Научная статья на тему 'Культурно-экологический подход в географическом образовании и его реализация в геоэкологическом кружке'

Культурно-экологический подход в географическом образовании и его реализация в геоэкологическом кружке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CULTURAL AND ECOLOGICAL APPROACH / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ENVIRONMENTAL NATURE OF GEOGRAPHICAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК / GEOECOLOGICAL CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Асташина Дарья Александровна, Фадеева Екатерина Александровна

Рассматривается культурно-экологический подход, который способствует экологизации географического образования на методологическом уровне в контексте идей экологической культуры. Представлены теоретико-методологические аспекты данного подхода и образовательная практика его реализации в геоэкологическом кружке краеведческого характера. Раскрыта сущность культурно-экологического подхода и особенности изменений целевого, содержательного и технологического компонентов географического образования в его контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Асташина Дарья Александровна, Фадеева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the cultural and ecological approach, which promotes environmental geographical education at the methodological level in the context of the ideas of the ecological culture. It presents the theoretical and methodological aspects of this approach and the educational practice of its implementation in the local lore geoecological club. It describes the essence of the cultural ecological approach and the features of changes in the target, content and technological components of geographical education in its context.

Текст научной работы на тему «Культурно-экологический подход в географическом образовании и его реализация в геоэкологическом кружке»

Integrated projects as the means of development of metadisciplinary learning outcomes for schoolchildren

The article deals with the issue of formation of metadisciplinary learning outcomes, the role of project-based learning in their formation based on the integrative approach. The content of the universal nature of project skills of students is under consideration. The authors describe the features of the organization of integrated projects at the content and technological levels, give examples of integrated projects.

Key words: metadisciplinary learning outcomes, metadisciplinary contents of education, project skills, universal learning activities, project-based learning, integration, integrated projects.

(Статья поступила в редакцию 14.06.2018)

н.ф. винокурова, д.А. асташина,

Е.А. фАдЕЕвА (Нижний Новгород)

КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД в ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ КРУЖКЕ

Рассматривается культурно-экологический подход, который способствует экологизации географического образования на методологическом уровне в контексте идей экологической культуры. Представлены теоретико-методологические аспекты данного подхода и образовательная практика его реализации в геоэкологическом кружке краеведческого характера. Раскрыта сущность культурно-экологического подхода и особенности изменений целевого, содержательного и технологического компонентов географического образования в его контексте.

Ключевые слова: культурно-экологический подход, экологизация географического образования, экологическая культура, геоэкологический кружок.

В условиях неблагоприятной экологической ситуации становление экологически культурного человека рассматривается как стратегическая цель и высшая ценность современно-

го образования. Эта задача решается в процессе реализации экологического образования и внедрения его идей в другие предметные области [1; 3; 5]. О значении экологического образования в современном обществе писал академик Н.Н. Моисеев, столетие со дня рождения которого в этом году отмечало научное сообщество. в своих работах он обращал внимание на то, что экологическое образование должно стать «становым хребтом» любого современного образования и ориентироваться на формирование экологической культуры, базирующейся на понимании особенностей взаимоотношений человека и природы, экологических ценностях и экологически ориентированном поведении [7]. Это предполагает включение культурно-экологических идей во все направления модернизации отечественного образования, придание этим идеям роль системообразующего, доминирующего фактора. в рамках данной образовательной стратегии культурно-экологический подход становится важным методологическим основанием модернизации отечественного образования [2; 8]. К числу важнейших факторов реализации культурно-экологического подхода, отражающих общую стратегию развития образования, отнесены:

• ориентация цели образования на становление культурного человека;

• экологизация как системообразующее направление модернизации всех образовательных систем в эпоху глобального экологического кризиса;

• ориентация образования на реальный «жизненный мир», многие объекты которого являются результатом «сотворчества» человека и природы и выступают культурно-экологическими феноменами [3-5].

