УДК 37.02
ВИНОКУРОВА Наталья Федоровна
доктор педагогических наук, профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (г. Нижний Новгород, Россия)
ДЕМИДОВА Наталья Николаевна
доктор педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (г. Нижний Новгород, Россия)
demidovanngeo@yandex. ru
НЕПРЕРЫВНОЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ
Аннотация: в статье рассмотрены теоретико-методологические и методические аспекты становления геоэкологического образования в России и на примере Нижегородского региона. На основании ретроспективного анализа выделены преемственные этапы развития геоэкологического образования. Для каждого этапа определены своя специфика, модели познания, стратегия. Обоснован переход к модели непрерывного геоэкологического образования как образования, ориентированного на будущее, обеспечивающего переход к устойчивому, безопасному развитию. Охарактеризована нижегородская научная школа геоэкологического образования (руководитель Н. Ф. Винокурова). Отражены основные научные и прикладные исследования научной школы. В них определены методологические основы развития непрерывного геоэкологического образования в русле идей устойчивого развития с учетом региональной специфики эколого-образовательного пространства Нижегородской области, его целевые ориентиры, основы краеведческого содержания, модели и технологии реализации.
Ключевые слова: непрерывное геоэкологическое образование, целостное геоэкологическое образовательное пространство, нижегородская научная школа геоэкологического образования.
Vinokurova N., Demidova N.
CONTINUOUS GEO-ECOLOGICALCATION: REGIONAL CONCEPT
Abstract: the article deals with the theoretical-methodological and practical-methodological aspects of the formation of geo-ecological education in Russia and the Nizhny Novgorod region in particular. On the basis of retrospective analysis, the successive stages of development of geo-ecological education are identified. Each stage has its own specifics, cognitive models, strategies. The transition to the model of continuous geo-ecological education as a future-oriented education, ensuring the transition to sustainable, safe development is proved. The Nizhny Novgorod scientific school of geo-ecological education lead by N. F. Vinokourov is characterized. The main scientific and applied studies of the scientific school are presented. These studies give the methodological ba-
sis for the development of continuous geo-ecological education in accordance with the ideas of sustainable development, taking into account the regional specifics of the ecological and educational space of the Nizhny Novgorod region.
Key words: continuous geo-ecological education, holistic geo-ecological educational space, the Nizhny Novgorod scientific school of geo-ecological education.
Во всем мире идет интенсивный поиск новых стратегий и моделей образования XXI в., которые могли бы удовлетворять потребности нынешних и будущих поколений человечества. Появляются новые требования к его качеству -ориентация на самостоятельность, гибкость, инициативность, инновацион-ность. Растет осознание того, что образование невозможно завершить, современные реалии требуют от человека готовности и способности учиться в течение всей жизни. Принцип непрерывного образования, положенный в основу Федеральных образовательных стандартов, определяет его опережающий характер.
Новые ориентиры образования обусловлены стремительностью изменений в окружающем мире, изменений в системе ценностных установок современного постиндустриального общества. Его главной целью становятся благополучие и безопасность человека как носителя интеллектуальных ресурсов - главной движущей силы общественного прогресса. Безопасность и благополучие в будущем зависят от того, насколько этим озабочено современное поколение и какие конкретные действия предпринимаются для того, чтобы сохранить в окружающем мире условия полноценной жизни и плодотворной деятельности будущих поколений. То есть, заботясь о настоящем, необходимо создавать условия для устойчивого и безопасного развития в будущем. Для этого следует уже сегодня вести поиск не только новых источников энергии, новых технологий, но и соответствующих форм управления и образования.
Современная парадигма предусматривает переход к модели непрерывного образования, ориентированного на будущее. Цель непрерывного образования -подготовка человека к жизни в стремительно меняющемся обществе, к способности прогнозировать изменения и предотвращать нежелательное развитие событий, умение действовать в условиях непредсказуемых ситуаций. В то же время изменение целевых установок, внедрение инновационных педагогических технологий не снижают ценности и необходимости освоения знаний, накопленных человечеством, как фундамента образования, нацеленного на будущее.
Сказанное выше самым непосредственным образом относится к геоэкологическому образованию, играющему неоценимую роль в создании условий для перехода к устойчивому, безопасному развитию.
Генезис геоэкологии обеспечивает геоэкологическому образованию мощный мировоззренческий потенциал коэволюционного характера, который реализуется на основе ряда методологических подходов, идей, концепций, учений и понятий, создавая целостную систему мировоззренческих установок на устойчивое развитие человечества на разных территориальных уровнях в единстве с природными основами жизни. Ключевыми мировоззренческими идеями
построения геоэкологического образования являются идеи экоразвития: устойчивого развития, коэволюции, ноосферы.
