom transporte // Vestn. Volzhskoj gos. akademii vodnogo transporta. 2013. № 36. S. 165-170.
4. Gribanov S.V. Rol' gosudarstva v uregulirova-nie social'nyh konfliktov // Vestn. Volzhskoj gos. akademii vodnogo transporta. 2008. № 24. S. 35-37.
5. Gribanov S.V. Social'nye konflikty v grazh-danskom obshhestve // Vestn. Volzhskoj gos. akademii vodnogo transporta. 2006. № 19. S. 80-83.
6. Smirnova O.V., Dudysheva A.A. Grazh-dansko-patrioticheskoe vospitanie v profil'nom geo-graficheskom obrazovanii: metodicheskie osnovy // Koncept: nauch.-metod. jelektron. zhurn. 2015. № 6. S. 231-235.
7. Smirnova O.V. Izuchenie prirodnogo i kul'-turnogo nasledija Rossii na urokah geografii: meto-dicheskie osnovy // Koncept: nauch.-metod. jelektron. zhurn. 2015. № 1. S. 81-85.
8. Smirnova O.V., Fedoseenko T.V. Nauchno-geograficheskie osnovy stanovlenija ponjatija «prir-odnoe i kul'turnoe nasledie» v geograficheskom ob-razovanii // Sovremennye problemy nauki i obrazo-vanija. 2015. № 4. S. 28.
А.В. штыроВ (Волгоград)
применение коэффициента значимости ассоциации в исследовании свободных ассоциативных рядов как средства диагностики первичной профессиональной компетентности студентов
В ходе диагностики первичной профессиональной компетентности студентов первого курса факультета историко-правового образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета проведен анализ построенных ими свободных ассоциативных рядов на слово-стимул «история». Кроме частотного метода, был применен экспериментальный метод определения коэффициента значимости ассоциации. Результаты показали эффективность его использования для уточнения данных, полученных частотным методом.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, студенты, педагогическое образование, опрос, ассоциативный эксперимент, ассоциативный ряд, коэффициент значимости ассоциации.
введение. Одним из распространенных методологических инструментов исследования в области психолингвистики, психологии, социологии и смежных дисциплин явля-
О Штыров A.B., 2017