География как наука и образовательная область обладает значительным культурно-экологическим потенциалом. в государственном образовательном стандарте и концепции географического образования подчеркивается, что школьная география призвана внести вклад в формирование как общей культуры в целом, так и экологической культуры в частности. Данная проблема нашла отражение в ряде педагогических и методических исследований [1; 2; 6]. Это предполагает обогащение всех компонентов методической системы школьного географического образования культурно-экологическими идеями. Решение данной задачи связывается с реализацией культурно-экологического подхода.

© Винокурова Н.ф., Асташина Д.А., Фадеева Е.А., 2018

Культурно-экологический подход рассматривается нами как методологическое основание экологизации географического образования в русле экологической культуры [2]. При реализации культурно-экологического подхода в географическом образовании качественным образом изменяется вся методическая система. Целевой компонент ориентирует географическое образование на переход от «человека знающего» к «человеку культурному» и предполагает формирование экологической культуры. Мы разделяем мнение о том, что экологическая культура представляет собой целостную систему, функционирование которой основано на гармоничном взаимодействии всех сфер сознания личности: когнитивной, аффективной, волевой. В связи с этим важным условием формирования экологической культуры является включение обучающихся в познавательную, коммуникативную и практико-ориентированную деятельность [2; 3].

Культурно-экологический подход применительно к решению проблемы отбора содержания предполагает включение материала, который бы обеспечивал изучение объектов реальной социоприродной среды «мыслью и сердцем», в единстве познания, общения и сопереживания, действия. Центральное место в содержании образования должны занять такие области знания, которые изучают взаимоотношения человека и природы. К подобным экологоориентированным областям знания относят геоэкологию как экологизированную географию, объектом изучения которой являются процесс и результат антропогенного воздействия на компоненты природы. Особо отметим, что отбор содержания образования с учетом культурно-экологического подхода должен осуществляться по логике «культура -содержание образования», т. е. с использованием всех «языков» культуры (наука - искусство - этика и др.), в противовес жесткой детерминации «наука - содержание образования». Следовательно, в содержании образования будут выделяться познавательный, коммуникативный практический блоки, включающие контекстное личностно ориентированное содержание, поскольку культура представляет собой как общественный, так и личностный феномен.

важное место уделяется структуре содержания. Структура содержания должна предполагать следующую последовательность: а) самоидентификацию личности, ее причастность к тому или иному объекту, культурно-экологическому феномену (например, компоненту городского ландшафта, ландшафту сель-

ской местности, природному и культурному наследию и др.); б) раскрытие причин, сущности, экологических последствий проявления экологических проблем; в) культурно-созидательную перспективу, включая информацию о путях решения экологических проблем.

Культурно-экологический подход определяет специфику и технологического компонента, который должен предусматривать включение обучающихся в познавательную, коммуникативную и практическую деятельность.

Подобные требования к реализации культурно-экологического подхода базируются на идеях культурно-экологической антропологии как нового направления в культурологии, идеях экологической психологии и педагогики, геоэкологии и культурной географии, педагогических идеях о становлении человека культуры, развивают теорию и методику экологизации географического образования на методологическом уровне в русле экологической культуры.

В Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. минина в рамках магистерской программы «Геоэкологическое образование» решается проблема методической подготовки магистрантов к осуществлению педагогической деятельности по формированию экологической культуры учащихся средствами географического образования. Магистры разрабатывают и внедряют в практику школьного обучения различные инновационные образовательные продукты, способствующие становлению экологической культуры, в том числе программы элективных курсов и кружков, на основе использования культурно-экологического подхода. В данной статье представлена разработка геоэкологического кружка «Спасем чистоту вод Нижнего Новгорода», программа которого реализует культурно-экологический подход в школьной практике. Программа геоэкологического кружка рассчитана на учащихся 89-х классов общеобразовательной школы. Данный курс, реализуя культурно-экологический подход, направлен на достижение цели, связанной со становлением экологической культуры личности как важнейшего фактора обеспечения устойчивого развития территории. Содержание курса состоит из введения и двух разделов «общие представления о проблеме загрязнения вод Нижнего Новгорода» и «Познаю, планирую, действую».