В исследованиях Н. Ф. Винокуровой подчеркивается, что методологическое ядро геоэкологического образования составляют такие смыслообразующие универсалии культуры, как «пространство», «время», ландшафт», «человек», без которых немыслима мировоззренческая модель реального мира. Говоря о геоэкологическом подходе, она отмечает три важнейших особенности: экогу-манистическую сущность; холизм в раскрытии отношений человека и вмещающей территории; пространственно-временную панорамность в раскрытии геоэкологических процессов, ситуаций, проблем [5].
Процесс становления непрерывного геоэкологического образования необходимо рассматривать как многофакторный и этапный. Нами выделены три преемственных этапа. Для каждого этапа определены свои специфика, модели познания, стратегия [1; 12].
На первом этапе преобладала природоцентрическая модель, которой соответствовала природоохранная стратегия. Цель этапа - природоохранное просвещение. Географо-экологическое содержание объединялось вокруг понятий «антропогенный фактор» и «охрана природы». Природа рассматривалась как системное образование, на которое воздействовал внешний фактор (К. В. Паш-канг, Н. Н. Родзевич, В. А. Щенёв). Фрагменты природоохранного просвещения вводились в школьное и вузовское образование.
На втором этапе ведущая роль отводилась антропоцентрической модели и соответствующим стратегиям ресурсного и валеологического характера, раскрывающим особенности проявления «эффекта бумеранга». В. С. Преображенский отмечал, что на процессы экологизации того периода оказывали влияние: 1) традиционное натурцентристское, консервативное понимание экологических проблем. При таком рассмотрении человек и общество воспринимались лишь как возбудители, источники деградации природы; 2) экономоцентрическое понимание, при котором природу рассматривали лишь как источник ресурсов хозяйственной деятельности, на что были ориентированы действующие программы и учебники» [10].
Соответственно целью экологизированного географического образования на этом этапе стало вооружение обучающихся системой знаний, связанных с экологическими проблемами ресурсопользования и окружающей человека природной среды, состоянием физического и духовного здоровья. Ведущее место в содержании отводилось экологическим проблемам природно-ландшафтного, ресурсно-хозяйственного и антропогенного характера, отражающим экологические последствия влияния измененной природы на человека (И. И. Баринова, Т. П. Герасимова, В. П. Голов, Т. В. Кучер, В. М. Максаковский, Л. М. Панчешникова, Г. А. Понурова, Н. Н. Родзевич).
На современном этапе научно-теоретические тенденции экологизации, по мнению Н. М. Мамедова, связаны с углублением всестороннего отражения многомерного мира, формированием постнеклассической науки. По его мнению, происходит целостное изучение разнокачественных структур. Наука ориентируется на изучение явлений и процессов, непосредственно связанных с че-
ловеком и его деятельностью. Становление постнеклассической науки характеризуется появлением принципиально новых интегративных научных направлений. К числу таких направлений относятся эколого-ориентированные области знаний. В этом контексте особое значение имеет становление геоэкологии, которая возникла в результате синтеза географических знаний и теории устойчивого развития на основе экогуманистических идей (Н. Ф. Глазовский, Г. Н. Голубев, А. Г. Емельянов, И. А. Карлович, Б. И. Кочуров, В. С. Преображенский, Л. Л. Розанов). Параллельно со становлением геоэкологии как научной области знаний разрабатываются педагогические аспекты геоэкологического образования (Н. Ф. Винокурова, Н. Н. Демидова, В. П. Голов, Г. С. Камерилова, Т. С. Комиссарова, В. В. Николина, Н. Н. Родзевич, М. В. Рыжаков, В. Д. Сухоруков).
Геоэкологическое образование базируется на инновационных моделях познания и поведения, коэволюционных ценностных ориентациях:
- человековключающих моделях познания современной постнеклассиче-ской науки, в которых человек вписывается в пространственно дифференцированное социоприродное окружение, составляя с ним единое целое (геоэкосо-циосистемах);
- коэволюционных отношениях, ориентированных на искусстве жить вместе, содействуя толерантности и эмпатии;
- конструктивизме деятельности, когда конструирующий человек и конструируемый мир составляют процессуальное единство, взаимосвязанный мир [2].