В таблице на с. 69 представлено примерное тематическое планирование геоэкологического кружка «Спасем чистоту вод Нижнего Новгорода», основанное на понимании не-

Примерное тематическое планирование геоэкологического кружка «Спасем чистоту вод Нижнего Новгорода»

Раздел Блоки

теоретический практический коммуникативный

Введение. Мое отношение к поставленной проблеме Универсальное значение воды для человека и моей жизни: от глобального представления к локальному действию Создание рисунков, фоторабот по темам «Я - нижегородец», «Вода в моем городе: "здоровая" и"больная"» Беседа-размышление на тему «Природная вода охватывает и создает всю жизнь человека (В.И. Вернадский)»

Воды Нижнего Новгорода и нижегородцы: научно-географический, нравственно-эстетический аспекты. Вода и здоровье Работа с географо-историческими документами, учебной литературой, интернет-источниками, картами Нижнего Новгорода для выявления культурно-исторического и экологического значения природных вод города Создание видеоролика «Реки Нижнего Новгорода и человек: прошлое и настоящее»

Раздел 1. Общие представления о водах Нижнего Новгорода: ориентируюсь, понимаю и включаюсь в деятельность Расположение основных водотоков на территории Нижнего Новгорода. Подземные воды. Состояние родников Работа с контурной картой Нижнего Новгорода. Изображение на контурной карте основных водотоков города и родников Подготовка сообщения «Многообразие вод моего района»

Экологические проблемы вод Нижнего Новгорода. Их причины. Последствия экологических проблем в жизни человека Исследовательская работа. Выявление состояния качества вод ближайшего к школе водного объекта Игра-драматизация. Круглый стол специалистов на тему: «Экологическое состояния вод моего района: кто виноват и что делать?»

Особенности воздействия человека на воды города. Значение экологической культуры населения Анкетирование населения Нижнего Новгорода на предмет информированности о степени загрязнения вод города и способах борьбы с проблемой Обработка полученных данных в результате анкетирования. Подготовка и обсуждение памятки о культуре водопользования в городе

Виды загрязнения вод Нижнего Новгорода: мое отношение и оценка Создание и распространение среди населения информационных буклетов по мерам борьбы с проблемой загрязнения вод города Подготовка выступления на школьном совете с докладом «Спасем чистоту вод Нижнего Новгорода!»

Культура экологического поведения населения города относительно проблемы загрязнения вод Нижнего Новгорода Открытая информационная акция для населения «Вода - сокровище природы» Создание видеоролика «Нижний Новгород за чистоту воды!». Распространение материала акции в соцсетях

Раздел 2. Оцениваю, плани- Очистка ближайшего водного объекта силами школьников, родителей и населения Открытая практическая акция для населения «Чистота вод - дело рук каждого!» Создание информационных стендов и видеоматериалов для общественного пользования. Размещение их в социальных сетях для привлечения внимания к проблеме

рую, действую Оценка личного вклада в решение поставленной проблемы Повторное анкетирование населения Нижнего Новгорода на предмет информированности о степени загрязнения вод города и способах борьбы с проблемой Определение эффективности проведенных мероприятий

изучение результатов деятельности в рамках поставленной проблемы Подведение итогов. Обобщение информации о проделанной работе защита проекта на тему «Спасение чистоты вод моего родного города в наших руках»

обходимости включения теоретического, коммуникативного и практического блоков как условия формирования экологической культуры учащихся.

Программа геоэкологического кружка «Спасем чистоту вод Нижнего Новгорода» решает три задачи развития личности школьника.

1. «Мое отношение к поставленной проблеме». Эта часть предполагает вхождение в проблему, ее чувственное восприятие учащимся.

2. «Общие представления о проблеме качества вод своего города». В этой части предполагается подробное изучение данной проблемы в рамках Нижнего Новгорода, пополнение геоэкологических знаний, развитие ценностного отношения учащихся, а также привлечение к проблеме населения города (родителей школьников, их знакомых и друзей).