Важным условием решения проблемы развития геоэкологического образования является создание целостного геоэкологического образовательного пространства, в котором усилия различных ступеней образовательной системы создавали бы синергетический эффект.
Особая роль в этом контексте принадлежит непрерывному региональному геоэкологическому образованию, которое, по образному выражению, «позволяет увидеть мир в капле воды, переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь». Поэтому именно оно существенно влияет на становление геоэкологической культуры как личностного феномена, создает условия для развития компетентностной личности, способной изучать и оценивать реальное экологическое состояние территории, разрабатывать пути решения конкретных экологических проблем.
С учетом традиций и инноваций в Нижегородской области на базе Мининского университета сложилась научная школа геоэкологического образования (рук. Н. Ф. Винокурова). Научная школа имеет инновационный опыт в области непрерывного геоэкологического образования, базирующегося на идеалах устойчивого развития.
Этапным исследованием научного коллектива стала монография «Геоэкологическое образование: методология, теория, методика» (6). В монографии определены методологические подходы, целевые ориентиры, интегративные основы геоэкологического содержания, модели и технологии его реализации. Выделены важнейшие методологические подходы, которые отражают общие
тенденции и ценности геоэкологического образования: культурно-экологический, ландшафтно-средовый, пространственно-временной и экогума-нистический (Н. Ф. Винокурова); целевые направления, связанные с формированием геоэкологической культуры (Н. Н. Демидова), экогуманистического мировоззрения (А. В. Хахина).
Социокультурным ориентиром для отражения научного знания в геоэкологическом образовании стало понимание науки как элемента культуры, а также сущности интеграционных процессов и условий их усвоения. В этой связи содержание должно иметь интегративный характер и отражать когерентность видов и ядер интеграции научного знания со стилевыми установками мышления. Принцип интеграции предполагает создание «интегративных ядер», доминант геоэкологического содержания, отражающих: общенаучную картину мира, модели познания, стилевые установки и функции мышления. Ядрами мор-фоструктурной интеграции являются объекты, предметы, понятия культурно-экологической среды. Проблемы являются интегративным ядром функциональной интеграции. Причем в содержании важно объединить тот и другой виды интеграции, поскольку они выполняют комплементарные функции в развитии мышления личности, которые, в свою очередь, являются базовыми для оценки, прогноза и творчества, согласно которому структурируется содержание, отражающее противоречивое единство человека и природы, диалектических взаимоотношений на конкретной территории. Кроме того, структура геоэкологического содержания отражает различные пространственно-территориальные ранги, реализует идею «игры масштабами», уникальности места (Р. Хартшорна).
Заложенные в монографии идеи получили развитие в дальнейших публикациях специалистов научной школы. В них определены методологические основы развития непрерывного геоэкологического образования в русле идей устойчивого развития с учетом региональной специфики эколого-образовательного пространства Нижегородской области, его целевые ориентиры, основы краеведческого содержания, модели и технологии реализации [3, 4, 6, 8, 9, 14, 15].
Современное осмысление вопросы регионализации получили в «Концепции изучения экологического краеведения в школах Нижегородской области» под редакцией Н. Ф. Винокуровой, Н. Н. Демидовой (2010) и учебном пособии «Экологическое образование и просвещение школьников Нижегородской области: программно-технологическое обеспечение» (Н. Ф. Винокурова, Н. Н. Демидова, 2017). Концепция, разработанная в русле идей устойчивого развития, реализует идею «встраивания» экологического краеведения в единую систему национального и глобального экологического образования [10]. В контексте пространственно-иерархического подхода к целостному эколого-образовательному пространству получают развитие общие культурологические, экогуманистические, деятельностные ориентиры геоэкологического образования. Теоретические и методические основы авторской концепции позволяют реализовать учебные программы по экологическому краеведению обучающих-
ся дошкольных учреждений, начальной, основной и старшей школ, учреждений дополнительного образования Нижегородской области [12, 16].
Выделены и описаны особенности внутрипредметной, межпредметной и проблемной моделей реализации геоэкологического образования в соответствии с тремя уровнями экологизации науки (по Н. М. Мамедову).
Внутрипредметная модель предполагает экологизацию образовательных курсов за счет введения в их содержание понятий, терминов, идей геоэкологического характера, а также систематизацию регионального геоэкологического материала. При этом объединяющими интеграционными положениями являются: идеи экоразвития, геоэкологические понятия, проблемы, виды деятельности.
Для развития аффективной сферы содержание обогащается реальными экологическими ситуациями и проблемами различного территориального ранга, заставляющими обучающихся, опираясь на нравственный и экологический императив, осознать самоценность природы, сделать определенный экологически ответственный выбор.
Для развития коэволюционных ценностных ориентаций важно использование «методов погружения» в ландшафт в процессе экскурсий, сочетание логических и внелогических методов познания, проведение обобщающих уроков, экологических модулей по проблемам экологического ландшафтоведения. Для развития волевой сферы в содержание вводятся дополнительные практикумы на местности.
Междисциплинарная модель геоэкологического образования реализуется через систему интегрированных геоэкологических курсов, которые обеспечивают целостность геоэкологического видения мира и связаны между собой по принципу преемственности. На начальном этапе интегрирующую роль призваны сыграть курсы «Окружающий мир» и «Ознакомление с окружающим миром», имеющие холистический потенциал. Понятие «мир» выступает центром развития у учащихся пространственного видения на основе доминирования эмоционально-ценностного восприятия, интуитивно-образного мышления. Важно создать целостный опорный образ единства человека с природными основами жизни на различных территориях на основе: персонификации, метода экологических ассоциаций, художественной репрезентации, мозаики примеров из различных регионов мира, на основе идей как образа будущего.
В рамках научной школы организуются курсы повышения педагогического мастерства для творчески работающих педагогов. В процессе обучения происходит их знакомство с новейшими теоретико-методологическими подходами и научно-методическими разработками в области геоэкологического образования. Направленная работа ведется на экспериментальных площадках, функционирующих при лаборатории экологического образования, кафедрах географии, географического и геоэкологического образования, экологического образования и рационального природопользования. Планово осуществляется подготовка магистрантов по направлению «Педагогическое образование», профилю «Геоэкологическое образование». Осуществляется конструктивное сотрудничество со специалистами Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России.
Список литературы
1. Винокурова, Н. Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации // География в школе. 2012. № 5. С. 15-17.
2. Винокурова Н. Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования: теоретико-методологические основы и методика реализации // Теория и методика обучения географии: история и современные направления развития. СПб., 2004. С 18-25.
3. Винокурова, Н. Ф., Камерилова Г. С., Николина В. В. Лес и человек: Учеб. пособие. М.: Дрофа, 2008.
4. Винокурова Н. Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной географии: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 406 с.
5. Винокурова Н. Ф. Экология и географическое образование // Экологическое образование: концепции и методические подходы / Под ред. Н. М. Мамедова. М., 1996. С. 43-47.
6. Винокурова, Н. Ф. , Демидова Н. Н. Культурно-экологическая образовательная среда - новое образовательное пространство // Материалы ежегодной научно-практической конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». 2017. Т. 4. С. 92-97.
7. Геоэкологическое образование: методология, теория, методика [Коллективная монография] / Под ред. Н. Ф. Винокуровой, Н. Н. Демидовой. Нижний Новгород, 2007. 160 с.
8. Геоэкология окружающей среды. 10-11 классы / Н. Ф. Винокурова [и др.]. М.: Вен-тана-Граф, 2010. 136 с.
9. Демидова Н. Н. Теория и методика формирования геоэкологической культуры школьников средствами географии: Дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2012. 346 с.
10. Изучение экологического краеведения в школах Нижегородской области: концепция и учебные программы / Под ред. Н. Ф. Винокуровой, Н. Н. Демидовой. Нижний Новгород, 2010.
11. Преображенский В. С. Поиск в географии: книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. 224 с.
12. Разработка учебно-методических материалов по реализации программы формирования культурно-экологической образовательной среды региона / Н. Ф. Винокурова, Н. Н. Демидова, А. В. Зулхарнаева // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2).
13. Теория и методика геоэкологического образования: Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Винокуровой, Н. Н. Демидовой. Ч. 1. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013.
14. Экологическое краеведение Нижегородской области: Учеб. пособие / Н. Ф. Винокурова, Н. Н. Демидова, А. В. Зулхарнаева и др. // Нижний Новгород: ООО «Типография Поволжье», 2011.
15. Экологическое краеведение Нижегородской области: Метод. пособие для учителя / Н. Ф. Винокурова, Н. Н. Демидова, А. В. Зулхарнаева, Н. В. Мартилова. Нижний Новгород: ООО «Типография Поволжье», 2011.
16. Экологическое образование и просвещение школьников Нижегородской области: программно-технологическое обеспечение: Учеб. пособие / Н. Ф. Винокурова, Н. Н. Демидова. Нижний Новгород, 2017.