3. «Познаю, планирую, действую». Данная часть преследует цель практического включения учащихся в борьбу с поставленной проблемой, реализации собственных проектов, направленных на повышение экологической культуры населения.

В заключение отметим, что культурно-экологический подход и его реализация в геоэкологическом кружке, отвечая требованиям, предъявляемым к современному образованию, способствует реализации в современном обществе идей становления экологической культуры как важнейшего фактора устойчивого развития территорий различного пространственного ранга. Материалы статьи могут быть использованы в школьной практике для решения задач формирования экологически значимых качеств личности.

Список литературы

1. Васильев C.B. Экологическое образование школьников при обучении географии: моногр. СПб., 2003.

2. Винокурова Н.ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования // Теория и методика обучения географии: материалы межвуз. науч.-практ. конф.: сб. ст. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2004. С. 12-15.

3. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития // Образование и наука. 2016. № 5(134). С. 25-40.

4. Глуздов В.А., Винокурова Н.Ф., Николи на В.В. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода // География и экология в школе XXI века. 2004. № 4. С. 42-47.

5. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. 2010. № 9. С. 38-44.

6. Лощилова А.А. Развитие экологической ответственности у учащихся восьмого класса средствами элективного курса по географии // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2012. № 7(122). С. 229-233.

7. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М., 1996.

8. Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Камери-лова Г.С. [и др.]. Нижегородская научная школа непрерывного экологического образования // Высшее

образование в России. 2011. № 7. С. 46-52. * * *

1. Vasil'ev C.B. Jekologicheskoe obrazovanie Shkolnikov pri obuchenii geografii: monogr. SPb., 2003.

2. Vinokurova N.F. Kul'turno-jekologicheskij pod-hod v modernizacii geograficheskogo obrazovanija // Teorija i metodika obuchenija geografii: materialy mezhvuz. nauch.-prakt. konf.: sb. st. SPb.: Ros. gos. ped. un-t im. A.I. Gercena, 2004. S. 12-15.

3.Vinokurova N.F., Nikolina V.V., Efimova O.E. Metodologicheskie osnovy formirovanija jekologi-cheskoj kul'tury shkol'nikov na osnove idej jekorazvi-tija // Obrazovanie i nauka. 2016. № 5(134). S. 25-40.

4. Gluzdov V.A., Vinokurova N.F., Nikolina V.V. Koncepcija jekologicheskogo obrazovanija uchashhih-sja Nizhnego Novgoroda // Geografija i jekologija v shkole XXI veka. 2004. № 4. S. 42-47.

5. Zahlebnyj A.N., Dzjatkovskaja E.N. Modeli soderzhanija jekologicheskogo obrazovanija v novoj shkole // Pedagogika. 2010. № 9. S. 38-44.

6. Loshhilova A.A. Razvitie jekologicheskoj ot-vetstvennosti u uchashhihsja vos'mogo klassa sred-stvami jelektivnogo kursa po geografii // Vestn. Tom. gos. ped. un-ta. 2012. № 7(122). S. 229-233.

7. Moiseev N.N. Jekologija i obrazovanie. M., 1996.

8.Nikolina V.V., VinokurovaN.F.,Kamerilova G.S. [i dr.]. Nizhegorodskaja nauchnaja shkola nepreryv-nogo jekologicheskogo obrazovanija // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 7. S. 46-52.

Cultural and ecological approach in geographical education and its implementation in the geoecological club

The article deals with the cultural and ecological approach, which promotes environmental geographical education at the methodological level in the context of the ideas of the ecological culture. It presents the theoretical and methodological aspects of this approach and the educational practice of its implementation in the local lore geoecological club. It describes the essence of the cultural ecological approach and the features of changes in the target, content and technological components of geographical education in its context.

Key words: cultural and ecological approach, environmental nature of geographical education, ecological culture, geoecological club.

(Статья поступила в редакцию 09.06.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.